Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»
Оценка 4.7

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
технология +1
Взрослым
21.04.2019
Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»
В статье «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся» делюсь личным опытом работы. В настоящее время акцентирую внимание на практико-ориентированной направленности трудового обучения. В зависимости от темы и целей урока выбираю оптимальные формы проведения занятий, практикуя различные инновационные формы организации процесса обучения, нестандартные типы уроков. Привожу примеры уроков с фотоматериалами.
Усовершенствование современного урока Козловой Е.М..docx
«Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся» Козлова Елена Михайловна учитель обслуживающего труда МОУ «Школа № 149 города Донецка» Пролетарский район В настоящее   время   всем   очевидна   необходимость   подготовки   учащихся к творческой деятельности. Приоритетной задачей общего образования становится формирование не только   интеллекта   учащихся,   но и духовной   и эмоциональной   сферы, творческого подхода к труду, что представляется условием эффективности будущей   профессиональной   деятельности   и социальной   адаптации выпускников школы. Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой. Перед учителем встаёт задача, как сделать уроки более интересными, запоминающимися,   что   нового   предложить   нашим   детям,   и   какие современные технологии лучше использовать в работе.          В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя: «Урок   –   это   зеркало   общей   и   педагогической   культуры   учителя, мерило   его   интеллектуального   богатства,   показатель   его   кругозора, эрудиции». Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.  Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно   новый,   и   не   теряющий   связи   с   прошлым,   одним   словом   – актуальный.   Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо   организованный   урок,   в   хорошо   оборудованном   кабинете,   должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою   деятельность   и   деятельность   учащихся,   четко   сформулировать   тему, цель, задачи урока, а главное ­ урок должен быть добрым. «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее», ­  утверждал Анри Барбюс. Цель деятельности учителя трудового обучения: развитие и воспитание широко   образованной,   культурной,   творческой   и   инициативной   личности, подготовленной   к   самостоятельной   трудовой   деятельности;  мобилизация учащихся   на   выполнение   поставленных   задач,   достижение   целей непосредственно на уроке.    Для достижения цели ставятся следующие задачи: ­ совершенствовать   формы   организации   учебно­воспитательной деятельности; ­ использовать в учебно­воспитательном процессе новые педагогические технологии; ­вовлекать   каждого   ученика   в   активный   познавательный   процесс, причем   не   пассивного   овладения   знаниями,   а   активной   познавательной деятельности; ­раскрыть   творческий,   интеллектуальный,   нравственный   потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя; ­прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей   деятельности,   самоконтроля,   объективного   оценивания   полученных результатов; ­формировать   устойчивый   интерес   к   изучаемому   предмету   через учебную и внеучебную деятельность. В   своей   профессиональной   деятельности   я,   как   учитель   трудового обучения,   учитываю   образовательные   потребности   учеников   следующим образом:  ­ включаю материал развивающего и опережающего характера;  ­   провожу   индивидуальную   работу,   организовываю   индивидуально­ групповые занятия;  ­   предлагаю   задание,   доступное   для   выполнения,   но   в   то   же   время, обязательно содержащее не более одного­двух новых заданий и новых умений, которые могут быть «открыты» и освоены детьми в ходе его выполнения. В   ходе   занятия   ни   один   ребенок   не   должен   оставаться   без   дела,   а постоянно   стремиться   к   самореализации   под   умелым   педагогическим руководством учителя.  Учитель   трудового   обучения   должен   уметь   отвечать   на   следующие основные учебно­методические вопросы: 1. Как активизировать деятельность учащихся? 2. Как сделать процесс трудового обучения радостным? 