В 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт умер в ни-щете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты своего «Реквиема», который считал заупокойной мессой по самому себе. До сих пор биографы Моцарта в недоумении: как могло случиться, что композитор, буквально озолотивший своей оперой «Волшебная флейта» либреттиста и театрального антрепренера Шика-недера, умер в нищете? Как могло произойти, что его похоронили по низшему разряду в общей могиле вместе с десятком бродяг?
Загадка смерти МоцартаВ 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт умер в
нищете, слабеющей рукой торопливо записывая
последние ноты своего «Реквиема», который
считал заупокойной мессой по самому себе. До
сих пор биографы Моцарта в недоумении: как
могло случиться, что композитор, буквально
озолотивший своей оперой «Волшебная флейта»
либреттиста и театрального антрепренера
Шиканедера, умер в нищете? Как могло
произойти, что его похоронили по низшему
разряду в общей могиле вместе с десятком
бродяг?
Наиболее распространенная версия смерти
композитора — отравление, и появилась она
сразу же после кончины Моцарта . Его жена
Констанца утверждала, что мужа преследоваламысль о смерти от яда. Сын, Карл Томас, в свою
очередь, вспоминал: «Тело отца было странно
распухшим, как у отравленного ртутью».
Противники этой версии считают, что ртуть
могла появиться в организме совсем по другой
причине: ею лечили спинную сухотку, которой
страдал Моцарт .
Подозреваемым N 1 долгое время был его
соперник — композитор Антонио Сальери.
Несмотря на слухи, Вена пышно отпраздновала
полувековую годовщину творческой
деятельности «подозреваемого». Говорят, что
венская публика не слишком прислушивалась к
сплетням, более того, после смерти Моцарта его
жена Констанца, отправила младшего сына
учиться именно к Сальери. Впрочем, сынМоцарта считал, что «Сальери не убивал отца, но
поистине отравил его жизнь интригами», а отец
Моцарта еще 18 марта 1786 года писал своей
дочери Наннерль: «Сальери со своими
приспешниками опять готов перевернуть небо и
ад, лишь бы только провалить постановку»
(«Свадьбы Фигаро»). И все же интриги — отнюдь
не медленный яд «акватофана», которым якобы
отравили Моцарта . Впрочем, другие сторонники
этой версии утверждали, что Моцарт был
отравлен ртутью.
Давайте вспомним последние дни великого
композитора :
Год выдался тяжелым: Моцарт страдал отбезденежья и долго болел. Однажды в дверь
постучался незнакомец, одетый во все черное.
— Я пришел к вам, сударь, по поручению очень
важного лица. Лицо это не желает, чтобы имя его
было известно.
— Пусть будет так. Чего же он хочет? — ответил
Моцарт.
— Он только что потерял близкого человека. Он
желает каждый год отмечать годовщину смерти
церковной службой и просит написать для этой
цели реквием. Вложите в это дело весь свой
талант, вы имеете честь работать для большого
знатока музыки, — сказал незнакомец и
удалился.
Идея создания реквиема глубоко захватилаМоцарта. Он работал с невероятным увлечением.
Вот только состояние здоровья композитора
становилось все хуже. «Видно, для самого себя
пишу я этот Реквием», — не раз говорил он жене
и друзьям. Странная таинственность незнакомца
только усугубляла положение и действовала
угнетающе на возбужденное воображение
композитора.
Когда Моцарта зашли навестить друзья, они были
потрясены его болезненным видом и уговорили
отложить работу и лечь в постель. Он согласился
при условии: друзья сейчас же исполнят для него
готовые части Реквиема. А своему любимому
ученику Зюсмайеру Моцарт стал давать
необходимые указания по завершению Реквиема.Около часа ночи Моцарт скончался.
Позже загадочная история с таинственным
заказом объяснилась просто. Граф Франц фон
Вильзег цу Штуппах, большой любитель музыки,
желал во что бы то ни стало прослыть
композитором. С этой целью он заказывал
талантливым музыкантам композиции,
переписывал их и выдавал за собственные.
Потеряв жену, граф решил почтить ее память
исполнением Реквиема. С этой целью он послал к
Моцарту своего управляющего, который и вел
разговор с композитором. Желанием присвоить
сочинение великого Моцарта и объяснялась
таинственность переговоров.
И все таки все помнят версию с отравлением ? Поеще одной версии к отравлению Моцарт был
причастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик,
секретарь Моцарта и любовник его жены. При
этом господин Зюсмайер был учеником не только
Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки
Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого
«героя» трагедии — графа и музыканта Вальзегга
цу Штуппаха, того самого, который заказал
Моцарту «Реквием». Как раз в его владениях
добывали ртуть.
