Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если главными ценностями индустриального периода были труд и капитал, то в новой постиндустриальной информационной формации ценностью становится человек, его интеллект и творческие возможности. Россия должна стать страной высокообразованных и творческих людей, и только тогда она сможет войти в пятерку крупнейших экономик мира и перейти на цифровую экономику. Только так она сможет ответить на запросы времени. Государство понимает необходимость кардинальных технологических изменений и создает условия для осуществления их, но испытывает дефицит в кадрах, способных осуществить эти запросы. Задача школы –готовить таких специалистов, которые бы смогли со временем претворить новые технологии в жизнь.
Иконка файла материала Статья.doc
Малкина Маргарита Германовна,                                                                                 учитель русского языка и литературы,                                                                                 МКОУ «Тагайская  СШ»,                                                                                   с.Тагай, Майнский район,                                                                                  Ульяновская область, Россия         Опыт работы учителя русского языка по формированию                              универсальных учебных действий. Если главными ценностями индустриального периода были труд и капитал, то в  новой постиндустриальной информационной формации ценностью становится  человек, его интеллект и творческие возможности.  Россия должна стать страной высокообразованных и творческих людей, и только  тогда она сможет войти в пятерку крупнейших экономик мира  и перейти на  цифровую экономику. Только  так она сможет ответить   на запросы  времени.  Государство понимает необходимость кардинальных технологических изменений и   создает условия для осуществления их, но испытывает дефицит в кадрах, способных  осуществить эти запросы. Задача школы –готовить таких специалистов, которые бы  смогли  со временем претворить новые технологии в жизнь. Президент В.В.Путин ставит перед новым правительством задачу «вхождение  Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего  образования».  Такая цель  поставлена в подписанном им указе "О национальных  целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024  года". В нем говорится: "Правительству Российской Федерации при разработке  национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году  необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:  обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,  вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству  общего образования" Федеральные государственные образовательные стандарты, введенные на всех  уровнях обучения, позволяют  педагогам осуществить приоритетную задачу  государства, но педагоги в своей деятельности испытывают сложности, так как им  приходится кардинально перестраиваться. Учителям  необходимо  осваивать новые  технологии, методы обучения, менять себя  психологически, использовать новую  терминологию, пришедшую в наш язык из английского языка. Меняется  принципиально  и парадигма обучения: на смену традиционному «знаниевому»  подходу в обучении приходит системно­деятельностный. Методологическая основа  системно­деятельностного подхода разработана  такими теоретиками, как  Л. С. Выготский , А. Н. Леонтьев,  Д. Б. Эльконин,  П. Я. Гальперин,В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов. Базовым положением системно­ деятельностного подхода в обучении служит тезис о том, что развитие личности в  системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных  учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и  воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как  производные от соответствующих видов целенаправленных действий.  В широком значении «универсальные учебные действия» ­ саморазвитие и  самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового  социального опыта. В более узком значении ( в психологическом значении)  «универсальные учебные действия» ­ это совокупность действий обучающегося,  обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,  толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая  организацию этого процесса  В своей статье хочу предложить конспект урока с подробным описанием  универсальных учебных действий, используемых на тех или иных этапах урока.  В структуре урока можно выделить следующие этапы: 1 этап – Организационно­ мотивационный, 2 этап  ­ этап подготовки учащихся к сознательному усвоению  нового материала, 3 этап ­ этап актуализации знаний  и отработки   учебных  умений  и навыков,  способов деятельности и компетенций у учащихся по данной теме, 4  этап­  этап  изучения нового материала, 5 этап ­этап отработки   учебных  умений и  навыков,  способов деятельности и компетенций, 6 этап ­этап контроля  учебных  умений, навыков,  способов деятельности, 7 этап ­ рефлексивно ­ оценочный этап. На каждом этапе урока ставятся  свои цели, задачи и формируются те или иные   универсальные учебные действия. В программе формирования УУД прописаны  четыре типа универсальных действий: регулятивные, познавательные,  коммуникативные, личностные. Регулятивные УУД ­ обеспечивают способность регулировать свою деятельность;  понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и  планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результат  деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения,  осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.  Познавательные УУД ­ искать, получать и использовать информацию; осознавать  познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с уже имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными  способами; понимать информацию, представленную в разных формах ; пользоваться  различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них  нужные сведения. Выполнять логические действия с языковым материалом,проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под  понятие, доказывать, делать выводы.  ­Коммуникативные УУД ­ осознавать речь (говорение, слушание, письмо,  чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в  диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения,  культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения,  стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.  Регулятивные УУД  используются при объявлении темы урока, целей.  Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через  введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную  ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание  проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют  тему и цель урока. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают  контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. При выполнении  индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание,  ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие  количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают  выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование,  самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково­ символических средств, осуществление анализа задания ­ познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию .  Обучение оцениванию устных ответов целесообразно проводить систематически.  .Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует  формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою,  одноклассника, класса).   Коммуникативные УУД  формируются в процессе работы  в парах или  группах.  Познавательные УУД  можно наблюдать на всех этапах уроках. На  организационно­мотивационном этапе активное слушание, выдвижение   предположений о теме урока, формулировка целей урока, формулирование  собственных  ожиданий. На этапе подготовки к сознательному освоению  нового материала –это выявление и осознание сущности и особенностей  изучаемого правила, внесение корректив в учебно­познавательную деятельность,  развитие и углубление потребностей и мотивов учебно­познавательнойдеятельности, формирование  умения формулировать свои мысли в устной форме.  На  этапе актуализации знаний  и отработки   учебных  умений и навыков,   способов деятельности и компетенций ­ формирование умения извлекать  информацию из текста, формирование умения выявлять сущность правила, особенности  орфограммы, формирование умения обобщать и классифицировать по признакам случаи  постановки букв в орфограммах, формирование умения находить ответы на вопросы и так далее. На этапе изучения нового материала ­ умение структурировать  знания, умение выбирать наиболее эффективные способы  решения проблемы,  устанавливать  причинно­следственных связи, выдвигать гипотезы и  их  обосновывать.  В качестве примера предлагаю урок в 5­м классе по теме: «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Цели урока 1.Предметные цели:   Актуализировать знания учащихся о морфемах в слове, правописании букв о­е  в корне слова после шипящих.  Совершенствовать навыки морфемного разбора, определения орфограмм в  частях слова.   Обеспечить усвоение учащимися написание букв О и Е после шипящих и Ц в  окончаниях существительных.  Способствовать осознанию существенных признаков написания гласных букв О и Е в корне и в окончаниях.  Совершенствовать умения устанавливать единые общие признаки и свойства  написания гласных в морфемах, составлять алгоритм действий на основе  выявленных закономерностей и применять его в практической деятельности.  Раскрыть причины, приводящие к ошибочному написанию. 2. Личностные цели:  Способствовать развитию речи учащихся, словарного запаса, новых понятий.  Формировать у учащихся умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в  устной форме. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи в атмосфере  сотрудничества.  Способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости.  Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при  выполнении практических заданий.   Создать условия для оценивания собственной учебной деятельности, для  принятия учебной задачи и планирования действий в соответствии с учебной  задачей. 2. Метапредметные цели:  Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических,  патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.  Совершенствовать навыки работы учащихся с различными источниками  информации, ( учебник, энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и др.) Методическое оснащение урока:  Материально­техническая база: 1. кабинет русского языка и литературы; 2. мультимедийное оборудование;  Дидактическое обеспечение: 1. учебник:  2. дополнительная литература (словари, справочники):  3. плакаты 4. учебно­технологическая документация (УТД)  5. средства контроля (карточки самоконтроля, взаимоконтроля, контроля  учителем (карточки­задания, тесты, кроссворд и т.д.)  Тип урока: Освоение новых знаний и способов деятельности Вид урока: Урок­практикум Словарная работа: Морфема, орфограмма, корень, суффикс, окончание. Методы обучения: по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно­ иллюстративный, репродуктивный, работа с мультимедийными средствами.  по организации и осуществлению учебно­познавательной деятельности:  практические упражнения, репродуктивные и проблемно­поисковые методы  самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя Формы организации учебно­познавательной деятельности учащихся:  фронтальная, индивидуальная в парах. Планируемые результаты:  Предметные:  Освоение знаний написания О и Е после шипящих в морфемах.  Овладение алгоритмом написания орфограммы после шипящих и Ц в корне и в  окончании, элементами научной организации самостоятельной работы со  словом.  Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее  выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового  материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь  находить ответ на вопрос в тексте; уметь сравнивать; наблюдать; делать  выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой  темы.                                                                   Ход урока:  1.Орг. м (1,5 мин) 2. Совместная работа учителя и учащихся по содержанию урока, определению цели и задач урока. Учитель обращает внимание обучающихся на тему урока, совместно  с учащимися определяет содержание работы, цели и задач ­ Посмотрите на тему урока. Прочитайте её. Что вы знаете о написании гласных  после шипящих? Какую тему мы уже изучали в этом году? Найдите её на форзаце  учебника. Какой номер орфограммы? Что мы должны изучить сегодня? Какая у нас  будет цель?  ( 2 мин) (На 1­м слайде презентации новая тема: «Буквы О ­ Е после шипящих и Ц в  окончаниях имен существительных» ( орфограмма №18). На 2­м слайде презентации  пройденная ранее тема: «Буквы О и Ё после шипящих в корне слова имени  существительного» ( орфограмма №14).3. Оформление тетрадей. (1,5 мин). Действия учителя по созданию внутренней  потребности включения в учебный процесс. 4. Разминка на развитие речи и на повторение изученного с использованием  скороговорок.  Скороговорки на 3­м слайде. (3 мин) ­Прочитайте и повторите четко скороговорки. Какая из трёх скороговорок лишняя?  Почему ?  Скороговорки: «Щеночкам щёточками чистили щёчки» «У вас наш нож, у нас ваш нож» «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» ( 2­я скороговорка лишняя, она на другую орфограмму: «Написание Ь после  шипящих имен существительных»). 5. Проверочный диктант. Учащиеся под диктовку пишут 1­ю скороговорку и  объясняют написание буквы Ё. Находят орфограмму на форзаце учебника,  повторяют её.( 3 мин) ( Под ударением в корне слова пишется буква Ё, без ударения Е. Букву Ё в корне  слова можно проверить буквой Е. Например, щёточка­щетина, щёчка­щека. Есть  слова­исключения: шорох, шомпол, шов, крыжовник, шоколад, жокей, капюшон,  трещотка, чащоба и другие). Учитель комментирует ответы учащихся и говорит о ведущем принципе орфографии  ­ морфологическом. Большинство морфем в русской орфографии пишутся  единообразно независимо от произношения. 6. Создание проблемной ситуации. На 4­м слайде скороговорки. (3 мин) ­Почему в следующих скороговорках не во всех словах после шипящих пишется О? В скороговорках нет слов­исключений. В чем причина? Задание на сообразительность и внимательность. «Под колючим плащом сидит ёжик с калачом». «Четыре черных грачонка чертили черными чернилами черточку» (Орфограммы не в корне, а в суффиксе и окончаниях.) 7. Разбор слов по составу : под плащом, грачонка, черных (4 мин) 8. Исследовательская работа в группах. Учащимся даются скороговорки на  карточках, они должны выявить общие закономерности написания О, Е в суффиксах, окончаниях имен существительных, прилагательных и сделать выводы. Учитель  направляет учащихся, эмоционально поддерживает, стимулирует.Задание, предложенное учителем, дано на опережение учебного материала.  Написание гласных О, Е в суффиксах существительных, прилагательных –это  материал 6­го класса. Но в орфограммах есть общие закономерности, и обучающиеся способны их выявить уже в 5­м классе. (5 мин) «Под колючим плащом сидит ёжик с калачом». «Четыре черненьких грачонка чертили черными чернилами черточку» «Щука с лещом спрятались под брошенным в речку ключом» «Сетчатый сачок зацепился за крючок» «Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход» (Учащиеся делают вывод, что Ё после шипящих пишется в корне, а О в суффиксе и  окончании имени существительного и прилагательного.) 9. Самостоятельное изучение статьи учебника. Нахождение орфограммы на  форзаце учебника. (№ 18) ( 4мин) 10. Создание алгоритма действий совместно с учащимися. (4 мин) 1. Прочитай по слогам слово, определи часть речи. 2. Если слово относится к существительному или прилагательному,  то поставь его в именительный падеж. 3. Разбери слово по составу и определи, в какой морфеме орфограмма. 4. В корне, кроме слов­исключений, под ударением пишется буква Ё.  Букву Ё можно проверить буквой Е.  5. В суффиксах и окончаниях под ударением пишется буква О. 11. Работа в парах с деформированным текстом. Вставить пропущенные буквы и  объяснить их написание. Текст на карточках. «Лопоухий лопуш…к вышел в дождик на луж…к и промокших ч…рных муравьёв  спрятал под зелёным плащ…м». (4 мин) 12. Тест. «Третий лишний». (3 мин) 5­й слайд презентации. Плеч..м, свеч…й, ш..потом. Крыж…вник, пч…лка, печ…нка. Крюч…к, сверч…к, щ…чка. Луч…м, с калач…м, с ш…лком.  13. Самопроверка  теста. Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на слайде 6. 14. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание по выбору учащегося.1. Придумать скороговорки на изученные орфограммы и объяснить написание  гласных. Орфограммы № 14, № 18. ( 2мин) 2. Упр.558. Орфограммы № 14, № 18. 15. Рефлексия. Итоги урока. Выставление отметок. (2 мин) Заключение Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных,  познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстами  поговорок, пословиц, стихотворений открывает возможности для формирования  логических действий анализа, сравнения, установления причинно­следственных  связей. Ожидаемые предметные результаты освоения курса русского языка :  овладение  представлениями о средствах языка и возможностях их использования в  речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики,  морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста; умение  находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка  (звуки, буквы, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения  (например, слово: с точки зрения звуко­буквенного состава, строения,  принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность  конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания,  предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной  ситуации общения, в том числе небольшие тексты определенных жанров (в объеме  изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно (в освоенных  пределах) оформлять мысли , а также замечать орфограммы , осознавать свои  затруднения , решать орфографические задачи (в том числе по словарю), проверять  написанное и аккуратно вносить коррективы. Формирование всего комплекса УУД  происходит за счет реализации принципа системно­деятельностного подхода к  организации образовательного процесса.  Список литературы 1.Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании  умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М.,  1966 // Введение в психологию. М., 1976. 2..Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –М., 1966 3.Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. уч.  заведений­ М.: Издательский центр «Академия», 2002