С развитием информационных технологий в мире появилось новое оружие – информация, которая оказывает огромное влияние на все аспекты современного общества. Целью использования данного оружия является завоевание лидирующего положения определенных лидеров общества. Для этого используются все средства манипуляции, информационного и психологического воздействия. Информационная война может вестись как на мировом уровне (между государствами) так и внутри страны (предвыборные кампании). Ведущую роль в информационной войне занимают средства массовой информации.
лексические средства воздействия в процессе информационной войны в СМИ.doc
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ: ЛЕКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В настоящее время в обществе все чаще и чаще стал появляться термин
«информационная война». И.Н. Панарин дает такое определение «Информационная
война – это прежде всего управление информационными потоками в своих целях,
управление явное и тайное, для достижения определенных результатов». [6] Слово
является главным инструментом воздействия на сознание человека, оно дает
эмоциональную окраску и формирует положительные или негативные эмоции у
людей на то или иное событие. Слово особо ярко проявляется в печатных СМИ.
Рассмотрим использование речевых приемов и тактик в журналистике на
примере статей из рубрики «Политика» «Новой газеты».
В журналистских текстах встречаются следующие тактики:
1) ирония, сарказм и оскорбления, пронизывающие весь текст наряду с
отрицательно оценочными характеристиками [10]:«Но беда в том, что в
России умный человек плюс другой умный — это не два умных, а гораздо
меньше. А уж если у нас за дело возьмутся трое умных, то лучше позвать
одного дурака»[2].«Полностью народного раздражения, наверное, не
избежать, но почему бы из соображений скромности какомуто видному
члену партии не укоротить кортеж на дватри автомобиля, не понизить
забор на метр и не снести один этаж своего дворца?»[1].«Какое прекрасное
время наступает! Никто ничего не будет помнить. Под нашим
руководством люди разучатся не только принимать самостоятельные
решения, но даже говорить и думать»;[13]
2. привлечение авторитетного источника для подтверждения правоты
своей позиции [10]:«Вот СМИ Удмуртии сообщили, что глава республики
Александр Бречалов озаботился внешним обликом Ижевска…»;[2]
3. глумление над национальными символами, святынями, героями и даже
над самим народом [10]:«Какието библейские заповеди можно использовать
с минимальными поправками и уточнениями. Допустим: «Не убий, а заставь работать до 65 лет»;[1]
4. не приведение или неопределенность данных об источнике информации
[10]:«… доля России в мировой экономике оценивается сейчас на уровне 3,5%
и продолжает снижаться. Уже сейчас мы в два раза отстаем от ВВП
Калифорнии, не говоря уже о США в целом или Китае. Еще через несколько
лет доля нашей экономики может сжаться до исторического минимума в
2,5%.»;[5]
5. положительная оценка того, что с точки зрения общечеловеческой
морали всегда оценивалось отрицательно [10]:«США тоже постоянно
ввязываются в конфликты в разных частях мира, но это сочетается с
ростом американской экономики и высоким уровнем жизни граждан»; [5]
6. похвала противников или критиков мишени (в данном случае —
России), часто на фоне негативных о ней высказываний [10]:«Россия сегодня —
это стагнирующая региональная экономика, которая претендует на статус
сверхдержавы за счет ядерного потенциала, доставшегося от СССР, и
готовности ввязываться в авантюры за пределами своих границ» [5];
«Агрессивно растущий Китай, экономика которого постепенно выходит на
первые позиции в мире, показательно отказывается от военных операций за
пределами страны»;[5]
7.
привлечение авторитетного источника (известного ученого,
государственного деятеля, артиста, писателя и т. д.) для подтверждения
правоты своей позиции [10]:«Дмитрий Песков, например, подчеркнуто
уважительно высказывается об американских официальных лицах, которые
ведут расследование о вмешательстве России в выборы президента США»
[5].
В текстах статей используются следующие речевые приемы:
вводные конструкции: «казалось» [2], «нет сомнений» [2], «ну,
допустим»[1], «видимо» [1];
фразеологизмы: «в лепешку расшибаться» [2]; повторы основной мысли: «подметем Россию» [2];
ссылка на неизвестный источник: «Один из жителей города гулял по
парку и обнаружил там пакет с бытовым мусором»[2], «как
уточняется»[1];
одушевление неодушевленных предметов: «предательски окопался чек
из здешней кулинарной точки с фамилией, адресом и телефоном человека»
[2];
прием сравнения: «Этого даже Рогозин пока не предлагал» [2];
проведение исторических параллелей: «Можно взять за основу какой
нибудь основополагающий девиз КПСС. Ну, допустим: «Коммунисты всегда
там, где трудно!» Но не заимствовать же буквально: «Единая Россия»
всегда там, где трудно!»» [1],
перефразирование: фраза «в борьбе за дело» заменена на фразу «в
борьбе задело» [1];
разговорная лексика: «малюют» [1], «для красного словца» [1], «Ну,
братцы, вы ж понимаете, все ж неспроста, мы ж на службе» [13];
навешивание ярлыков: «единозавры» [1], «духоводители» [13];
риторические вопросы: «Да разве это важно?»[13].