После смерти Моцарта в музыкальных кругах
пересказывались слова когото из композиторов,
который, якобы, заметил: «Хотя и жаль такого
гения, но благо нам, что он мертв. Ибо поживи он
больше — поистине, никто в мире не дал бы нам
куска хлеба за наши произведения». В кругувенских музыкантов долгое время передавалась
следующая история. Будто бы гроб с телом
Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у
входа в Крестовую капеллу, прилегающую к
северной недостроенной башне храма. А затем,
когда сопровождавшие удалились, гроб с телом
внесли внутрь и, прошествовав перед Распятием,
вынесли прах великого музыканта уже через
другой выход, ведущий прямиком в катакомбы,
где хоронили людей, умерших во время эпидемии
чумы. Этим странным слухам есть различные
подтверждения. Например, известно, что,
разбирая архив Бетховена, душеприказчики
композитора обнаружили среди прочих бумаг
любопытную картинку, запечатлевшую похороны
Вольфганга Амадея Моцарта. На рисунке был
изображен въезжающий в ворота кладбищаубогий катафалк, за которым понуро трусит
бродячая собака.
В 1801 году старый венский могильщик случайно
выкопал череп, который, как предположили, мог
принадлежать Моцарту, скелет которого
бесследно исчез. Только в 1859 году был
обнаружен старинный план кладбища Святого
Марка в Вене и на предполагаемом месте
погребения Моцарта был установлен мраморный
монумент.Однако, это не конец истории …
Весной 1986 г. Международный фонд Моцартеум
проводил очередную выставку, названную
«Моцарт в XIX веке». Среди экспонатов,
отобранных для нее, был и загадочно обретенный
череп композитора. Его выставили в нише,
заботливо укрыв стеклянным колпаком, который
обвивал плющ. Впрочем, у посетителей этот
мрачный экспонат не вызвал особого внимания.
«Однако на презентации, устроенной в честь
выставки, — вспоминал ее устроитель,
профессор Рудольф Ангермюллер, — ко мне
обратился доктор Целлер, представлявшийКельтский музей. Ему хотелось, чтобы их
художник Райнер сфотографировал череп.
Позднее по этому снимку он мог бы нарисовать
портрет Моцарта».
Вскоре Ангермюллер разоткровенничался. «Вы
знаете, мы, между прочим, до сих пор не знаем,
подлинный ли это череп Моцарта. У вас в музее
нет специалистов, которые могли бы это
проверить?»
«Пожалуй, что есть. Вот, например, профессор
Тихи».
Так Готфрид Тихи, профессор Института
геологии и палеонтологии при Зальцбургском
университете, был неожиданно приглашеносмотреть загадочный череп.
Генеральный секретарь фонда Рудольф
Ангермюллер торжественно вручил ему
реликвию, надеясь на его порядочность и
щепетильность.
Вскоре Тихи сообщил, что череп Моцарта
подлинный. А потом, к ужасу сотрудников
фонда, на первой полосе «Париматч» появился
снимок, сделанный в одном из местных кафе.
Взорам читателей предстал профессор Тихи,
позирующий с черепом Моцарта в руках.
«Очень скандально и непорядочно с его
стороны». Вдобавок профессор так и не вынес
никакого научного заключения, ограничившисьлишь подробным описанием черепа.
Вольфганг Амадей Моцарт В нем говорилось
следующее: маленькая голова, очень
женственная; крутой лоб; тонкая скуловая кость;
облик типичен для жителя Южной Германии.
Очевидно, череп принадлежал человеку
маленького роста — что верно: рост Моцарта
был чуть больше 1,50 м. Возраст покойного: от 30
до 40 лет (Моцарт умер в 35 лет). Кости черепа
носят следы рахита, перенесенного вследствие
недостатка витамина D: Моцарт был «зимним
ребенком»; он почти не гулял на солнце. Один из
коренных зубов был сильно поражен кариесом и,
очевидно, часто причинял композитору боль —
тоже известный факт. Обе лобные кости раносрослись, поэтому глаза выдавались вперед —
вот почему, наверное, поэт Людвиг Тик назвал
глаза Моцарта «дурацкими». Удивление вызвали
следы заживленной трещины черепа. Как могла
эта травма ускользнуть от внимания биографов
Моцарта? Ведь в литературе мы нигде не найдем
сообщения о том, что композитор когдалибо
сильно ударился головой. Следствием этого
удара, по словам Тихи, была «сильная гематома»,
причинявшая покойному острые головные боли.
Затем профессор спроецировал рентгеновский
снимок черепа на увеличенную копию портрета
Моцарта работы Доротеи Шток (1789). На нем
композитор был показан в профиль. Череп
«совершенно точно укладывался в портрет»,
заявил Готфрид Тихи.Впрочем, если сравнить профиль черепа с
другими «достоверными» картинами и
рисунками, на которых запечатлен Моцарт, то и
здесь обнаружится поразительное сходство.
Однако сам облик композитора на этих
портретах довольно сильно разнится. Как же в
действительности выглядел Моцарт? «От него не
осталось ничего, кроме жалких портретов, из
которых ни один не похож на Другой», — заявил
его биограф Альфред Эйнштейн.
