Если главными ценностями индустриального периода были труд и капитал, то в новой постиндустриальной информационной формации ценностью становится человек, его интеллект и творческие возможности.
Россия должна стать страной высокообразованных и творческих людей, и только тогда она сможет войти в пятерку крупнейших экономик мира и перейти на цифровую экономику. Только так она сможет ответить на запросы времени. Государство понимает необходимость кардинальных технологических изменений и создает условия для осуществления их, но испытывает дефицит в кадрах, способных осуществить эти запросы. Задача школы –готовить таких специалистов, которые бы смогли со временем претворить новые технологии в жизнь.
Малкина Маргарита Германовна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Тагайская СШ»,
с.Тагай, Майнский район,
Ульяновская область, Россия
Опыт работы учителя русского языка по формированию
универсальных учебных действий.
Если главными ценностями индустриального периода были труд и капитал, то в
новой постиндустриальной информационной формации ценностью становится
человек, его интеллект и творческие возможности.
Россия должна стать страной высокообразованных и творческих людей, и только
тогда она сможет войти в пятерку крупнейших экономик мира и перейти на
цифровую экономику. Только так она сможет ответить на запросы времени.
Государство понимает необходимость кардинальных технологических изменений и
создает условия для осуществления их, но испытывает дефицит в кадрах, способных
осуществить эти запросы. Задача школы –готовить таких специалистов, которые бы
смогли со временем претворить новые технологии в жизнь.
Президент В.В.Путин ставит перед новым правительством задачу «вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования». Такая цель поставлена в подписанном им указе "О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года". В нем говорится: "Правительству Российской Федерации при разработке
национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году
необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования"
Федеральные государственные образовательные стандарты, введенные на всех
уровнях обучения, позволяют педагогам осуществить приоритетную задачу
государства, но педагоги в своей деятельности испытывают сложности, так как им
приходится кардинально перестраиваться. Учителям необходимо осваивать новые
технологии, методы обучения, менять себя психологически, использовать новую
терминологию, пришедшую в наш язык из английского языка. Меняется
принципиально и парадигма обучения: на смену традиционному «знаниевому»
подходу в обучении приходит системнодеятельностный. Методологическая основа
системнодеятельностного подхода разработана такими теоретиками, как
Л. С. Выготский , А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин,В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов. Базовым положением системно
деятельностного подхода в обучении служит тезис о том, что развитие личности в
системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных
учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и
воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как
производные от соответствующих видов целенаправленных действий.
В широком значении «универсальные учебные действия» саморазвитие и
самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. В более узком значении ( в психологическом значении)
«универсальные учебные действия» это совокупность действий обучающегося,
обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая
организацию этого процесса
В своей статье хочу предложить конспект урока с подробным описанием
универсальных учебных действий, используемых на тех или иных этапах урока.
В структуре урока можно выделить следующие этапы: 1 этап – Организационно
мотивационный, 2 этап этап подготовки учащихся к сознательному усвоению
нового материала, 3 этап этап актуализации знаний и отработки учебных умений
и навыков, способов деятельности и компетенций у учащихся по данной теме, 4
этап этап изучения нового материала, 5 этап этап отработки учебных умений и
навыков, способов деятельности и компетенций, 6 этап этап контроля учебных
умений, навыков, способов деятельности, 7 этап рефлексивно оценочный этап. На
каждом этапе урока ставятся свои цели, задачи и формируются те или иные
универсальные учебные действия. В программе формирования УУД прописаны
четыре типа универсальных действий: регулятивные, познавательные,
коммуникативные, личностные.
Регулятивные УУД обеспечивают способность регулировать свою деятельность;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и
планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результат
деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения,
осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД искать, получать и использовать информацию; осознавать
познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить
её с уже имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными
способами; понимать информацию, представленную в разных формах ; пользоваться
различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них
нужные сведения. Выполнять логические действия с языковым материалом,проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под
понятие, доказывать, делать выводы.
Коммуникативные УУД осознавать речь (говорение, слушание, письмо,
чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в
диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения,
культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения,
стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая
для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Регулятивные УУД используются при объявлении темы урока, целей.
Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через
введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную
ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание
проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют
тему и цель урока. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают
контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы
над темой и контролируют свою работу самостоятельно. При выполнении
индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание,
ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие
количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают
выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование,
самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково
символических средств, осуществление анализа задания познавательные. Важно,
чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию .
Обучение оцениванию устных ответов целесообразно проводить систематически.
.Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует
формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою,
одноклассника, класса).
Коммуникативные УУД формируются в процессе работы в парах или
группах.
