Хочу напомнить, что основная цель начальной школы – научить ребенка учиться: самостоятельно, охотно, активно и с удовольствием. Научить так, чтобы не расхотелось стремиться к знаниям на протяжении всей жизни. И это не просто громкие слова: разве не этого мы хотим мысленно ребенку, когда мечтаем о его будущем?Размышляя о начальной школе, в первую очередь нужно обратить внимание на первоклассника. Ему всего шесть лет. Даже если он мудрый, почти взрослый - он лишь дошкольник, беззащитен перед различными проблемами взрослой жизни. Прежде всего: его психофизиологические возможности слишком шаткие, недозрелые, а потому чрезвычайно уязвимы. Вспомним шокирующие выводы медиков о резком спаде показателей физического здоровья детей с началом школьной жизни. Для всех без исключения новеньких школьников начало школьной жизни - серьезный шаг, в большинстве случаев - стресс. Это понимают и все взрослые.
ПОМОЖЕМ УЧИТЕЛЮ ПОНЯТЬ ПЕРВОКЛАССНИКАt Word.docx
Ткачук Е.М.
ПОМОЖЕМ УЧИТЕЛЮ ПОНЯТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА
Размышляя о начальной школе, в первую очередь нужно обратить
внимание на первоклассника. Ему всего шесть лет. Даже если он мудрый,
почти взрослый он лишь дошкольник, беззащитен перед различными
проблемами взрослой жизни. Прежде всего: его психофизиологические
возможности слишком шаткие, недозрелые, а потому чрезвычайно уязвимы.
Вспомним шокирующие выводы медиков о резком спаде показателей
физического здоровья детей с началом школьной жизни. Для всех без
исключения новеньких школьников начало школьной жизни серьезный шаг, в
большинстве случаев стресс. Это понимают и все взрослые.
Хочу напомнить, что основная цель начальной школы – научить ребенка
учиться: самостоятельно, охотно, активно и с удовольствием. Научить так,
чтобы не расхотелось стремиться к знаниям на протяжении всей жизни. И это
не просто громкие слова: разве не этого мы хотим мысленно ребенку, когда
мечтаем о его будущем?
Задача взрослых – адаптироваться к шестилетнему первокласснику
Взрослым следует не терпеть, не ждать, пока ребенок адаптируется к школе
и начнет учиться «нормально», а всячески помогать безболезненно пережить
сложности адаптационного этапа школьной жизни и открывать горизонты
учения, шаг за шагом, не спеша, но радостно, уверенно, с любовью и
терпением преодолевая препятствия. Заметим, что это задача одновременно и
для семьи, и для учителя.
Взрослые должны адаптироваться к первокласснику:
• узнать его таким, какой он есть;
• изучить все его индивидуальные особенности;
• понять все «прихоти» и принять его в свои объятия.
Убеждена, что возрастные особенности школьниковшестилеток каждый
учитель знает. Но каким образом эти возрастные закономерности
проявляются у каждого конкретного ребенка каждый раз загадка и новая
разгадкакартинка. Не секрет, что далеко не каждый учитель выполняет свое
первое задание: узнать, принять душой и влюбить в себя маленького ученика. А именно решение этой задачи открывает педагогу возможность повести за
собой в безграничный мир знаний "... и стремительный бурный ручей, и
полноводную реку с едва заметным течением» по образному выражению
Василия Сухомлинского. С первых минут встречи со своими воспитанниками
учитель должен увидеть, что каждый ребенок перед ним– это чуткое, нежное,
восприимчивое сердце. Как и когда должен сказать взрослый свои слова,
каким взглядом и тоном выражать свои советы и замечания, чтобы они
служили отточке детской души? Ведь свое, индивидуальное, глубоко личное с
каждым днем будет проявляться в ребенке заметнее и четче.
Гдето в потаенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она
звучит посвоему, и чтобы сердце откликнулось на мое слово, надо
настроиться самому на тон этой струны» так понимал свою воспитательную
цель великий педагог Василий Сухомлинский.
Считаю, что глубокое значение этих слов следует осознать каждому, кто
взял на себя обязанность воспитывать детей.
Сложные моменты в школьном обучении. Наши многолетние целевые
наблюдения за первоклассниками, которые столкнулись с трудностями в
период вхождения в школьную жизнь, дают основания выделить основные
причины этих трудностей. Рассмотрим их подробнее.
Чаще всего можно встретить детей, у которых развитие познавательной
сферы относительно возрастных норм опережает развитие произвольной
регуляции поведения. В общем поведение таких детей в течение первого
периода школьной жизни (часто даже всего первого полугодия) создает
впечатление, что они инфантильные. Они никак не могут «вписаться» в
школьный ритм, в частности:
• не умеют слышать с первого раза;
• не способны быстро организоваться на работу, а потом «выпадают» из
процесса деятельности;
• требуют к себе повышенного внимания и помощи взрослого
Все это вызывает у детей настоящие душевные страдания, которые
усиливаются на фоне высокого уровня их интеллектуального развития.
Понятно, что здесь нужен доброжелательный, тактичный индивидуальный
подход к каждому ученику с первых шагов школьной жизни. Школьный ритм следует адаптировать к уровню развития шестилеток и постепенно
«выравнивать» их познавательную сферу и произвольную регуляцию
поведения.