И всетаки профессор Тихи настаивал: «Череп
Моцарта аутентичен». Сотрудники
Международного фонда не хотели доверять
поспешному выводу Нужно было раз и навсегда
решить, что за реликвию они хранят. 9 февраля1989 г. они обратились к двум ученым из Вены —
Иоганну Шилвасси и Херберту Кричеру — с
просьбой еще раз исследовать череп.
Профессор Шилвасси представлял Судебно
медицинский институт, а доктор Кричер —
Естественноисторический музей. Первым делом
они заявили, что «все проведенные прежде
экспертизы так называемого черепа Моцарта на
предмет его подлинности не имеют никакого
значения». По их словам, «единственный метод,
дающий неоспоримые доказательства, — а
именно реконструкция мягких частей — до сих
пор не применялся».
Сделав гипсовый отпечаток черепа, Шилвасси и
Кричер сформировали на нем лицо, вылепив егоиз пластилина. Этот метод применяется в
криминалистике, чтобы восстановить внешность
покойных, подлежащих опознанию.
Однако венские специалисты не подозревали, что
до них подобную попытку все же предпринял их
французский коллега ПьерФрансуа Пуэх из
Нима.
Очевидно, он воспользовался копией черепа,
изготовленной профессором Тихи.
С тех пор этот бюст Моцарта хранится в
Марселе.
Шилвасси и Кричер, как и профессор Тихи,
сравнили пластилиновую голову Моцарта спортретом Доротеи Шток. Их вывод таков:
контуры черепа и облик мягких частей лица во
многом совпадают с рисунком — такое возможно
лишь, «когда речь идет об одной и той же
персоне». И, наконец, заключение:
«Что касается черепа, предоставленного в
распоряжение ученых, то речь идет о черепе
Вольфганга Амадея Моцарта».
Однако этот бодрый рапорт привел сотрудников
фонда в замешательство, ведь такое однозначное
заключение — факт скорее необычный для мира
ученых. Вообще же за последние полтора десятка
лет был выслушан целый ряд противоречивых
оценок. Раскритиковали и Шилвасси с Кричером.
Семь немецких и швейцарских экспертовподчеркнули, в каком затруднительном
положении те оказались, ведь череп сохранился
не полностью. У него отсутствуют нижняя
челюсть и основание. Обе этих части
исследователи заменили, воссоздав их форму по
аналогии. Однако профессор Рихард Хельмер,
тоже занимавшийся восстановлением облика
людей по их черепам, заявил, что «невозможно
доказать идентичность, проводя сравнительные
исследования черепа и изображений человека,
если у черепа отсутствует нижняя челюсть».
Менеджеры фонда Моцартеум констатировали:
«Принимая во внимание современный уровень
исследований, нельзя привести строгое научное
доказательство того, что речь идет о черепе
Моцарта».Тем временем профессор Тихи написал книгу
«Невольное завещание Моцарта». В ней он
настаивает на своем: «Я не сомневаюсь ни на
одну минуту том, что это подлинный череп
композитора».
Таково положение дел на сегодняшней день.
Прежние методы исчерпали себя. Лишь
генетический анализ может, наверное, сказать,
что за реликвия хранится в одном из залов фонда
Моцартеум. И реликвия ли это? И могут ли
генетики решить посмертную тайну композитора?
Прежде чем ответить на последний вопрос,
вспомним, каким образом «череп Моцарта»
совершил путешествие с венского кладбища на
музейную полку.Эта детективная история начинается сразу после
смерти Моцарта. По Вене поползли мрачные
слухи: «Маэстро убит! Он отравлен!» Разве не
сам Моцарт жаловался своей Констанции: «Я
долго не протяну Наверняка ктото дал мне яд!»
Назывались даже имена возможных убийц. Что,
если это — Франц Ксавер Зюсмайер, которого
Моцарт както назвал «говном»?
(Справедливости ради отметим, что именно
Зюсмайеру в последние часы перед смертью
Моцарт указал, как окончить партитуру
«Реквиема».) Или его соперник на музыкальной
стезе — Антонио Сальери, этот «итальяшка»,
который впоследствии сам как будто признался в
убийстве? «Тяжкий совершил он долг!» — такимубийственным бюрократизмом заклеймил его
поэт. (Еще одно замечание справедливости ради:
из трех последних симфоний, написанных
Моцартом, на сцене при его жизни была
исполнена всего одна; она прозвучала в 1791 г. в
благотворительном концерте, причем произошло
это при содействии А. Сальери.) А если это была
сама Констанция, беспечная женушка поэта?
Все эти версии давно исследованы историками и
опровергнуты. Наука оправдала всех — и
Сальери, и Франца Ксавера, и спутницу жизни и
смерти.
В 60х годах двадцатого века, в Зальцбурге, на
одной из сессий Института моцартоведения
специалисты пришли к выводу, что, по всейвероятности, никакого отравления не было, и
скончался Моцарт от неизлечимой в то время
ревматической болезни. Эти доводы подтвердила
и известная работа Карла Бэра «Моцарт. —
Болезнь. — Смерть. — Погребение».