Познавательные УУД можно наблюдать на всех этапах уроках. На
организационномотивационном этапе активное слушание, выдвижение
предположений о теме урока, формулировка целей урока, формулирование
собственных ожиданий. На этапе подготовки к сознательному освоению
нового материала –это выявление и осознание сущности и особенностей
изучаемого правила, внесение корректив в учебнопознавательную деятельность,
развитие и углубление потребностей и мотивов учебнопознавательнойдеятельности, формирование умения формулировать свои мысли в устной форме. На
этапе актуализации знаний и отработки учебных умений и навыков,
способов деятельности и компетенций формирование умения извлекать
информацию из текста, формирование умения выявлять сущность правила, особенности
орфограммы, формирование умения обобщать и классифицировать по признакам случаи
постановки букв в орфограммах, формирование умения находить ответы на вопросы
и так далее. На этапе изучения нового материала умение структурировать
знания, умение выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы,
устанавливать причинноследственных связи, выдвигать гипотезы и их
обосновывать.
В качестве примера предлагаю урок в 5м классе по теме: «Правописание букв О
и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Цели урока
1.Предметные цели:
Актуализировать знания учащихся о морфемах в слове, правописании букв ое
в корне слова после шипящих.
Совершенствовать навыки морфемного разбора, определения орфограмм в
частях слова.
Обеспечить усвоение учащимися написание букв О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных.
Способствовать осознанию существенных признаков написания гласных букв О
и Е в корне и в окончаниях.
Совершенствовать умения устанавливать единые общие признаки и свойства
написания гласных в морфемах, составлять алгоритм действий на основе
выявленных закономерностей и применять его в практической деятельности.
Раскрыть причины, приводящие к ошибочному написанию.
2. Личностные цели:
Способствовать развитию речи учащихся, словарного запаса, новых понятий.
Формировать у учащихся умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной форме. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи в атмосфере
сотрудничества.
Способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при
выполнении практических заданий.
Создать условия для оценивания собственной учебной деятельности, для
принятия учебной задачи и планирования действий в соответствии с учебной
задачей.
2. Метапредметные цели:
Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических,
патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
Совершенствовать навыки работы учащихся с различными источниками
информации, ( учебник, энциклопедии, словари, Интернетресурсы и др.)
Методическое оснащение урока:
Материальнотехническая база:
1. кабинет русского языка и литературы;
2. мультимедийное оборудование;
Дидактическое обеспечение:
1. учебник:
2. дополнительная литература (словари, справочники):
3. плакаты
4. учебнотехнологическая документация (УТД)
5. средства контроля (карточки самоконтроля, взаимоконтроля, контроля
учителем (карточкизадания, тесты, кроссворд и т.д.)
Тип урока: Освоение новых знаний и способов деятельности
Вид урока: Урокпрактикум
Словарная работа: Морфема, орфограмма, корень, суффикс, окончание.
Методы обучения: по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно
иллюстративный, репродуктивный, работа с мультимедийными средствами.
по организации и осуществлению учебнопознавательной деятельности:
практические упражнения, репродуктивные и проблемнопоисковые методы
самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
Формы организации учебнопознавательной деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
Освоение знаний написания О и Е после шипящих в морфемах.
Овладение алгоритмом написания орфограммы после шипящих и Ц в корне и в
окончании, элементами научной организации самостоятельной работы со
словом.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее
выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового
материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь
находить ответ на вопрос в тексте; уметь сравнивать; наблюдать; делать
выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой
темы.
Ход урока:
1.Орг. м (1,5 мин)
2. Совместная работа учителя и учащихся по содержанию урока, определению цели
и задач урока. Учитель обращает внимание обучающихся на тему урока, совместно с
учащимися определяет содержание работы, цели и задач
Посмотрите на тему урока. Прочитайте её. Что вы знаете о написании гласных
после шипящих? Какую тему мы уже изучали в этом году? Найдите её на форзаце
учебника. Какой номер орфограммы? Что мы должны изучить сегодня? Какая у нас
будет цель?
( 2 мин)
(На 1м слайде презентации новая тема: «Буквы О Е после шипящих и Ц в
окончаниях имен существительных» ( орфограмма №18). На 2м слайде презентации
пройденная ранее тема: «Буквы О и Ё после шипящих в корне слова имени
существительного» ( орфограмма №14).3. Оформление тетрадей. (1,5 мин). Действия учителя по созданию внутренней
потребности включения в учебный процесс.
4. Разминка на развитие речи и на повторение изученного с использованием
скороговорок.
Скороговорки на 3м слайде. (3 мин)
Прочитайте и повторите четко скороговорки. Какая из трёх скороговорок лишняя?
Почему ?
Скороговорки: «Щеночкам щёточками чистили щёчки»
«У вас наш нож, у нас ваш нож»
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
( 2я скороговорка лишняя, она на другую орфограмму: «Написание Ь после
шипящих имен существительных»).
