Статья: Воспитание музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 04.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приступая к исследованию сложной и интересной проблемы формирования музыкально-эстетической культуры школьников, в первую очередь представляется целесообразным определить само понятие «культуры» как общенаучной категории, имеющей длинную историю и отражающую достаточно сложную и неоднозначную реальность. Термин «культура» впервые встречается у Цицерона и происходит от латинского culture, производимое от слова colere – взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием. И действительно, первое значение этого термина – это «возделывание», «обработка», «уход», в первую очередь возделывание земли и уход за ней и за животными, т.е. занятие сельским хозяйством.
Иконка файла материала 5.docx
Воспитание музыкально­эстетической культуры  школьников на уроках музыки ____________________________________________________ Понятие и сущность феномена «культура» Приступая   к   исследованию   сложной   и   интересной   проблемы формирования  музыкально­эстетической   культуры  школьников,  в первую очередь представляется целесообразным определить само понятие   «культуры»   как   общенаучной   категории,   имеющей длинную   историю   и   отражающую   достаточно   сложную   и неоднозначную реальность.Термин   «культура»   впервые   встречается   у   Цицерона   и происходит от латинского culture, производимое от слова colere – взращивать,   возделывать   почву,   заниматься   земледелием.   И   первое   значение   этого   термина   –   это действительно, «возделывание»,   «обработка»,   «уход»,   в   первую   очередь возделывание   земли   и   уход   за   ней   и   за   животными,   т.е.   занятие сельским   хозяйством.   Позднее   в   термин   «культура»   начали вкладывать   смысл   «воспитание»,   «обучение»,   «образование»,   т.е. взращивание,   возделывание,   уход   за   человеком,   в   ходе   которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек – это воспитанный и образованный человек. 3Лингвисты отмечают, что до XVII  века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях,   означая   совершенствование,   улучшение   того,   с чем   сочетался:   «cultura   juries»   –   выработка   правил   поведения, «cultura lingual» – совершенствование языка и т.д. Более   четкое   значение   термину   «культура»   впервые   придал немецкий   мыслитель   С. Пуфендорф.   Он   употребил   этот   термин применительно   к   «человеку   искусственному»,   воспитанному   в обществе,   в   противоположность   человеку   «естественному», необразованному.   В   XVIII   веке   перед   идеологами   Просвещения остро   стала   проблема   объяснения   специфики   образа   жизни 4человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturate – природа. Таким   образом,   продолжая   античную   традицию,   идеологи Просвещения   с   помощью   термина   «культура»   выражали   идеи культуры   как   сферы   развития   «человечности»,   «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному,   стихийному,   животному.   В   идеологии   Просвещения культура   трактовалась   как   средство   возвышения   человека, совершенствования   духовной   жизни   и   нравственности   людей, исправления   пороков   общества.   Кроме   того,   очень   важным 5обстоятельством   является   и   то,   что   в   идеологии   Просвещения термин «культура» приобрел нравственно­оценочный характер. С точки зрения идеологов Просвещения, культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится   только   то,   что   выражает   достоинство   человека   и способствует   его   развитию.   Следовательно,   не   всякий   результат деятельности   человеческого   рода   заслуживает   того,   чтобы называться достоянием культуры. Но   с   другой   стороны,   культура   рассматривалась   и   как имеющийся   в   действительности,   реально   существующий   и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого 6обусловлена   достигнутым   уровнем   человеческого   разума,   науки, искусства, воспитания, образования. Приходится   констатировать,   что   развитие   культуры   всегда было   связано   с   просвещением   и   воспитанием   подрастающего поколения. В   современном   понимании   данного   понятия   «…культура охватывает   все,   что   отличает   жизнь   человеческого   общества   от жизни природы, все стороны человеческого бытия».1 Она включает в себя не только результат духовной деятельности, но и изменение окружающей   природы,   создание   искусственной   среды   обитания, 1 Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М., 2001 – с. 21 7технику, формы общественных отношений, социальные институты и т.д. Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что создано   человеком   и   характеризует   его   жизнь   в   определенных исторических   условиях.   Такое   расширительное   содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе. Очевидно, что, соблюдая логику избранной темы исследования, необходимо   принять   более   узкое   понимание   истолкования содержания   понятия   «культура».   