Моцарт умер от ревматическивоспалительной
лихорадки. В последние годы он был измучен
бедностью и лишениями. После смерти
императора Иосифа II, последовавшей в 1790 г.,
положение Моцарта стало вовсе безвыходным. На
какоето время ему пришлось уехать из Вены,
спасаясь от преследования кредиторов.
Незадолго до смерти его зачислили наконец на
службу, назначив «бесплатным помощником
капельмейстера собора святого Стефана». После
смерти капельмейстера Моцарт имел правозанять его место, но первым умер он сам. 20
ноября он слег и после двухнедельной болезни
скончался 5 декабря 1791 г.
Давно разоблачена и другая легенда — о том, что
Моцарта похоронили в общей могиле, как
последнего нищего, и холм, увенчавший
безвестный прах, даже не украсила табличка:
«Здесь покоится великий австрийский…». Не все
в этой легенде лживо, но события тех печальных
дней требуют иной оценки. Надо знать реалии
тогдашней Вены.Барон Готфрид ван Свитен, занявшийсяпохоронами, заказал для своего друга
«погребение по третьему разряду». Стоимость:
восемь гульденов, 56 крейцеров; сверх того три
гульдена за катафалк. В то время это были самые
обычные похороны, подобающие человеку,
достойному во всех отношениях. В последнем
ритуале, причитавшемся Моцарту, были строго
соблюдены все регламенты похорон, принятые в
Австрийской империи и привычные ее жителям,
но, может быть, удивительные для иностранцев,
которые были готовы счесть соблюдение порядка
за пренебрежение к останкам Моцарта.
Так, в этом регламенте, например, говорилось: «В
могилах покойных, погребенных в гробах,
предписано хоронить четверых взрослых и двух
детей; за неимением же детей класть пятьвзрослых трупов». Обычные могилы были в
самом деле общими, рассчитанными на
нескольких человек, но так полагалось всем. Это
не пренебрежение, это — правила.
Точно были определены даже размеры могилы.
«Предписано копать ямы длиной в шесть футов,
шириной в четыре фута и глубиной в шесть
футов» (один фут соответствовал в Австрии
примерно 32 см).
Вечером 6 декабря 1791 г., а быть может, днем
позже, катафалк с гробом Моцарта покинул его
последний приют и двинулся в сторону кладбища
Св. Марка, находившегося в 4 км от города. В
черте города в ту пору запрещались похороны.
Могильщики оставили гроб до утра в мертвецкой,а потом, опустив его в землю, посыпали крышку
негашеной известью.
Через семьвосемь лет могилы обретали новых
постояльцев. Естественно, над этими холмиками
не возводили никаких пышных надгробий. К Богу
большинство жителей Вены являлись без всяких
прикрас. Один металлический крест служил
напоминанием об останках усопшего, но над
могилой Моцарта не было и его. Не было никакой
таблички (тут уж вопросы к жене, так и не
посетившей ни разу могилу). Поэтому место, где
был похоронен Моцарт, вскоре забыли. …После
смерти композитора минуло полвека.
Предположительно в 1843 г. гравер из Вены Якоб
Хиртль получил некий череп. Как гласит легенда,
это «вместилище ума» подарил ему приятель —могильщик с кладбища Св. Марка.
Ныне на венском кладбище можно увидеть
прекрасный памятник Моцарту. Но праха
великого композитора под ним нет.МОЦАРТ: ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ
Великий композитор умер в ночь на 5 декабря
1791 г. И практически сразу пошли слухи: убили,
убили завистники гения!.. Так, в берлинской
газете «Musikalisches Wochenblatt» прозвучал
недвусмысленный намек на криминал: «Моцарт
мертв...Поскольку его тело опухло после смерти,
некоторые полагали, что он был отравлен».С течением времени попытки представить
кончину Моцарта как нечто роковое возникали
вновь и вновь. Однако, возможно, стоит искать
злой рок не в кончине гения, а в его жизни?
ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ: ВИНА САЛЬЕРИ
Моцарт умер, не дожив до 36 лет. Его кончина
была мучительной, поэтому сразу же возникли
подозрения: не обошлось без яда!..
Повод для подобных сплетен дала и вдова
композитора Констанца, неоднократно
повторявшая слова мужа, сказанные незадолго до
смерти: «Конечно, мне дали яд!». Но кто же был
предполагаемым отравителем? Спустя 30 лет
после смерти Моцарта молва «нашла» имя
«виновника» — Антонио Сальери.К тому времени популярнейший некогда
композитор был стар и немощен: прикован к
креслу параличом, страдал расстройством
психики. Както больной старик в помутнении
ума попытался перерезать себе горло, и это тут
же приписали угрызениям совести изза убийства
Моцарта. Подробности истории известны всем
благодаря трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и
Сальери». Однако причин брать на душу
смертный грех у Сальери не было. Он, по
сравнению с постоянно нуждавшимся в деньгах
Моцартом, считался очень успешным
музыкантом: занимал высокое положение при
дворе Иосифа II, пользовался огромным
авторитетом среди коллег и не испытывал ни
малейших материальных затруднений. Перед
смертью он сказал посетившему его музыкантуИгнацу Мошелесу: «Я могу с полной верой и
правдой уверить вас, что ничего справедливого в
абсурдном слухе нет... Скажите об этом миру,
дорогой Мошелес: старый Сальери, который
скоро умрет, сказал это вам».
