Статья "Значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации
1 кл
27.08.2019
В данной статье идет речь о значении системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников, о задачах по формированию учебной деятельности учащихся, о формах работы, применяемых на уроках, об особенностях урока в системе системно-деятельностного подхода, об организации рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.
Значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников.docx
ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Винакова Ж.И.
МБОУ «Лицей №9»
г.Белгород
Первый класс школы – один из наиболее существенных
критических периодов в жизни ребенка, поскольку меняется привычный
уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой
деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, приобретает новый
статус. Поступление в школу для многих детей является эмоционально
стрессовой ситуацией. От правильной организации адаптационного
периода зависит не только успешность овладения детьми учебной
деятельностью, но и их здоровье, комфортность пребывания в школе,
отношение к учению.
Все ученики начальных классов нашей школы обучаются по УМК
системы Занкова, который, на наш взгляд, органично сочетается с
требованиями новых образовательных стандартов, в частности,
позволяет реализовать системнодеятельностный подход.
1слайд 2 слайд
3 слайд 4 слайд 6 слайд
7 слайд 8 слайд
Задачу по формированию учебной деятельности начинаю решать с
первых уроков 1 класса. С первого дня обучения дети учатся слушать и
слышать друг друга, соотносить внешнюю (учительскую) оценку со
своей (самооценкой), работать с разными мнениями на уроке, различать
коллизии, «ловушки». Для этого вводятся знаки согласия несогласия
«+» и «–». Особое внимание уделяется коллективному обсуждению
детских сомнений. В период адаптации я стараюсь обеспечить плавный переход от
игровой деятельности к учебной, организую коллективную, групповую и
индивидуальную формы работы.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию,
практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по
разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и,
действительно, привлекают его своей подвижностью и не всегда
оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают,
говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими
учениками и учителями. При всем многообразии различных проявлений
в поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все
первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и
поддержке со стороны взрослых.
Остановлюсь на некоторых
особенностях урока в
технологии системно деятельностного подхода.
1. На этапе актуализации знаний ( в начале урока) организую парную
или самостоятельную) работу, в результате чего повторяю изученный
материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявляю
затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникает проблемная ситуация: где и почему возникло затруднение
( «Чего мы ещё не знаем?»); затем пробуем сформулировать тему, цель
урока и как мы этого будем добиваться.( дети говорят: будем работать с
учебником, рассуждать, анализировать, думать и т.д.)
2. На этапе «Открытия нового знания» (построение проекта выхода из
затруднения) организую диалог, групповую или парную работу,
самостоятельную исследовательскую деятельность.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного
исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила
они пытаются выразить своими словами. Каждая группа выступает у
доски, представляя тот материал, который у них получился.
3. На этапе первичного закрепления организую фронтальную работу,
работу в парах.
самостоятельную работу с
самопроверкой по эталону, а также взаимоконтроль, когда дети
обмениваются тетрадями и ставят + или .
Работа в паре способствует развитию речи обоих учеников, закреплению
знаний и умений,
оказывает благоприятное воздействие на
формирование коллективизма и товарищества. В процессе такой работы
Можно предложить развивается контроль и самоконтроль. Этому способствует и работа с
рубриками «Проверь себя», «Найди ошибку» и др. Чаще всего эта
работа проводится в рабочих тетрадях. Анализируем ответы вместе с
детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою
работу.
4. На заключительном этапе организую рефлексию и самооценку
учениками собственной учебной деятельности.
Для формирования
оценочной деятельности использую шкалу успеха, лесенку знаний,
светофор, оценочный лист, градусник настроения и др.
Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются
неразрешенные затруднения. Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
9 слайд 10 слайд
11 слайд
Статья "Значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников"
Статья "Значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников"
Статья "Значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников"
Статья "Значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников"
Статья "Значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.