Исходным   пунктом   такого подхода   к   культуре   является   положение,   что   в   культуре 8воплощаются   средства,   способы   и   результаты   человеческой деятельности. Музыка является результатом человеческой деятельности. «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»,2  –   сказал   немецкий   поэт   Л. Тик.   Кроме   того,   культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своей душе, т.е. в собственном физическом и духовном облике. И   в   самом   деле,   музыка   образует   целый   мир   человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче,   содержательнее,   оказывает   влияние   на   его   характер, 2 Науменко Т.И., Алев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. – М., 2001 – с. 9 9поступки и облик. Музыка, особенно для подрастающего человека, является дверью в некую новую реальность, путь в неизвестное; она бывает веселой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы   приоткрывающей   завесу   над   чудесами   жизни,   в   которые   так хочется верить. Таким   образом,   содержание   понятия   культуры   раскрывается через  ее  многочисленные   проявления. Изучение   этих проявлений позволяет   знакомится   с   явлениями   культуры,   одним   из   которых является   музыка.   Однако   для   более   глубокого   познания   мира культуры необходимо разобраться в том, что составляет специфику или сущность культуры. В современной культурологии сложился 10ряд   походов   к   пониманию   сущности   культуры.   Насчитывается более двадцати концепций, среди которых предметно­ценностный, деятельностный, ценностно­смысловой и информационно­знаковый подходы приняты подавляющим количеством исследователей. В основу предметно­ценностного подхода заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком. При таком понимании возможна трактовка культуры   как   «склада»   или   музея,   в   котором   присутствуют ценности,   созданные   человеком.   В   интерпретации   некоторых ученых (М.С. Коган и др.) данный подход к определению культуры определен как суммативная концепция. Культура в данном случае 11трактуется как сумма продуктов деятельности и общения людей, наследие,   оставленное   предшествующими   поколениями   и обеспечивающее  прогресс  человечества.  Слабой  стороной   данной концепции   является   то,   что   сам   человек   при   этом   как   бы «выпадает» из культуры. Сторонники   деятельностного   подхода   стремятся   преодолеть этот недостаток и акцентируют внимание на человеческом факторе культуры и трактуют ее как способ жизнедеятельности человека. Определенная   часть   сторонников   деятельностного   подхода интерпретируют   культуру   как   определение   человека,   взятого   с точки   зрения   его   всеобщности,   как   важнейшая   сторона 12воспроизводственной   деятельности   общества,   человеческой истории.   При   этом   культура   выступает   как   концентрированный организованный опыт человека, как основа понимания, осмысления, принятия   решений,   «как   напряженный   поиск   человеком   самого себя и своего места в мире» (А.С. Ахиезер).3  С этим подходом в известной мере солидаризируется Е.А. Орлова, которая определяет культуру   как   «…процесс,   результат   и   поле   реализации человеческих потенций».4 С точки зрения деятельностного подхода, специфика культуры и   ее   содержание   определяются   сущностью   человека,   его 3 Художественная культура: понятие термина / По ред. Л.Н. Дороговой. ­ М.,1978 – с. 12. 4 Цит по: Глотов М.Б. Художественная культура как система социальных институтов: Автореферат диссертации. ­ Л.,1974 – с. 4. 13характерными   чертами   и   потенциями   в   динамике   их осуществления. Культура   в   такой   интерпретации   выступает   как   оценочное понятие   и   трактуется   как   показатель   очеловеченности, человечности общества, всего, что в него входит, что оно создает. Иными   словами,   культура   –   это   человечески   содержательный аспект и параметр общественного бытия, гуманистическая сторона общественных отношений. Таким   образом,   деятельностная   концепция   видит   в   культуре проявление   активной,   креативной   и   разумной   природы   человека. Для   нее   культура   –   совокупность   способов   человеческой 14деятельности,   а   также   высший   уровень   овладения   какой­либо областью   деятельности   (культура   умственного   труда,   культура речи и пр.) Несколько  иную   трактовку   сущности  культуры   дает  смысло­ ценностный подход. Культура в этом подходе трактуется как мир ценностей – смыслов и идеалов. Сторонники   этого   подхода   не   отрицают   деятельностного подхода к культуре. Однако они подчеркивают, что отличительная особенность   человеческой   деятельности   является   сознательная постановка   цели, потребности человека на основе этого целеполагания.   свободное   целеполагание   и   реализация 15«Человечным» явление культуры становится потому, что в нем воплощено то, что называется «смыслом». Смыслы образуются в сознании   человека,   когда   он   в   соответствии   со   своими потребностями оценивает и регулирует происходящее вокруг него в самом   явления   и   процессы.   