Кстати, парадоксально, но факт: Пушкин, сделав
Антонио Сальери виновником смерти Моцарта,
помог реабилитации Сальери: творение гения
русской словесности было столь будоражащим и
ярким, что положило начало расследованиям — а
виновен ли Сальери на самом деле? Большинство
серьезных исследователей его оправдали...
ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ: КОВАРНЫЙ УЧЕНИК
Вторым подозреваемым в смерти Моцарта стал
его ученик Франц Ксавьер Зюсмайер. В доме
Моцарта он появился за год до смертикомпозитора и жил на правах члена семьи.
Зюсмайер был весьма амбициозен, тяжело
переживал подтрунивания насмешника Моцарта.
Вот и возникли предположения, что он мог
поспособствовать учителю отправится прежде
времени на тот свет — изза банальной зависти. О
нем, наверное, никто бы и не вспомнил, если бы
не «Реквием», который он заканчивал уже после
смерти мастера. Ходили слухи, что Зюсмайер был
настоящим отцом младшего сына Моцарта,
получившего, кстати, имя Франц Ксавьер. Но
никаких серьезных подтверждений этой коллизии
нет, напротив — у Франца Ксавьера Моцарта
обнаружен тот же врожденный дефект ушной
раковины, что и у отца, а значит, генетическое
родство можно считать доказанным. Тем неменее, его роман с Констанцей, увы, ни для кого
не был тайной.
ЛЕГЕНДА ТРЕТЬЯ: РЕВНИВЫЙ МУЖ
Помимо Сальери и Зюсмайера, в качестве
возможного убийцы упоминается друг и собрат
Моцарта по масонской ложе, делопроизводитель
верховного суда Франц Хофдемель.
Его жена Магдалена брала уроки у Моцарта, и
поговаривали, что занимались они не только
музыкой, более того, плодом интрижки стала ее
беременность.
После смерти Моцарта в доме Хофдемеля
разыгралась кровавая драма: едва Маргарита
вернулась с похорон учителя, муж в порыве
ревности исполосовал ее бритвой — и сплетни о
неверности мадам Хофдемель разгорелись сновой силой. Мол, Франц подозревал, что
Моцарт — настоящий отец будущего ребенка, и
расправился сначала с ним, а потом решил и с
неверной женой. Однако Магдалену спасли
соседи, и покончено было как раз с ревнивым
мужем — он перерезал себе горло той же
бритвой.
ЛЕГЕНДА ЧЕТВЕРТАЯ: МЕСТЬ МАСОНОВ
Масонская ложа «Увенчанная надежда», куда
входил Моцарт, обладала огромными
богатствами и пользовалась большим влиянием.
«Вольные каменщики» ревностно поддерживали
своих достойных членов, возносили их при жизни
и торжественно провожали в мир иной. Странно,
но с Моцартом они обходились совсем не по
братски: зная о тяжелом материальномположении, «братья» ничем ему не помогали.
Возможно, причина кроется в мировоззренческих
разногласиях между композитором и масонами,
которые достигли своего накала как раз в 1791
году. Моцарт даже собирался создать свою ложу
под названием «Грот» и работал над ее уставом.
Кстати, в том же году Моцарт написал оперу
«Волшебная флейта», которая имела
грандиозный успех. Принято считать, что
композитор в опере широко использовал
масонскую символику, раскрыл многие ритуалы,
которые положено было знать лишь
посвященным. Одни исследователи полагают, что
Моцарт в этой опере воспел «вольных
каменщиков», другие считают ее пародией на
масонский орден. Это и породило слухи, что
масоны ускорили смерть «собрата», устранив его«подобающим рангу» ядом — ртутью, то есть
Меркурием, идолом муз.
Однако 18 ноября 1791 г. Моцарт принял участие
в церемонии освящения нового храма масонской
ложи «Увенчанная надежда». Прозвучала его
кантата «Громко возвестим нашу радость»,
сочиненная специально к этому случаю. И по
свидетельству Констанцы, венские масоны
приняли кантату с энтузиазмом…
ЛЕГЕНДА ПЯТАЯ: БОЛЕЗНЬ
Моцарт слег 20 ноября 1791 года и больше не
поднимался: внезапно у него опухли руки, ноги,
затем появилась рвота, тело покрылось сыпью.
