Статья "Величины и их измерения в начальных классах"
Оценка 4.8

Статья "Величины и их измерения в начальных классах"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
1 кл—4 кл
03.04.2018
Статья "Величины и их измерения в начальных классах"
Знакомство с величинами, единицами их измерения имеет особое практическое значение, а также предоставляет младшим школьникам возможности для формирования умения видеть проблему и, опираясь на полученные знания, умения, навыки, находить новые пути решения, способствует развитию познавательных и творческих способностей младших школьников.
величины и их измерения.docx

Е.И.Трушина

Студентка факультета педагогики и психологии

 СФ БашГУ

ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Величина, так же, как и число, основное понятие курса математики начальной школы, в задачу которого входит формирование у детей представления о величине как о некотором свойстве предметов и явлений, которое прежде всего связано с измерением. В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой другой мерой, принятой за единицу при измерении величин данного рода.

Первые представления о величинах входят в жизнь младших школьников на уроках математики при выполнении заданий, измерительных работ и решении текстовых задач. При этом само понятие величина и её измерение могут остаться вне сознания школьников, они не понимают, в чем сущность данного понятия. Поэтому необходимо доходчиво объяснить учащимся сущность понятия величины и выделить главные признаки её проявления.

Из опыта работы школ можно наблюдать, что ученики часто не могут различить такие понятия, как «отрезок» и «длина отрезка», «площадь прямоугольника» и «прямоугольник». Поэтому перед учителем стоит задача чётко представлять себе и доводить до сознания учащихся, что длина отрезка – это число, которое характеризует данный отрезок при выбранной единице измерения, а отрезок – часть прямой; прямоугольник – фигура, а площадь прямоугольника – число, характеризующее его, и т.д. Необходимо обратить внимание детей, что число возникает в связи с измерением и что число – это мера отрезка (если они измеряют длину), мера площади (если измеряют площадь фигуры) и т.д.

По традиционной программе обучения в конце 3-4 класса дети должны знать величины, единицы их измерения и уметь применять эти знания на практике и при решении задач; знать соотношения между такими величинами, как цена, количество, стоимость товара; скорость, время, расстояние; уметь применять эти знания к решению текстовых задач; уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника или квадрата.

Освоение понятия «Величина» в начальной школе проходит в несколько этапов.

Первый этап – это выявление и распознавание свойств и качеств предметов, которые можно сравнить: больше или меньше, длиньше или короче, легче или тяжелее и т.д.

Второй этап – использование для сравнения величин промежуточной мерки. Мера выбирается произвольная: для ёмкости – стакан, для длины – шнурок, для площади – тетрадь и т. п. Этот этап важен для формирования представления о самой идее измерения посредством промежуточных мер.

Затем переходят на третий этап – знакомство с общепринятыми стандартными мерами и измерительными приборами (линейка, весы и т.д.).

Таким образом, для дальнейшего усвоения материала учащимися при изучении темы величины необходимо раскрыть понятие величины и выделить основные признаки её проявления.

Основные этапы, имеющие место при изучении каждой из величин:

1. Формирование общего представления о какой-либо величине на основе обращения к уже имеющимся знаниям ребенка;

2. Сравнение однородных величин: визуально; с помощью ощущений; наложением, приложением; с помощью различных мерок.

3. Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором. Формирование измерительных умений и навыков;

4. Выполнение арифметических действий с однородными величинами, выраженными в единицах одного наименования;

5. Знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации по концентрах.

6. Преобразование величин из одних единиц измерения в другие;

7.  Выполнение арифметических действий с однородными величинами, выраженными в единицах различных наименований;

8. Умножение, деление величины на число. Деление однородных величин.

Чтобы сформировать представления о разного рода величинах с младшими школьниками проводятся практические работы и измерительные упражнения. Учитель может предложить такие задания: упражнения по измерению и вычерчиванию отрезков и геометрических фигур, определению на глаз их длины, ширины, площади и периметра; определению времени по часам, высоты и массы предметов, объема сосудов и т.д.

Знакомство с величинами, единицами их измерения имеет особое практическое значение, а также предоставляет возможности для формирования умения видеть проблему и, опираясь на полученные знания, умения, навыки, находить новые пути решения, способствует развитию познавательных способностей младших школьников.

Список использованной литературы

1.            Алабина Л.В. Величины: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 40 с.

2.            Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: Курс лекций. – М.: Владос, 2007. – 455 с.

3.            Овчинникова Е.О. Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах. Методические рекомендации для студентов факультета «Начальное обучение. Дошкольное воспитание». – Ялта: ЦОП «Надежда», 2010. – 54 с.


 

4.           

Е.И.Трушина Студентка факультета педагогики и психологии

Е.И.Трушина Студентка факультета педагогики и психологии

Освоение понятия «Величина» в начальной школе проходит в несколько этапов

Освоение понятия «Величина» в начальной школе проходит в несколько этапов

Выполнение арифметических действий с однородными величинами, выраженными в единицах различных наименований; 8

Выполнение арифметических действий с однородными величинами, выраженными в единицах различных наименований; 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018