Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях».
Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
04.04.2018
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях.docx
«Взаимодействие семьи и детского сада в
современных условиях»
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе
является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании»
ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание
государством приоритета семейного воспитания,
требует иных
взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества,
взаимодействия и доверительности.
контролировать,
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать,
оценивать.
Взаимодействие предоставляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и
семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования
объединены одним важным и значимым критерием его качеством, которое
непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности
педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества
образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы
родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное
пространство возможно только при условии разработки новой системы
взаимодействий ДОУ и семьи.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в
разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и
социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более
широкие возможности получения образования) заставляет искать новые
формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад
только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны
перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от
воспитательно образовательного процесса.
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной
деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким
образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и
потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения
родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в
трех направлениях:
1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями. 2) Повышением педагогической культуры родителей.
3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы я вижу в следующем:
1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3) Создать атмосферу взаимопонимания,
общности интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки;
4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями является:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким
будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию,
настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и
вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно,
хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому
позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня
вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут
создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях.
4) Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе качество,
а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или
семинар практикум могут негативно повлиять на положительный имидж
учреждения в целом.
5) Динамичность.
Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные
потребности и воспитательные запросы.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа
социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему
поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре
воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников
на тему: «Социальный портрет семьи». По результатам изучения анкет
выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу
служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились
предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные
семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему: «Моя семья», «Мой дом»
также помогает понять, как относятся к ребенку дома.
Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное
учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно
необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но
и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта
родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги.
Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком
семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных
мероприятиях.
Вторая группа это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и
дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка
полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов не
допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо
вовлечь в работу д/сада.
Третья группаэто семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже
ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков
поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и
развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы
энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и
активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу
воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний,
проведений праздников, конкурсов, выставок и т.д.
Содерджание работы с родителями реализуется через разнообразные
формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и
нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы
подразделяются на коллективные (родительские собрания,
конференции,, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также
наглядно информационные (выставки, стенды, ширмы, папки передвижки).
Нетрадиционные формы
1) Информационно аналитические. Сюда входит выявление
организации общения педагогов и родителей.
интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической
грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.
2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары практикумы, педагогическая гостиная, проведение
собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для
родителей.
3) Наглядно информационные. Ознакомление родителей с работой
ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для
родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых
просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.
4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между
педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и
детей в выставках и т.п.
В работе со всеми родительскими группами мы активно используем
разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
Работая, в этом направление уже больше 5 лет была проведена большая
работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через
родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу
консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и
наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их о необходимости
систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей,
педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят
интересно и разнообразно.
Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось
самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в
организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие
позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности
во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это
делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим
ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в
ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают
участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Рыцарском
турнире». Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут
в центральных газетах положительные отзывы. Целью этих встреч было:
развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в
совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное
общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от
радости».
Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и
взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что
дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть.
Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей
памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Мною
был разработан и успешно реализован в жизнь группы проект «День
рождения» в 20092010г. Этот проект не обошелся без участия родителей. Они участвовали в ролях Клоунов, Феи, Весны, Карандаша на праздниках.
В.А. Сухомлинский сказал: «Дети это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.
Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза
наполнены радостью».
Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и
будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения
формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми,
устанавливаются эмоциональные контакты.
Также было проведено развлечение с участием родителей «Сказка, я
тебя знаю» (январь, 2009). Здесь родители и дети показали все свои знания,
умения, и конечно же победила «дружба». А вот на открытом мероприятии
на город «Осеняя ярмарка» (декабрь,2009) родители тоже вложили большой
вклад, сыграв роли Доброго Молодца и Медведя. Дети были в восторге от
участия своих родителей на таком празднике.
В нашем д/саду стало традиционным проведение спортивных
праздников, посвященных «23 февраля». Наши мальчишки охотно
соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не
только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но
и для сплочения семьи.
В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами,
бабушками, где проходит чествование женщин матерей, которые, воспитывая
своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.
Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и
использование такой формы работы как создание роли для родителя на
открытом занятии недели «Специалист». Родитель был вовлечен в
воспитательно образовательный процесс группы,
с обязательным
объявлением благодарности от воспитателей и детей.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Чудо
овощ», «Елочка зеленая иголочка», «Щедрая осень», «Транспорт нашего
города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями
воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является
соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной
группы.
В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Моя мама
самая любимая»; «Мой папа солдат»; «Как мы провели лето» и другие.
Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.
И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых
проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель
таких мероприятий укрепления детскородительских отношений. В
результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к
близким, уважение к труду. Хотелось бы сказать об одном важном моменте системе работы с
родителями. Каждый человек, сделав какуюнибудь работу, нуждается в
оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна
хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях» писал
Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это
при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях д/сада трудно обойтись без поддержки
родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам
наших детей (мебель кровать и диван, сшита одежда для кукол, постельное
белье, нестандартная лесенка и многое другое).
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной
деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни
добрых дел» ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании
предметноразвивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и
теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе
стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей.
Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с
детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет
увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а
поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все
получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась
определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных
форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и
«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более
гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились
выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности,
эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья и д/сад два воспитательных феномена, каждый из которых по
своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом
они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в
большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению
сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Взаимодействие родителей и д/сада редко возникает сразу. Это длительный
процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного
следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю
искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель
воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети,
когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях».
Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях».
Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях».
Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях».
Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях».
Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях».
Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.