Мучения длились 15 дней, при этом за два часа
до кончины он пребывал еще в полном сознании.
Доктора мучили больного, согласно медицинскимпредставлениям XVIII века: давали препараты,
вызывавшие рвоту, ставили холодные компрессы
и производили обильные кровопускания — меры,
которые современные врачи считают
губительными. В медицинском заключении,
сделанном главным врачом Вены Гульденером
фон Лобесом, записано, что Моцарт болел
«острой сыпной лихорадкой», от которой, между
прочим, в то время умирали сотни людей. К
слову, лечившие композитора врачи — Томас
Клоссет и Матиас фон Саллаба — считались
лучшими в Вене. Доктор Саллаба был
токсикологом, одним из основателей австрийской
судебной медицины, а доктор Клоссет — автор
исследования по передозировкам препаратов
ртути. И ни один не определил отравления…Однако в 1966 году швейцарский врач Карл Бэр
назвал поставленный современниками Моцарта
диагноз «любительским и непрофессиональным».
На основании фактов, собранных врачом
Моцарта Клоссетом, он сделал вывод, что гений
страдал от суставного ревматизма — острого
неинфекционного заболевания. А в 1984м другой
врач, Питер Дж. Девис, опубликовал еще более
тщательный анализ истории болезни Моцарта.
Девис заявил, что причиной смерти стало
сочетание стрептококковой инфекции, почечной
или сердечной недостаточности, а также
кровоизлияния в мозг и бронхопневмонии.
Признаки почечной недостаточности включают в
себя депрессию и бредовые состояния. Этим, по
мнению Девиса, может объясняться убеждениеМоцарта в том, что его отравили и заказали
«Реквием» для его похорон.
ЛЕГЕНДА ШЕСТАЯ: СТРАННЫЕ
ПОХОРОНЫ
Около трех часов пополудни 6 декабря тело
Моцарта привезли к Собору Святого Стефана,
где и состоялось отпевание. Похоронили
Моцарта на кладбище Святого Марка. Причем
гроб до места погребения никто не сопровождал.
Но было бы ошибкой утверждать, что гению
устроили недостойные похороны в общей могиле:
погребение по третьему разряду (стоимостью 8
гульденов, каковые заплатил барон Готфрид ван
Свитен, венский меценат, которому Моцарт по
дружбе дарил немало своих произведений)
полностью соответствовало обычаям тоговремени. Практически все погребения
совершались в общие могилы на 56 покойных.
Отдельные могилы были редким
исключением — роскошью для очень богатых
людей. Согласно правилам, установленным
Иосифом II, тело опускалось в могилу в
полотняном мешке и присыпалось известью для
быстрейшего разложения, лишь много позже
император, уступая протестам граждан, разрешил
захоронения в гробах. Но каждые 78 лет могилы
перекапывались и использовались снова. Таким
образом, ничего необычного в таком погребении
весьма небогатого музыканта не было.
Анастасия ГРОСС
МНЕНИЕ АСТРОЛОГАВ противовес легендам о кончине Моцарта,
которые так легко развенчать, жизнь его была
полна непридуманных злосчастий: гений, с
трехлетнего возраста поражавший европейских
меломанов своими талантами, автор
великолепных музыкальных произведений,
снискавших ему славу, всю жизнь едва сводил
концы с концами, а сильные мира сего и публика,
от которых зависело благополучие композитора,
подчас были парадоксально переменчивы…
Может, звезды способны подсказать разгадку? С
этим вопросом «Оракул» обратился к астрологу
Элеоноре Гинзбург.
Элеонора Гинзбург:
«В карте Моцарта Венера, в сфере влияния
которой не только любовь и чувство прекрасного,
но также искусство и гармония, находится вкоролевском градусе. Этого и следовало
ожидать:Моцарт — музыкальный гений и
непревзойденный мелодист. Но вот Нептун,
непосредственно отвечающий за творчество, и
особенно за музыку, находится в гороскопе
разрушительном 10 градусе Льва. К тому же,
Нептун во Льве в падении, ретроградный,
прибавить к этому разрушительный градус — и
мы получим объяснение тому, как вышло, что у
гениального композитора далеко не все
складывалось радужно, и его признание было
сопряжено с большими испытаниями и
страданиями. И хотя Белая Луна, находящаяся в
Козероге — признак таланта, большого
мастерства и везения, негативное влияние
«тяжелого» Нептуна перевесило — именноблистательный талант и композиторская
плодовитость Моцарта вызывали зависть
современников.
Еще один неблагоприятный показатель — Черная
Луна в Тельце, что указывает на накопленную
негативную карму в отношении материальных
благ. Это и обусловило незавидное финансовое
положение Моцарта: его преследовали долги,
нередко композитор не получал оплату своего
труда по достоинству.
