Статья "Воспитание чувства патриотизма у школьников через исследовательскую деятельность"
Оценка 5

Статья "Воспитание чувства патриотизма у школьников через исследовательскую деятельность"

Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +2
8 кл—11 кл +1
31.03.2017
Статья "Воспитание чувства патриотизма у школьников через исследовательскую деятельность"
Осознавая важность патриотического воспитания современной молодежи как залога будущего нашей страны в своей педагогической практике я попробовала решить заявленную проблему путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность. В научном определении исследование — это решение проблемы, включающее в себя теоретический анализ, оформление гипотез, практическую проверку полученных гипотез и оформление результатов [1]. С одной стороны, данный вид деятельности открывает безграничные просторы познания для обучающихся, с другой — нацеливает их на самостоятельность. Учитель в данном случае выступает лишь как наставник, чья задача — регулировать и направлять. Основная же роль отводится именно ученику, который в ходе осуществления исследовательской деятельности — сам выбирает, сам ищет, сам реализует, сам представляет, пропуская как бы «через себя» заданную проблему. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: 1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта.) — Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. — с. 123 2. 2. Альтшуллер Г. С. Найти идею.– Новосибирск: Наука, 1986. — с. 205
Бондарь О.И. патриотизм статья.docx

Воспитание чувства патриотизма у школьников через исследовательскую деятельность.

Бондарь О.И.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из  важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине и постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане очень велика. Результатом воспитательной работы должно стать поколение людей обладающих убеждениями, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень гражданского самосознания. А ведь именно в школьные годы формируется активная гражданская позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, готовности к служению Отечеству, то есть то, что и составляет основу понятия «патриотизм». Поэтому школе с ее обширными образовательными и воспитательными возможностями отводится центральное место в системе духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения.

        В средней и старшей школе я как учитель использую такую новую форму воспитательной работы как  исследовательскую деятельность учащихся. Считаю, что историческая дисциплина открывает широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучающихся. Именно через исследовательскую работу по изучению  прошлого своей Родины, края, семьи идет осознание ребёнком себя частью страны. Исследовательская деятельность позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и позволит овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, задач направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством педагога.  Огромное значение имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к предмету, эмоционально-чувственным восприятием и выборам будущей профессиональной области.   Можно рассматривать исследовательскую деятельность как средство обретения молодым поколением культурных ценностей вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Кроме этого исследовательская деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам, будут знать,  что в свою очередь передать потомкам. При подготовке работы мы пытаемся задействовать все возможные методы и приёмы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательной работы. Это позволяет прививать детям любовь к Родине, к её истории. Ученик, знающий и уважающий историю своей Родины, всегда будут занимать активную гражданскую позицию, именно в этом проявляется его патриотизм. Патриотические чувства формируются и в процессе изучения истории и географии родного края. Мои ученики с интересом относятся к этому направлению в предметах и не раз выполняли краеведческие работы.

Остановлюсь на исследовательской работе, которая выполнялась под моим руководством в 2014-2015 учебном году. Исследовательская работа ученицы 8 класса Харьковой Дианы  «Место войны в жизни и творчестве Двухбратова М.П.- учителя, воина, писателя» сыграла большую роль в формировании чувства патриотизма у ребенка и ее сверстников.

Во вступительной части Диана отражает цель, задачи, актуальность, методы и гипотезу своего исследования.

Большую роль в формировании патриотизма дает пример личностей в литературе, а особую значимость они приобретают, если они являются нашими земляками. Объект исследовательской работы: деятельность и творчество Двухбратова М.П., учителя, воина, писателя, жителя города Донецка Ростовской области. Предмет исследования: история жизни Двухбратова М.П., его вклад в культурное наследие города Донецка Ростовской области. Цель моей работы- на основе анализа жизни и творчества М.П. Двухбратова донести до читателей важность его вклада в воспитание  ответственности нашего поколения за сохранение мира на земле. Задачи: информировать общественность о нашем земляке; проанализировать имеющуюся информацию о жизни и деятельности Двухбратова М.П.; осознать и донести до читателя историческое прошлое, будущее и свою роль в нем.

Актуальность:  2015 год объявлен годом литературы, а также исполняется 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. История жизни и творчество Михаила Петровича Двухбратова - пример служения Родине для нашего поколения.  Методы исследования: 1. Сбор информации о деятельности Двухбратова М.П. через: общение с сотрудниками библиотечной системы, директором Донецкого историко- краеведческого музея, встречи и беседы с Двухбратовым М.П. и его родственниками. 2. Анализ творчества, документов и фотографий писателя(Приложение 2.) 3. Оформление собранного материала. Гипотеза – предположим, что творчество М.П. Двухбратова носит героико- патриотический, нравственный и воспитательный характер и  формирует у нашего поколения активную гражданскую позицию.

