Мотивация учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ГИА по русскому языку.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык +1
Взрослым
09.02.2019
Вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное.
В чём же причины такого явления?
Мотивация учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по русскому языку .doc
Масленникова Т.А.
учитель русского языка и литературы
Мотивация учащихся с низкими учебными
возможностями при подготовке к ГИА
по русскому языку.
Вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще
мы, учителя,
отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для
подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и
невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё
услышанное.
В чём же причины такого явления?
1. К наиболее распространённой следует отнести неумение учиться и преодолевать
трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий
специальных умений и навыков, а также немалой силы воли.
2. На второе место следует поставить громадность и сложность материала, подлежащего
усвоению и запоминанию.
Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А
между тем вокруг него кипит многоцветная, полная разных соблазнов жизнь. Среди
отвлекающих школьника соблазнов можно назвать телевизор,
компьютер с
захватывающими играми«стратегиями».
. Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях тоже негативно
влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их
собственным печальным школьным опытом.
Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них легко
устранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться,
но и пробудить в них жажду познания?
Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельности учащихся с низкими
учебными возможностями на уроках русского языка с целью повышения качества
образования по данному учебному предмету, определила для себя основные задачи:
Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных
действий, необходимым им для преодоления трудностей познавательной
деятельности и усвоения всего программного материала, а также для подготовки к
государственной (итоговой) аттестации по предмету.
Внедрить в практику своей работы такие педагогические технологии, методы и
приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании родному
русскому языку, позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и
исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение
определённых результатов.
В душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и
взаимопротиворечащие мотивы. Задача моя как учителя (и весьма непростая) заключается
в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебнопознавательной деятельности. С этой целью использую имеющуюся в
современной педагогике следующую систему стимулов:
1.
2.
3.
Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности.
Новое, до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное – всегда
притягивают воображение и стимулируют познание. Задача учителя – всегда, в
любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить
новое, неизвестное. Использование на уроках русского языка приёмов технологии
развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ позволяет
организовать работу с обучающимися по поиску нового, неизвестного.
Практическая значимость и польза для самих школьников. Зададим себе
вопрос: зачем ученику необходимо овладеть лингвистической, языковой,
коммуникативной и культуроведческой компетенциями? Школьников всё
меньше убеждают соображения о том, что им это нужно «для общего
образования» или что они просто «обязаны» учиться! Учитель должен помнить,
что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал
для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для
общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в
обществе. Анкетирование обучающихся 511 классов (24 респондента) показало,
что у школьников преобладают именно социальные мотивы учебной деятельности
(широкий: «Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии» и узкие: «Учусь
потому, что хочу получать хорошие отметки», «Учусь потому, что нравится
учитель»).
Противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, в
частности, со взаимоисключающими сведениями о какомлибо предмете или
взаимно исключающими объяснениями некоторого процесса, у него возникает
эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить,
конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать
школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение
– одна из педагогических технологий, способная стимулировать «мотивацию
содержания» обучения.
4.
Оценка. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому
при оценивании всегда учитываю факторы личностного роста ученика,
достижение им конкретных результатов.
Ситуация успеха, комфорта – наиболее эффективный стимул познавательной
деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и отмечен и
учителем, и самим учеником.
Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой
аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой
(КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет ресурсами. Далее
корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я
убеждена, что подготовка к итоговой аттестации процесс длительный. Начинать работу
нужно не с 9 класса, а с 5го.
С 5го по 9ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие
Малышкиной «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа
речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.
Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой
вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. С целью создания ситуации
успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации
внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика.
Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы,
деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал
личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более
эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание
учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов,
иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к
уроку; делают урок более интересным.
С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе
Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ
вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их
способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном
процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом
их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся,
обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует
формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность
обучающимся наглядно представить результат своих действий.
Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет
одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками
9 х классов ГИА по русскому языку, это прежде всего воспитание личности,
уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью,
личности компетентной.
«Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление содержательной».
Мотивация учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ГИА по русскому языку.
Мотивация учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ГИА по русскому языку.
Мотивация учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ГИА по русскому языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.