3. Как привить желание учащимся узнавать больше и овладевать новыми умениями и навыками? Очень   важно   для   эффективного   трудового   обучения   учащихся использовать   межпредметные   связи,   это   способствует   более   глубокому освоению   изучаемого   материала   путём   систематизации   ранее   полученных знаний, формирования целостного взгляда на предметы и явления. В настоящее время акцентирую внимание на практико­ориентированной направленности трудового обучения. В зависимости от темы и целей урока выбираю   оптимальные   формы   проведения   занятий,   практикуя   следующие инновационные формы организации процесса обучения, нестандартные типы уроков: *  креативные   уроки   (уроки   творчества):  урок­парадокс,   урок­фантазия, урок­сказка, урок моделирования, урок защиты творческих работ, урок­игра, урок­путешествие, урок наоборот, урок в школе будущего; * когнитивные уроки (уроки познания): урок­наблюдение, урок­эксперимент, урок­исследование, урок­лабораторный практикум, межпредметный урок; * уроки организационно­деятельностного типа:  урок с групповой работой, урок­проект, урок­самозачет; * коммуникативные   уроки   (предполагают   интенсивное   взаимодействие, сотрудничество участников процесса обучения): бинарный урок (проводят два   учителя   одновременно),   урок­вернисаж,   урок­аукцион,   урок­выставка, урок­соревнование, урок­КВН, урок­творческий отчет. «Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы                                          к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!»   Из собственного педагогического опыта хочется выделить уроки с  использованием информационных компьютерных технологий (ИКТ), которые  значительно повышают эффективность учебного процесса. Такие уроки всегда вызывают большой интерес у современного ученика, повышают мотивацию к  изучению предмета. Элементы занимательности на уроке, усиленные звуком,  графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на  учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой науке. Использование презентации на уроке ­ применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами,  позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их  познавательную деятельность. Также   на   уроках   использую   кооперативную   (групповую)   учебную деятельность   –   это   форма   обучения   в   небольших   группах   учащихся, объединенных общей учебной целью. Считаю, что такое обучение открывает возможность для сотрудничества со своими ровесниками и общения с ними, содействуя достижению учащимися более высоких результатов в обучении и формировании   умений   и   навыков.  Это   позволяет   разнообразить   уроки, создавать   ситуацию   успеха,   мотивировать   учащихся   на   эффективное овладение новыми знаниями. Групповая форма работы позволяет развивать у учащихся   такие   качества,   как   ответственность,   коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою. (Урок – ателье «Раскройные работы» ­ 7 класс)   Подбираю для учащихся посильные практические задания. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Так, например, накладной карман для   фартука   можно   выполнить   с   прямыми   углами   или   закругленный. Технология   обработки   прямого   кармана   значительно   проще,   чем закругленного. В качестве усложняющего элемента в том же кармане можно использовать   отделку   (декоративную   тесьму,   рюши,   аппликацию,   ручную вышивку). Или пошив фартука с отрезным нагрудником, либо цельнокройный фартук с нагрудником. (Тема «Технология изготовления фартука» ­ 7 класс) Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку. На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что не доработал. Иногда ученик не согласен с оценкой, и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чем его ошибка. В   своей   работе   использую   элементы   различных   педагогических технологий: проблемного обучения и создание проблемных ситуаций, которые помогают развивать логическое мышление, творческое воображение, память, умение   анализировать,   позволяет   ученику самостоятельно   исследовать   материал,   решать   поставленные   проблемы. Также   предусматривается   самостоятельная   работа   учащихся   с   учебной литературой,   таблицами,   диаграммами,   графиками,   инструкционными картами.     сопоставлять   факты, (Урок­семинар 5 класс «Виды горячих напитков»)                         Применение   элементов   технологии   проблемного   обучения предоставляет активную самостоятельную деятельность учащимся. Использую   различные   формы   работы:   творческие   задания   после усвоения   нового   материала   или   на   закрепление   изученного   раздела: составление кроссвордов, викторин, тестов и т.д.  В   рамках   индивидуальной   работы   учащимся   предлагаются разноуровневые   задания,   когда   ученик   выбирает   задание   по   силам   – оформление   лепбуков   –  (Разделы   «Особенности   аграрной   технологии», «Кулинария», «Электротехнические работы»).  Уделяю большое внимание учащимся с низкой учебной мотивацией по предмету, пытаюсь заинтересовать их, даю облегченные задания.  (Лепбуки учащихся 7, 8 и 9 классов) Интересна   технология   «Перевернутый   класс»   ­   это   инновационный сценарий обучения. Его отличие от традиционного сценария заключается в том,   что теоретический   материал   изучается   самостоятельно   до   начала урока (как   правило,   посредством   информационных   и   коммуникационных технологий: видео­лекции, аудио­лекции, интерактивные материалы и т.п.). Ребята   получают   задание   найти   информацию   о   предмете   и   оформить   ее нестандартно,   с   применением   художественных   навыков.   А   на   уроке самостоятельно донести информацию до слушателя.              