Информационная война: лексический аспект
Оценка 4.6

Информационная война: лексический аспект

Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
русский язык
Взрослым
26.12.2018
Информационная война: лексический аспект
С развитием информационных технологий в мире появилось новое оружие – информация, которая оказывает огромное влияние на все аспекты современного общества. Целью использования данного оружия является завоевание лидирующего положения определенных лидеров общества. Для этого используются все средства манипуляции, информационного и психологического воздействия. Информационная война может вестись как на мировом уровне (между государствами) так и внутри страны (предвыборные кампании). Ведущую роль в информационной войне занимают средства массовой информации.
лексические средства воздействия в процессе информационной войны в СМИ.doc
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ЛЕКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  В настоящее  время  в  обществе  все чаще  и  чаще  стал появляться  термин «информационная война». И.Н. Панарин дает такое определение «Информационная война – это прежде всего управление информационными потоками в своих целях, управление явное и тайное, для достижения определенных результатов». [6] Слово является   главным   инструментом   воздействия   на   сознание   человека,   оно   дает эмоциональную   окраску   и   формирует   положительные   или   негативные   эмоции   у людей на то или иное событие. Слово особо ярко проявляется в печатных СМИ. Рассмотрим использование речевых приемов и тактик в журналистике на примере статей из рубрики «Политика» «Новой газеты». В журналистских текстах встречаются следующие тактики: 1) ирония, сарказм и оскорбления, пронизывающие весь текст наряду с отрицательно   ­   оценочными   характеристиками   [10]:«Но   беда   в   том,   что   в России умный человек плюс другой умный — это не два умных, а гораздо меньше. А уж если у нас за дело возьмутся трое умных, то лучше позвать одного   дурака»[2].«Полностью   народного   раздражения,   наверное,   не избежать, но почему бы из соображений скромности какому­то видному члену партии не укоротить кортеж на два­три автомобиля, не понизить забор на метр и не снести один этаж своего дворца?»[1].«Какое прекрасное время   наступает!   Никто   ничего   не   будет   помнить.   Под   нашим руководством   люди   разучатся   не   только   принимать   самостоятельные решения, но даже говорить и думать»;[13] 2.   привлечение   авторитетного   источника   для   подтверждения   правоты своей позиции [10]:«Вот  СМИ Удмуртии  сообщили, что  глава республики Александр Бречалов озаботился внешним обликом Ижевска…»;[2] 3. глумление над национальными символами, святынями, героями и даже над самим народом [10]:«Какие­то библейские заповеди можно использовать с минимальными поправками и уточнениями. Допустим: «Не убий, а заставь работать до 65 лет»;[1] 4. не приведение или неопределенность данных об источнике информации [10]:«… доля России в мировой экономике оценивается сейчас на уровне 3,5% и продолжает снижаться. Уже сейчас мы в два раза отстаем от ВВП Калифорнии, не говоря уже о США в целом или Китае. Еще через несколько лет доля нашей экономики может сжаться до исторического минимума в 2,5%.»;[5] 5.   положительная   оценка   того,   что   с   точки   зрения   общечеловеческой морали   всегда   оценивалось   отрицательно   [10]:«США   тоже   постоянно ввязываются   в   конфликты   в   разных   частях   мира,   но   это   сочетается   с ростом американской экономики и высоким уровнем жизни граждан»; [5] 6.   похвала   противников   или   критиков   мишени   (в   данном   случае   — России), часто  на фоне негативных о ней высказываний [10]:«Россия сегодня — это стагнирующая региональная экономика, которая претендует на статус сверхдержавы   за   счет   ядерного   потенциала,   доставшегося   от   СССР,   и готовности   ввязываться   в   авантюры   за   пределами   своих   границ»   [5]; «Агрессивно растущий Китай, экономика которого постепенно выходит на первые позиции в мире, показательно отказывается от военных операций за пределами страны»;[5] 7.   привлечение   авторитетного   источника   (известного   ученого, государственного   деятеля,   артиста,   писателя   и   т.   д.)   для   подтверждения правоты   своей   позиции   [10]:«Дмитрий   Песков,   например,   подчеркнуто уважительно высказывается об американских официальных лицах, которые ведут расследование о вмешательстве России в выборы президента США» [5]. В текстах статей используются следующие речевые приемы: ­   вводные   конструкции:   «казалось»   [2],   «нет   сомнений»   [2],  «ну, допустим»[1], «видимо» [1]; ­ фразеологизмы: «в лепешку расшибаться» [2]; ­ повторы основной мысли: «подметем Россию» [2]; ­ ссылка на неизвестный источник: «Один из жителей города гулял по парку   и   обнаружил   там   пакет   с   бытовым   мусором»[2],   «как уточняется»[1]; ­ одушевление неодушевленных предметов: «предательски окопался чек из здешней кулинарной точки с фамилией, адресом и телефоном человека» [2]; ­ прием сравнения: «Этого даже Рогозин пока не предлагал» [2]; ­ проведение исторических параллелей: «Можно взять за основу какой­ нибудь основополагающий девиз КПСС. Ну, допустим: «Коммунисты всегда там,   где   трудно!»   