Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности
Оценка 4.9

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русский язык
Взрослым
10.01.2019
Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности
Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Считаю, что нужно шагать в ногу со временем, брать на вооружение новейшие достижения науки и техники, максимально адаптировать урок к современным условиям жизни.
1.doc
Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности 1. Наименование опыта 1.1 Использование ИКТ на уроках русского языка как средства повышения познавательной активности. 1.2 Автор опыта – Кудрявцева Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории, стаж педагогической работы –  29 лет. 2.Условия возникновения опыта Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Без новых  информационных технологий уже невозможно представить себе современную  школу. В процессе изучения, многообразного применения и использования  средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по  образцу, но и самостоятельно, получать необходимую информацию из  максимально большего числа источников; умеющий её анализировать,  экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных  ситуациях.      Я уверена, что использование информационных технологий может  преобразовать преподавание традиционных учебных предметов,  оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а  главное, поднять на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.   Считаю, что нужно шагать в ногу со временем, брать на вооружение новейшие  достижения науки и техники, максимально адаптировать урок к современным  условиям жизни. Повсеместный процесс компьютеризации диктует свои условия. Для того  чтобы подготовить человека к жизни в информационном обществе, обучать  его нужно с использованием технологий этого нового общества.      Цель моей работы – продемонстрировать возможности использования на  уроках русского языка и литературы  информационно­коммуникационных  технологий и средств ИКТ, способствующих повышению эффективности  обучения. Уверена, что  компьютер следует использовать как инструмент для  достижения образовательных целей. Он призван помочь учителю, а ни в коем  случае не заменить педагога. Информационно­коммуникационные средства  обучения способны разнообразить урок, сделать его более запоминающимся. Компьютер, как любой инструмент, можно использовать по­разному, с разным успехом, ставя разные задачи. Сегодня многие коллеги еще только начинают  разрабатывать свои подходы по применению ИКТ. Работать, бесспорно, стало  интереснее, а нашим учащимся стало не только интереснее учиться, но и  легче. Работая и изучая передовой опыт, вырабатывается свой стиль,  отрабатываются соединения традиционной формы обучения с  инновационными технологиями. Анализируя собственный опыт работы, уже  сегодня можно обозначить положительные формы и приемы работы, технику  применения, которую я намерена еще отрабатывать. Чтобы расти дальше, нам  помогает обмен опытом. Это обобщение не является новым, уникальным. Но  может быть, этот опыт поможет посмотреть на известное, давно изученное  под другим теоретическим и практическим углом, и будет полезно как мне,  так и коллегам.  3. Новизна опыта Новизна опыта заключается в творческом использовании  средств ИКТ в обучении  в условиях работы обычной сельской школы. 4. Теоретическая  интерпретация  опыта В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла   необходимость   в   новой   модели   обучения,   построенной   на основе   современных   информационных   технологий,   реализующей   принципы личностно ориентированного  образования.  В своей работе я использую технологию применения средств ИКТ   в предметном обучении, технологию компьютерного урока. Данные   информационные   технологии,   рассматриваемые   как   один   из компонентов   целостной   системы   обучения,   не   только   облегчают   доступ   к информации,   но   и   открывают   возможности   вариативности   учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по­новому организовать   взаимодействие   всех   субъектов   обучения,   построить образовательную   систему,   в   которой   ученик   был   бы   активным   и равноправным   участником   образовательной   деятельности.   Внедрение   этих информационных   технологий   в   учебный   процесс   позволяет   активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.                Что даёт использование ИКТ: 1. Повышает мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность учащихся. 2. Помогает индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс. 3. Делает образовательный процесс более эффективным за счёт высокой  степени наглядности. 4.  Повышает качество успеваемости школьников. 5. Способствует развитию наглядно­образного  мышления школьников.. 6. Развивает навыки самообразования и самоконтроля. 7. Повышает уровень комфортности обучения. 8. Расширяет и закрепляют полученные знания, повышает творческий и  интеллектуальный потенциал учащихся. 