ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»
Оценка 5

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература +2
Взрослым
29.11.2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»
Каждый учащийся видит в художественном произведении не только то, что хотел сказать автор, какие чувства им владели, но и то, что учащемуся особенно важно и нужно в данный момент и в чем он ищет поддержку в художественном мире авторитетного для него писателя или поэта. Учащиеся многое узнают заново, поразмышляют, посомневаются, утвердятся в своих мнениях, а затем восторгаются «вечно живыми» образами, мотивами, звучащими в словах лучших произведений русской и европейской литературы. Данная программа имеет социально – педагогическую направленность и нацелена на пробное погружение учащихся в предметную сферу «журналистика».
программа проба пера.doc
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЦЕНТР  ТВОРЧЕСТВА «ПИРАМИДА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН Принята на заседании                                          педагогического совета  МАУДО «ЦТ  «Пирамида» от «______» ________201___                          протокол № _____                                               Утверждаю Директор  МАУДО «ЦТ  «Пирамида» __________В.А. Страшко  «_____»______201___   ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера» Уровень программы – ознакомительный Срок  реализации  программы: (общее количество часов)­ 1 год (72 час). Возрастная категория: 12­16 лет Вид программы: модифицированная  Автор – составитель:                                                                              Колодий Ксения Андреевна,  педагог дополнительного образования Тимашевск, 2018 Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования: объем,  содержание, планируемые результаты» Пояснительная записка Каждый учащийся видит в художественном произведении не только то, что хотел сказать автор, какие чувства им владели, но и то, что учащемуся особенно важно и нужно в данный момент и в чем он ищет поддержку в художественном мире авторитетного для него писателя или поэта. Учащиеся многое узнают заново, поразмышляют, посомневаются, утвердятся в своих мнениях, а затем восторгаются «вечно живыми» образами, мотивами, звучащими в словах лучших произведений русской и европейской литературы.  Данная   программа   имеет   социально   –   педагогическую   направленность   и нацелена на пробное погружение учащихся в предметную сферу «журналистика». Программа «Проба пера» модифицированная, разработанная на основе авторской программы Троицкого Владимира Григорьевича «Юный журналист», 2012 г.  Новизна  данной   программы   в   том,   что   она   состоит   из   разных   уровней: данный   ознакомительный   уровень   предшествует   базовому,   где   ребята   познают основы журналистики, познакомятся с жанрами и научатся писать журналистские тексты.  Особую   значимость   данный   курс   имеет   для   обучающихся,   проявляющих интерес   к   навыкам   работы   юного   журналиста,   имеющим   активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.  Человек,   подготовленный   к   самостоятельному   общению   с   искусством слова,   способный   полноценно   воспринимать   литературное   произведение   в контексте   духовной   культуры,   способен   и   к   самореализации   в   деятельностной сфере.   Такому   человеку   значительно   легче   ориентироваться   в   области гуманитарных наук, но и раскрывать свой «образ Я», формировать собственное ценностное отношение к миру.              В то же время в школьной практике на уроках русского языка вне поля зрения детей остается важнейшая функция языка – эстетическая (русский язык изучается   как   свод   теоретических   сведений   и   правил);   на   уроках   литературы недооценивается эстетическое значение художественного текста как произведения особого, словесного искусства. 2 Таким   образом,   большинство   школьников   неспособно   оценить эстетическую   ценность   текста,   его   образность   и   выразительность.   В   последнее время   (по   опубликованным   данным)   значительно   снизился   интерес   учащихся   к чтению. Задача педагога объединения – мобилизовать ранее приобретенный опыт учащихся   общения   с   литературным   искусством,   пробудить   их   творческую активность,   эмоциональную   память   и   воображение.   Отводится   время   развитию художественного   восприятия.   При   изучении   произведений   необходимо   помочь детям   осмыслить   непосредственные   литературные   впечатления   в   процессе «последствия» произведения, используя для этого не только рассказ, письменный рисунок,   но   и   разнообразные   формы   творческой   деятельности   –   импровизация, этюды,   сценки,   что   делает   программу  актуальной   и   востребованной.   Данная  педагогически   целесообразна,  т.к.   