Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Оценка 4.6
Мероприятия +2
docx
информатика +1
Взрослым
19.01.2017
Статья посвящена одному из направлений внеурочной деятельности, при помощи которого, на мой взгляд, происходит эффективное воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.Цель работы - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Задачи работы:
через внеурочную деятельность
формировать уважение и признание к себе и к людям, к их культуре;
развивать способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
развивать способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
знакомить обучающихся с традициями и нормами поведения, принятых у носителей иных языков и культур.
Толерантность.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 10"
Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе
(Из опыта работы)
Автор: Хайрулина Анастасия Владиславовна,
учитель информатики МАОУ СОШ № 10
Кандалакша, 2016 г. 1 Краткая аннотация
Статья посвящена одному из направлений внеурочной деятельности, при
помощи которого, на мой взгляд, происходит эффективное воспитание в
подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному
взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,
социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей
мышления и поведения.
2 Введение
Цель работы воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности
к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их
национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения,
стилей мышления и поведения.
Задачи работы:
через внеурочную деятельность
формировать уважение и признание к себе и к людям, к их культуре;
развивать способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
развивать способности к толерантному общению, к конструктивному
взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и
мировоззрения;
знакомить обучающихся с традициями и нормами поведения, принятых у
носителей иных языков и культур.
3 Основная часть
Сегодня в детской среде часто можно встретиться с недоброжелательностью,
озлобленностью, агрессивностью. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и
культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают в
образовательные учреждения. Поэтому одна из важнейших функций школы – научить
людей жить вместе. Мне кажется, что именно в школе ребенок должен знакомиться с
толерантными установками. Современный школьник должен правильно воспринимать и
понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого
живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других
людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя
права других людей.
Но нельзя сформировать толерантные качества и отношения личности ребёнка в
школе единожды проведя беседу или внеклассное занятие необходимо, выстраивать
целостную систему взаимоотношений и мероприятий. В связи с этим, одно из
направлений, где может эффективно и целенаправленно идти формирование
необходимых социальных, в том числе и толерантных, качеств в образовательном
учреждении, – внеурочная деятельность учащихся.
Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном
процессе может происходить через подбор и конструирование форм мероприятий
таким образом, чтобы акцент делался не столько на соревновании и соперничестве,
сколько на взаимозависимости и взаимопомощи. Мне ближе всего формы игры или
тренинга, поскольку они позволяют изначально правильно задать настрой на
неформальное общение, в котором только и возможно формировать личностные
качества и установки.
В 2014 году я приняла участие в муниципальном конкурсе профессионального
мастерства «Учитель года». В рамках этого конкурса одним из заданий было
проведение внеклассного мероприятия, темой одного из трёх подготовленных мною
занятий, как раз и была «Толерантность и права ребенка».
Формой организации внеклассного мероприятия я выбрала игру (приложение 1).
4 Причём преимуществом данного вида деятельности является то, что здесь
ведущими формами взаимодействия участников образовательного процесса могут стать
активные группы, требующие сотрудничества, с одной стороны, а с другой –
предоставляющие возможность ребёнку раскрыть те свои возможности и качества,
которые в рамках урока не всегда бывают востребованы: эмоциональные,
художественные качества, взаимовыручку и т.п. Но именно названные качества и
ложатся в основу формирования толерантных свойств личности и толерантных
отношений учащихся».
Выводы
Важно научиться быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто,
особенно для ребенка в новом современном коллективе с такими разными
сверстниками, с национальными, возрастными, личностными и др. особенностями, к
которым он еще не свыкся, к которым еще не адаптировался. Необходимость раннего
воспитания в человеке толерантности, поможет ребёнку осознать неповторимость своей
личности, личности его сверстников, а также успешно адаптироваться к окружающему
его миру.
Список литературы
1. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных
учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и
практика): Сб. науч.метод. Ст. – 2е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74–85.
2. Булгакова М.Н. Воспитание толерантности / М.Н. Булгакова // Справочник
заместителя директора школы. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – № 8
3. Гайдаенко Е.А. Материалы для подготовки мероприятий, посвященных развитию
толерантности // Практика административной работы в школе, 2016.№1. – с. 67 – 69.
4. Рюлькер, Р. Поликультурное образование: реформа учебных программ Текст. / Р.
Рюлькер // Перспективы: вопросы образования, – 1993. – № 1. – с. 64–80.
5. Селюкова Е. А., Фокина М. Н. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе
[Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч.
конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 103105
6.
5 Приложение 1
1.Подготовительный этап:
Ход игровой программы:
До проведения игры необходимо скачать мультфильмы серии «Смешарики» и
разместить на четырёх компьютерах (по количеству команд – по одному компьютеру
на одну команду). Подготовить цветные карандаши.
2. Организационный этап:
Приветствие участников игры, настрой на доброжелательный ход мероприятия.
Деление всех участников на 4 команды случайным образом – выбором квадратика
одного из четырёх цветов. Озвучиваются критерии оценки заданий.
3.Основная часть:
3.1.Мультфильм «Смешарики» «Азбука прав ребенка. Часть 1» участники игры
сами формулируют тему мероприятия – терпимость, толерантность, понимание,
милосердие, уважение.
3.2.Задание №1:Участникам команд предлагается просмотреть мультфильмы и
отметить в бланке
название мультфильма и основную идею, которую он
пропагандирует (приложение2). В это время капитаны команд должны разместить на
дереве листья, относящиеся только к теме игры (приложение 3).
3.3.Задание № 2: Участникам команд предлагается правильно собрать пазл
толерантности: форма толерантности и её расшифровка (приложение 4).
3.4.Задание № 3: Участникам каждой команды предлагается не глядя выбрать один
из листов, на которых нарисован персонаж (приложение 5) и разукрасить его. А
также написать несколько комплиментов для него. Участники команды озвучивают
свой выбор.
3.5.Подведение итогов игры: каждому участнику каждой команды вручается знак
мастерства (приложение 6).
3.6.Смысловое завершение игры + рефлексия (приложение 7).
Название мультика
Основная идея мультфильма
Приложение 2
№
1
2
3
4
5
6
7
6 Приложение 3 «Дерево для капитанов»
7 Приложение 4
8 Приложение 5
9 Приложение 6
Приложение 7
10
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Статья "Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе (Из опыта работы)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.