9. Предоставляет совершенно новые возможности для творчества. 10. Открывает детям доступ к нетрадиционным источникам информации. 11.  Повышает эффективность самостоятельной работы на уроке, дома. 12. Позволяет использовать новые формы и методы обучения.  13. Помогает расширить кругозор учеников, углубить их знания об  окружающем. ИКТ я классифицирую по назначению технологий: ИКТ ИКТ для учителя ИКТ для ученика ИКТ для родителей ИКТ для меня: 1. Использование Интернет ресурсов.   Создание 2. http://multiurok.ru/tatjana2814291525/lenta Интернете   в     собственного   сайта. 3. Создание в Интернете странички «Консультация для родителей». 4. Создание страничек на педагогических порталах (Например: портал «Про школу») . http://www.proshkolu.ru/user/tatjana090725/ 5.  Создание   в  Интернете   детской   странички  «Творчество   моих   учеников». http://www.proshkolu.ru/user/tatjana090725/ 6. Получение информации о различных олимпиадах, конкурсах для детей и учителя. http://www.prodlenka.org/raspisanie­konkursov/blog.html 7.   Участие   через   Интернет   в   педагогических   конкурсах     для   работников образования.  8. Получение необходимой информации по различным вопросам, возможность использовать   передовой   педагогический   опыт   коллег,   размещённый   на страничках Интернет.  9.   Использование   ИКТ   на   родительских   собираниях   (презентаций, видеоматериала, аудиозаписей). 10. Использование  ИКТ во внеурочной деятельности. 11.   Использование   на   уроках   презентаций,   учебных   тренажёров,   тестов­ тренажёров (можно найти в Интернете, можно использовать свои), аудио и видеозаписей и прочее 12.   Проведение   проверочных   работ,   включая   тестовые   на   современном уровне. 13. Электронный журнал. http://dnevnik.ru/user/user.aspx?user=1000000736837 14. Возможность занятий проектно­исследовательской деятельностью. ИКТ для ученика: 1.   Использование   Интернет   ресурсов   для   подготовки   к   урокам,   для расширения своего творческого потенциала,  получения и углубления новых знаний. 2. Использование на уроках собственных презентаций. 3.   Использование   в   самостоятельной,   контрольной     и     домашней   работе электронных тренажёров, тестов, видео, аудиозаписей и прочего.  4. Использование персонального компьютера, ресурсов Интернет в проектно­ исследовательской деятельности. ИКТ для родителей: 1. Использование в Интернете странички «Консультации для родителей» для получения необходимой информации от учителя. 2. Возможность помочь ребёнку в поиске и подборе необходимой информации к уроку и прочее. 3. Использование электронного журнала.  О чём я помню, готовясь к уроку с применением ИКТ: 1. 2. 3. 4. 5. Цель, место и способ использования ИКТ. Чёткая продуманность и дозированность. Заповедь «Не навреди!», заботься о здоровье школьника. Психическое развитие школьника. Есть уроки, на которых достаточно таблиц или картины. ИКТ ­ вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.  6. 7. Уроки, где презентация не средство обучения, а цель малоэффективны. Я использую информационные технологии на всех этапах урока.   Использование ИКТ преображает традиционное преподавание учебных  предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного  материала, а главное ­ поднимет на неизмеримо более высокий уровень  интерес детей к учёбе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний,  неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.  5. Ведущая педагогическая идея На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном  процессе способствует:  повышению качества обучения;  эффективной организации познавательной деятельности  учащихся и формированию высокого уровня мотивации,  интереса к учебной деятельности;  развитию у каждого школьника собственной образовательной  траектории в связи с появлением неограниченных  возможностей для индивидуализации и дифференциации  учебного процесса;   развитию самостоятельности учащихся; К   достоинствам   компьютерной   поддержки   как   одного   из   видов использования   новых   информационных   технологий   в   обучении   можно отнести   следующие:   возможность   конструирования   компьютерного материала   для   конкретного   урока;   возможность   сочетания   разных программных   средств;   а   также   побуждающий   аспект   активизации деятельности учащихся.  На   мой   взгляд,   компьютер   на   уроках   русского   языка   и   литературы выполняет   различные   функции:   источника   учебной   информации; наглядного   пособия   качественно   нового   уровня   с   возможностями мультимедиа   и   телекоммуникации;   тренажера;   средства   диагностики   и контроля; текстового редактора. 3. Адресная направленность распространяю работы         своей Опыт сайт http://www.proshkolu.ru/user/tatjana090725/,   а   также   через   собственный   сайт http://multiurok.ru/tatjana2814291525/lenta. через   Перспективу своего профессионального развития я вижу в применении проектной   технологии   в   образовательном   процессе   с   использованием мультимедийных технологий. 