являясь ознакомительная   программа самостоятельным   предметом   дополнительного   образования,   существенно дополняет   и   расширяет   знания   и   практические   умения   учащихся   школ   при изучении предметов русского языка и литературы, способствует  формированию умений нравится людям, практического применения усвоенных знаний и умений, правильной культуре поведения в коллективе. Данная  программа   знакомит   с   первоначальными   навыками   общения (установление   контакта)   методами   сбора   информации,   научают   слушать   и наблюдать, определять черты характера собеседника, интервьюера; изменены темы в учебном плане: введены разделы «Журналистика как вид творчества», «Стили речи»,   «Образность   речи»,   «Жанры   публицистики»,   что   позволяет   учащимся расширить   и   углубить   свои   знания.   В   разделе   «Формы   аттестации»   подробно расписаны критерии оценки творческой работы. При реализации дополнительной общеобразовательной программы допускается применение электронного обучения и   использование   дистанционных   образовательных   технологий.  Все   это    в  корне отличает   программу   «Проба   пера»  от  авторской   программы   Троицкого Владимира Григорьевича «Юный журналист». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проба пера» носит выраженный деятельностный, практико ­ ориентированный характер, создающий   возможность   активного   практического   погружения   детей   в   сферу журналистики. Адресат программы. В объединение входят разнополые дети в количестве 8   человек,   состав   группы   разновозрастной   от   12   до   16   лет,   не   имеющих предварительную подготовку, уровень образования – начальный. Учащиеся должны иметь   средний   и   высокий   уровень   внимания,   эмоционально­волевые   качества: самостоятельность,   отзывчивость, доброжелательность,   трудоспособность.   При   обучении   выполнять   практические задания,   предложенные   педагогом.   Желательно,   чтобы   в   объединение   входили   общительность,   активность,   оптимизм, 3 учащиеся,   проявляющие   творческие   навыки,   самостоятельность   и   инициативу. Условия   набора   в   группу:   принимаются   все   желающие,   не   имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.  Программа рассчитана на 1 год обучения в количестве 72 часов по 2 часа 1 раз   в   неделю.  Продолжительность   учебного   часа   45   минут.   Состав   группы   – постоянный. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с   индивидуальным   подходом.   В   соответствии   с   содержанием   программы   могут использоваться   различные   виды   занятий:   практические,   игры,   выполнение самостоятельной   работы,   дистанционные консультации.   наблюдения,   беседы,   лекции, Программа   предусматривает   развитие   литературно­творческой   активности ребят   в   едином   процессе   освоения   ими   знаний   и   представлений   о   литературе, восприятия   и   обретения   навыков   действенного   анализа   литературного произведения, умение выражать свои мысли через речь и написание журналистских текстов.  Цели и задачи программы: Цель:  путем пробного погружения в предметную сферу создать активную мотивирующую   образовательную   среду   для   формирования   познавательного интереса   учащегося   и   обеспечения   им   овладения   элементарной   компонентной грамотностью, что позволит ребенку сделать в дальнейшем осознанный выбор в направлении своего дополнительного образования.  Задачи: Предметные: 1. Пробудить интерес учащихся к литературе, русскому языку и журналистике,  повысить их культурный уровень, расширить кругозор. 2. Способствовать приобретению навыков общения. 3. Формировать творческое мышление.    Личностные: 1. Воспитывать   духовность,   эстетический   вкус,   трудолюбие,   отзывчивость, ответственность,   аккуратность,   добросовестность,   доброжелательность, скромность, навыки здорового образа жизни.  2. Формировать гражданскую позицию. 3. Формировать личностные качества, способствующие успешному общению. Метапредметные: 4 Развивать   мотивацию   к   изучению   русского   языка   и   литературы,   потребность   в саморазвитии, самостоятельности, вежливости, самовыражении. Содержание программы Учебный план № Наименование тем 1 Введение. Знакомство с планом работы  объединения. Вводный инструктаж по ТБ. 2 Журналистика как вид творчества 3 Стили речи 4 Образность речи 5 Жанры публицистики 6 Контрольная работа Итого: Содержание учебного плана Количество часов всего теория практи 1 14 14 12 30 1 72 ка 7 9 9 23 1 49 1 7 5 3 7 23 1. Введение. Знакомство с планом работы объединения. Вводный  инструктаж по ТБ. 2. Журналистика как вид творчества. Теория. Из истории возникновения журналистики. Виды СМИ. Практика. Работа над журналистскими текстами (газеты, журналы, электронные  СМИ).  3. Стили речи. Теория. Типы речи, лексические и грамматические средства связей частей текста.  Практика.  Анализ   публицистических   текстов   в   газетах   и   журналах. Написание творческой работы в одном из изученных стилей. 4. Образность речи. Теория. Работа с изобразительно­выразительными средствами.  5 Практика.  Определение   изобразительно­выразительных   средств   в произведениях и журналистских текстах. Написание творческой работы с изобразительно­выразительными средствами. 