Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло. Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление.
ТУВИНСКОЕ ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ.
Горловое пение уникальный вид искусства, присущий
лишь некоторым народам СаяноАлтайского региона
тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим
в европейской части России башкирам. Уникальность
этого искусства заключается в том, что исполнитель
извлекает сразу две ноты одновременно, образуя
таким образом своеобразное двухголосное соло.
Первые письменные источники описания искусства
горлового пения встречаются в литературе с середины
19 века. Естественно, что столь своеобразное
искусство вызывало у европейцев, воспитанных в
совершенно других музыкальных традициях, по
меньшей мере удивление. Вот как описал, например,
услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К.
Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое
«пением без слов», не передается словами. Это пение
называется горловым «кумайлер» (т.е.
«хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов».
Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут
вместить его легкие, и затем начинает «извлекать
какието странные урчащие хрипы из глубины
внутренностей», непрерывность и длительность
которых всецело зависит от его умения управлятьдиафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и
продолжение «таинственных звуков,
сопровождающихся аккомпанементом на
двухструнном топшулурме» инструменте, состоящем
из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой
пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются
певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя,
без какоголибо тонического и ритмического конца,
так что ко всему этому последованию «таинственных
звуков, казалось бы, нельзя применить название
мелодии». По мнению большинства специалистов,
тувинское горловое пение хоомей заметно
отличается от аналогичного искусства алтайцев,
бурятов и монголов, прежде всего, большим
разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей
каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр,
кроме того, существуют несколько разновидностей
думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью),
хову каргыраазы (степное каргыраа). О
происхождении разных видов тувинского горлового
пения сохранились в народе легенды и предания. Так,
одна из легенд гласит, что в незапамятные времена
стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов.
Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы:
когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет,
издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам терминкаргыраа, как нам представляется, имеет
звукоподражательную основу, обозначающую хрип или
звуки, похожие на хрипение. Например, в современном
тувинском языке существует звукоподражательный
глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение: 1)
хрипеть, издавать хриплые звуки, 2) бурлить (при
кипении, например, каши) Сравним также «карк»
подражание звуку, издаваемому вороной.
Происхождение теримна «хоомей» трактуют по
разному. Некоторые связывают его с названием
искусства звукоподражания, особой манерой
звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или
производить звук, похожий на гудение, другие с
тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу. В
монгольском языке также существует слово «хоомий»,
означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма
возможно, что термин заимствован монголами у
тувинцев. Стиль хоомей акустически связан с
тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких
частот. Обычно само звучание в стиле хоомей
представляется важнее поэтического текста. В
отличие от пения монголов, тувинский хоомей может
исполняться без текста, или с текстом жанра
колыбельных песен. Для тувинской музыки древности
это достаточно существенный момент. У тувинцев
существует предание, что юношасирота жил в течениетрех лет в одиночестве, у подножия скалы,
отзывающейся в окрестной долине многоголосным
эхом. В результате движения струй воздуха под
большим напором образовывался эффект резонанса
между скалами. Сама природа как бы способствовала
изобретательности людей в поисках самовыражения,
когда человек оставался наедине с бурной стихией.
Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая
звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес
этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».
В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие
изолированными компактными группами на северо
западе МНР. Тувинский стиль сыгыт, по всей
вероятности, произошел от глагола сыгыр свистеть.
Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт
означает причитание, плач как производное от этого
слова сыгытчы причитающий или стонущий. Это
наталкивает на предположение о прямой вязи
тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но
эта мысль нуждается в научном обосновании.
Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова
эзенги стремена и, пожалуй, наиболее точно передает
основной смысл и характер его музыки. При езде на
лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к
седлу, соприкасаясь со стременами, издавали
определенный ритмический звук. Длявоспроизведения этих звуков всадник должен был
занимать определенное положение в седле и ехать
иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание
этим звукам. Название стиля борбаннадыр произошло
от тувинского глагола «борбаннат» перекатывать
чтото круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.
В отношении же происхождения горлового пения как
искусства в целом существует несколько точек зрения.
Одна из них достаточно распространенная гласит,
что в основе сольного двухголосия лежит связь с
ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал
это пение в ламских монастырях, но с течением
времени оно подверглось песенной переработке и
принимало вид вокального искусства. С этим мнением
никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в
Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия
тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного
позднее, чем возникло горловое пение. При таком
подходе это искусство упрощается. Феномен этот не
остатки прежних религиозных песен, якобы
превратившихся в обрядовый жанр. Горловое пение
является результатом специфического гортанного
пения, музыкальнопоэтического мышления народа. У
тувинцев, например, оно обусловлено безграничной
любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и
источником вдохновения у древних исполнителеймастеров являлась природа. Ценность и красота звука
измерялась умением передать «живую жизнь» не
только путем подражания, но и проникновением в ее
сущность. Искусные исполнители горлового пения,
как и сказители, являлись хранителями сокровищ
народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми
среди всех социальных слоев и групп населения.