Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть и вера в его способности.
Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития
ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. С
помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится
познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте
возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в
роли партнера, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Для личностно-
порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой
он есть и вера в его способности.
Учитывая коммуникативные трудности детей с ЗПР, взрослые создают условия
для развития у детей эмоционально-личностного, ситуативно-делового,
внеситуативно-познавательного и предпосылок для внеситуативно-
личностного общения. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то
определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на
достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки,
интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях,
оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях.
Взрослый старается избегать запретов и наказаний, предупреждает
возникновение у ребенка эмоционального дискомфорта, исключая крик,
громкую речь, резкие движения. Ограничения и порицания используются в
случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль
воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности,
способствует развитию его индивидуальности, положительных
взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Важно развивать нравственно-этическую сферу детей в когнитивном,
эмоциональном, поведенческом компонентах, умело включая их в
межличностное взаимодействие как со взрослыми, так и с другими детьми.
Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и
другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих
взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. При
этом взрослый старается развивать у ребенка адекватную самооценку. При
положительном эмоциональном принятии себя, ребенку с ЗПР важно
научиться оценивать свое поведение, поступки, действия, продукты
деятельности по определенным параметрам, стремиться исправить ошибки и
улучшить результаты. Когда взрослые предоставляют ребенку
самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не
пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления. Детская
инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по
выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять
и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим
источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в
утренний отрезок времени и во второй половине дня. Взрослый постоянно
создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и
умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю,
поддерживает желание преодолевать трудности, оказывает дозированную
помощь.
Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его
таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний,
ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное
доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию
ребенком моральных норм, взрослый, где это возможно, предоставляетребенку право выбора того или иного действия. Ребенок учится брать на себя
ответственность за свои решения и поступки. Помогая ребенку осознать свои
переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у
него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами. Ребенок
учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из
общения со взрослыми и переносит его на других людей.
При разработке «Программы» учитывается, что приобретение дошкольниками
с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется, как правило,
двумя путями: под руководством педагогов в процессе коррекционно-
развивающей работы и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей
по инициативе ребенка.
Несмотря на то, что в ПрАООП уделяется большое внимание самостоятельной
инициативной деятельности детей, однако возможности детей с ЗПР в
познании таким путем ограничены, поэтому приоритетным является первый
путь. Опора делается на положение о том, что процесс обучения – это
искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая
индивидуальному развитию и познанию предметов и явлений окружающего
мира, их закономерных связей. Эта деятельность протекает в специально
созданных условиях, в определенном месте, в определенное время, в
конкретных формах и т. п., в частности в специальных групповых и
индивидуальных коррекционных занятиях. По мере развития познавательной
деятельности и эмоционально-личностной сферы ребенка с ЗПР, все большее
значение приобретает его собственная активность и инициатива, а взрослые
создают для личностного развития все условия.
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в
необходимости индивидуального и дифференцированного подхода,
сниженного темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и
умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу.
При проведении диагностических и коррекционных мероприятий с детьми с
ЗПР педагогам и специалистам важно соблюдать следующие основные
требования:
1. Исходя из «Конвенции о правах ребенка», стремиться к реализации
права детей на образование, направленное на развитие личности,
умственных и физических способностей.
2. Любое обследование ребенка проводить, получив письменное
согласие родителей (или лиц, их заменяющих) на психолого-педагогическое
сопровождение.
3. С учетом требований ФГОС ДО при оценке динамики продвижения ребенка
не сравнивать его ресурс с достижениями других детей, а с его собственными
достижениями на предыдущем этапе развития.
4. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально
представлять дальнейшие возможности развития и социальной адаптации.
5. Весь персонал, работающий с ребенком, должен соблюдать
профессиональную этику.
6. Педагогический прогноз определять на основе динамического наблюдения
и углубленного анализа результатов комплексного обследования, с
2педагогическим оптимизмом, стремясь у каждого ребенка выявить сохранные
потенциальные возможности, определить положительные стороны его
психического и личностного развития, на которые можно опереться в
педагогической работе.
7. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать
чувство психологической безопасности, стремиться к принятию ребенка с
пониманием специфики его трудностей и проблем развития. Ко всем детям и
особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным
относиться спокойно, ровно, доброжелательно.
8. Разрабатывать динамичную индивидуальную коррекционно-развивающую
программу для каждого ребенка, адекватную его образовательным
потребностям и возможностям.
9. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на
психическое состояние радости, спокойствия.
10. Терпеливо обучать ребенка осуществлять перенос сложившегося способа
действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на
другой, при выполнении каждого задания стимулировать познавательную
активность, творчество и изобретательность.
3