5. Жанры публицистики.   корреспонденция,   обозрение,   рецензия.   структура.   Особенности   жанра, Теория.  Принципы   деления   на   жанры.   Общая   характеристика   жанров. Газетно­журнальные  жанры.  Информационные:  новость, заметка, отчет, репортаж,   интервью,   опрос,   пресс­релиз.  Аналитические:   комментарий, статья,   Художественно­ публицистические:   очерк,   зарисовка,   фельетон,   эссе.   Жанровое своеобразие журналистских материалов. Формы подачи материалов. Информация и заметка: сходства и различия. Превращение информации в заметку   путём   сбора   дополнительных   фактов.   Корреспонденция. Трансформация заметки в корреспонденцию. Репортаж. Особенности жанра. Виды репортажа. Тема для репортажа. Интервью.   Виды   интервью (информационные,   проблемные,   портретные,   интервью­факт,   интервью­ мнение   и   др.).   Правила   и   нормы   интервью.   Подготовка   к   интервью, составление списка вопросов. Очерк,   зарисовка,   эссе:   сходства   и   различия,   характерные   черты, особенности   повествования.   Лирическое   повествование   эссе.   Очерк. Общая характеристика. Виды очерков.  Рецензия. Структура рецензии, её типология и место в печати. Критика и рецензия. Авторское «Я». Фельетон,   его   особенности   и   характерные   черты.   Разновидности фельетона. Мастера жанра. Практика.  Написание   творческой   работы   в   одном   из   жанров публицистики. 6. Контрольная работа Написание творческой работы в одном из жанров публицистики (на выбор обучающегося). Планируемые результаты Предметные результаты в результате обучения у учащихся должен:  1.Появится интерес к литературе, русскому языку и журналистике, повысится  их культурный уровень, расшириться кругозор. 2. Сформируются навыки общения. 3.Сформируется творческое мышление.  6 Личностные: 1.Сформируется   эстетический   вкус   и   такие   личностные   качества   как трудолюбие,   отзывчивость,   ответственность,   аккуратность,   добросовестность, вежливость доброжелательность, скромность, навыки здорового образа жизни.  2.Сформируется гражданская позиция. Метапредметные: Разовьется мотивация к изучению русского языка,  литературы, основ  журналистики,  потребность в саморазвитии, самостоятельности, самовыражении К концу обучения у обучающихся появится потребность к продолжению изучения  выбранного вида деятельности по программе базового уровня и не менее 25% из  них перейдут на базовый уровень. Раздел II. «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации» Календарный учебный график программы № Наименование тем Количество часов план факт всего теория практик а 1. Вводное занятие.  Знакомство с планом  работы объединения. Вводный инструктаж по ТБ. 2. Журналистика как  вид творчества 2.1 Как и почему возникла журналистика 2.2 Пресса бывает …  желтой и не очень 2.3 Методы сбора  информации 2.4 Слушайте и  наблюдайте Работа с документами 2.5 2.6 Качества и черты  характера 1 14 2 2 2 2 2 2 ­ 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 7 Стили речи 3. 3.1 Научный стиль 3.2 Официально­деловой  14 2 2 стиль 3.3 Публицистический  стиль 3.4 Художественный  стиль Разговорный стиль 3.5 3.6 Контрольная работа.  3.7 Тестирование Творческая работа.  Написание сказок в  одном из стилей 4 Образность речи 4.1 Изобразительно­ выразительные  средства в литературе 4.2 Изобразительно­ выразительные  средства в литературе 4.3 Изобразительно­ выразительные  средства в  журналистских  текстах.  4.5 4.4 Изобразительно­ выразительные  средства в  журналистских  текстах. Тестирование Значение  изобразительно­ выразительных  средств для  литературы и  журналистики. Анализ Значение  изобразительно­ 4.6 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 9 1 1 1 1 1 2 2 9 1 2 1 2 1 2 5 1 1 1 1 1 ­ ­ 3 1 1 1 8 выразительных  средств для  литературы и  журналистики. Анализ 5. Жанры  публицистики Репортаж 5.1 5.2 Написание репортажа  с места событий 5.3 Новости как жанр 5.4 Написание новостей на радио 5.5 Интервью 5.6 Интервью   с интересным человеком Заметка 5.7 5.8 Написание хроникальной короткой заметки 5.9 Статья   в   газете. Заголовок   и   план статьи. 5.10 Написание   статьи   на свободную тему 5.11 Написание   статьи   на тему   «Подвиг   наших солдатов   в   Великой Отечественной войне» 5.12 Зарисовка 5.13 Составление зарисовки   внешности кого­либо   из   своих знакомых  5.14 Очерк 5.15 Написание портретного очерка Контрольная работа. 6 30 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 23 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 7 1 1 1 1 1 1 1 9 Всего 72 23 49   соответствующей   преподаваемому   предмету, Условия реализации программы ­материально   –   техническое   обеспечение   (помещение   для   занятий   соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы   и   стулья,   соответствующие   ростовой   группе,   стол   и   стул   для   педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов;  ­ информационное обеспечение: аудио­, видео­; методические пособия; ­   кадровое   обеспечение:   педагог   дополнительного   образования   с   высшим профессиональным образованием по направлению подготовки «Журналистики» или в   области,   либо   высшее профессиональное   или   среднее   профессиональное   образование   и   дополнительное профессиональное   образование   по   направлению   деятельности   в   образовательной организации.   