Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН (1829-1894) – выдающийся пианист и композитор с мировой известностью. Занимался у прославленных педагогов: А. Виллуана (фортепиано) и З. Дена (теория композиции). Впервые выступил в публичном концерте как пианист в десятилетнем возрасте (1839). Концертировал в России и в Европе, приобрел известность блестящего виртуоза наравне с Листом. Вошел в историю русской музыкальной культуры как создатель первого в России высшего музыкального учебного заведения – Петербургской консерватории. Рубинштейн был назначен первым артистическим директором РМО в 1862 – 1867 годы. Повторно вернулся на этот пост в 1887 – 1891 годы.
АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ РУБИНШТЕЙН
Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН (18291894) – выдающийся пианист и
композитор с мировой известностью. Занимался у прославленных педагогов:
А. Виллуана (фортепиано) и З. Дена (теория композиции). Впервые выступил
в публичном концерте как пианист в десятилетнем возрасте (1839).
Концертировал в России и в Европе, приобрел известность блестящего
виртуоза наравне с Листом. Вошел в историю русской музыкальной культуры
как создатель первого в России высшего музыкального учебного заведения –
Петербургской консерватории.
Рубинштейн был назначен первым
артистическим директором РМО в 1862 – 1867 годы. Повторно вернулся на
этот пост в 1887 – 1891 годы.
В 18851886 годы прославился как исполнитель уникального цикла
исторических концертов, отразивших историю фортепианной музыки за два
века.А. Г. Рубинштейн.
"Россия".Симфони
ческое
произведение для
оркестра. (На
открытие
выставки
в
Москве). 1882. Тит
ульный лист и
страница
партитуры
Автор четырнадцати опер («Демон» и др.),
ораторий,
сочинений
(«Персидские песни», романс «Ночь» и др.), пять
фортепианных концертов, фортепианные миниатюры.
вокальных
симфоний,
Научная музыкальная библиотека Санкт
Петербургской консерватории хранит в своих фондах
значительное количество материалов, связанных с
именем А. Г.Рубинштейна. Это ноты и книги из его
личной библиотеки, подаренной Консерватории в 1891
году, автографы его музыкальных произведений,
переписка, материалы его родственников, фотографии и
другие документы.
Рукописи и печатные издания с автографами
хранятся в настоящее время в Отделе рукописей
библиотеки. Интересны издания с дарственными
надписями: К. СенСанса, Ч. Франка, Э. Лало, С.Танеева и т. д. Из нотных автографов самого Рубинштейна отметим до сих
пор не изданную рукопись «Увертюры к открытию здания Консерватории в
Петербурге» (1894). В библиотеке хранится свыше четырехсот писем А. Г.
Рубинштейна к двенадцати адресатам и письма к нему от двадцати трех
корреспондентов.
Ценные экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью композитора
(скульптурные и живописные изображения, фотографии, личные вещи)
хранятся также в Музее истории Консерватории.Письмо А. Г. Рубинштейна
В. А. Кологривову
от 4 июля 1862 г. из Копенгагена.
О приглашении преподавателей
В. А. Кологривов (18271875)
музыкальный деятель,
виолончелистлюбитель, один из
основателей РМО,
первый инспектор консерватории.
Портрет работы К. Е. Маковского
«Полный несокрушимой энергии человек инициативы, … он
[Кологривов] предался делу учреждения и организации Музыкального
общества со всем пылом души. Он был человек почина, Я называю так людей,
которые могут двинуть какоето дело».Письмо А. Г.
Рубинштейна
В. А. Кологривову
от 12 ноября 1861
г.
из Санкт
Петербурга.
Об утверждении
Устава
консерватории
Дом Демидова
первое здание, в
А. Рубинштейн
В предоставленных Августейшей Покровительницей
– Великой княгиней Еленой Павловной помещениях
Михайловского дворца проходили занятия музыкальных
классов РМО: желающие могли посещать классы теории
музыки, пения, хорового искусства, фортепиано,
скрипки, виолончели. Рубинштейн с удовлетворением
отмечал, что «ученики и ученицы всех положений,
средств и возрастов заполнили эти классы». Оставался
один шаг до создания высшего музыкального
учреждения – Консерватории. (Он был сделан в
сентябре 1861 года).
