Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.
Оценка 4.6

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Оценка 4.6
Лекции
docx
история +1
9 кл—11 кл
05.06.2019
Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.
Целью работы над темой является выявление возможностей интеграции как средства в формировании целостного восприятия мира. Учитель как бы должен помочь ученикам синтезировать приобретенные на разных уроках знания в единую картину мира, найти свое место в кругу явлений. Для интегрированных уроков не подходят традиционные формы уроков, учитель к этой работе должен подходить творчески. Отсюда задачи: постоянно работать над повышением своего уровня образования, искать новые формы и методы работы, придумывать новые виды уроков, искать возможности установлению параллелей с другими предметами и т. д.
Статья.docx
«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира». Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей и процессов, представляющих данную картину. Новые государственные стандарты общего образования предусматривает необходимость преодоления узкопредметного подхода в образовании и интеграцию предметов школьного курса. К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без нее нельзя понять и полноценно изучить суть многих явлений природы. Учащиеся, как правило, не умеют применять знания по одному предмету при изучении других, например, истории и литературы, истории и географии, географии и биологии, экономики и экологии, экономики и информатики, истории и музыки и др. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. В связи с этим, я считаю, что учащимся нужно периодически давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими уроками для меня стали интегрированные уроки по истории и литературе, по истории и географии, урок обществознания с использованием знаний по информатике, музыке, МХК и др. Я, как учитель истории и обществознания, преподаю в школе ряд предметов: историю, краеведение, обществознание, экономическую культуру, но я еще учитель литературы, имею музыкальное образование. Поэтому для меня процесс интеграции школьных предметов является естественным и увлекательным. Я невольно вспоминаю «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина при изучении восстания Е.Пугачева, трилогию В.Г.Яна при изучении монголо- татарского нашествия, на уроках краеведения, «Войну и мир»Л.Н.Толстого, когда речь идет о войне 1812 года, книги Анатолия Ладинского при изучении истории Киевской Руси. Преувеличить роль музыкальных произведений на уроках истории и обществознания весьма сложно. Если есть возможность использовать музыкальные фрагменты на уроках, то создается прекрасная атмосфера: лирическая или патриотическая, в зависимости от цели урока. Использование знаний, приобретенных на уроках информатики, также дает прекрасные результаты. Учащиеся весьма охотно готовят разного рода проекты и презентации. Сегодня, использование информационных технологий в учебном процессе является жизненно важной необходимостью. Интегрированные уроки позволяют рассмотреть учебные процессы или проблемы многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче, глубже. Данные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный, или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока. Социальный заказ общества ориентирует современную среднюю школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы учащихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Именно интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося. В данном случае каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют более чётко осознать, для каких целей эти знания могут быть применены. Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовно-нравственным ценностям. Человеческий фактор становится одной из проблем, стоящих перед психолого-педагогической наукой. Мы как бы возвращаемся к целостному восприятию мира характерному для античности. Это, своего рода, Возрождение на современном этапе. Таким образом, сегодня происходит синтез обществоведческих, гуманитарных, естественных наук, так как решение любой серьезной проблемы, поиски выхода из экономических тупиков, из экологического кризиса, требует потенциала не отдельных наук, а всего их комплекса. Многие исследователи считают, что в необычной ситуации интегрированных уроков учащиеся психологически более готовы к установлению межпредметных связей, что не всегда успешно удается на обычном уроке. Предлагаются варианты интеграции истории и технологии, уроки обществознания с привлечением знаний по физике, химии, биологии, географии, истории и др. Таким образом, интеграция в современной школе – одно из направлений активных поисков педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала отдельных учителей с целью воздействия на учащихся и формирования у них целостной картины мира. Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения обуславливает нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Буквальное содержание понятия «интеграция» ввёл в 60-х годах ХІХ в. англичанин Г. Спенсер (с лат. integratio - целый), но оно мало отражало реальное содержание тех процессов, которые определяются этим термином сегодня. Под интеграцией в широком смысле понимают процесс становления целостности. Определение интеграции как процесса взаимопроникновения означает не растворение одного в другом, а их единство, то есть сохранение взаимодействующих систем и налаживание между ними взаимных контактов. Что же понимают под интеграцией в обучении? Интеграцию рассматривают также как иерархическое обобщение {синтез} , объединение на различных уровнях (предметный, межпредметный, психологический ) . Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели может начаться уже в начальной школе. Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам (т.к. нежелательно объединять все предметы в единое целое, при этом они теряют свою индивидуальность, не позволяя учащимся четко узнать, что есть что), она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. Таким образом, планируя деятельность интеграции, мы должны ответить на вопросы: 1 Интеграция чего и с чем? 2 На какой основе интегрируются эти элементы? 3 Во что они интегрируются? Любой школьный предмет уже сам по себе интегрален. Курс математики – это арифметика, алгебра и геометрия; обществоведение – это право и философия с граждановедением и т.д. Можно выделить следующие дидактические основания введения в учебный процесс комплексных проблемных учебных занятий: 1) необходимость введения мировоззренческого содержания, дающего представление о комплексности значительной части проблем, с которыми сталкивается человечество и каждый человек; 2) необходимость введения содержания, отражающего интеграционные процессы в современной науке; 3) дидактическая целесообразность введения такого типа занятий регулируется принципом соответствия содержания образования общим принципам развития: а) введение комплексных проблемных учебных занятий с целью создания первоначальной целостности на этапе введения нового материала; в этом случае постановка комплексного проблемного задания создаёт мотивацию для освоения, усвоения и присвоения данного фрагмента содержания; б) введение комплексных проблемных уроков с целью создания новой целостности на основе соответствующих обобщенных категорий на этапе обобщения и применения усвоенных знаний. Подчеркнем, поскольку речь идёт об интеграции, учебный материал должен составлять некую целостность, то есть не должен расчленяться на слабо связанные части; учебный материал одного учебного предмета не должен играть роль “фона”, “иллюстрации” к материалу другого учебного предмета. Речь идёт о равнозначности, равноценности частей, которые интегрируются в целое. В силу комплексности проблемы к её решению привлекаются знания, способы деятельности, усвоенные и приобретённые учащимися в процессе изучения различных предметов. Нередко целесообразно привлекать в качестве экспертов преподавателей соответствующих предметов. Подчеркнём, если рассматриваемая проблема принципиально не имеет одного правильного решения, учитель не может выступать как носитель истины в последней инстанции, он может действовать лишь как один из экспертов и как организатор взаимодействия. Постановка и решение комплексной проблемной учебной задачи (задания) возможны в форме семинара, конференции, комплексной игры и др., то есть в формах, обеспечивающих диалогичность и равноправие точек зрения. Наиболее близкий мне предмет «история» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь обществоведческой наукой, история способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. Но, опять же, только синхронизировав подачу материала по всем гуманитарным предметам и не только гуманитарным, можно создать такую картину. Политическая и экономическая ситуация в России выдвигает необходимость постановки нового подхода к знакомству с историей- наукой, которая может и должна не только объяснить происходящие в меняющемся мире процессы и явления, но и дать необходимые данные для предсказания их дальнейшего развития. Нынешним поколениям учащихся предстоит жить и трудиться в 21 веке. Именно им придется сохранять и приумножать общечеловеческие ценности: мир, свободу, здоровье человека и благоприятное состояние окружающей его среды. Поэтому интеграция предметов истории и географии просто необходима. Мысленно совершая далекие путешествия с выдающимися землепроходцами и мореплавателями к неизведанным землям, осваивая новые территории и строя города, вместе со своими далекими предками учащиеся открывают для себя процесс становления и развития духовного мира человека на протяжении всего исторического периода. Они начинают задумываться над тем, что двигало людьми, стремящимися , преодолевая огромные трудности, познавать мир и созидать собственную культуру. Формируется чувство патриотизма. Традиционные формы