Требования   к   опыту   практической   работы   не   предъявляются. Необходимые   умения:   владеть   формами   и   методами   обучения;   использовать   и апробировать   специальные   подходы   к   обучению   в   целях   включения   в образовательный   процесс   всех   обучающихся,   в   том   числе   обучающихся   с ограниченными   возможностями   здоровья;   организовывать   различные   виды внеурочной деятельности: игровую, культурно – досуговую; регулировать поведение обучающихся   для   обеспечение   безопасной   образовательной   среды;   реализовать современные формы и методы воспитательной работы, как на занятиях,   так и во внеурочной деятельности, ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей; общаться с детьми, признавать их достоинство,   понимая   и   принимая   их.   Необходимые   знания:     преподаваемый предмет;   основные   закономерности   возрастного   развития;   основные   методики преподавания,   виды   и   приемы   современных   педагогических   технологий;   пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.  Педагог,   имеющий   1   или   высшую   квалификационную   категорию   или   прошедший аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.  Формы аттестации Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Юный журналист» предусматривает следующие виды контроля: начальный или входящий, текущий, итоговый. Первоначальный контроль для определения уровня развития ребенка и его способностей   производится   при   поступлении   в   объединение,   когда   проводится первичное собеседование.  10 Мониторинг   роста   уровня   обученности   учащегося   проводится   в   конце обучения   по   прохождении   программы   (итоговая   аттестация).   Результативность образовательной   деятельности   определяется   способностью   обучающихся   на каждом этапе расширять круг знаний, приумножать умения и совершенствовать практические навыки.  Формы,   методы   контроля   и   оценки   результатов   усвоения   программы предполагают  ­при текущем контроле: ­педагогическое наблюдение ­ при выполнении практических работ обучающихся;  ­опрос, контрольное задание, самостоятельная работа,   ­педагогический   мониторинг   –   практическое   задание,   ведение   журнала посещаемости. ­   при   итоговой   аттестации   –   повторение   пройденного   материала,   написание творческой работы. Критерии оценки творческой работы. Творческая работа: Оценка   «отлично»   ставится   за   грамотность   письменной   речи.   Тема   полностью раскрыта,   при   описании   используются   изобразительно­выразительные   средства. Соблюдена жанровая особенность. Работа характеризуется смысловой ценностью, связанностью и последовательностью изложения. Оценка «хорошо» ставится, если в тексте присутствуют незначительные ошибки. Тема   не   полностью   раскрыта.   Недостаточное   использование   изобразительно­ выразительных   средств.   Работа   характеризуется   смысловой   ценностью, связанностью и последовательностью изложения. Оценка   «удовлетворительно»   ставится,   если   работа   выполнена   с   помощью педагога, учащийся неряшлив и невнимателен.   Тема 1  Вводное занятие. Знакомство с работы планом   объединения. ТБ. 2 Журналистика как вид  творчества 3 Стили речи 4 Образность речи Виды контроля Входящий  Формы контроля собеседование Тематический Текущий Педагогическое наблюдение Тематический Текущий Тематический 11 Беседа Обсуждение 5 Жанры публицистики 6 Контрольная работа Текущий Тематический Текущий Итоговый  творческих работ Творческая работа Наблюдение Тестирование Наблюдение                                             Оценочные материалы 1.Задания к разделу «Образность речи». Приложение 1. 2.Тестирование к итоговой аттестации. Приложение 2.  3. Диагностика по определению эмоционально­волевых качеств и  психического состояния учащегося.                                              Методические материалы Обучение   по   данной   программе   предполагает   использование   различных методов  и  приемов обучения. Объяснительно –  иллюстративный   метод (беседа, рассказ,   практическая   работа   (групповая   и   индивидуальная),   самостоятельная работа   обучающихся).   Репродуктивный   метод   (повторение,   коллективное творчество). Игровой. Выбор методов обучения зависит от темы и формы занятий. При   этом   в   процессе   обучения   все   методы   реализуются   в   теснейшем взаимодействии при создании положительной мотивации, актуализации интереса.  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист»   предусматривает   вариативность   использования   педагогических технологий:  традиционных (технология личностно­ориентированного и развивающего обучения и др.); современных   здоровьесберегающие, информационные, группового обучения). (имитационного   моделирования) (игровые     технологии, На   занятиях   могут   использоваться   несколько   технологий.   