Общее   отношение   человека   к   миру определяется   смыслом.   По   мнению   М. Бубера,   «культура   есть универсальный   способ,   каким   человек   делает   мир   «своим», превращая его в мир человеческого (смыслового) бытия».5 Таким   образом,   весь   мир   превращается   в   носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Таким образом, смысло­ ценностный подход (аксеологическая  концепция культуры) – это 5 Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. ­ М. 2001 – с. 23. 16явление, отражающее духовную природу человека, это выражение духовных   ценностей   и   нравственных   норм   человечества.   На основании   данного   подхода   культура   определяется   как   «… универсальный способ творческой самореализации человека через полагание   смысла,   стремление   вскрыть   и   утвердить   смысл человеческой   жизни   в   соотнесенности   его   со   смыслом   сущего» (С.Н. Жаров).6 Со   смыслоценностным   подходом   в   значительной   мере солидаризуется   информационно­символическая   интерпретация культуры.   Несмотря   на   различную   интерпретацию   ряда   важных понятий, общим для этих подходов является то, что в их рамках 6 Там же – с. 24. 17культура или постигается через изучение области символического, или сводится к ней. Символ является тем средством реализации ценностей   и   смыслов   культуры,   которое   доступно   для непосредственного изучения. Вместе   с   тем   сторонники   информационно­символического подхода   к   культуре   делают   акцент   на   знаково­символической стороне   культуры.   С   точки   зрения   этого   подхода,   выступая   в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком   вещи,   процессы,   явления   становятся   носителями информации – знаками. 18Знак   есть   предмет,   выступающий   в   качестве   носителя информации   о   других   предметах   и   используемый   для   ее приобретения, хранения, обработки и трансляции. Человек живет не только в мире вещей, но и в мире знаков. Явления культур –  это знаки  и совокупности  знаков (тексты), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенное в них   людьми   содержание,   значение,   смысл.   Именно   постольку, поскольку явления выступают в качестве знака, символа, «текста», который   нужно   не   только   наблюдать,   но   и   осмысливать,   они становятся фактом культуры. 19С информационно­семиотической точки зрения (семиотическая концепция),   определение   культуры   звучит   следующим   образом: «культура   –   это   социальная   информация,   которая   хранится   и накапливается   в   обществе   с   помощью   создаваемых   людьми знаковых средств» (А. Кармин).7 Помимо перечисленных, личностная (поведенческая) концепция представляет   культуру   как   актуализацию   социальной   природы человека:   как   способ   движения   личности   в   социальном пространстве и времени; как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, 7 Художественная культура понятие термина / По ред Л.Н Дороговой. – M., 1978 – с. 16 20своим   телесным   и   духовным   потребностям,   для   процесса   его социализации. Безусловно, данная концепция наиболее близка традиционной педагогике   с  ее  заботой  преимущественно   о  культуре  поведения ребенка. Социологизаторская   концепция   характеризует   через   понятие «культура» определенную  историческую  эпоху, ступень  развития конкретного   народа,   социума.   Эвристическая   концепция   сводит культуру   к   креативной   деятельности   человека   по совершенствованию того, что дается ему в природе, обществе, себе 21самом   как   космопланетарном,   биосоциальном,   культурно   – историческом существе. Стоит отметить, что каждая из концепция культуры по­своему интересна, каждая имеет право на существование. Однако культура, конечно, не исчерпывается одним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование. Именно   иногда поэтому   возможно   существование   различных, противоречащих   друг   другу   концепций   культуры,   и   выделение культурологических аспектов а различных отраслях знания. Именно этим объясняется и терминологическая путаница, и возникновение специальной науки о культуре – культурологии. 22Оригинальной   позиции   придерживался   Д.С. Лихачев.   Он рассматривал   человека   и   природу   как   две   различные   культуры, которые не могут существовать друг без друга. Каждая из них – плод   исторического   развития,   и   если   природа   издавна   и повсеместно влияет на человека и культуру, то человек влияет на природу – лишь недавно и не всюду. Таким образом, обобщая и резюмируя сказанное выше, можно отметить,   что   разнообразные   культуроведческие   концепции сходятся в следующем: • культура отличает человека от других живых существ; 23•   через   культуру   происходит   социальное   наследование,   связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества; •   культура   позволяет   разным   индивидам   более   или   менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки. В   этой   связи   особый   интерес   представляет   музыкальная культура   личности   как   одна   из   составляющих   понятия «художественная культура». 