Кстати, Моцарт умер на 36 году жизни, когда
Черная Луна возвращается на свое место в
гороскопе. То есть, можно сделать вывод, что
Моцарта убил не яд, а бедность — отсюда
проистекали депрессия, неудовлетворенность,
обострившиеся болезни.ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
П.И. Чайковский писал в одном из своих
дневников: «По моему глубокому убеждению,
Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до
которой красота досягала в сфере музыки. Никто не
заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от
сознания близости своей к чемуто, что мы называем
идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы
любим все в человеке, которого мы любим
действительно. Больше всего «ДонЖуана», ибо
благодаря ему я узнал, что такое музыка».«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе
«Моцарт», — воскликнул А. Г. Рубинштейн в своей
книге «Музыка и ее представители».
Если, по примеру Гёте, считать, что великие люди
своим дарованием и интеллектом обязаны матери,
то в случае с Моцартом дело обстоит не так, ибо
«Мария Анна Моцартова» ни в каком отношении не
возвышается над средним уровнем способностей
своего пола. Единственной яркой, перешедшей к
сыну чертой ее натуры является истинно
зальцбургская
грубовато
комическому. Отец его Леопольд Моцарт, родом
из немецкого города Ауксбурга, был скрипачом,
органистом, педагогом и композитором. Школа
скрипичной игры, изданная Леопольдом Моцартом
пользовалась популярностью не только в Австрии и
Германии, но и в других странах, в том числе и в
склонность
кРоссии. Работал он в качестве придворного
музыканта и камердинера у Зальцбургского
вельможи графа Турна, а затем (с начала сороковых
годов XVIII века) поступил скрипачом в дворцовый
зальцбургского
оркестр
архиепископа.
Из семи детей от этого брака
остались живы только двое дочь
Мария Анна, родившаяся 30 июля
1751 года, которую в семье
называли Наннерль,
и сын
Вольфганг, появившийся на свет
27 января 1756 года. Его рождение
едва не стоило матери жизни; очень
не скоро она смогла оправиться от слабости, вну
шавшей опасения за ее жизнь. Дочь проявила столь
несомненный музыкальный талант, что отец раноначал заниматься с нею на клавире. Это произвело
большое впечатление на мальчугана, которому
было около трех лет. Он также усаживался у
клавира и мог подолгу развлекаться подбиранием
терций. Найдя их, он с радостью повторял
созвучия.
Он запоминал отдельные места музыкальных
пьес, которые слышал. Ему было четыре года, когда
отец, как бы затевая веселую игру, начал разучивать
с ним на клавире некоторые менуэты и другие
пьесы. За короткий срок он смог играть их с совер
шеннейшей чистотой и в строжайшем ритме.
Вскоре в нем пробудилось стремление к
самостоятельному творчеству.
Пятилетний
Вольфганг сочинял маленькие пьесы, которые
проигрывал своему отцу и просил записать их на
бумаге.К шести годам маленький музыкант исполнял
сложные виртуозные произведения. Родителям не
приходилось упрашивать сына сесть за инструмент.
Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия,
чтобы он не переутомился.
За это же время, незаметно даже для отца, мальчик
овладел игрой на скрипке и органе. Отец, его
друзья не переставали удивляться такому
невероятно быстрому развитию ребенка. Леопольд
Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была же
тяжелой и однообразной, как и его собственная.
Ведь, несмотря на его многолетнюю непосильную
работу, семья Моцартов вела скромный образ
жизни, часто не имела даже средств расплатиться с
долгами. Стесняло и ограничивало возможности
Леопольда Моцарта его зависимое положение
придворного музыканта. Поэтому так раносозревший талант сына рождает надежду устроить
его жизнь поиному — более интересно и
обеспеченно. Отец решает везти мальчика с его
талантливой сестрой в концертное путешествие.
Шестилетний музыкант отправляется завоевывать
мир!
Анна МарияУнизительное положение музыкантаслуги делало
жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. Граф
Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах
без своего разрешения. Чтобы еще больше унизить
всемирно известного музыканта, он заставлял его
обедать вместе со слугами в людской, где
композитор должен был сидеть выше лакеев, но
ниже поваров. А в это время с блестящим успехом в
Мюнхене шла новая опера Моцарта «Идоменей,
царь Крита».
В эволюции оперного творчества Моцарта
«Идоменей» является важным этапом. Значение
«Идоменея» в том, что Моцарт, взяв все лучшее, что
было в опересериа и творчестве Глюка,
Переосмыслил эти традиции в духе своих
творческих принципов и таким образом подошел ксозданию опер, являющихся вершиною его
композиторской деятельности.
Успех «Идоменея» окончательно утвердил
Моцарта в его давнем стремлении не возвращаться к
зависимому положению придворного музыканта.
Терпению Моцарта пришел конец, ничто не могло
поколебать его твердого решения ценой потери
материального благополучия покончить со своей
службой. Он подал письменное заявление об
увольнении. Архиепископ только ответил отказом,
но и встретил Моцарта потоком оскорблений.