5. Проверочный диктант. Учащиеся под диктовку пишут 1ю скороговорку и
объясняют написание буквы Ё. Находят орфограмму на форзаце учебника,
повторяют её.( 3 мин)
( Под ударением в корне слова пишется буква Ё, без ударения Е. Букву Ё в корне
слова можно проверить буквой Е. Например, щёточкащетина, щёчкащека. Есть
словаисключения: шорох, шомпол, шов, крыжовник, шоколад, жокей, капюшон,
трещотка, чащоба и другие).
Учитель комментирует ответы учащихся и говорит о ведущем принципе орфографии
морфологическом. Большинство морфем в русской орфографии пишутся
единообразно независимо от произношения.
6. Создание проблемной ситуации. На 4м слайде скороговорки. (3 мин)
Почему в следующих скороговорках не во всех словах после шипящих пишется О? В
скороговорках нет словисключений. В чем причина? Задание на сообразительность и
внимательность.
«Под колючим плащом сидит ёжик с калачом».
«Четыре черных грачонка чертили черными чернилами черточку»
(Орфограммы не в корне, а в суффиксе и окончаниях.)
7. Разбор слов по составу : под плащом, грачонка, черных (4 мин)
8. Исследовательская работа в группах. Учащимся даются скороговорки на
карточках, они должны выявить общие закономерности написания О, Е в суффиксах,
окончаниях имен существительных, прилагательных и сделать выводы. Учитель
направляет учащихся, эмоционально поддерживает, стимулирует.Задание, предложенное учителем, дано на опережение учебного материала.
Написание гласных О, Е в суффиксах существительных, прилагательных –это
материал 6го класса. Но в орфограммах есть общие закономерности, и обучающиеся
способны их выявить уже в 5м классе. (5 мин)
«Под колючим плащом сидит ёжик с калачом».
«Четыре черненьких грачонка чертили черными чернилами черточку»
«Щука с лещом спрятались под брошенным в речку ключом»
«Сетчатый сачок зацепился за крючок»
«Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход»
(Учащиеся делают вывод, что Ё после шипящих пишется в корне, а О в суффиксе и
окончании имени существительного и прилагательного.)
9. Самостоятельное изучение статьи учебника. Нахождение орфограммы на
форзаце учебника. (№ 18) ( 4мин)
10. Создание алгоритма действий совместно с учащимися. (4 мин)
1. Прочитай по слогам слово, определи часть речи.
2. Если слово относится к существительному или прилагательному,
то поставь его в именительный падеж.
3. Разбери слово по составу и определи, в какой морфеме орфограмма.
4. В корне, кроме словисключений, под ударением пишется буква Ё.
Букву Ё можно проверить буквой Е.
5. В суффиксах и окончаниях под ударением пишется буква О.
11. Работа в парах с деформированным текстом. Вставить пропущенные буквы и
объяснить их написание. Текст на карточках.
«Лопоухий лопуш…к вышел в дождик на луж…к и промокших ч…рных муравьёв
спрятал под зелёным плащ…м». (4 мин)
12. Тест. «Третий лишний». (3 мин) 5й слайд презентации.
Плеч..м, свеч…й, ш..потом.
Крыж…вник, пч…лка, печ…нка.
Крюч…к, сверч…к, щ…чка.
Луч…м, с калач…м, с ш…лком.
13. Самопроверка теста. Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на слайде 6.
14. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание по выбору учащегося.1. Придумать скороговорки на изученные орфограммы и объяснить написание
гласных. Орфограммы № 14, № 18. ( 2мин)
2. Упр.558. Орфограммы № 14, № 18.
15. Рефлексия. Итоги урока. Выставление отметок. (2 мин)
Заключение
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных,
познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстами
поговорок, пословиц, стихотворений открывает возможности для формирования
логических действий анализа, сравнения, установления причинноследственных
связей. Ожидаемые предметные результаты освоения курса русского языка :
овладение представлениями о средствах языка и возможностях их использования в
речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики,
морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста; умение
находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка
(звуки, буквы, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения
(например, слово: с точки зрения звукобуквенного состава, строения,
принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность
конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания,
предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной
ситуации общения, в том числе небольшие тексты определенных жанров (в объеме
изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно (в освоенных
пределах) оформлять мысли , а также замечать орфограммы , осознавать свои
затруднения , решать орфографические задачи (в том числе по словарю), проверять
написанное и аккуратно вносить коррективы. Формирование всего комплекса УУД
происходит за счет реализации принципа системнодеятельностного подхода к
организации образовательного процесса.
Список литературы
1.Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании
умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М.,
1966 // Введение в психологию. М., 1976.
2..Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –М., 1966
3.Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. уч.
заведений М.: Издательский центр «Академия», 2002