1.2   Музыкальная   культура   личности   как   составляющая понятия «художественная культура» 24Очевидно, что понятие «музыкальная культура» входит в русло более общих понятий: «культура», «художественная культура» и «художественная культура личности». Современное понятие «художественная культура» включает в себя   «совокупность   процессов   и   явлений   духовно­практической   освоению деятельности   по   созданию, произведений искусства или материальных предметов, обладающих   распространению, эстетической ценностью».8 Таким   образом,   художественная   культура   –   совокупность художественных   ценностей,   а   также   определенная   система   их воспроизводства и функционирования в обществе. Отметим, что в 8 Художественная культура: понятие термина. /Под ред. Л Н. Дороговой. ­ М., 1978 – с. 67. 25качестве   синонима   художественной   культуры   иногда употребляется понятие «искусство». Поскольку эти определения стали синонимами, базовыми для десятков   других   и   их   производных,   необходимо   указать,   что ключевой особенностью данного подхода является выделение двух граней   художественной   культуры,   а   именно   –   художественной культуры общества, и через эту призму – художественной культуры личности. Понятие   «художественная   культура   личности»   может   быть выделено на основании того, что в определениях художественной культуры   нередко   подчеркиваются   такие   ее   стороны,   как 26«способность понимать искусство и наслаждаться им»9; активная творческая   деятельность   людей;   процесс   создания,   восприятия   и усвоения художественных ценностей. Именно это и дает основание ученым   развести   понятия   «художественная   культура»   и «художественная культура личности». Исходным толчком для такого разделения стало утверждение о преобразовании   самой   личности   под   воздействием   искусства. Определяя   культуру   как   своего   рода   духовное   оснащение личности,   ученые   подразумевают   под   ней   некую   «проекцию» образов   на   воспринимающего,   предварительно   освоенные   знания, называя индивидуальной культурой. 9 Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. ­ М., 1991 – с. 41. 27Очевидно,   нельзя   полностью   разделить   эту   точку   зрения, поскольку   она   отражает   лишь   одну   из   многочисленных   сторон понятия «индивидуальная культура». Культура личности – это не «склад»   готовых   идей,   а   реальный   инструмент   для   познания   и преобразования  мира и самой личности. Несмотря на очевидную односторонность,   сама   мысль   о   преобразовании   самой   личности показалась   нам   весьма   плодотворной   и   достойной   для последующего рассмотрения. Среди   исследователей,   отстаивающих   позицию дифференциации культуры общества и культуры личности, можно   С.Б. Байрамова, отметить   Ю.Б. Алиева,   Ц.Г. Арзаканьяна, 28Г.М. Бреслава,   А.В. Гордееву,   Л.В. Горюнову,   Л.Н. Дорогову, Ю.А. Лукина,   Л.А. Рапацкую, В.Б. Чурбанова   и   ряд   других.   При   всем   различии   направлений   А.В. Пирадова,   Л.П. Печко, исследований вышеперечисленных авторов, их роднит одно – анализ функциональных изменений, которые происходят в личности под воздействием художественного (эстетического, духовного). Обращение   к   смежным,   но   не   тождественным   нашему направлению,  областям   важно   еще  и  потому,  что  до  настоящего времени   проблема   формирования   художественной   культуры личности подростка еще не была предметом специального изучения. Небезынтересно остановиться на наиболее существенных позициях 29авторов,   определяющих   специфику   музыкально­эстетической культуры подростков. 1.3   Специфика   музыкально   –   эстетической   культуры подростков Анализируя   эстетическую   культуру   школьников­подростков, Л.П. Печко10  отмечает,   что   «культура   человека   –   это   результат творческого освоения им совершенных способов действия и оценки по   отношению   к   человеческому   предметному   миру»,   а «показателем   культуры   выступают   «широта   и   глубина 10 Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека ­ М , 1991 – с. 17 30эстетического   отношения   к   культурным   ценностям,   владение способами освоения объектов культуры, творческий перенос их в свою   деятельность   и   в   сферу   общения   на   основе   своеобразного, нешаблонного видения и оценки». Нетрудно заметить, что в данном случае   это   уже   не   просто   «проекция»   культуры   на   личность,   а совершенно новое качество самой личности школьника. Раскрывая   сущность   музыкальной   культуры   учащихся­ подростков,   специалисты   подразумевают   под   этим   социально­ художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый прежде всего под   что непосредственным   воздействием   музыки.   Очевидно, 31музыкальная культура подростков зависит не только от качества произведений, но и от интенсивности общения с ними; а также от индивидуальных   особенностей   учащихся.   