Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".
Оценка 4.9

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
28.03.2017
Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".
"Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения". « Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезен и бессилен разум.» Геродот. В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества.«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто!» Сократ.Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения.
Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения.doc
Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения. « Когда нет здоровья, молчит мудрость, не  может расцвести искусство, не играют силы,  бесполезен и бессилен разум.» Геродот. В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье   людей,   живущих   на   ней.   От   решения   этих   проблем   зависит   и настоящее, и будущее человечества.  Здоровый образ жизни   – это мера цивилизованности и человечности , характеризующая   как   отдельного   человека   ,   так   и   общество   в   целом. Здоровый образ жизни складывается из ориентации на здоровье, на идеалы личности,   семьи,   нации,   из   эффективных   мер   питания,   образования, физкультуры и спорта , гигиены тела и духа. Планете ­Земля в опасности, а то , что происходит сегодня в России со здоровьем населения иначе как кризисом не назовешь. Естественная убыль населения ( смертность) превышает рождаемость почти на 1 млн. человек в год, 70% населения живет в неблагоприятных  местностях, 50%  употребляют несоответствующую   санитарным   нормам   питьевую   воду.   К   сожалению, медицинские   работники   констатируют   значительное   снижение   числа абсолютно   здоровых   детей  (их   остается   не   более   10­12%);   стремительный рост числа хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50­ 60% школьников;  резкое увеличение патологии нервной системы, органов чувств,   опорно­ двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличивается число школьников,   имеющих   несколько   диагнозов   (у   20%   старшеклассников имеется   5   и   более   диагнозов),   15%   требуют   полного   освобождения   от занятий физической культуры.   сердечно­сосудистой   и   пищеварительной   систем, Ухудшение   здоровья   детей   и   подростков   связано,   прежде   всего,   с экологическим и социально­экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных   факторов:   чистота   кабинета, температура   воздуха   в   помещении, освещенность   кабинета   и   доски,   обеспечение   правильного   положения учащихся за партой, эмоциональный климат. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной   проблемой. Каждое  образовательное  учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.  В   связи   с   этим,   не   случайно,   одним   из   направлений   деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных   на   защиту   и   обеспечение   здоровья,   формирование   ценного отношения к нему. Паспорт   здоровья   школы   на   начало   учебного   года   2010   , свидетельствует   о   том   ,   что   в   жизнь   вступает   «   больное   поколение».   В процессе опросов учащихся , родителей и мед.персонала выяснилось , что на учете   в   поликлиниках   состоят   учащиеся   со   следующими   заболеваниями: заболевание   органов   зрения,   нарушение   осанки,   заболевание   щитовидной железы   ,заболевание   желудочно­   кишечного   тракта,   сердечно­сосудистых заболевания , ЛОР –заболевания, заболевания нервной системы , заболевания почек, дыхательные заболевания, заболевания кожи.  Здоровье ребенка должно быть пред метом педагогического внимания, начиная с раннего детства и до тех пор, пока у него не выработаются стойкие стереотипы здорового образа жизни и безопасного поведения. Цель   здоровьесберегающих   образовательных   технологий   обучения   ­ обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в   школе,   сформировать   у   него   необходимые   знания,   умения   и   навыки   по здоровому   образу   жизни,   научить   использовать   полученные   знания   в повседневной жизни. Для достижения этой цели   педагоги школы   активно работают по внедрению здоровьесберегающих технологий. Применение   здоровьесберегающих   технологий   позволяет   повысить мотивацию   к   учебно­познавательной   деятельности   и   реализовать   принципы личностно ориентированного обучения. В   учебный   план   начальной   школы   введен   учебный   предмет «Окружающий мир».   Это интегрированный курс, на которых у школьников формируются элементарные представления о природе, как среде обитания и месте человека в ней. Знания о поведении в экстремальных ситуациях. Предмет  «окружающий   мир»  играет   важную   роль,   его   преподавание позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы. Одним из   главных   направлений   здоровьесбережения   является   создание   здорового психологического   климата   на   уроках   окружающего   мира   и   повышение интереса   к   предмету.   В   связи   с   этим   важно   во   время   урока   чередовать различные   виды   учебной   деятельности;   использовать   методы, способствующие   активизации   инициативы   и   творческого   самовыражения самих обучающихся. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. Пожалуй,   одним   из   важнейших   аспектов   является   именно психологический   комфорт   школьников   во   время   урока.   С   одной   стороны, таким   образом,   решается   задача   предупреждения   утомления   учащихся,   с другой   стороны,   появляется   дополнительный   стимул   для   раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому   высказыванию,   позитивная   реакция   учителя   на   желание   ученика выразить   свою   точку   зрения,   тактичное   исправление   допущенных   ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или   небольшое   историческое   отступление   –   вот   далеко   не   весь   арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание,   а   с   желанием   продолжить   беседу,   продемонстрировать   свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный   дискомфорт  даже   в том  случае,  когда  ученик  с чем­то  не справился,   что­то   не   смог   выполнить.   