Основное преимущество перевернутого класса заключается в такой организации учебной работы, при которой:  поддерживается   развитие   качеств   и   умений   21   века,   таких   как сотрудничество,   творческий   подход,   способность   решать   проблемы, самостоятельность, грамотность в области ИКТ и т. д.;  учащегося. обеспечивается   возможность   для   поддержки   развития   каждого (Урок­семинар 6 класс «Рыба и морепродукты»)     В   своей   практике   я   применила   принцип   метапредметности. Матапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Целью урока является, в первую очередь, преодоление разобщенности различных учебных дисциплин. Ребята  получили задание по  поиску информации о предмете с точки зрения различных профессий.  Результатом работы исследований стала творческая работа – лепбук ­ учебное пособие для будущих пятиклассников. (Урок­семинар 5 класс «Виды горячих напитков») В  условиях   интенсификации   обучения,  учащиеся   осваивают   знания   в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы. (Урок­мастер­класс «Изготовление куклы» ­ 7 класс) (Урок­мастер­класс «Изготовление Писанки» ­                     8 класс)                (Урок­мастер­класс «Изготовление символа года» 5 и 6 классы) (Урок­мастер­класс для учащихся 7­8 классов «Изготовление сувенира в технике карвинг по мылу»)                      Значительное   место   отвожу   формированию   у   учеников   бережного отношения   к   материалам,   инструментам,   приспособлениям   и   учебному оборудованию,   стремлению   к   поиску   рациональных   путей   выполнения практических   заданий   и   способов   обработки   материалов   (самостоятельно ремонтируем   мебель   в   мастерских);   соблюдению   правил   организации учебного   места   и   безопасной   работы   (использую   игровые   ситуации   при повторении   правил   техники   безопасности).   Всё   это   помогает   мне содержательно и интересно организовывать учебно­воспитательный процесс на учебных и внеучебных занятиях по трудовому обучению.  (Урок – ателье «Раскройные работы», 7 класс) Добиваться усвоения и проверки знаний можно разными способами. Я стараюсь создавать ситуации, при которых учащимся необходимо выбирать определенный путь решения заданий. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют   активную   мыслительную   деятельность   учащихся.   Это упражнения   на   внимание,   «Разгадай   кроссворд»,   метод   «Да­Нет», «Незаконченное предложение», «Путаница» и другие. (Урок­исследование «Рыба и морепродукты» ­6 класс)               Одним из видов индивидуальной и дифференцированной деятельности является   индивидуальная   самостоятельная   работа,   в   которой   учащимся предоставляется   выбор.   Для   формирования   у   школьников   умений индивидуально   и   самостоятельно   проводить   исследования   большую   роль играет   демонстрационный   эксперимент.   При   защите   творческого   проекта, комментируя   «изделие»,   «размышляя   вслух»,   учу   выяснять   сущность проводимой работы, демонстрацию изготовленного изделия. (Урок­защита проекта «Изготовление игрушки» ­ 8 класс) Стараюсь   создавать   ситуации,   при   которых   учащимся   необходимо выбирать определенный путь решения заданий. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную деятельность учащихся, включаю элемент соревнования.   Учащиеся   стараются   точнее   выполнять   задание   и   быстрее овладеть техникой. Элемент поощрения не исключается! (Уроки «Вязание спицами», «Вязание крючком» ­ 8­9 классы)    Уроки   с   элементами   выставки   работ   учащихся   прошлых   лет мотивируют   учащихся   на   выбор   изготавливаемого   изделия,   добавляют уверенности в свои силы, желание изготовить сувенир своими руками. Считаю, что инновационные технологии обучения вовлекают в учебный процесс   ученика,   который   в   зависимости   от   ситуации   может   быть режиссером,   учителем,   консультантом,   творцом,   учеником,   организатором деятельности или взаимообучения.                         Периодически провожу уроки с участием мастеров или детей­ консультантов,   которые   имеют   особый   успех.   Приглашенные   мастерицы   и учащиеся   делятся   своими   успехами   и   достижениями,   демонстрируют   свои работы и помогают собственноручно овладеть техникой выполнения данного вида рукоделия. (Урок­сказочное путешествие «Вышивка бисером как вид декоративно­прикладного искусства» ­  7 класс) (Урок­мастерская «Вышивка как вид декоративно­прикладного искусства» ­ 6 класс)         Среди родителей имеются мастера, которые охотно приходят поделиться с учащимися своим профессиональным опытом. (Урок­практикум «Уход за кожей лица» ­ 8 класс) Люблю   бинарные   уроки.   