Например, личностно   ­   ориентированная   со   здоровьесберегающими   и   информационными технологиями.  Технология личностно – ориентированного обучения позволяет  применять практические   методы   обучения,   методы   наглядной   передачи   и   зрительского восприятия,   методы   творческой   самостоятельности,   методы   формирования познавательного   интереса   при   этом   активно   используются   наглядные   приемы обучения. Использование  данной технологии  в  рамках программы  формирует  у обучающихся   способность   выразить   свое   видение   на   процесс   общения, возможность скорректировать свое поведение в процессе общения, а практические 12 задания   (особенно   близкие   к   жизни   обучающегося)   придадут   смысл   обучению, мотивируют  учащихся. Рекомендуется   применение   игровых   технологий.   Именно   игра   позволит каждому   обучающему   увидеть   «ошибки»   человека   в   общении   и   сделать самостоятельный   вывод   правильности   ведения   беседы,   помогает   педагогу   в выполнении поставленных целей и задач. Используемые при игровых технологиях методы   формирования   интереса   к   учению   (создание   ситуации   успеха),   анализ реальных   производственных   ситуаций,   практические   задания,   инсценировка бытовой (производственной) сценки помогают учащимся выработке правильного алгоритма общении, а педагогу в решении проблемы профессионального обучения и общего социального развития учащихся.  Для   воспитания   здорового   и   духовно   развитого   человека   рекомендуется использование на занятиях здоровьесберегающих технологий, которые позволяют развивать способность у подростков управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье, ощущать себя как социума, повысит самооценку и сформирует общечеловеческие   ценности,   а   также   выработает   морально­этические   нормы поведения. Методы обучения: словесные и наглядные, использование технических средств,   практические   задания   и   упражнения   по   технике   саморегулирования, разбор ситуации морального выбора.  Использование игровых, личностно – ориентированных технологий обучения будут   способствовать   формированию   у   учащихся   мотивации   к   познанию   и усвоению учебного материала. Педагогический   процесс   –   один   из   важных   процессов   в   образовании.   Он предполагает создание такой среды для учащихся, в которой они могут полнее, не боясь раскрыть себя. Этому должны способствовать методы, формы и средства образовательного процесса. Дополнительная   образовательная   программа следующие формы занятий:   реализуется   через 1. Практические учебные занятия; 2. Занятия творческого характера; На занятиях используются такие формы организации учебной деятельности: 3. Индивидуальные   (ребятам   дается   самостоятельная   работа   с учетом их индивидуальных особенностей); 4. Групповая (работа со всеми ребятами одновременно); 5. Коллективные (коллективное выполнение работы). Творческий вид деятельности играет одну из важных ролей в воспитании и образовании   подрастающего   поколения,   поэтому   необходимо   уделять   больше внимания   творческой   деятельности   ребят:   решение   кроссвордов,   ребусов, написанию статей, очерков, рассказов. Достаточное количество времени должно 13 отводиться   на   самостоятельную   деятельность   учащихся,   на   формирование творческих интересов, настойчивости в решении творческих задач. Творческие   занятия   проводятся   в   соответствии   с   определенными требованиями: 1. Четкое определение цели; 2. Самостоятельность при выполнении заданий; 3. Определение времени для выполнения задания; 4. Анализ результатов труда каждого учащегося; 5. Сознательность и активность обучения; 6. Научность, доступность, прочность знаний; 7. Связь теории с практикой, с повседневной жизнью; 8. Стимулирование и поощрение учащихся. В соответствии с целью занятия выбирается и форма его проведения. В работе с детьми   на   ознакомительном   уровне   целесообразно   проводить   следующие   типы занятий:   изучение   нового   материала,   совершенствование   способов   действий   и знаний, контроль и коррекция способов действий и знаний, демонстрация способов действий и знаний, комбинированный (сочетающий все функции).   Изучение нового материала 1.Оргмомент, мотивация учащихся на учебный процесс – 2 мин. 2. Этап  подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению  нового  материала – 5 мин. 3.Этап усвоения нового материала – 10 мин. 4.Этап закрепления материала – 3 мин. 5.Этап выполнения практического задания – 20 мин.  6.Подведение итогов  ­5 мин.              Совершенствование способов действий и знаний 1.Оргмомент – 2мин. 2.Проверка домашнего задания – 5 мин. 3.Сообщение темы, задач, мотивация учения­ 2 мин. 4.Изучение нового материала – 10 мин. 5.Пробные упражнения – 3 мин. 6.Выполнение творческих упражнений – 15­17 мин. 7.Подведение итогов, домашнее задание – 5 мин. Контроль и коррекция способов действий и знаний 1.