уроков для решения стоящих перед современной школой задач и воспитания у детей устойчивого интереса к прошлому и настоящему своей Родины, такие, как урок-лекция, урок-диалог, оказываются не всегда эффективными. Время, отведенное программой на изучение той или иной темы, достаточно ограниченно, а объем информации, требуемой для усвоения, напротив, весьма велик. В результате даже опытный учитель часто бывает не в состоянии разбудить активность учащихся, вызвать устойчивую мотивацию их деятельности. Поэтому необходимы творческие подходы к раскрытию темы урока. Лишь тогда, живущая в каждом ученике страсть к открытиям и исследованиям может быть в наиболее полной мере удовлетворена. Для интеграции исторических и географических знаний на основе межпредметных связей во многих регионах России ведется большая научно-экспериментальная работа. Она связана с разработкой новых форм проведения уроков и даже созданием интегративных курсов(5). Например. Курс «Наше Отечество - Россия :историко-географические особенности и проблемы развития(от древнейших времен до конца 18 века.) В результате такого курса происходит синтез исторических, географических, экологических, литературных и других знаний, дающих представление о мире в его единстве и целостности. Как показывает опыт, можно добиться неплохих результатов в интеграции историко-географических знаний не только при разработке специальных курсов, но и ограничиться интегрированными уроками. Например, урок по истории и географии. Тема: Освоение Сибири и Дальнего Востока в 16-17 веках. Можно проводить уроки-конференции, уроки-путешествия, постоянно совершенствовать методические приемы. Самое главное создать на таких уроках представление о взаимодействии природы и общества на протяжении всего исторического развития. В контексте современного школьного образования большое место занимают вопросы и проблемы экологии. Поэтому на уроках истории необходимо обращать внимание учащихся на то, что за большой жизненный исторический путь человечество, развиваясь, даже не подозревая, вносило огромный вред окружающей среде и что спасти человечество в данной ситуации может только сам человек. Многие исторические события необходимо рассматривать с учетом экологического фактора. Здесь можно интегрировать уроки истории, краеведения и экологии, географии. Целью является воспитание экологически -культурной личности, так как от этого зависит будущее Земли. Рассмотрим возможности интеграции курсов истории и литературы. Я уже в своем исследовании отмечала неразрывную связь этих предметов. Можно проводить эксперименты по созданию интегрированных уроков, которые могут вести два учителя. Например, урок по изучению крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева и «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. Такие уроки могут вести три учителя: истории, литературы, музыки. Тема: Человек и время феодальной раздробленности на Руси. Здесь можно показать на материале «Слова о полку Игореве» и опере А.П.Бородина «Князь Игорь» общечеловеческую значимость идеи единства народа, обратить внимание на пагубность смут и раздоров и подчеркнуть важность покаяния за отступничество от общего дела. Также можно экспериментировать в области создания новых интегрированных курсов по истории, литературе, искусству. Мне бы хотелось продолжить изучение вопросов интеграции в процессе обучения в дальнейшем именно созданием такого курса. Он может иметь такое название: «Исторические личности в художественных образах» или «Исторические события и явления сквозь призму художественных произведений». Можно также в дальнейшем построить свою работу созданием блока интегрированных уроков. Богатые возможности для интеграции имеет курс обществознания. Этот предмет можно интегрировать со многими другими науками. Я считаю, что невозможно провести ни одного урока без межпредметных связей, если мы изучаем тему «Гражданин» ,то используем знания ,полученные на уроках истории .Говорим о героях обороны Севастополя, «Смутном времени» и о гражданине Минине и князе Пожарском, о подвиге доктора Ф.П.Гааза и о подвиге микробиолога И.И.Мечникова (знания по биологии),А.С.Пушкине и М.И.Глинке и т.д. Разбирая тему: Что такое общество? Используем знания по литературе, географии, истории. Более того, при подготовке к уроку по теме :Что такое власть? я использовала знания приобретенные на уроках информатики и использовала возможности компьютера и проекционного телевидения. Также учащиеся применяли знания ,полученные на уроках истории и навыки по рисованию. Итак, интеграция в обучении является важным средством повышения качества преподавания в школе, повышения познавательной активности учащихся, формирования целостного восприятия мира, систематизации знаний учащихся .