8/20 сентября 1862 года во флигеле дома Григория
Демидова на углу Мойки и Демидова переулкаторжественно открылась первая русская Консерватория. Программную речь
произнес Антон Рубинштейн.
«Дирекция Русского музыкального общества будет постоянно озабочена
успешным ходом распорядительной части, касающейся до консерватории, а
гг. профессоры и преподаватели, известные своими заслугами, а многие
многие даже приобретшие знаменитость всей Европе будут стараться из
учеников образовать учителей; главная же ответственность, главный долг
лежит на господах учащихся – и это я говорю не только им, но также их
родителям, да, главная ответственность в оправдании столь большого
доверия правительства к этому предприятию лежит на
учащихся; проникнувшись этим чувством, они должны работать так, чтобы
не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему
совершенству, должны не желать выходить из этих стен иначе.
Как истинными художниками,только тогда они будут в состоянии
приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь ихобразователям,
Покровительницы и заботы Дирекции…
оправдать доверие Правительства,
благосклонность
Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем
стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно
должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к
музыкальному искусству,
будемте смиренными и неутомимыми
служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает
человека… Итак, с соизволения Правительства и Покровительницы и с
согласия Дирекции я имею честь объявить консерваторию Русского
музыкалього общества открытой.»
Из речи А. Рубинштейна
на открытии Консерватории 8 сентября 1862А. Г. Рубинштейн. Скульптурный
портрет работы Р. Баха
"Фауст". А. Г. Рубинштейна.
Музыкальнохарактеристическая
картина для оркестра. Нотный
автограф из альбома Г. А.
Демидова, Инспектора
Консерватории, коллекционераОбложка
Каталога
сочинений А. Г.
Рубинштейна,
изданного Б.
Зенфом,
издателем А. Г.
Рубинштейна,
к 50летию его
творческой
деятельности, с
дарственной
Огромно
композиторское
наследие
Рубинштейна. Оно включает оперы – светские и
духовные, симфонии и симфонические увертюры,
картины, поэмы, фортепианные концерты и
романсы, инструментальные пьесы и ансамбли.
«А. Г. Рубинштейн полагал, что сочинение
музыки – основное и наиболее важное дело его
жизни. История рассудила поиному, поставив на
первые места его исполнительское искусство и
организаторскую деятельность».надписью Б.
Зенфа П. Л.
Петерсону и
записью
библиотекаря
Консерватории:
"Дар
П.Л.Петерсона.
24 мая 1892 "
Калерия
Христофоровна
«Связи Рубинштейна с Германией были по
особому тесными. Мать Рубинштейна Калерия
Христофоровна была уроженкой Прусской
Силезии, и немецкий язык в семье был
употребим наряду с русским. Обширная
переписка Рубинштейна с горячо любимой
матерью – на немецком языке … БольшойРубинштейн, мать
А.Г.Рубинштейна.
Слепок с руки
Фото
А.Г. Рубинштейна,
выполненный
М. А. Чижовым
А.Г.Рубинштейн.
Увертюра к открытию
здания Консерватории.
1894 г.
Титульный лист.
Автограф
отрадой для Рубинштейна было общение с
Мендельсоном и Мейербером».
«Для русской публики благодаря
Рубинштейнупианисту изменился мир. Полагаю,
это не преувеличение. Игра Рубинштейна была
таким огромным переживанием,
таким
потрясающим впечатлением для тысяч
современников, что их восприятие жизни, их
эмоциональная память навсегда вобрали в себя
рубинштейновский флюид».
событием
стала
Важнейшим
в
истории
Консерватории
договоренность
Рубинштейна с властями о передаче здания
бывшего Большого Театра в собственность
Консерватории. «1го января 1889 г. А.Г.Рубинштейн получил … радостную весть – телеграмму, сообщавшую, что
Государь Император [Александр III] по ходатайству Великой Княгини
[Елены Павловны], пожаловал для СПб Консерватории здание Большого
Театра».