Моцарт вторично принес заявление: когда он
пришел ответом, оберкамергер архиепископа граф
Арко вытолкнул за дверь. После этого Моцарт в
течение нескольких дней был близок к душевному
расстройству. Придя в себя, он решил возвращаться
в Зальцбург, а остаться в Вене. В 1781 году Моцартпоселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.
«Счастье мое начинается только теперь», писал он
отцу. Так началось последнее десятилетие жизни
Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта.Вскоре композитор женился. Семейная жизнь
Моцарта сложилась в основном счастливо. Егоженой стала Констанца Вебер веселая,
жизнерадостная,
привлекательная девушка.
Дружеские отношения Вольфганга и Констанцы
быстро переросли во взаимную любовь. Чувство
Моцарта подогревалось совпадением имени его
невесты с именем главной героини оперы, над
которой он работал в этот период. Однако их
желание соединиться встретило препятствие со
стороны отца Моцарта и матери Констанцы. Моцарт
в августе 1782 года был вынужден увезти невесту из
дома матери и тайно с ней обвенчаться.
По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт
написал комическую оперу «Похищение из сераля».
В это время в Вене, как и в других городах Австрии,
усиленно насаждалась итальянская музыка. Это
противоречило народным вкусам, но нравилось при
дворным кругам.Написать национальную оперу на родном
немецком языке было заветной мечтой композитора.
Опера Моцарта была восторженно принята
слушателями. Только императору она показалась
слишком уж сложной. «Ужасно много нот, мой
милый Моцарт»,
недовольно сказал он
композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше
величество», с достоинством ответил Моцарт.
Сюжет «Похищения из сераля» типичен для оперы
XVIII век но, несмотря на традиционный тип
сюжета, ни в одной опере того времени не было
такой мягкой и тонкой музыкальной характеристики
героев и их чувств, глубокого проникновения в
психологию, такой задушевности и поэтичности в
воплощении лирических образов и такого остроумия
и юмора в воплощению комических образов, как в
опере Моцарта.Тяжело складывался для Моцарта начальный
период Вене. Не имея ни постоянного заработка, ни
поддержки родных и близких, потеряв былые связи,
он вынужден был работать до изнеможения:
сочинять, давать уроки, выступать. К этому
примешивалось беспокойство об отце и сестре,
которым он лишен был возможности помогать.
Успех «Похищения из сераля» снова открыл
Моцарту двери дворцов и салонов венской знати.
Он быстро установил связи с различными
меценатами,
познакомился с известными
европейскими музыкантами. Познакомился он и с
Гайдном. В знак глубокого уважения к
музыкальным заслугам своего старшего совре
менника Моцарт посвятил ему шесть квартетов.
Гайдн был одним из немногих, кто понял и
оценил всю глубину таланта Моцарта. «Я считаюВены
культивировалась
вашего сына величайшим композитором из тех о
ком я когдалибо слышал», сказал он отцу
Моцарта.
В аристократических, общественных и домашних
кругах
тогда
инструментальная музыка — симфоническая и
камерная, — и Моцарт написал за эти годы между
«Похищением из сераля» и «Свадьбой Фигаро»
(1782—1786 годы) большое количество концертов
для разных инструментов, клавирных сонат и
фантазий, квартетов и других камерных ансамблей.
«Свадьба Фигаро» написана в традициях оперы
сериа. Однако по музыкальнодраматическим
новаторским принципам она представляет собой
новое явление в истории музыкального театра XVIII
века. Развивая принципы, которые уже были
заложены в «Похищении из сераля» и намечены вболее ранних операх,
Моцарт создал
реалистическую комедию, в которой каждое дей
ствующее лицо имеет свою индивидуальную
музыкальную характеристику,
богатую и
многогранную, раскрывающуюся с разных сторон на
протяжении всей оперы в зависимости от сце
нической ситуации.
1 мая 1786 года в Вене состоялась премьера
«Свадьбы Фигаро» вначале публика встретила ее
восторженно.
Но неприязнь императора и
придворных кругов к новшествам Моцарта
сказалась на судьбе оперы: как и «Похищение из
сераля», она после нескольких представлений была
исключена из репертуара венского театра. Однако
музыка «Свадьбы Фигаро» приобрела огромную
популярность. Знаменитая ария Фигаро «Мальчикрезвый» распевалась и разыгрывалась на улицах
Вены, в кабачках и ресторанах, в садах и парках
Для гениального композитора наступило тяжелое
время. Моцарт бал лишен даже самых необходимых
средств для сносного существования его и семьи —
жены и детей.
Большим событием для Моцарта был
громадный успех «Свадьбы Фигаро» в Праге, она
вошла в постоянный репертуар оперного театра.
Дирекция его предложила Моцарту написать
оперу на сюжет по собственному выбору. Это
было очень выгодно Моцарту, ведь он временно
избавлялся от материальных затруднений.
Пребывание Моцарта в Праге было
счастливым. Там его ценили и понимали, он
много и с успехом выступал, слушал чешскую
народную музыку, с большим увлечением работал