самое   Конечно, существенное в приведенном выше положении заключается в том, что культура личности как некое новое качественное образование в результате   накопления   социально­художественного   опыта формируется   в   зависимости   от   интенсивности   общения   с качественными   художественными,   в   том   числе   и   музыкальными, произведениями. В чем сила музыки и ее воздействия на личность? Тысячи лет существует   музыка   на   земле,   и   тысячи   лет   люди   снова   и   снова 32пытаются   ответить   на   этот   вопрос.   Почему   музыка   волнует   и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? Почему именно с музыкой связывает   современный   школьник   свои   представления   о прекрасном,   когда,   желая   выразить   высшую   прелесть   мира,   он говорит: «музыка природы», «музыка души»? В   наше   сложное   время,   по   преимуществу   технократическое, суетное   и,   возможно,   излишне   динамичное   для   того,   чтобы подросток смог получить полноценное впечатление от восприятия музыкальных произведений, учитель музыки должен позаботиться о том, чтобы данный вид искусства предстал перед учеником как «… 33особый внутренний свет, чистый и незамутненный, как драгоценный талант,   который   надлежит   беречь   от   разрушающей   монотонной повседневности».11 Очевидно,   учителю   в   процессе   развития   музыкально­ эстетической   культуры   подростков   всегда   помогает   то обстоятельство, что человек носит музыку, прежде всего в себе, и в этом заключается особый секрет его отзывчивости на музыкальные звучания, отзывчивости, которая тем сильнее, чем больше бережем мы этот дар изначальной искренности и чистоты. Все, что приходится делать современному подростку – учиться, общаться с родителями, взрослыми и друзьями, внимать средствам 11 Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. – М., 2001 – с. 4 34массовой   информации,   –   все   непременно   окрашивается   его эмоциональным   отношением   к   окружающему   миру.   Тысячи неуловимых обстоятельств, даже самые простые будничные вещи могут   вызвать   поток   самых   разнообразных   чувств   подростка, которые   ему   подчас   невозможно   выразить.   Есть   в   мире   и   такие явления, которые не выразишь словами, не изобразишь, их стихия – музыка   с   ее   текучестью,   переменчивостью,   игрой   красок   и состояний,   музыка   то   бурная,   то   созерцательная.   Не   случайно говорить о музыке с учениками учителю порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях. 35Вопреки   расхожему   и   весьма   сомнительному   мнению,   что современные   подростки,   живущие   и   развивающиеся   сообразно времени,   черствы   душой   и   не   склонны   слушать   классическую музыку, исследователи А.В. Мошкин и В.Н. Руденко в книге «Дети   а   также   М.С. Егорова, смуты»   (Екатеринбург,   1993), Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова и Ю.Д. Чертков в исследовании под названием   «Из   жизни   людей   школьного   возраста.   Дети   в изменяющемся   мире»   (М.,   2001)   приводят   конкретные   данные, полученные в 1992, 1995 и 1998 гг., о том, что «…ученики средних классов общеобразовательной школы включают слушание музыки, 36ее изучение, получение дополнительных знаний о ней в число своих «заветных», «волшебных» желаний».12 Авторы исследования «Из жизни людей школьного возраста» на основании   своих   многолетних   наблюдений   полагают,   что   музыка погружает   современного   подростка   в   мир   волшебной   сказки, снимает все ограничения, порождает полет фантазии; с помощью музыки   человек   тринадцати­   или   четырнадцатилетнего   возраста может   выразить   свои   самые   сокровенные   желания   и   даже   те, которые невыполнимы в реальной жизни. 12 Мошкин А.В., Руденко В.Н. Дети Смуты. ­ Екатеринбург. 1993 – с. 76. 37Приведем   некоторые   высказывания   современных тринадцатилетних   подростков,   полученные   А.В. Мошкиным   и В.Н. Руденко, о том, зачем им нужна музыка. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что музыка нужна подросткам для того, чтобы получить удовольствие от ее слушания: «Когда я слушаю музыку, мне становится очень хорошо: легко, спокойно на душе, но не всегда музыка мне нравится. Иногда утомляет»; «Я люблю музыку, потому что она на меня действует хорошо.   Я   могу   получить   удовольствие   от   любой   музыки.   Но классическую музыку мне трудно слушать и я ее не понимаю. А может   просто   времени   не   хватает»;   «Музыка   это   хорошее 38настроение. По крайнего мере, для меня. Я музыку люблю, потому что она приносит мне удовольствие»; «Музыка – это прекрасно. Становится легко, радостно как­то…»13 На   вопрос,   где   чаще   всего   слушают   музыку   подростки, исследователями   А.В. Мошкиным   и  В.Н. Руденко   были  получены ответы,   свидетельствующие   о   том,   что   музыка   в   основном «приходит» к ним, что называется, в «технократизированном» виде: подавляющее   большинство   современных   подростков   слушают   половина магнитофонные   записи,   смотрят   видеокассеты; опрошенных подростков ходит на концерты любимых групп (опрос   Самаре, был   проведен   в   Москве,   Санкт­Петербурге, 13 Мошкин А.В., Руденко В.Н. Дети Смуты. – Екатеринбург, 1993 – с. 77 39