Большое значение в статьях играет заголовок, он несет основную мысль и
В заголовках используется
является ярким и запоминающимся.
перефразирование, (хлам отечества), использование непонятных слов (дедлайн
для голубей), разговорной лексики (ни о чем разговор, братан). Для того чтобы
привлечь внимание читателей, к определённым частям текста, зачастую
используется более крупный шрифт, чем основной текст. Этот прием
используется для того, чтобы обратить внимание читателей на главные идеи в
статье.
Таким образом, все выше рассмотренные статьи несут негативную оценку
политического строя России, власти. «Новая газета» является исполнителем
информационной войны. Мишенью является власть России. Статьи «Новой газеты» выступают оружием информационной войны, а объектом является
сознание россиян.
Журналисты в статьях убедительно доносят до людей свою (или
заказчика) точку зрения на то или иное событие, оказывая на читателей
манипулятивное воздействие.
Таким образом, в настоящее время ведется информационная война с
использованием всех каналов передачи информации. СМИ, как инструмент
информационной войны, оказывают манипулятивное воздействие на сознание
людей. В сложившейся ситуации, в России необходимо формирование единой
идеологии, основанной на патриотизме, духовности и социальном партнерстве.
Человечество должно научиться воспринимать информацию разумно.
Разумность заключается в понимании того, что любая информация не всегда
бывает верной. Поэтому необходимо рассматривать вопрос с разных точек
зрения. На основе полученной информации делать определенные выводы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бронштейн, Б. Заповедник «ЕР». «Единая Россия» сочиняет себе
заповеди. Бог в помощь![Электронный курс] / Б. Бронштейн – Режим доступа:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/12/07/78847zapovedniker.
2. Бронштейн, Б. Хлам отечества. Есть национальная идея, но некому
вручить метлу [Электронный курс]/ Б. Бронштейн – Режим доступа:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/11/14/78570hlamotechestva.
3. Грабельников , А.А. Массовая информация в России: от первой газеты
до информационного общества: Монография. А.А. Грабельников – Москва: Изд
во РУДН, 2001. – 187 с.
4. Манойло, А.В. Государственная информационная политика в особых
условиях / А.В. Манойло. – Москва.: МИФИ, 2003. – 388 с.
5. Мартынов, К. Дедлайн для голубей [Электронный курс] / К.Мартынов –
Режим доступа:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/19/75555dedlayndlyagolubey 6. Мухин, О.В. Информационные войны в современной Российской прессе ( на
примере вооруженных конфликтов в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и на
Украине) [Электронный курс ] / О.В.Мухин– режим доступа:
http://www.science.vsu.ru/dissertations/5046/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%8
1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9C
%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD_%D0%9E.%D0%92..pdf
7. Панарин, И.Н. Первая мировая информационная война. Развал СССР/
И.Н. Панарин. – Санкт – Петербург: Питер, 2010. – 256 с.
8. Панарин, И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны /
И.Н.Панарин – Москва: Поколение, 2012. – 138 с.
9.Свободная энциклопедия Википедия [Электронный курс] / Свободная
/Дедлайн,
энциклопедия Википедия – Режим доступа: https
:// ru . wikipedia
/ wiki
. org
https
:// ru . wikipedia
. org
/ wiki
/Голуби.
10.Сковородников, А.П. Речевые тактики и языковые средства
политической информационнопсихологической войны в России: этико
прагматический аспект (на материале «Новой газеты»)/А.П. Сковородников,
Э.А.Корольков// Политическая лингвистика. – 2015. – № 3 (53). –С. 160 –172.
11.Сковородников, А.П. Способы манипулятивного речевого воздействия в
российской прессе / А.П.Сковородников., А.Г.Копнина //Политическая лингвистика.
2012 . №3(41). – С. 36 –42.
12.Энциклопедический словарь СМИ
[Электронный курс]
/
Энциклопедический словарь СМИ. – Режим доступа:
http://www.вокабула.рф/словари/энциклопедическийсловарьсми/информационная
война.
13. Яковлев А. Разум под прикрытием. В поисках логики власти в режиме
особой секретности [Электронный курс] / А. Яковлев. – Режим доступа:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/03/18/75850razumpodprikrytiem
Информационная война: лексический аспект
Информационная война: лексический аспект
Информационная война: лексический аспект
Информационная война: лексический аспект
Информационная война: лексический аспект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.