Следующую подгруппу детей составляют те, кто пришел в школу с
развитием мышления, прежде всего информативной ограниченностью и
низким уровнем мыслительных операций (сравнение, анализ синтез,
обобщение, размышления, умственные выводы). Все это вызывает препятствия
на пути к решению ребенком школьных задач, а именно:
• неспособность создавать внутренний план действий;
• постоянная потребность в дополнительных наглядных опорах, а
следовательно и необходимость иметь больше времени на выполнение
задания, утомляемость и пониженная успеваемость, спад мотивации учения.
Малочисленна, но достаточно тревожная подгруппа детей с так называемой
комбинированной неготовностью к учению в школе. Речь идет о
педагогически запущенных дошкольниках. Часто их оставляют еще на год вне
школы, «закрывая глаза» на то, что некому наверстывать отставание, поэтому
численность детей этой подгруппы из года в год уменьшается очень медленно.
Наибольшую подгруппу, в которую входят также представители и других
подгрупп, составляют дети с недоразвитой мелкой моторикой. Среди них
привлекают внимание те, у кого уровень развития речевой и мыслительной
операции вполне достаточный. Поэтому взрослые сразу не включают таких
детей в группу риска. И только потом, когда они проявляют нежелание
учиться, взрослые начинают бить тревогу. Гораздо сложнее затруднения
учеников, которым, кроме недоразвитости моторики, присущие отставание
развития речи и мышления. Понятно, что такие дети не могут без специальной
индивидуальной работы и без индивидуального режима нагрузки
адаптироваться к школьной жизни. Стоит напомнить, что письмо – это
титанический труд для ребенка в период овладения графикой. В то же время
для шести лет это неинтересная работа, а после первой усталости она
становится нежелательной. Это и есть психофизиологическая специфика
созревания мелкой моторики. Для того чтобы представить, какую боль
испытывает маленький ребенок при перенапряжении мышц при письме,
взрослым стоит вспомнить, как они сами страдали от боли при воспалении
мышц. Состояние дискомфорта эмоционального (нежелательность деятельности) в сочетании с физиологическим (ощущение боли) является
уверенным шагом к неврозу – письменного спазма у детей.
Напомним, что способность ребенка вырабатывать привычку писать, не
уставая, абсолютно индивидуальна. Снижение качества письма является
стопроцентным сигналом для взрослого остановиться и остановить ребенка,
даже если он пишет меньше двух минут. Вообще, самую тяжелую работу
письмо в первом классе стоит чередовать с другими видами деятельности:
чтением, рисованием и тому подобное.
Выявление индивидуальных особенностей адаптации ребенка к школьному
обучению является первой задачей психологической службы школы. Для
этого практическому психологу следует уделять пристальное внимание
маленьким ученикам до тех пор, пока он не убедится, что каждый
шестилетний ребенок чувствует себя в школе комфортно.
Известно, что на каждом возрастном этапе закладывается соответствующий
фундамент или этаж, который имеет свое выдающееся место в структуре
целостной личности:
• в течение сенситивного периода обучения протекает с меньшими усилиями,
чем в другие периоды;
• каждый возрастной этап вносит свой вклад во все последующее развитие;
• каждый возрастной этап имеет свои задачи по раскрытию личностного
потенциала ребенка.
Только на такой основе полноценно формируются именно те психические
свойства и общечеловеческие способности, которые необходимы для
перехода на следующей возрастной этап. В то же время, эти новообразования
также играют важную роль в общем процессе становления личности.
Если же говорить о защите психического здоровья, то разумным было бы
«передавать ее из рук в руки». Собственно, это извечная проблема
преемственности между дошкольным и школьным звеньями образования.
Желательно, чтобы психологическая служба дошкольного учреждения,
анализируя уровень готовности старших дошкольников к школьному
обучению, учитывала качественную характеристику индивидуальных
особенностей дошкольной зрелости отдельного ребенка, которые являются
важными для школьной жизни. С этой характеристикой необходимо ознакомить родителей, чтобы подготовить их к грамотной поддержки
школьника первых шагов вхождения в новую жизнь. И если мы сегодня
осознаем необходимость психологического сопровождения развития детской
личности, то в основе этого сопровождения должен быть гуманноличностный
подход и защита психического здоровья каждого отдельного ребенка.
Понятно, что это требует соответствующего уровня психолого
педагогической культуры всех взрослых, которые несут ответственность за
судьбу ребенка, обеспечивая гармонию его физического, духовного,
психического и социального становления.
Но одно правило стоит запомнить теперь, когда уже готова новая команда
школьниковшестилеток: их адаптация к школьной жизни это первая задача
взрослых. Мы обязаны быть любящими, терпеливыми, внимательными,
готовыми поддержать, понять, успокоить, предложить сотрудничество.
Сделать все, чтобы ребенок почувствовал себя субъектом учения, способным
получать радость от собственного успеха и почувствовать вкус саморазвития.
Список использованной литературы
1. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста. –
М. : Просвешение, 1988.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.
3. Особенности психического развития детей 67 летнего возраста / под ред.
Б. Д. .
Эльконина, Л. А. Венгера. – М., 1995.
4. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.
ПОМОЖЕМ УЧИТЕЛЮ ПОНЯТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА
ПОМОЖЕМ УЧИТЕЛЮ ПОНЯТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА
ПОМОЖЕМ УЧИТЕЛЮ ПОНЯТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА
ПОМОЖЕМ УЧИТЕЛЮ ПОНЯТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА
ПОМОЖЕМ УЧИТЕЛЮ ПОНЯТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.