Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.
Оценка 4.8

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
Взрослым
25.01.2019
Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.
Если главными ценностями индустриального периода были труд и капитал, то в новой постиндустриальной информационной формации ценностью становится человек, его интеллект и творческие возможности. Россия должна стать страной высокообразованных и творческих людей, и только тогда она сможет войти в пятерку крупнейших экономик мира и перейти на цифровую экономику. Только так она сможет ответить на запросы времени. Государство понимает необходимость кардинальных технологических изменений и создает условия для осуществления их, но испытывает дефицит в кадрах, способных осуществить эти запросы. Задача школы –готовить таких специалистов, которые бы смогли со временем претворить новые технологии в жизнь.
Статья.doc
Малкина Маргарита Германовна,                                                                                 учитель русского языка и литературы,                                                                                 МКОУ «Тагайская  СШ»,                                                                                   с.Тагай, Майнский район,                                                                                  Ульяновская область, Россия         Опыт работы учителя русского языка по формированию                              универсальных учебных действий. Если главными ценностями индустриального периода были труд и капитал, то в  новой постиндустриальной информационной формации ценностью становится  человек, его интеллект и творческие возможности.  Россия должна стать страной высокообразованных и творческих людей, и только  тогда она сможет войти в пятерку крупнейших экономик мира  и перейти на  цифровую экономику. Только  так она сможет ответить   на запросы  времени.  Государство понимает необходимость кардинальных технологических изменений и   создает условия для осуществления их, но испытывает дефицит в кадрах, способных  осуществить эти запросы. Задача школы –готовить таких специалистов, которые бы  смогли  со временем претворить новые технологии в жизнь. Президент В.В.Путин ставит перед новым правительством задачу «вхождение  Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего  образования».  Такая цель  поставлена в подписанном им указе "О национальных  целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024  года". В нем говорится: "Правительству Российской Федерации при разработке  национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году  необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:  обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,  вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству  общего образования" Федеральные государственные образовательные стандарты, введенные на всех  уровнях обучения, позволяют  педагогам осуществить приоритетную задачу  государства, но педагоги в своей деятельности испытывают сложности, так как им  приходится кардинально перестраиваться. Учителям  необходимо  осваивать новые  технологии, методы обучения, менять себя  психологически, использовать новую  терминологию, пришедшую в наш язык из английского языка. Меняется  принципиально  и парадигма обучения: на смену традиционному «знаниевому»  подходу в обучении приходит системно­деятельностный. Методологическая основа  системно­деятельностного подхода разработана  такими теоретиками, как  Л. С. Выготский , А. Н. Леонтьев,  Д. Б. Эльконин,  П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов. Базовым положением системно­ деятельностного подхода в обучении служит тезис о том, что развитие личности в  системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных  учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и  воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как  производные от соответствующих видов целенаправленных действий.  В широком значении «универсальные учебные действия» ­ саморазвитие и  самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового  социального опыта. В более узком значении ( в психологическом значении)  «универсальные учебные действия» ­ это совокупность действий обучающегося,  обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,  толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая  организацию этого процесса  В своей статье хочу предложить конспект урока с подробным описанием  универсальных учебных действий, используемых на тех или иных этапах урока.  В структуре урока можно выделить следующие этапы: 1 этап – Организационно­ мотивационный, 2 этап  ­ этап подготовки учащихся к сознательному усвоению  нового материала, 3 этап ­ этап актуализации знаний  и отработки   учебных  умений  и навыков,  способов деятельности и компетенций у учащихся по данной теме, 4  этап­  этап  изучения нового материала, 5 этап ­этап отработки   учебных  умений и  навыков,  способов деятельности и компетенций, 6 этап ­этап контроля  учебных  умений, навыков,  способов деятельности, 7 этап ­ рефлексивно ­ оценочный этап. На каждом этапе урока ставятся  свои цели, задачи и формируются те или иные   универсальные учебные действия. В программе формирования УУД прописаны  четыре типа универсальных действий: регулятивные, познавательные,  коммуникативные, личностные. Регулятивные УУД ­ обеспечивают способность регулировать свою деятельность;  понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и  планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результат  деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения,  осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.  Познавательные УУД ­ искать, получать и использовать информацию; осознавать  познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с уже имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными  способами; понимать информацию, представленную в разных формах ; пользоваться  различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них  нужные сведения. Выполнять логические действия с языковым материалом, проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под  понятие, доказывать, делать выводы.  ­Коммуникативные УУД ­ осознавать речь (говорение, слушание, письмо,  чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в  диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения,  культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения,  стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.  Регулятивные УУД  используются при объявлении темы урока, целей.  Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через  введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную  ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание  проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют  тему и цель урока. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают  контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. При выполнении  индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание,  ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие  количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают  выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование,  самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково­ символических средств, осуществление анализа задания ­ познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию .  Обучение оцениванию устных ответов целесообразно проводить систематически.  .Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует  формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою,  одноклассника, класса).   Коммуникативные УУД  формируются в процессе работы  в парах или  группах.  Познавательные УУД  можно наблюдать на всех этапах уроках. На  организационно­мотивационном этапе активное слушание, выдвижение   предположений о теме урока, формулировка целей урока, формулирование  собственных  ожиданий. На этапе подготовки к сознательному освоению  нового материала –это выявление и осознание сущности и особенностей  изучаемого правила, внесение корректив в учебно­познавательную деятельность,  развитие и углубление потребностей и мотивов учебно­познавательной деятельности, формирование  умения формулировать свои мысли в устной форме.  На  этапе актуализации знаний  и отработки   учебных  умений и навыков,   способов деятельности и компетенций ­ формирование умения извлекать  информацию из текста, формирование умения выявлять сущность правила, особенности  орфограммы, формирование умения обобщать и классифицировать по признакам случаи  постановки букв в орфограммах, формирование умения находить ответы на вопросы и так далее. На этапе изучения нового материала ­ умение структурировать  знания, умение выбирать наиболее эффективные способы  решения проблемы,  устанавливать  причинно­следственных связи, выдвигать гипотезы и  их  обосновывать.  В качестве примера предлагаю урок в 5­м классе по теме: «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Цели урока 1.Предметные цели:   Актуализировать знания учащихся о морфемах в слове, правописании букв о­е  в корне слова после шипящих.  Совершенствовать навыки морфемного разбора, определения орфограмм в  частях слова.   Обеспечить усвоение учащимися написание букв О и Е после шипящих и Ц в  окончаниях существительных.  Способствовать осознанию существенных признаков написания гласных букв О и Е в корне и в окончаниях.  Совершенствовать умения устанавливать единые общие признаки и свойства  написания гласных в морфемах, составлять алгоритм действий на основе  выявленных закономерностей и применять его в практической деятельности.  Раскрыть причины, приводящие к ошибочному написанию. 2. Личностные цели:  Способствовать развитию речи учащихся, словарного запаса, новых понятий.  Формировать у учащихся умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в  устной форме.  Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи в атмосфере  сотрудничества.  Способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости.  Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при  выполнении практических заданий.   Создать условия для оценивания собственной учебной деятельности, для  принятия учебной задачи и планирования действий в соответствии с учебной  задачей. 2. Метапредметные цели:  Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических,  патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.  Совершенствовать навыки работы учащихся с различными источниками  информации, ( учебник, энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и др.) Методическое оснащение урока:  Материально­техническая база: 1. кабинет русского языка и литературы; 2. мультимедийное оборудование;  Дидактическое обеспечение: 1. учебник:  2. дополнительная литература (словари, справочники):  3. плакаты 4. учебно­технологическая документация (УТД)  5. средства контроля (карточки самоконтроля, взаимоконтроля, контроля  учителем (карточки­задания, тесты, кроссворд и т.д.)  Тип урока: Освоение новых знаний и способов деятельности Вид урока: Урок­практикум Словарная работа: Морфема, орфограмма, корень, суффикс, окончание. Методы обучения:  по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно­ иллюстративный, репродуктивный, работа с мультимедийными средствами.  по организации и осуществлению учебно­познавательной деятельности:  практические упражнения, репродуктивные и проблемно­поисковые методы  самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя Формы организации учебно­познавательной деятельности учащихся:  фронтальная, индивидуальная в парах. Планируемые результаты:  Предметные:  Освоение знаний написания О и Е после шипящих в морфемах.  Овладение алгоритмом написания орфограммы после шипящих и Ц в корне и в  окончании, элементами научной организации самостоятельной работы со  словом.  Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее  выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового  материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь  находить ответ на вопрос в тексте; уметь сравнивать; наблюдать; делать  выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой  темы.                                                                   Ход урока:  1.Орг. м (1,5 мин) 2. Совместная работа учителя и учащихся по содержанию урока, определению цели и задач урока. Учитель обращает внимание обучающихся на тему урока, совместно  с учащимися определяет содержание работы, цели и задач ­ Посмотрите на тему урока. Прочитайте её. Что вы знаете о написании гласных  после шипящих? Какую тему мы уже изучали в этом году? Найдите её на форзаце  учебника. Какой номер орфограммы? Что мы должны изучить сегодня? Какая у нас  будет цель?  ( 2 мин) (На 1­м слайде презентации новая тема: «Буквы О ­ Е после шипящих и Ц в  окончаниях имен существительных» ( орфограмма №18). На 2­м слайде презентации  пройденная ранее тема: «Буквы О и Ё после шипящих в корне слова имени  существительного» ( орфограмма №14). 3. Оформление тетрадей. (1,5 мин). Действия учителя по созданию внутренней  потребности включения в учебный процесс. 4. Разминка на развитие речи и на повторение изученного с использованием  скороговорок.  Скороговорки на 3­м слайде. (3 мин) ­Прочитайте и повторите четко скороговорки. Какая из трёх скороговорок лишняя?  Почему ?  Скороговорки: «Щеночкам щёточками чистили щёчки» «У вас наш нож, у нас ваш нож» «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» ( 2­я скороговорка лишняя, она на другую орфограмму: «Написание Ь после  шипящих имен существительных»). 5. Проверочный диктант. Учащиеся под диктовку пишут 1­ю скороговорку и  объясняют написание буквы Ё. Находят орфограмму на форзаце учебника,  повторяют её.( 3 мин) ( Под ударением в корне слова пишется буква Ё, без ударения Е. Букву Ё в корне  слова можно проверить буквой Е. Например, щёточка­щетина, щёчка­щека. Есть  слова­исключения: шорох, шомпол, шов, крыжовник, шоколад, жокей, капюшон,  трещотка, чащоба и другие). Учитель комментирует ответы учащихся и говорит о ведущем принципе орфографии  ­ морфологическом. Большинство морфем в русской орфографии пишутся  единообразно независимо от произношения. 6. Создание проблемной ситуации. На 4­м слайде скороговорки. (3 мин) ­Почему в следующих скороговорках не во всех словах после шипящих пишется О? В скороговорках нет слов­исключений. В чем причина? Задание на сообразительность и внимательность. «Под колючим плащом сидит ёжик с калачом». «Четыре черных грачонка чертили черными чернилами черточку» (Орфограммы не в корне, а в суффиксе и окончаниях.) 7. Разбор слов по составу : под плащом, грачонка, черных (4 мин) 8. Исследовательская работа в группах. Учащимся даются скороговорки на  карточках, они должны выявить общие закономерности написания О, Е в суффиксах, окончаниях имен существительных, прилагательных и сделать выводы. Учитель  направляет учащихся, эмоционально поддерживает, стимулирует. Задание, предложенное учителем, дано на опережение учебного материала.  Написание гласных О, Е в суффиксах существительных, прилагательных –это  материал 6­го класса. Но в орфограммах есть общие закономерности, и обучающиеся способны их выявить уже в 5­м классе. (5 мин) «Под колючим плащом сидит ёжик с калачом». «Четыре черненьких грачонка чертили черными чернилами черточку» «Щука с лещом спрятались под брошенным в речку ключом» «Сетчатый сачок зацепился за крючок» «Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход» (Учащиеся делают вывод, что Ё после шипящих пишется в корне, а О в суффиксе и  окончании имени существительного и прилагательного.) 9. Самостоятельное изучение статьи учебника. Нахождение орфограммы на  форзаце учебника. (№ 18) ( 4мин) 10. Создание алгоритма действий совместно с учащимися. (4 мин) 1. Прочитай по слогам слово, определи часть речи. 2. Если слово относится к существительному или прилагательному,  то поставь его в именительный падеж. 3. Разбери слово по составу и определи, в какой морфеме орфограмма. 4. В корне, кроме слов­исключений, под ударением пишется буква Ё.  Букву Ё можно проверить буквой Е.  5. В суффиксах и окончаниях под ударением пишется буква О. 11. Работа в парах с деформированным текстом. Вставить пропущенные буквы и  объяснить их написание. Текст на карточках. «Лопоухий лопуш…к вышел в дождик на луж…к и промокших ч…рных муравьёв  спрятал под зелёным плащ…м». (4 мин) 12. Тест. «Третий лишний». (3 мин) 5­й слайд презентации. Плеч..м, свеч…й, ш..потом. Крыж…вник, пч…лка, печ…нка. Крюч…к, сверч…к, щ…чка. Луч…м, с калач…м, с ш…лком.  13. Самопроверка  теста. Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на слайде 6. 14. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание по выбору учащегося. 1. Придумать скороговорки на изученные орфограммы и объяснить написание  гласных. Орфограммы № 14, № 18. ( 2мин) 2. Упр.558. Орфограммы № 14, № 18. 15. Рефлексия. Итоги урока. Выставление отметок. (2 мин) Заключение Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных,  познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстами  поговорок, пословиц, стихотворений открывает возможности для формирования  логических действий анализа, сравнения, установления причинно­следственных  связей. Ожидаемые предметные результаты освоения курса русского языка :  овладение  представлениями о средствах языка и возможностях их использования в  речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики,  морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста; умение  находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка  (звуки, буквы, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения  (например, слово: с точки зрения звуко­буквенного состава, строения,  принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность  конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания,  предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной  ситуации общения, в том числе небольшие тексты определенных жанров (в объеме  изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно (в освоенных  пределах) оформлять мысли , а также замечать орфограммы , осознавать свои  затруднения , решать орфографические задачи (в том числе по словарю), проверять  написанное и аккуратно вносить коррективы. Формирование всего комплекса УУД  происходит за счет реализации принципа системно­деятельностного подхода к  организации образовательного процесса.  Список литературы 1.Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании  умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М.,  1966 // Введение в психологию. М., 1976. 2..Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –М., 1966 3.Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. уч.  заведений­ М.: Издательский центр «Академия», 2002

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.

Опыт работы учителя русского языка по формированию универсальных учебных действий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2019