До открытия нового здания Консерватории, построенного под
руководством архитектора В. Николя, Рубинштейн не дожил, но успел
написать Увертюру, которая была исполнена на торжествах.
Запись А.Г. Рубинштейна: "Не в
жизни искусство, а в искусстве
Торжественное открытие
памятника
жизнь". Автограф
А.Г. Рубинштейну в фойе Большогозала Консерватории 14 ноября 1904
г. Фотография
АНТОН РУБИНШТЕЙН.
Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН – российский композитор XIX века –
эпохи романтизма, пианиствиртуоз, дирижёр, музыкальный педагог.Его произведения занимают почётное место среди классических образцов
русского музыкального искусства. Как пианист он также стоит в ряду
величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён.
Стал первым композитором, в творчестве которого сочинения для
фортепиано заняли одно из ведущих мест.Основоположник профессионального музыкального образования в России.
Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская
консерватория. Среди его учеников – Пётр Ильич Чайковский. Старший брат
пианиста Николая Рубинштейна.
Николай и Антон Рубинштейн.Неиссякаемая энергия и трудолюбие позволяли Рубинштейну успешно
совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и
музыкальнопросветительскую деятельность.
Антон Григорьевич Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне
Выхватинец Подольской губернии. Он происходил из небогатой еврейской
купеческой семьи. Игре на фортепиано начал обучаться под руководством
матери, а затем – в 7 лет стал учеником пианиста А.И.Виллуана. Впервые на
публике он выступил в 10 лет в Москве.
Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркиндысередины XIX века, совершив со своим учителем концертное турне по
крупным городам Европы в 184043 годах. В Париже он познакомился с
Фредериком Шопеном и Ференцем Листом. В Лондоне был тепло принят
королевой Викторией. В эти же годы были изданы его первые сочинения.
С 1844 года 15летний начинающий композитор жил и работал за границей,
где занимался по теории музыки у З.Дена, общался с Ф.Мендельсоном и
Ф.Листом, которые оказали весьма заметное влияние на формирование
творческой личности композитора.Однако весьма скоро он приобрёл полную самостоятельность: изза
разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин,
Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан
исключительно самому себе.Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твёрдость
характера остались у музыканта до конца его дней.
В 1848 году Рубинштейн вернулся в Россию и поселился в Петербурге, где
знакомится с композиторами М.И.Глинкой и А.С.Даргомыжским и другими
крупнейшими русскими музыкантами того времени. Выступал как пианист и
дирижёр (главным образом – с собственными произведениями). Часто
выступал и при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и
лично у императора Николая I.
Дебют Рубинштейна в качестве дирижёра состоялся в 1850 году. В 1852
появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет
три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи
Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомкадурачок».Он стал первым русским музыкантом, слава которого была поистине
всесветной: в разные годы многократно концертировал во всех странах
Европы и в США. И почти всегда он включал в программы собственные
фортепианные произведения, либо дирижировал своими оркестровыми
сочинениями.Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с И.С.Тургеневым и Полиной
Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими
деятелями искусства.
Рубинштейн вошёл в историю отечественной культуры как инициатор и один
из основателей «Русского музыкального общества» (1859) – ведущей
концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной
жизни и музыкального образования в русских городах.
По его же инициативе была создана первая в стране Петербургская
консерватория (1862) – он стал её директором и профессором (186267). В
первом же выпуске его учеников был Пётр Ильич Чайковский.
Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются
идеей просветительства. И композиторская – тоже. Творческое наследие
Рубинштейна огромно и охватывает все основные музыкальные жанры,
многие из его творений любимы и звучат в наши дни.*
Среди лучших работ – опера «Демон» и «Персидские песни». В «Демоне»
сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в
«Евгении Онегине». Живут и звучат романсы («Ночь» – «Мой голос для тебя
и ласковый и нежный» – эти стихи А.С.Пушкина были положеныкомпозитором на свою раннюю фортепианную пьесу – «Романс» фа мажор), и
Эпиталама из оперы «Нерон», и Четвертый концерт для фортепиано с
оркестром...