Мотивация и задачи  занятия – 5 мин. 2.Проверка знаний и умений (выполнение практической или творческой работы) –  20 мин. 14 3. Подведение итогов – 20 мин. Демонстрация способов действий и знаний Выступление на конференциях, конкурсах. Размещение материалов  в средствах массовой информации.           Комбинированный (сочетающий все функции) 1.Проверка ранее усвоенных знаний, умений и практических навыков – 5 мин. 2.Мотивация учения, тема и задачи занятия – 2 мин. 3.Восприятие, осмысление, усвоение нового материала – 10 мин. 4.Упражнение по образцу – 5 мин. 5.Выполнение практического творческого задания – 15­20 мин. 6.Подведение итогов – 5 мин. Список литературы. 1. Наталия Сычева. Пишем без ошибок. Все правила русского языка.­ М.:  2018. 2. В. Т. Голубь. Текстовые тренажеры. Воронеж. 2017. 3. Т.В. Шклярова. Русский язык. Сборник упражнений. Москва. 2017. 4. Савина Л.Н. Активные формы преподавания литературы. Волгоград. 1995 Интернет – ресурсы: 1. https://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/chtenie/ 2. http://literatura5.narod.ru/teory_rech_tabl.html 3. http://ist.na5bal.ru/doc/20409/index.html 4. http://edu.tltsu.ru/ 5. https://infourok.ru/test­po­zhurnalistike­dlya­shkolnikov­klassi­806112.html 6. https://infourok.ru/metodicheskoe­posobie­shkola­zhurnalistiki­2275496.html Нормативные документы 1.Закон   Российской   Федерации   от   29.12.2012   г.«Об   образовании   в   Российской Федерации» 2.Концепция   развития   дополнительного   образования   детей,   утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04009.2014 г. № 1726 –р 3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г.   № 1008 «Об утверждении   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным общеобразовательным программам»  4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 ­14 «Санитарно­эпидемиологические 15 требования   к   устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 5.Краевые   методические   рекомендации   по   разработке   дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.                                                                                                         Приложение № 1 16 Задания к разделу «Образность речи» Есть имена и есть такие даты, ­ Они нетленной сущности полны.       Мы в буднях перед ними виноваты, ­  Не замолить по праздникам вины.  И славословья музыкою громкой  Не заглушить их памяти святой.          И в наших будут жить они потомках,     Что, может, нас оставят за чертой. А.Т. Твардовский, 1966 1. Какова тема данного стихотворения. ________________________________________ 2. «Есть имена и есть такие даты…» Какой термин использован в первой строке стихотворения? _____________________________________ 3. Укажите термин, которым обозначаются образные определения, которое дает художественную   характеристику   явлению   или   предмету  (например,  «их   памяти святой») _____________________________________ 4. Выпишите все эпитеты, которые используют в данном стихотворении. _______________________________________________________________________ 5. Выполните полный разбор предложения В нашем классе учатся самые артистичные ученики . 6. Выполните фонетический разбор слова: приятели 7.   Разберите   слова   по   составу:   маленькая,   записной,   удобрение,   забарабанили, пустынные.     17 Приложение №2  Тестирование к итоговой аттестации Журналистика – это…. А. Наука о журналистах Б. Область научно ­ практической деятельности В. Вид деятельности по подготовке и доведению до потребителя информации. Г. Сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции средства массовой  информации. Журналист – это… А. Человек, который пишет статьи в газету. Б. Лицо, которое доводит до потребителя информацию. В. Человек, который является посредником между читателем и информацией. Г. Лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой  сообщений и материалов для редакции средства массовой информации. Основные методы получения информации А. Опрос, наблюдение, интервью. Б. Наблюдение, интервью, работа с документами. В. Наблюдение, работа с документами. Г. Опрос, интервью, методы исследования аудитории. Основные жанры школьной газеты. А. Информационные заметки, интервью, репортажи. Б. Статьи, заметки, очерки, репортажи. В. Информационные заметки, интервью, статьи. Г. Статьи, информационные заметки, репортажи. Лид – это… А. Маленький рассказ. Б. Первый абзац публикации. В. Метод сбора информации. Г. Последний абзац публикации. Желтая пресса – это… 18 А. Газета желтого цвета Б.