уроки математики несут не только чисто математические знания школьникам, но и воспитывают - это неоспоримый факт. Удачно подобранный материал для урока (задачи, презентации) способствует формированию патриотизма, развитию эстетического вкуса,. Проектная деятельность на уроке математики формирует чувство коллективизма и ответственности за команду.Методические советы для организации работы на уроках математики в 5-8 классах. Использование различных форм работы на уроках в воспитательных целях. Например, какие можно подобрать математические задачи для формирования чувства патриотизма в канун Дня Победы.
статья Беллы.doc
Лысенко Белла Борисовна,
учитель математики МБОУ
«Расцветская СОШ»
Воспитательный потенциал уроков математики
Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через
отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным
элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая
наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую
моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его
нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с
возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение
скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких
качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и
оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять
действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные
утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей.
Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над
приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому
напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При
этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие,
усидчивость,
упорство в преследовании намеченной цели, умение не
останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Вообще,
владение математикой это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для
того, чтобы это сделать. И бывает, звучат на уроке слова: «Зачем учить эти
логарифмы, синусы, производные, ведь в жизни мне это не пригодится». А,
действительно,
зачем?
Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной
системы школы. На уроке в какойто мере воспитание осуществляется посредством
четырех факторов:
1) через содержание образования; 2) через методы и формы обучения;
3) через использование случайно возникших и специально созданных
воспитывающих ситуаций;
4) через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Любая задача, которая ставится на том или ином этапе обучения, несет в себе
разные функции, причем ведущее положение одной или нескольких функций задачи
имеет динамичный характер. В связи с этим существует возможность усиления
одной или нескольких функций задач (без ослабления остальных функций). В
частности, можно усилить развивающие или воспитывающие функции многих задач,
имеющих сугубо обучающий характер. Этого можно достичь различными путями –
частичным изменением условия данной задачи, рассмотрением ее частных или
предельных случаев и т.д. Существенно усилить воспитывающие функции задач
может решение специально подобранных нестандартных задач.
Остановлюсь более подробно на воспитательных возможностях, заложенных в
самом материале учебника, и воспитательном содержании задач, которые могут
составить учитель и учащиеся.
Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления,
решение задач, упражнения в измерении, геометрический материал. Одна из главных
воспитательных задач,
встающих перед учителем преодоление сухости и
формальности в преподавании математики. Главный путь решения этой задачи –
всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь
осуществляется прежде всего через содержание задач, как помещённых в
учебниках, так и тех, которые составляет учитель и учащиеся. Через решения задач
учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении
фактами.
Для подтверждения достаточно рассмотреть тематику, сюжеты задач.
1.Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти
задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. На решении
таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом. Именно решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими
профессиями: маляр, продавец, портниха, столяр, повар, рыбак, доярка, комбайнёр.
Задача: С участка кукурузы, имеющего форму трапеции с основаниями 280 и 320 м
и высотой 180 м, собрано зелёной массы в среднем по 150 ц с гектара. Сколько
рейсов должна сделать грузовая машина ЗИЛ/150 для доставки кукурузы в
силосную башню, если её грузоподъёмность 2 т, а коэффициент использования
грузоподъёмности для данного груза равен 0,75?
Задачи экологического содержания.
Каждого человека волнует состояние окружающей среды, поскольку от неё
зависят судьбы человечества. Разумеется, каждый из нас не в состоянии отвратить
угрозу человеческой цивилизации, но мы не можем не видеть надвигающейся беды и
не думать об этом. Ведь экологическая катастрофа – это не умозрительная картина
некоего отдалённого будущего, а последствия того, что есть в настоящий момент и
в гуще чего мы живём.
Отреагировать на окружающее учителя могут самым доступным для них
способом. Учителя математики могут предложить своим ученикам задачи, в основу
которых положены данные из литературы о природе. Решение этих задач заставит
учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок,
связанных с непродуманным натиском на природу.
Воспитанию интереса к предмету помогает нам введение в преподавание элементов
историзма и биографических справок, использование занимательности (это и способ
подачи учебного материала, организация обучения, и сами задания). Они наряду с
привитием школьникам интереса к предмету способствуют накоплению учебных
знаний, умений, навыков, воздействуют на мыслительную деятельность учащихся.
При составлении задач, способствующих военнопатриотическому воспитанию
школьников, можно использовать техникоэксплуатационные характеристики нашей
военной техники и сопоставлять их с соответствующими показателями техники
противника. Например:
1) Максимальная скорость советского истребителя военного времени «ЯК3» 720
км/ч, а немецкого истребителя «Мессершмидт – 109» на 120 км/ч меньше скорости «ЯК3» и на 30 км/ч больше истребителя «ФокеВульф190А».
Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью «ЯК3».
Решение таких задач способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину,
учёных, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
определить воспитательные возможности изучаемого материала и отыскать пути
использования знаний для оказания определённого воздействия на учащегося это
только одна, хотя и очень важная сторона дела. Для осуществления на уроке
нравственного воспитания вообще необходима организация воспитательного
влияния на личность школьника через систему отношений, складывающихся на
уроке. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого
организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом
отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик
сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк.