Но   не   заимствовать   же   буквально:   «Единая   Россия» всегда там, где трудно!»» [1], ­   перефразирование:   фраза  «в   борьбе   за   дело»  заменена   на   фразу  «в борьбе задело» [1]; ­  разговорная лексика:  «малюют» [1], «для красного словца» [1],  «Ну, братцы, вы ж понимаете, все ж неспроста, мы ж на службе» [13]; ­ навешивание ярлыков: «единозавры» [1], «духоводители» [13]; ­ риторические вопросы: «Да разве это важно?»[13]. Большое значение в статьях играет заголовок, он несет основную мысль и   В   заголовках   используется является   ярким   и   запоминающимся. перефразирование, (хлам отечества), использование непонятных слов (дедлайн для голубей), разговорной лексики (ни о чем разговор, братан). Для того чтобы привлечь   внимание   читателей,   к   определённым   частям   текста,   зачастую используется   более   крупный   шрифт,   чем   основной   текст.   Этот   прием используется для того, чтобы обратить внимание читателей на главные идеи в статье.  Таким образом, все выше рассмотренные статьи несут негативную оценку политического   строя   России,   власти.   «Новая   газета»   является   исполнителем информационной   войны.  Мишенью   является  ­  власть   России.  Статьи «Новой газеты»   выступают   оружием   информационной   войны,   а   объектом   ­   является сознание россиян. Журналисты   в   статьях   убедительно   доносят   до   людей   свою   (или заказчика)   точку   зрения   на   то   или   иное   событие,   оказывая   на   читателей манипулятивное воздействие. Таким   образом,   в   настоящее   время   ведется   информационная   война   с использованием   всех   каналов   передачи   информации.   СМИ,   как   инструмент информационной   войны,   оказывают   манипулятивное   воздействие   на   сознание людей. В сложившейся ситуации, в России необходимо формирование единой идеологии, основанной на патриотизме, духовности и социальном партнерстве. Человечество   должно   научиться   воспринимать   информацию   разумно. Разумность заключается в понимании того, что любая информация не всегда бывает   верной.   Поэтому   необходимо   рассматривать   вопрос   с   разных   точек зрения. На основе полученной информации делать определенные выводы. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.   Бронштейн,   Б.   Заповедник   «ЕР».   «Единая   Россия»   сочиняет   себе заповеди. Бог в помощь![Электронный курс] / Б. Бронштейн – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/12/07/78847­zapovednik­er.  2.   Бронштейн,   Б.   Хлам   отечества.   Есть   национальная   идея,   но   некому вручить   метлу   [Электронный   курс]/   Б.   Бронштейн   –   Режим   доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/11/14/78570­hlam­otechestva.  3. Грабельников , А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества: Монография. А.А. Грабельников – Москва: Изд­ во РУДН, 2001. – 187 с.  4. Манойло, А.В. Государственная информационная политика в особых условиях / А.В. Манойло. –  Москва.: МИФИ, 2003. – 388 с. 5.  Мартынов, К. Дедлайн для голубей [Электронный курс] / К.Мартынов – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/19/75555­dedlayn­dlya­golubey 6. Мухин, О.В. Информационные войны в современной Российской прессе  ( на примере   вооруженных   конфликтов   в   Афганистане,   Ираке,   Ливии,   Сирии   и   на Украине) [Электронный курс ] / О.В.Мухин– режим доступа:  http://www.science.vsu.ru/dissertations/5046/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%8 1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9C %D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD_%D0%9E.%D0%92..pdf   7. Панарин, И.Н. Первая мировая информационная война. Развал СССР/ И.Н. Панарин. – Санкт – Петербург: Питер, 2010. – 256 с. 8.   Панарин,   И.Н.   СМИ,   пропаганда   и   информационные   войны   / И.Н.Панарин – Москва: Поколение, 2012. –  138 с. 9.Свободная   энциклопедия   Википедия   [Электронный   курс]   /   Свободная  /Дедлайн, энциклопедия Википедия   – Режим доступа:  https  ://   ru   .  wikipedia  /  wiki    .  org      https    ://   ru   .  wikipedia  .  org   /  wiki    /Голуби.   10.Сковородников,   А.П.   Речевые   тактики   и   языковые   средства политической   информационно­психологической   войны   в   России:   этико­ прагматический   аспект   (на   материале   «Новой   газеты»)/А.П.   Сковородников, Э.А.Корольков// Политическая лингвистика. – 2015. – № 3 (53). –С. 160 –172.  11.Сковородников,   А.П. Способы манипулятивного  речевого воздействия в российской прессе / А.П.Сковородников., А.Г.Копнина //Политическая лингвистика. 2012 . №3(41). – С. 36 –42.  12.Энциклопедический   словарь   СМИ   [Электронный   курс]   / Энциклопедический словарь СМИ. – Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/энциклопедический­словарь­сми/информационная­ война.  13. Яковлев А. Разум под прикрытием. В поисках логики власти в режиме особой   секретности   [Электронный   курс]   /   А.   Яковлев.   –   Режим   доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/03/18/75850­razum­pod­prikrytiem

Информационная война: лексический аспект

Информационная война: лексический аспект

Информационная война: лексический аспект

Информационная война: лексический аспект

Информационная война: лексический аспект

Информационная война: лексический аспект

Информационная война: лексический аспект

Информационная война: лексический аспект

Информационная война: лексический аспект

Информационная война: лексический аспект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2018