Статья "Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"
Оценка 4.6

Статья "Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
русский язык
Взрослым
26.03.2019
Статья "Требования  к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"
Системно-деятельностный метод обучения. Требования нового стандарта не являются чем-то новым для практикующих учителей, но все же вызывают вопросы. Как спроектировать урок? Какие методы и приёмы работы будут эффективными, какие формы организации деятельности учащихся применять на уроках? Задача системы образования состоит в том, чтобы научить детей учиться. В связи этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий.
Доклад на МО.doc
Требования  к современному уроку.  Формирование УУД как условие реализации  системно­деятельностного подхода в обучении учащихся Учитель русского языка и литературы – Абдуллаева Л.Т.   «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к  тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод  обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него  детская забава…» — писал немецкий педагог­демократ XIX в.  Адольф  Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными  для развития образования XXI веке. ФГОС: изменение требований к образовательному результату:  Предметные (основы системы научных знаний; опыт  «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания);  Метапредметные   (усвоенные межпредметные понятия и  УУД; управление своей деятельностью, самостоятельность; речевая  деятельность, навыки сотрудничества;              работа с информацией;  сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.);  Личностные   (внутренняя позиция школьника, самоуважение,  самооценка; мотивация; способность к решению моральных проблем; оценка  своих поступков и т.д.)   Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения  является системно­деятельностный подход, обеспечивающий:  формирование готовности личности к саморазвитию и  непрерывному образованию;  проектирование и конструирование социальной среды развития  обучающихся в системе образования;   активную учебно­познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных  возрастных, психологических и физиологических особенностей  обучающихся.         Естественно, возникает вопрос: что такое системно­деятельностный  подход? Системно­деятельностный подход — это организация учебного процесса, в  котором главное место отводится активной и разносторонней, в  максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности  школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является  постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию  действия. Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся.  В процессе деятельности  обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.   Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в  деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно­ деятельностный подход. Обратимся к теории данного подхода. Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого­ педагогический фундамент, свою научную школу. Системно­деятельностный  подход ориентируется на отечественную советско­российскую психолого­ педагогическую науку и уходит корнями в культурно­историческую теорию  известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его  ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич  Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич  Давыдов,  Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в  течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.        Ключевое место  в системно­деятельностном подходе занимает категория «деятельности», а деятельность сама рассматривается как своего рода  система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие  взаимосвязанные между собой  структурные элементы деятельности  как  системы. 1.Мотивация.             2. Затруднение.             3. Самооценка.             4. Самоконтроль.             5. Реализация проекта.             6. Пробное действие. Структура учебной деятельности, исходя из методологической  версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон.) При организации деятельности надо учитывать психолого­возрастные и  индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим  особенностям формы деятельности. Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой  дидактических принципов: 1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания  не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы  своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно  участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному  формированию его общекультурных и деятельностных способностей,  общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми  ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися  обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом  себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой  науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна  предложить ученику возможность освоения содержания образования на  максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития  возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально  безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех  стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на  уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей  педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися  способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному  принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое  начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного  опыта творческой деятельности. Сравним урок в режиме дея тельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает  совершенствование урока­ основной формы организации обучения. С  помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке? Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие  технологии, как: ­   Информационные  и коммуникативные технологии (коммуникация –  общение) ­ Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач,  практически значимых для изучения окружающего мира) ­Технология, основанная на реализации проектной деятельности ­Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения  ­Технология деятельностного метода – Деятельностный метод — метод, при котором ребёнок не получает знания в  готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно­ познавательной деятельности. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к  миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю — не знаю», «умею  — не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю»,  «пробую и делаю». Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,  необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их  познавательную деятельность – в этом функция учителя. Системно­деятельностный  подход определяет требования к  современному уроку: 1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены  конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны  знать, какие конкретно знания и умения следует освоить в процессе урока.  Также они должны быть ознакомлены с планом достижения поставленных  задач. 2. Мотивация. Учитель должен вызвать интерес (как самый  действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к  достижению конечного результата. 3. Практическая значимость знаний и умений. Учитель должен  продемонстрировать возможность применения получаемых знаний и умений в  практической деятельности школьников. 4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым  обучающимся. На уроке должны быть качественно отработаны знания,  определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть  подвергнуты контролю, вся остальная информация может носить  вспомогательный характер и не создавать перегрузок. 5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков. 6. Построение каждого этапа урока по схеме: "задача – деятельность  обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня  выполнения". Использование разнообразных приемов организации учебной  деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных  особенностей. 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на  каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачи должно  контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированного  объема материала каждым обучающимся и преодоления возникших  трудностей. 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в  процессе работы с различными источниками информации. 9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику  говорить и осваивать нормы работы в коллективе. 10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как  средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей  деятельности. 11. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся,  способствующая формированию положительной учебной мотивации. 12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. 13. Минимализация и вариативность домашнего задания. Задание на  дом должно охватывать только содержание знаний, определенных  образовательным стандартом. Подразумевается возможность выбора заданий  для отработки тех или иных умений. 14. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке. Для анализа урока с использованием системно­деятельностного  подхода можно использовать специальный бланк. Литература и источники Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011­  (серия «Стандарты второго поколения»). Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от  действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г.  Асмолова. М., Просвещение, 2011­ (серия «Стандарты второго поколения»). Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России.­ М.,  Просвещение, 2011­ (серия «Стандарты второго поколения») Асмолов А. Г. Системно­деятельностный подход к построению  образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.­2008.­  №2.   Воронцов   А.Б. «Я могу построить урок» ­ «Школа Львова», Москва

Статья "Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования  к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования  к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования  к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования  к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования  к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"

Статья "Требования  к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019