4. Технология опыта. Методика применения технологии компьютерного урока на уроках русского языка и литературы. Проектирование компьютерного урока Проектирование   компьютерных   уроков   я   начинаю   с   составления календарно­тематического   плана   изучения   темы,   в   котором   использование средств ИКТ оптимально распределяю по всем урокам. При этом обязательно учитываю следующее:  содержание изучаемого материала;  наличие компьютерных средств;  необходимость чередования  различных типов  компьютерных  средств;  классические требования  к уроку. Для плана  конкретного компьютерного урока  составляю временную   отбираю   наиболее   эффективные   средства, структуру   урока, рассматриваю   целесообразность   их   применения     в   сравнении   с традиционными   средствами.   Отобранные   материалы   оцениваю   во времени,   так   как   их   продолжительность   не   должна   превышать санитарных   норм.   найденных   материалов   составляю презентационную   программу,     для   этого   пишу   ее   сценарий.  Для   Из конкретного урока с использованием ИКТ составляю технологическую карту   конструирования   урока.  Обучающие   программы   комплектую отдельно по классам и темам. Особенности методики компьютерного урока по русскому языку Большие возможности использования ИКТ предоставляют  уроки  русского   языка.   Возможности   компьютера   на   уроках   русского   языка   я использую   на   всех   этапах   обучения:   при   объяснении   нового   материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к   экзаменам.   При   этом   для   школьника   компьютер   выполняет   различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой средой. Объяснение нового материала с использованием ИКТ      Применение ИКТ позволяет сделать объяснение теоретического материала доступным, логичным, ярким, так как материал можно представить, применяя анимированные схемы, таблицы, иллюстрации.      Можно многократно возвращаться к изучаемому, повторяемому,  теоретическому материалу.       Если ученики пропустили занятие, то у учителя появляется возможность  предоставить ему материал на диске, отправить домой по Интернету, а  значит, мы экономим и наше время, время учащегося на ликвидацию пробелов по изученному материалу.      Визуальная информация позволяет развивать воображение, положительные эмоции, формирует умение у учащихся анализировать, выделять главное,  обобщать, лаконично излагать мысли. Полезно проводить работу по созданию алгоритмов для прочного  запоминания правил правописания.      Работая с компьютером, информацию можно легко изменить: убрать,  добавить, переместить, выделить маркером, можно подать дозировано.       В отличие от готовых таблиц, информацию на экране можно открывать  поэтапно, что позволяет удерживать внимание и интерес учащихся на  протяжении всего урока.       Хорошо, когда на доске записаны не все вопросы, а открываются по мере  обсуждения анализируемого, изучаемого материала. Учащиеся находятся в  равных условиях, внимательно слушают ответы, дополняют ответы  одноклассников, а не ищут знакомый вопрос, на который знают ответ.      Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц,  рисунков и  анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый  материал. Приложение Проверка и контроль знаний с помощью ИКТ      Все знают и давно убедились, что контроль в форме электронных тестов,  позволяют учителю осуществлять моментальную обратную связь с  учащимися. В любую минуту есть возможность завершить опрос, тестирование и получить результаты: оценку, процент качества, количество правильных  ответов из общего количества заданных, пройденных тестов.      Ученики имеют возможность узнать о своих ошибках, проанализировать их сразу же на уроке, обратиться к теоретическому материалу, не завершая  тестирования.      Получив результаты, легко можно провести поэлементный анализ  учащихся, мониторинг качества по изучаемой теме, создать информационный  банк о промежуточных результатах усвоения материала.      Учащимся нравятся выполнять упражнения, когда они видят сразу ответ.  Быстро, наглядно, в работу вовлечены все учащиеся, внимание сосредоточено  на вопросах, которые появляются постепенно. Такие упражнения можно  проводить как на этапе закрепления, так и повторения. Приложение Использование ИКТ на уроках по развитию речи Не обойтись без компьютера на уроках развития речи.  Здесь можно показать все: и ключевые понятия темы, и портрет  художника, и репродукцию картины, причем гораздо лучшую, чем предлагает  учебник. При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя может  оказаться приложение Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office. К преимуществам этой программы можно отнести доступность, легкость в  освоении, простоту создания презентаций, возможность переноса данных из  других приложений, значительно сэкономить время на уроке, повысить  уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности,  оживить учебный процесс.   Кроме того, позволяет вернуться в любую точку  урока, затрачивая минимальное количество времени.   