Считаю,   что  бинарные   уроки   оживляют образовательный   процесс,   развивают   познавательный   интерес   школьников, способствуют   развитию   личности   ребенка,   дают   возможность   повысить мотивацию обучения. Учителя­специалисты добавляют некоторую изюминку в содержательную часть урока. Учащиеся на одном уроке получают более полную информацию об изучаемом предмете. Бинарный урок воспитывает у учащихся   умение   пользоваться   теоретическими   знаниями   в   разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях. (Урок­сказка «Золушка» с учителями литературы и ИЗО – 5 класс) (Урок­конференция «Хлеб ­ всему голова» с учителем биологии – 8 класс) В   процессе   организации   индивидуальной   и   дифференцированной деятельности учащихся возникают разнообразные трудности, к примеру, не все   учащиеся   успевают   закончить   работу   в   отведенное   время,   обладая недостаточно сформированными организаторскими умениями, они не могут рационально организовать свой труд, осуществить самоконтроль. Поэтому их темп невысок. В основном трудности объясняются тем, что у учащихся нет навыков   индивидуальной   работы   по   изучению   нового   материала.   По   мере приобретения опыта, возрастает уровень продуктивной деятельности  слабо подготовленных   учащихся   и   общий   темп   работы   всего   класса. Таким образом, анализ позволил мне выделить наиболее эффективные приемы индивидуальной и дифференцированной деятельности учащихся при изучении нового материала. К ним можно отнести работу учащихся в группах. Для большей доступности материала (особенно при изложении сложных и незнакомых моментов), использую наглядные методы обучения – урок­ мастер­класс, урок­демонстрация (показ) технологий изготавливаемых  изделий.                        Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех  учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на  каждом уроке трудового обучения было интересно. Тогда у многих из них  первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и  стойкий интерес к науке.  За последние годы сложилась определенная система работы с  одаренными детьми. Система работы учителя с одаренными учащимися представлена по  следующим направлениям:  Индивидуальная дифференцированная работа на уроках  Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных декад  Участие в олимпиадах разного уровня  Проектная деятельность учащихся  Участие в творческих конкурсах разного уровня. В своей педагогической деятельности я использую опыт других  учителей, но и сама охотно делюсь своими наработками, которые помещаю на  своих сайтах: ­ инфоурок  ­ http:// Учительский.сайт/Козлова­Елена­Михайловна;   ­ мультиурок ­ http://multiurok.ru/xfhjltqrf/files;   ­ videouroki.net ­ https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia­nitianaia­ ghrafika­izonit­7­klass.html; ­ Онлайн­центр для педагогов «Знанио» ООО «СОЮЗПРОФ» ­  https://znanio.ru/media/proforientatsionnyj_urok_konferentsiya_hleb_vsemu_golo va_7_klass­89732/106866; ­ WebUrok.com ­ https://weburok.com/wp­admin/profile.php; ­ на портале Академия Развития творчества «АРТ­талант» ­ https://www.art­ talant.org/publikacii/obzh/6197­klassnyy­chas­praktikum­trening­doroga­i­ my.html; ­ на страницах интернет­проекта «Копилка уроков – сайт для учителей» ­  http:kopilkaurokov.ru/izo/uroki/132912 ­ на страницах электронного журнала "Золотые страницы образования" ­  http://zolotistorinki.ru/vypuski­2018/89­78­9­noyabr­2018­goda.html. Выводы Подводя   итог,   можно   констатировать   тот   факт,   что   и   урочная,   и внеурочная   работа   по   трудовому   обучению   способствует   развитию творческих способностей учащихся. На этих занятиях учащиеся приобщаются к   многоплановой   самостоятельной   деятельности,   что   способствует эффективному   выявлению   и  развитию   их   склонностей   и   способностей.  На внеурочных   занятиях   учащиеся   имеют   возможность   широкого   выбора направления   творческой   деятельности,   объектов   труда.   Ведь   только   та деятельность   способствует   творчеству,   в   процессе   которой   возникают положительные эмоции. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее   адаптируются   в   науке,   на   производстве,   лучше   осваивают   свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда «свеча зажжет огни». Закончить   хочется   словами,   адресованными   учителям   трудового обучения: Ищите, творите, дерзайте!        Совершенству предела нет! Список использованной литературы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный  сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077. Завуч. [Текст]: //Научно­практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический  поиск”, 1999. М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое  пособие – М.: 1971. Лутцева Е.А. Развитие через открытие.// Эксперемент и инновации в школе.­2010.­ №5. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный  сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school­russia.html. Якиманская, И. С. Технология личностно­ориентированного образования / И.   С.  Якиманская. ­М., 2000. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.  С. Якиманская. ­  М. : Сентябрь, 2002. – 96 с. 8. 9. 10. В.А. Онищук “Типы, структура и методика урока в школе”. «Перевернутый класс» Мастерская Марины Курвитс http://marinakurvits.com  http://www.wisdoms.one/tsitati_pro_opyt.html

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов. Развитие творческих способностей учащихся»

Статья «Усовершенствование современного урока трудового обучения при внедрении новых государственных стандартов.  Развитие творческих способностей учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2019