Диана надеется, что ее исследовательская работа донесет до нынешних и последующих поколений ту боль и утраты, которые причинила война.
 Время понемногу стирает воспоминания о ней. Но судьбы героев произведений М.П. Двухбратова заставляют с новой силой понять и почувствовать, что пришлось пережить нашему народу и какой по масштабу подвиг он совершил. И это помогает ей гордиться Родиной, а также осознавать ответственность перед будущим за то, чтобы такого больше никогда не повторилось.

Во второй (основной) части Харькова Д. раскрывает биографию и творчество писателя. Беседы с Двухбратовым М.П. и его родными произвели на Диану огромное впечатление. Свои чувства и переживания она отразила в работе: «И хотя Михаил Петрович говорил с трудом,  он настолько захватывающе рассказал мне о войне, что мне показалось,  будто я сама побывала на ней. Благодаря ему я усвоила важнейшие уроки жизни и всегда буду помнить о тех днях, жестоких и героических, полных слез, о потерях близких и радости Победы». Диана отмечает произведения М.П. Двухбратова как живую память о войне, об испытаниях, которые выпали нашему народу и которые он с честью прошел.   Изучив произведения Михаила Петровича она пришла к выводу, что его книги носят героико-патриотический, нравственный, воспитательный характер и предназначаются в основном для молодого читателя. В ходе работы она поняла, что для него очень важно знать, что думает молодое поколение о его книгах и о тех событиях, про которые он пишет.

В заключении Диана отражает выводы и результаты исследований.

Итогом ее  исследовательской работы является прослеженная линия судьбы Михаила Петровича Двухбратова, его творчество и деятельность. Жизнь нашего земляка- это испытание, испытание на веру, мужество, волю к победе. На основе анализа творчества и воспоминаний Михаила Петровича она еще раз поняла, в чем заключается сущность патриотизма гражданина своей Родины.

Задав свои вопросы Михаилу Петровичу и его дочери Ирине Михайловне обо всем, что интересовало Диану она обратилась к былому как источнику силы духа, патриотизма, верности долгу, в прошлом открыла  для себя то, что необходимое нам сегодня. Зачем?

Сегодня США и Киев втягивают Россию в полномасштабную войну. С телеэкрана мы слышим, что Америка и некоторые страны Европы выставляют Россию агрессором. Задумываясь над этими вопросами, она пришла к выводу, что ее поколению надо будет выстоять, сохранить страну, мир в семьях и улыбки детей. Где взять силы? А там, где брали его наши ветераны. Вот почему так нужны такие встречи  с очевидцами войны, обращение к произведениям о героическом прошлом нашего народа.  Разговор с Михаилом Петровичем- это не только память, это источник силы, способной сохранить свою Родину- мать цветущей, развивающейся, богатой, могущественной.

         Данная работа – это осмысление исторического прошлого нашей страны с целью пропаганды высоких нравственных и гражданских качеств, которые присущи нашему народу, а также глубокая благодарность и признательность к тому поколению отцов и дедов, которые сейчас живут среди нас.

 Исследовательская деятельность расши­ряет у учащихся не только исторический  кругозор, но по­степенно формируют такие необходимые современному по­колению нравственные ценности, как патриотизм, любовь к Родине и ближним, доброта, милосердие к людям, толерант­ное сознание. Как верно отметил академик РАО Г.Н. Волков: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

       Необходимо отметить, что эффективность исследовательской деятельности учащихся напрямую зависит от системы профессиональных компетентностей педагога. Поэтому новая методика предъявляет высокие требования к педагогу как организатору исследовательской деятельности учащихся, создавая необходимость его постоянного творческого роста и развития.

Обзор литературы.

1.Донские волны: Литературно-художественный альманах Союза писателей  Дона. – № 10. – 240 с.  Издательство «Альтаир» 2012

2.Донские зори: Литературный альманах.- №9.- Ростов- на Дону «РостИздаТ»     2003

3. Донские зори: Литературный альманах.- №10.- Ростов- на Дону «РостИздаТ»     2004

4. «Донецкий рабочий» городская общественно- политическая газета №№ 196-200  3 октября 2013 года с. 2

5.Двухбратов М.П. «Нам не забыть кровавых бед…» сборник очерков и главы из повестей г. Донецк Ростовской области 2004г.

6. Двухбратов  М.П «Наша Победа» очерк г. Донецк Ростовской области 2009г.

 


 

Воспитание чувства патриотизма у школьников через исследовательскую деятельность

Воспитание чувства патриотизма у школьников через исследовательскую деятельность

Патриотические чувства формируются и в процессе изучения истории и географии родного края

Патриотические чувства формируются и в процессе изучения истории и географии родного края

В ходе работы она поняла, что для него очень важно знать, что думает молодое поколение о его книгах и о тех событиях, про которые он…

В ходе работы она поняла, что для него очень важно знать, что думает молодое поколение о его книгах и о тех событиях, про которые он…

Статья "Воспитание чувства патриотизма у школьников через исследовательскую деятельность"

Статья "Воспитание чувства патриотизма у школьников через исследовательскую деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017