Статья: Тувинское горловое пение

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло. Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление.
Иконка файла материала 18.docx
ТУВИНСКОЕ ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ. Горловое пение ­ уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно­Алтайского региона ­  тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим  в европейской части России башкирам. Уникальность  этого искусства заключается в том, что исполнитель  извлекает сразу две ноты одновременно, образуя  таким образом своеобразное двухголосное соло.  Первые письменные источники описания искусства  горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное  искусство вызывало у европейцев, воспитанных в  совершенно других музыкальных традициях, по  меньшей мере удивление. Вот как описал, например,  услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К.  Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое  «пением без слов», не передается словами. Это пение  называется горловым ­ «кумайлер» (т.е.  «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов».  Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут  вместить его легкие, и затем начинает «извлекать  какие­то странные урчащие хрипы из глубины  внутренностей», непрерывность и длительность  которых всецело зависит от его умения управлятьдиафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и  продолжение «таинственных звуков,  сопровождающихся аккомпанементом на  двухструнном топшулурме» ­ инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой  пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя,  без какого­либо тонического и ритмического конца,  так что ко всему этому последованию «таинственных  звуков, казалось бы, нельзя применить название  мелодии». По мнению большинства специалистов,  тувинское горловое пение ­ хоомей ­ заметно  отличается от аналогичного искусства алтайцев,  бурятов и монголов, прежде всего, большим  разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей ­ каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр,  кроме того, существуют несколько разновидностей ­  думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью),  хову каргыраазы (степное каргыраа). О  происхождении разных видов тувинского горлового  пения сохранились в народе легенды и предания. Так,  одна из легенд гласит, что в незапамятные времена  стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов.  Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы:  когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет,  издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам терминкаргыраа, как нам представляется, имеет  звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный  глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение: 1)  хрипеть, издавать хриплые звуки, 2) бурлить (при  кипении, например, каши) Сравним также «карк» ­  подражание звуку, издаваемому вороной.  Происхождение теримна «хоомей» трактуют по­ разному. Некоторые связывают его с названием  искусства звукоподражания, особой манерой  звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или  производить звук, похожий на гудение, другие ­ с  тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу. В  монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у  тувинцев. Стиль хоомей акустически связан с  тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких  частот. Обычно само звучание в стиле хоомей  представляется важнее поэтического текста. В  отличие от пения монголов, тувинский хоомей может  исполняться без текста, или с текстом жанра  колыбельных песен. Для тувинской музыки древности  это достаточно существенный момент. У тувинцев  существует предание, что юноша­сирота жил в течениетрех лет в одиночестве, у подножия скалы,  отзывающейся в окрестной долине многоголосным  эхом. В результате движения струй воздуха под  большим напором образовывался эффект резонанса  между скалами. Сама природа как бы способствовала  изобретательности людей в поисках самовыражения,  когда человек оставался наедине с бурной стихией.  Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая  звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес  этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».  В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие  изолированными компактными группами на северо­ западе МНР. Тувинский стиль сыгыт, по всей  вероятности, произошел от глагола сыгыр ­ свистеть.  Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт  означает причитание, плач как производное от этого  слова сыгытчы ­ причитающий или стонущий. Это  наталкивает на предположение о прямой вязи  тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но  эта мысль нуждается в научном обосновании.  Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова  эзенги ­ стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на  лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к  седлу, соприкасаясь со стременами, издавали  определенный ритмический звук. Длявоспроизведения этих звуков всадник должен был  занимать определенное положение в седле и ехать  иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание  этим звукам. Название стиля борбаннадыр произошло  от тувинского глагола «борбаннат» ­ перекатывать  что­то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы. В отношении же происхождения горлового пения как  искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них ­ достаточно распространенная ­ гласит,  что в основе сольного двухголосия лежит связь с  ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением  времени оно подверглось песенной переработке и  принимало вид вокального искусства. С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в  Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия  тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного  позднее, чем возникло горловое пение. При таком  подходе это искусство упрощается. Феномен этот ­ не  остатки прежних религиозных песен, якобы  превратившихся в обрядовый жанр. Горловое пение  является результатом специфического гортанного  пения, музыкально­поэтического мышления народа. У  тувинцев, например, оно обусловлено безграничной  любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и  источником вдохновения у древних исполнителей­мастеров являлась природа. Ценность и красота звука  измерялась умением передать «живую жизнь» не  только путем подражания, но и проникновением в ее  сущность. Искусные исполнители горлового пения,  как и сказители, являлись хранителями сокровищ  народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми  среди всех социальных слоев и групп населения.