Презентация эффективно используется на различных этапах урока,  зрительное восприятие изучаемых объектов  позволяет быстрее и глубже  воспринимать изучаемый материал. Так, при изучении стилей речи ИКТ дают  возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного  материала, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на  передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов,  например, художественного стиля речи. При подготовке к написанию сочинения по картине  компьютер является  незаменимым инструментом для  обучения. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую  слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. И здесь презентация не ограничивается только показом портрета художника.  Целесообразно познакомить учащихся с другими работами творца,  также  на  слайд можно поместить заранее продуманный  план сочинения. Он будет  виден  детям на все время работы над текстом. Все этапы работы над  сочинением по картине можно показать наглядно. На слайды можно поместить работу над словом. Тогда дети при выполнении  работы  смогут, например, выбрать нужное слово из ряда синонимов, а  предметы изображения  (например, на картине «Март")описать с разных  сторон.      Информационные технологии значительно расширяют возможности  предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех  современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную  обстановку деятельности. При написании  сочинения  по картине есть слайды, рассказывающие историю создания картины, они представляют не меньший  интерес для учащихся, чем сама картина. История создания картины  заставляет детей размышлять о задумке автора и ее умелом воплощении.  А беседа активизирует учащихся,  развивает их память и речь. Приложение Подготовка к ЕГЭ и ГИА Важным пунктом применения ИКТ технологий становится подготовка к ЕГЭ и ГИА.   Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках русского языка. Тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме.     Если дети затрудняются при ответе на какой­либо вопрос, тогда даём развернутый ответ с объяснением и пояснениями. Объяснение стараюсь проводить,   опираясь   на   наглядный   материал   электронных   носителей, или использую   собственные   презентации   уроков. В   конце   каждого   занятия провожу тестирование. После этого на экране вывожу готовые ответы для проверки. Если есть ошибки, то вместе с детьми ищем правильный ответ и даем ему обоснование. Таким образом, учащиеся концентрируют внимание на правильном ответе, и в дальнейшем уже по этой теме не бывает ошибок. На последних занятиях даю различные варианты КИМ, чтобы учащиеся увидели свои результаты, где и по каким темах есть пробелы в знаниях, на что еще нужно обратить внимание. 7. Результативность. Использование ИКТ на уроках русского языка в привело к следующим  результатам: Позитивная динамика результатов тестирования по теме «Имя  прилагательное» в 6 классе Результаты промежуточного  тестирования. На «5» –1 ученик 16% На «4» –3 ученика 50% Результаты итогового тестирования На «5» –3 ученика 50% На «4» – 2 ученика 33% На «3» – 2 ученика 33% На «3» –1 ученик 16% Заключение Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет  мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. В  заключение хочу сделать такой вывод: информационные технологии только  для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому  небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого  беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы,  соответствует требованиям века грядущего. Полезные веб­ресурсы 1. https  ://   sites  .  google    .  com   /  site   /  vsovershenstve      2. http://nsportal.ru/shkola  3. http://www.rusedu.info  4. http://ru.wikipedia.org/wiki  5. http   ://   en   .  edu   .  ru     6. http://www.it­n.ru  7. http://festival.1september.ru  8. http://www.uchportal.ru/  9. http://www.fipi.ru/  10.http://www.scuolarussa­levtolstoj.com  Список литературы 1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.  М., 2004. 2. Вильямс Р. Компьютеры в школе. М.,2005. 3. Журавлёв А.П. Языковые игры на компьютере. М.,2005. 4. Емельянова М.Л., Коршунов С.В. Из опыта создания и использования  обучающей компьютерной программы по русскому языку. // Русский  язык в школе. 1990. №5, с.22 – 25. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования / под ред. Е.С.Полат и др. М.:Академия, 2000. 6. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного  обучения. М., 2007. 7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании:  дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа –  Пресс, 1994. 8. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе // Информационно – компьютерные средства в школе. Ярославль: ИРО, 2003. 9. Комапкт – диск Мультимедийные технологии. Учитель, 2009. 10.http: www.uchitel – izd. pu

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности

Использование ИКТ на уроках русского языка и как средства повышения познавательной активности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2019