С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на
уроке? Выделим пять таких объектов.
Прежде всего – это «другие люди». Все нравственные качества, отражающие
отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и
развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности.
Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, товарищество,
доброту,
деликатность,
вежливость,
скромность,
дисциплинированность,
ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным
качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке –
непреходящая задача учителя.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет
ученик, является он сам, его «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких
качествах, как забота о своём здоровье, как гордость и скромность,
требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность,
аккуратность, добросовестность и честность. Именно эти качества, эти
нравственные черты являются внешним проявлением сложившихся внутренних
нравственных отношений. Их формирование и развитие также входит в содержание
воспитывающего аспекта математики. Третий объект – общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется
качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие,
в таких
добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость
сопереживания их успехам – всё это проявляет отношения школьников к
коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным
пособиям, максимальная работоспособность на уроке – в этом ученик проявляет
себя как член общества.
Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо
формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке,
является труд. Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами,
как ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего
места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Всё это
подвластно влиянию учителя на уроке.
И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно
присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в
добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за её успехи, в
озабоченности её трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном
развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему
учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с
Родиной и всё время развивал её у ребят.
Таким образом, используя данное содержание воспитательного аспекта, педагог
может заложить и развить основы для формирования всех нравственных отношений,
которые станут углубляться у школьника затем в его общении с окружающим
миром.
Каковы же должны быть условия для развития и становления личности?
Прежде всего:
усиление внимания к внутренней мотивации ребёнка (я хочу, я могу, я должен);
задания не репродуктивных, а творческих задач, поиска;
организацию работы микро и макрогрупп для социализации ребёнка в учебной
деятельности;
предоставление учащемуся права выбора по любым направлениям. Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы
стать участником былых событий помогут задачи.
Так, например, при изучении темы «Действия с десятичными дробями»
можно предложить следующий материал. Современная Москва – большой,
красивый, многолюдный город. И трудно представить, что когдато она была
маленьким поселком. Впервые поселение Москва упоминается в летописи 1147 г. в
связи с именем сына Владимира Мономаха – суздальского князя Юрия, прозванного
Долгоруким. Укрепленная часть поселения, которую теперь бы назвали Кремлем,
размещалась на высоком Боровицком холме.
Задача . Московский Кремль XI в. занимал 1,5 га. Площадь
Кремля, построенного при Юрии Долгоруком. была на 7,5 га
больше. Вычислите площадь нового Кремля.
В нашей школе работает музей истории школы «Не рвутся связи поколений», в
котором собираются материалы об учителях и выпускниках школы. Эти материалы
используются для проведения различных уроков. Так, например, при изучении темы
«Диаграммы. Построение диаграмм» в 5 классе я провожу урокэкскурсию по
стенду «Здесь десять классов пройдено». Ребята знакомятся с учителями, которые
работали в школе в военные годы и последующие, которые работают сейчас. Здесь я
рассказываю о династиях в нашей школе и предлагаю узнать педагогический стаж
той или иной династии. Ребята проводят небольшую исследовательскую работу и
результаты используют для построения диаграммы.
Таким образом, решение сюжетных задач, включающих исторические сведения,
способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету.
И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно
решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с
величием собственных предков.
При обучении математики основными направлениями, способствующими
патриотическому воспитанию обучающихся, являются: 1) использование историкоматематического материала;
2) проведение нестандартных уроков;
3) решение математических задач: прикладного характера и идейной
направленности;
4) внеклассная работа.
5) Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной,
если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе
овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе
выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач
самими учащимися. Все эти виды работ имеют свои особенности и
возможности в воспитании.
6) 4. Всем известно, насколько актуальна задача формирования у школьников
инициативы и чувства высокой ответственности, рачительного отношения к
народному добру. Математический материал. который заложен в учебниках,
дает большие возможности для экономического воспитания подрастающего
поколения.
7) Приведу задачи, которые предлагаю ученикам:
8) 1). На обучение каждого ученика школы государство расходует … руб. в год.
9) Подсчитайте, во сколько рублей обходится государству обучение учащихся
вашего класса, вашей семьи.
10)2). Каждый из учеников нашего класса получил учебники бесплатно. Сколько
стоят эти учебники, если цена (книги) математики….руб., русского языка ….
руб.
11)Сколько государственных средств сэкономит один такой класс, если продлит
жизнь учебникам на 2 года, на 5 лет? 12)Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной,
если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе
овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе
выполнения домашних заданий, при составлении задач самими учащимися.
Все эти виды работ имеют свои особенности и возможности в воспитании.
Литература:
1. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. –
М., ПедагогикаПресс, 1994.
2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., Центр
педагогического образования, 2007.
Статья Воспитательный потенциал уроков математики
Статья Воспитательный потенциал уроков математики
Статья Воспитательный потенциал уроков математики
Статья Воспитательный потенциал уроков математики
Статья Воспитательный потенциал уроков математики
Статья Воспитательный потенциал уроков математики
Статья Воспитательный потенциал уроков математики
Статья Воспитательный потенциал уроков математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.