Газета, информация в которой основана на слухах и сплетнях. В. Самая качественная пресса. Г. Пресса для домохозяек. Закон о СМИ регулирует А. Отношения между изданиями и массовой аудиторией. Б. Отношения между журналистами. В. Отношения между разными СМИ. Г. Отношения между журналистом и читателем газеты. Этические нормы и кодексы журналистского поведения. А. Это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде  моральные предписания ­ принципы, нормы и правила нравственного поведения  журналиста. Б. Это свод законов и правил поведения журналиста, закрепленные законом. В. Это международный закон о журналистах. Г. Это необязательное соблюдение норм. Кодекс профессиональной этики российского журналиста был разработан А. В 1984 году Б. В 1894 году В. В 1994 году Г. В 2004 году К основным методам исследования аудитории относится: А. Наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование. Б. Наблюдение, интервью, работа с документами. В. Наблюдение, опрос, работа с документами. Г. Наблюдение, тестирование, работа с документами. Дайте ответ: Назовите виды СМИ. (газета, журнал, радио, телепрограмма, Интернет СМИ) 19 Назовите основные качества журналиста (профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство)  Какой стиль речи употребляется при выступлении перед аудиторией? (публицистический) Какие бывают виды анкет по числу респондентов? (индивидуальные, групповые, массовые) 5.Какое бывает анкетирование по типу контактов? (очное, заочное) 6.Переведите на русский public relations. (связи с общественностью) 7.Нужна ли нам жёлтая пресса? (своё мнение) 8.Каким вы видите СМИ в будущем? Напишите в виде школьной заметки 20 Приложение №3 Диагностика по определению эмоционально – волевых качеств личности учащегося Опросник волевого самоконтроля(А.Г.Зверкова, Е.В.Эйдманома) Цель: определение уровня развития волевого самоконтроля Описание методики: методика состоит из 30 утверждений, предусматривающих два варианта ответов: «да» и «нет».  Методика   проведения:   учащемуся   предлагается   прочитать   предложенные утверждения и на каждое из них дать ответ «да» или «нет».  Текст­опросник. 1.Если что­то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело. 2.Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и хорошей компанией. 3.При необходимости мне трудно сдержать вспышку гнева. 4.Обычно   я   сохраняю   спокойствие   в   ожидании   опаздывающего   к   назначенному времени друга или товарища.  5.Меня трудно отвлечь от начатой работы. 6.Мне трудно переносить физическую боль. 7.Я   всегда   стараюсь   выслушать   человека   не   перебивая,   даже   если   не   терпится сказать самому. 8.Я всегда «доказываю» свое утверждение. 9.Если надо я могу не спать всю ночь (например, смотреть фильм, общаться с друзьями по интернету) и весь следующий день быть в «хорошей форме». 21 10.Мои планы слишком часто не выполняются по разным причинам. 11.Считаю себя терпеливым человеком. 12.Не так просто мне заставить себя спокойно наблюдать волнующее зрелище. 13.Мне   редко   удаётся   заставить   себя   продолжать   работу   после   серии   обидных неудач. 14.Если я отношусь к кому­то плохо, мне трудно скрывать свою ненависть к нему. 15.При   необходимости   я   могу   заниматься   своим   делом   и   в   неудобной, неподходящей обстановке. 16.Мне сильно усложняет работу мысль о том, что её необходимо во что бы то ни стало сделать к определённому сроку. 17.Считаю себя решительным человеком. 18.С физической усталостью я справляюсь лучше чем другие. 19.Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице. 20.Испортить мне настроение не так­то просто. 21.Иногда какой­то пустяк овладевает моими мыслями, не даёт покоя, и я никак не могу от него отделаться. 22.Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим. 23.Меня трудно переспорить. 24.Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца. 25.Меня легко отвлечь от дел. 26.Иногда   я   замечаю,   что   пытаюсь   добиться   своего,   несмотря   на   разные обстоятельствам. 27.Люди порой завидуют моему терпению и дотошности. 28.Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации. 29.Я   замечаю,   что   во   время   однообразной   работы   невольно   начинаю   изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов. 30.Меня обычно сильно раздражает, «когда перед носом» захлопываются  двери уходящего транспорта или лифта.  Обработка результатов Подсчитывается количество совпадений вариантов ответов с ключом.  Ключ  Шкала «самообладание»: ответы «да» на утверждения № 3, 4, 7, 24., ответы «нет « на утверждения № 5, 13, 14, 16, 21, 26, 28, 29, 30.  22 Шкала «настойчивость»: ответы «да» на утверждения № 2,5, 11, 17, 18, 20, 24, 26., ответы «нет « на утверждения № 1.6, 9, 10, 13, 16, 22, 25.   Общий индекс ВСК (волевого самоконтроля): ответы «да» на утверждения № 2, 3, 4, 5, 7. 9, 11, 17, 18. 20, 24, 25, 27, ответы «нет « на утверждения № 1,6,10, 13, 14, 16, 21,22, 28, 29, 30. Интерпретация   полученных   результатов.   На   основе   количественной   обработки полученных   результатов   опроса   учащегося   делается   вывод   об   уровне   его самообладания   и   настойчивости   и   подсчитывает   общий   индекс   волевой самоконтроля школьника. По шкале «самообладание»: низкий уровень от 0 до 4 баллов, средний уровень – 5­ 9 баллов, высокий уровень – 10­13 баллов. По шкале «настойчивость»: низкий уровень от 0 до 5 баллов, средний уровень – 6­ 11 баллов, высокий уровень – 12­16 баллов. Общий индекс ВСК (волевого самоконтроля): низкий уровень от 0 до 8 баллов, средний уровень – 9­16 баллов, высокий уровень – 17­24 баллов. Диагностика уровня сформированности самоконтроля у обучающегося Самоконтроль ­ один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность   учащихся.   