Модульное обучение на учебных занятиях по дисциплине геология
Модульное обучение является наиболее эффективным средством для успешного получения профессионального образования в современном мире. Модульные образовательные программы являются основой для системы дистантного обучения. В современных условиях в связи с пандемией модульное обучение стало одно из наиболее эффективных, на уроках по геологии в дистанте студенты получали задания и контрольные вопросы по каждому модулю. Осваивая модули, студент получает компетенции, необходимые для прохождения программы профессионального образования. Существуют явные преимущества перехода на модульное обучение. Этот подход:
· предлагает материал для изучения, поделенный на легкие для изучения части;
· позволяет как студенту, так и преподавателю варьировать время и выбор модулей и системы оценивания;
· обеспечивает студентов способом овладения навыками, когда и где это наиболее удобно;
· предоставляет возможности для совершенствования модулей без ущерба для остальной программы.
В связи с этим возникает необходимость познакомиться с принципами и технологиями модульного обучения. Данное пособие поможет познакомиться с понятиями модуля и модульных программ, их типами, принципами построения. Будут рассмотрены преимущества и проблемы перехода на модульное обучение. Учителя смогут ознакомиться с форматом пособия для студентов, которое составляется для каждого модуля. Наконец, будут представлены советы для учебных заведений, начинающих переход на модульную систему обучения.
2. Понятия модуля и модульного обучения
Определение понятия модуля зависит от целей, для которых он создается. Например, модуль может быть единицей изучения или единицей аккредитации. Так, модуль в качестве единицы обучения является отдельной частью образовательной либо обучающей программы разработанной как способ достижения определенного уровня квалификации. В качестве единицы аккредитации модуль может определяться как независимая единица, позволяющая заработать кредит в системе получения определенной квалификации. В этом случае модуль определяется в рамках компетенции и стандарта, по которому эта компетенция оценивается. В любом случае освоение модуля является частью освоения образовательной программы в целом.
Общее направление модульного обучения его цели, содержание, методы определяют следующие принципы:
1.Системности и последовательности. Этот принцип основывается на том, что человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда воспринимаемая информация представляет систему взаимосвязанных понятий. Если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития личности замедляется. Она утрачивает способность к логическому мышлению и испытывает затруднения в своей мыслительной деятельности.
2.Самостоятельности. Модульное обучение приучает студентов к самостоятельной работе с учебным материалом, затрагивает внутренние механизмы развития и саморазвития личности.
3.Активности. Данный принцип подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с активной, творческой деятельностью студентов. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды, в развитии творческих способностей.
4.Целостности. Этот принцип основан на том, что восприятие как психический процесс характеризуется константностью, предметностью и целостностью. Целостность позволяет увидеть объект не только как совокупность его элементов, но и как структуру с пространственными взаимосвязями элементов. Целостное представление учебного материала способствует тому, что студенты активно включаются в процесс познания и учения.
5.Оптимальности. Модуль вбирает в себя оптимальный объем учебной информации, достаточный для самостоятельного изучения учебного материала. Оптимальность учебной информации напрямую связана с экономичностью, гибкостью, динамичностью и успешностью обучения.
6.Модульности. Модульное обучение предполагает разработку опорных конспектов. Учебный материал конструируется так, чтобы он обеспечивал достижение каждым студентом поставленной дидактической цели. Опора на первичные знания позволяет формировать у студентов готовность к осознанному восприятию поступающей информации.
7.Многократности повторения. Эффективность учебной деятельности зависит от многократности повторения учебной информации. Это обусловлено тем, что в коре головного мозга идет формирование ассоциаций. Они дают импульс к развитию умений и навыков.
8.Паритетности. Модульное обучение подразумевает взаимодействие педагога и студента в новых условиях, когда педагог выступает в роли консультанта, а студент становится активным участником процесса познания.
9.Связи теории с практикой. Известно, что практика – критерий истины, источник познавательной деятельности. Теория только тогда обретает свою значимость, когда подтверждается практикой.
Статью подготовила преподаватель Высотина О.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.