Более   того,   отсутствие   страха   и напряжение   помогает   каждому   освободиться   внутренне   от   нежелательных психологических   барьеров,   смелее   высказываться,   выражать   свою   точку зрения. Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом,   ­   гиподинамия.   Технический   прогресс   ведет   к   уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В связи   с   этим   в   структуру   уроков   необходимо   активно   внедрять физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная   гимнастика,   предупреждение   утомления   глаз),   следить   за правильностью   осанки   учеников.   При   этом   учитываются   требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока. Знакомя учащихся со строением опорно­двигательной системы на уроках окружающего мира, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При   изучении   дыхательной   системы   желательно   осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.           При изучении пищеварительной  системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость   своевременного   и   сбалансированного   питания,   проводить работу   по   повышению   культуры   приема   пищи,   соблюдению   основных гигиенических требований.  Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он   является   основной   формой   педагогического   процесса.   Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75­80   %;   в   содержательной   части   урока   должны   быть   включены   вопросы, связанные   со   здоровьем   учащихся,   способствующие   формированию   у   них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4­7, а их смена осуществляться через   7­10   мин.;   в   урок   необходимо   включать   виды   деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; в течение   урока   должно   быть   использовано   не   менее   2­х   технологий преподавания,   способствующих   активизации   инициативы   и   творческого самовыражения учащихся; обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов   восприятия   информации   учащимися   (аудиовизуальный, кинестетический   и   т.д.);   должен   осуществляться   контроль   научности изучаемого   материала;   необходимо   формировать   внешнюю   и   внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям   с   учетом   личностных   возможностей;   на   уроке   нужно   создавать благоприятный   психологический   климат   и   обязательно   ситуации   успеха   и эмоциональные   разрядки,   т.к.   результат   любого   труда,   а   особенно умственного,   зависит   от   настроения,   от   психологического   климата   –   в недоброжелательной наступает быстрее;  Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических  экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет   решить   одновременно   несколько   различных   задач:   обеспечить психологическую   разгрузку   учащихся,   дать   им   сведения   развивающего   и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности . обстановке     утомление    Нужно   включать   в   урок   технологические   приемы   и   методы,   необходимо способствующие   самопознанию, производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.   самооценке   учащихся, Огромную   роль   в   укреплении   здоровья   учащихся   играет   и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета.  Благотворно   на   здоровье   и   настроение   влияют   запахи,   лучший   источник которых   –   растения.   Кроме   этого   решается   воспитательная   задача:   дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания. От   уровня   гигиенической   рациональности   урока   во   многом   зависит функциональное   состояние   школьников   в   процессе   учебной   деятельности, возможность   длительно   поддерживать   умственную   работоспособность   на высоком   уровне   и   предупреждать   преждевременное   нарушение   утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем  собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов  познакомит детей с правилами здорового образа жизни Здоровьесберегающие   технологии   не   могут   быть   вырваны   из   общей системы   образования,   они   способствую   грамотному   и   рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой   современной   педагогики   является   не   только   стремление   к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан. В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы   его   граждане   были   способны   самостоятельно   активно   действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для   чего   перед   образованием   ставится   задача   сформировать   устойчивые качества   самореализующейся   творческой   личности   и   подготовить   ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды. При   комплексном   использовании   различных   технологий, ориентированных   как   на   развитие   творческого   потенциала,   так   и   на сохранение   здоровья   учащихся,   можно   добиться   хороших   результатов   в достижении поставленной цели. Здоровьесберегающие   технологии   не   могут   быть   вырваны   из   общей системы   образования,   они   способствую   грамотному   и   рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой   современной   педагогики   является   не   только   стремление   к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан. «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто!» Сократ.

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".

Статья "Здоровьесберегающие аспекты предметного обучения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017