Его   назначение   заключается   в   своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. С целью определения, умеют ли учащиеся контролировать свою учебную деятельность, рекомендуется предложить заполнить анкету. Анкета (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) 1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание, решил задачу, составил план? а) Часто; б) иногда; в) никогда. 2.Что ты делаешь в таком случае? 3. Проверяешь ли себя при выполнении какого­нибудь задания? а) Часто; б) иногда; в) никогда. 4. Как ты себя проверяешь? 5. Зачем ты себя проверяешь? 6. Что значит – проверить выполненную работу? 7. Есть ли что­нибудь общее в том, что ты делаешь, чтобы проверить выполнение задания по математике, русскому языку, окружающему миру и т. д.? Звезды эстрады. 23 Учащимся предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца.  Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят  фонограмму (сами или в этом им поможет педагог). Задача ребенка ­ выступить  перед  группой в образе выбранной звезды, используя записи песни. Такая  диагностическая методика помогает преодолевать учащимся  боязнь,  неуверенность, формирует положительное отношение учащихся объединения друг  к другу. Диагностика по определению психических состояний учащихся  Методика «Дерево с человечками» Тест­задание Цель: изучение   социально­психологических   аспектов   самооценки   учащихся   в контексте   определения   ими   своего   собственного   места   в   учебной   группе (выявление социально­психологического уровня адаптации личности в социальной группе, степени адаптации обучающегося в учебной группе)  Инструкция:  «Рассмотрите   это   дерево.   Вы   видите   на   нем   и   рядом   с   ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение.   Мы   проверим   насколько   вы   внимательны. Обратите   внимание,   что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться» Диагностика по определению психических состояний учащихся  Методика «Дерево с человечками»  Тест­задание Цель: изучение   социально­психологических   аспектов   самооценки   учащихся   в контексте   определения   ими   своего   собственного   места   в   учебной   группе (выявление социально­психологического уровня адаптации личности в социальной группе, степени адаптации обучающегося в учебной группе)  Инструкция:  «Рассмотрите   это   дерево.   Вы   видите   на   нем   и   рядом   с   ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение.   Мы   проверим   насколько   вы   внимательны. Обратите   внимание,   что 24 каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться» Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»  (авторская разработка  Светланы Панченко, кандидат психологических наук) Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся Инструкция: Перед   тобой   информационная   карта,   на   которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай,   какие   из   них   испытывал   ты   сам,   в   каких   ситуациях  (с   младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции). А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и опиши. Напиши слово «дом» и сделай то же самое. Напиши   слово «одноклассники(сверстники)».   Как   ты   думаешь,   какие   эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и опиши их. Напиши   слово «учитель», выбери   2–3  эмоции,   которые   чаще   всего   испытывают учителя на уроках, и опиши их. А теперь напиши слово «родители» и опиши эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители. Анализ   диагностического   материала: определяется   частота   выраженности позитивных и негативных состояний. В результате можно выявить: •   какие   эмоциональные   состояния   преобладают   у   ребенка   (позитивные   или негативные); • как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний); • как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает. Проективная   методика   «Мое   настроение»  (авторская   разработка Светланы Панченко, кандидат психологических наук) Цель: выявление   актуального   (или   типичного)   для   ребенка   эмоционального состояния, осознание его. Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки. 25 Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего(вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние.  Может  быть, оно  похоже  на  спокойную  гладь  лесного  озера  или  на бушующий океан. А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза. Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию. Вопросы для анализа •  Трудно   ли   было   представить   явление   природы,   соответствующее   вашему внутреннему состоянию? • Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты? • Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни? •  Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние). 26

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Проба пера»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018