По моему мнению, ее необходимо постоянно совершенствовать и развивать. Много проблем у процесса интеграции, но он активно и должен постоянно осмысляться и корректироваться. Одна из проблем в этом плане -подготовка учителя в этом направлении, совершенствование его педагогического опыта. Конечно, при интегрированном подходе к процессу обучения учителя должны постоянно заниматься самообразованием, необходимы спецкурсы по культурологии, по изучению смежных дисциплин ,выход за рамки узкопредметного подхода. Используя интеграцию на уроках, мы должны создать целостную картину мира у своих учеников, показать, что все явления в мире взаимосвязаны, помочь ими найти свое место в этом мире. К определенным мировоззренческим выводам и обобщениям учащиеся должны быть подведены в процессе изучения отдельных предметов. Вместе с тем очевидно, что синхронизация подачи учебного материала по всем гуманитарным дисциплинам способна многократно усилить данный эффект. Ведь теперь взаимосвязь важнейших сторон человеческой деятельности прослеживается уже совсем по другому принципу. Раньше это был принцип «доминанта и все прочие», теперь же «соотношение доминант». Историческая одномоментность их взаимодействия дает целостный горизонтальный срез современного знания, обеспечивает его единство и гармоничность, то есть способность разных частей знания «поддерживать» друг друга в решении главной задачи: воссоздания целостной картины мира и формирование современного школьника как гармоничной личности. Если образно представить современную систему образования, как суверенное государство, то учитель не должен вести себя как сюзерен-предметник, как отдельный князь в период феодальной раздробленности, иначе можно привести систему образования к такой же раздробленности, как впрочем и было в недавнем прошлом. Учитель не имеет права на современном витке образования планировать прохождение классического учебного материала по своей дисциплине, не считаясь ни с кем и ни с чем. Таким образом ,на современном этапе образования от учителя требуется подача своего материала в связи с другими предметами и науками. Для этого необходимо постоянное самообразование и самосовершенствование. И здесь интеграция выступает как способ повышения творческого потенциала учителя. Например, интегрированный урок по истории и литературе могут провести два учителя, а может один, только ему необходимо будет подготовиться и как учителю литературы. Каждый понимает, что даже взрослому человеку, который прекрасно владеет «своим предметом», трудно переноситься из одной эпохи в другую, из одной области науки в другую. Поэтому здесь не стоит забывать и об учащихся. Учитель сам должен прекрасно ориентироваться во всем многообразии современных наук и помочь при этом ученику. Интегрирование как нельзя более соответствует цивилизованному подходу к изучению истории человечества, но восстанавливает естественную взаимосвязь идей, событий судеб, имевших место в одной пространственно- временной реальности, но искусственно разделенных. В сознании ученика не укладывается тот факт, что Толстой и Лермонтов были одногодками, ровесниками, что молодой Лев Николаевич относился к тому поколению, о котором написана горькая «Дума» поэта. Историки зачастую сталкиваются с тем, что дня учеников ничего не значат имена: Радищев, Фонвизин, Державин, ведь их жизнь и творчество - материал по литературе, а выдающийся представитель русского Просвещения И.А. Крылов так и остается для них лишь автором житейски мудрых басен. Интегрированные уроки формируют прочные хронологические и смысловые соответствия. У ребят складывается панорамное видение эпохи, охватывающее все стороны действительности. Поэтому учитель сам, прежде всего, должен видеть все события и явления во взаимосвязи и показывать в процессе своей деятельности учащимся. Конечно же, здесь на первый план выходит самосовершенствование и самообразование. Я в своем исследовании уже отмечала, что для интегрированных уроков не подходят традиционные формы уроков, учитель к этой работе должен подходит творчески, иначе ученикам будет просто неинтересно на уроке. Таким образом, учитель постоянно должен работать не только над повышением уровня своего образования, но и искать новые формы и методы работы. Придумывать новые виды уроков, искать возможности установлению параллелей с другими предметами и т. д. Итак, я считаю, что интеграция это способ развития творческого потенциала современного учителя, что подготовка и проведение интегрированного урока сложный, но весьма увлекательный процесс. Конечно, интегрированные уроки имеют ряд особенностей, сложностей, которые я уже рассматривала выше, но результат такой работы очень важен. В конечном счёте, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и его познающего, единства земли и космоса, единство вселенной. Нам важна общегуманистическая основа этого процесса - постановка в центр современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде. При этом исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Системообразующим фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.

Статья«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2019