Также он является автором и нескольких книг. Среди литературных
произведений – дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей»,которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.
Последние годы жизни (189194) Рубинштейн жил преимущественно в
Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты,
занимаясь литературной и педагогической работой и, конечно же, сочиняя
музыку.Портрет Рубинштейна работы Ильи Репина (1887).Умер один из величайших пианистов, создатель русской пианистической
школы – Антон Григорьевич Рубинштейн – 8 (20) ноября 1894 года в
Петергофе, в возрасте 64 лет.Был похоронен на Никольском кладбище АлександроНевской лавры, позже
перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.
оо
оо
*
Ант н Григ рьевич Рубиншт йн
Подольская губерния – 8 (20) ноября 1894, Петергоф; 64 года).
(16 (28) ноября 1829, Выхватинец,
еоКак пишет критик А.В.Оссовский, «денежная щедрость Рубинштейна
замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около
300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в
концертах в пользу всяких учащихся, которым он всегда покровительствовал,
и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».*
Интересно, что при жизни его творчество считали не совсем русским.
Многими он оставался непонятым. По этому поводу Рубинштейн с горечью
восклицал: «Для евреев я – христианин, для христиан – еврей, для русских я
– немец, для немцев – русский, для классиков я – новатор, для новаторов –
ретроград».ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
1. «Письмо само никуда не пойдёт...»
Антон Рубинштейн, который мог часами просиживать за нотной бумагой,
чувствовал себя не в состоянии написать обыкновенное письмо. По его
словам, ему было значительно легче сочинить большую симфонию, чем
маленькое письмо. Одному из своих друзей он рассказал, что однажды он всё
таки настрочил письмо в шесть страниц.
– Но знаете, что из этого вышло? Когда это ужасное письмо было закончено,
я прочёл его и, оставшись крайне недовольным своим сочинением, тактаки и
не отправил его, а тут же сел в поезд, приехал туда, где проживал адресат
злополучного письма, и быстренько обо всём договорился с ним лично...
2. Спасибо, больше не надо!
Однажды к Антону Рубинштейну пришёл начинающий композитор и
попросил послушать две его пьесы. Сыграв одну пьесу, автор хотел было
начать вторую, но Рубинштейн поспешно произнёс: «Огромное вам спасибо,уважаемый, и можете больше не утруждать себя... Я уже понял, что ваша
первая пьеса нравится мне гораздо больше, чем вторая...»
3. Договорились...
Както раз на гастролях за границей Рубинштейну пришлось иметь дело с
очень скупым антрепренёром, который предложил маэстро за выступление
сумму, вдвое меньше обычной. Выслушав доводы антрепренёра, Рубинштейн
заявил:
– Ну хорошо, не будем спорить. Если вы настаиваете, я сыграю за эти деньги.
Но имейте в виду, что за эти деньги играть я буду вдвое тише...
4. Пожалел.
Однажды Рубинштейн обратился к своим ученикам с такой шутливой речью:
– Дорогие друзья, сегодня день рождения Ференца Листа. Чтобы отметить
эту дату достойно, мы не будем исполнять сегодня ни одного его
произведения!5. Бедная бабушка...
Антон Рубинштейн был чрезвычайно строг и требователен к своим ученикам.
Однажды пианист остановил ученика, когда тот играл какойто из этюдов
Шопена.
– Так, мой дорогой, – хмуро заявил Рубинштейн, – вы можете играть на
именинах у своей бабушки! А у меня на занятиях будьте любезны работать с
полной отдачей сил, как настоящий музыкант, да к тому же ещё мой ученик!
Молодой человек начал играть снова. Антон Григорьевич опять был
недоволен и прервал его.
– Скажите, а ваша бабушка жива? – вдруг поинтересовался он.
– Нет, она уже умерла...
– Часто ли вы играли для неё на фортепиано? – ещё более сурово спросил
Рубинштейн.
– Да, я часто для неё играл...
Рубинштейн тяжело вздохнул:
– Теперь мне совершенно понятно, отчего бедная женщина так рано покинула
этот мир...