Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".
Оценка 4.9

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Оценка 4.9
Лекции
docx
русский язык
1 кл—4 кл
02.07.2018
Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".
Статья предназначена для учителей работающих на начальных классах. В ней подробно рассказывается о приемах эффективного запоминания словарных слов. Материал скомплектован с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с программным материалом. Приведенные примеры позволяют задействовать все типы восприятия ребёнка в игровой форме запоминать сложные слова.
Фиерия 1.docx
Сл.2. «…Непроверяемые написания составляют 30­35% по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о  необходимости и значимости работы с такими словами.» О.Н. Лёвушкина В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка  особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности.  От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах,  зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая  грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В  начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное  изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Это словарные  слова. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с  новой программой учащиеся должны запомнить 198 словарных слов, то есть не  проверяемых, а механически запоминаемых слов. С ними школьники встречаются  уже в первом классе. Поэтому  перед  учителем  начальных классов, стоит  серьезная  задача — научить  детей  видеть  свои  ошибки, добиваться  самостоятельного  орфографического  мышления ­ а это  и  есть одно  из  требований  к освоению  результатов  УУД (ФГОС).                 При знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как  правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни  младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы  процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально­ разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет в свою  очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию – т.  е. использованию при обучении занимательных заданий.        Освоить эти орфограммы мы  предлагаем  через различные виды деятельности,  т.е. через применение деятельностного подхода. Особую важность приобретает использование методов, приемов, способов, которые являются  более эффективными  для прочного запоминания  грамотного написания словарных слов. Какие приёмы в работе над словарными словами должен применять учитель, чтобы дети писали грамотно?  СЛ.3.   Представляем   вашему   вниманию   некоторые   упражнения  для формирования фонетических понятий А). ­ Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке:                     г.рох, в.гон, ур.жай,  м.л.ток,  ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда. Б) ­ Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:                   к.пуста, м.л.ко, с.рень, уч.ник, в.р.бей В)  ­ Восстанови слова:                           т.л.ф.н,  в.р.н.,  с.р.к., .в.щ., .г.р.д. Г)  ­ Собери слова из слогов:                  радь, тет, трет, де, рев, ня, пор, тор, трак. Д)  ­ Выпишите слова в два столбика: в I столбик ­ с глухими согласными на конце  слова, во II столбик ­ со звонкими согласными на конце слова завтрак, народ, адрес, рисунок, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык. Е) ­Игра «Ступеньки»  В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на  одну букву больше берег гореть агроном Сл.4. Игра «Кто больше придумает слов» Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов. Сл.5. Игра «Цепочка» ­Записать   10   слов:   последняя   буква   первого   слова   становится   первой   буквой следующего слова. (Вдруг, город, дорога, алфавит, театр, ребята, артист, только, овощи, иногда) ­Списать, вставить одну или две согласных (С или СС) кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн СЛ.6. Работа со словарными словами в букварный период 1.Загадки 2.   Из слогов составь слово ба со ка (собака) та бо ра  (работа) мо ко ло (молоко) бя та ре  (ребята) банра ба (барабан) пус ка та (капуста) бей во ро воробей) ка росо (сорока) тон кар (картон) о род го (огород) шо хо ро (хорошо) ко лояб (яблоко) ябняло (яблоня) ровако (корова) ги по са (сапоги) ши мана (машина) 3. Из каких слов выпали гласные . г . д . к . рт . н б . р . н т . п . р . г . р . д х . р . ш . к .ньк . с . п . г . д . в . н 4. Первый слог потерялся …девочка …хорошо сорока …собака …машина …язык …корова …лисица…воробей 5. Выписать слова, где ударение падает на первый слог. (Ягода, капуста, помидор, город, заяц, баран, ветер) 6. Выписать слова, где ударение падает на второй слог (Сорока, хорошо, корова,  яблоня, корзина) СЛ.7­ 8.   Приём» Ребусы» При   работе   со   словарными   словами   использование     ребусов,   шарад   дает возможность   зафиксировать   в   памяти   правильное   написание   изучаемых   слов   в непроизвольной форме. Все   приведенные   приемы   и   средства   также     способствуют   развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников. Сл.9.  Упражнения   для   формирования   морфемного   состава   слова Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать   однокоренные   слова,   углубляется   представление   учащихся   о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. 1) ­От слов: картофель, посуда, январь, черный  образуй родственные слова 2) ­От слов: газета, железо, картина, осина  образуйте новые слова с суффиксом ­к­ 3) ­Образование другой части речи: береза ­ березовая  восточная ­ восток продавец – продавать Морфологические упражнения При   изучении   частей   речи   разнообразные   виды   практических   упражнений помогают объединить слова в определенные группы; разграничить и определить формы   частей   речи:   склонение,   падеж,   время,   лицо,   число,   для   того   чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. 1.Подберите   словарные   слова,   обозначающие   предметы,   признаки   предметов, действия предметов. 2.   Выпишите   из   словаря   по   пять   слов   1­го   склонения,   2­го   склонения,   3­го склонения. 3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных. Воробей (какой?) :.. Газета (какая?) :.. Молоко (какое?) :.. 4. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый ­ слова мужского рода, во второй ­ слова женского рода, в третий ­ слова среднего рода. 5.   Спишите   предложения,   вставляя   нужные   по   смыслу   слова   из   словаря, отвечающие на вопрос кто? :на ухо наступил. Слово ­ не :, вылетит не поймаешь. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные,  являющиеся словарными словами красное яблоко  художественная литература драматический театр широкая улица красный помидор ­Образование единственного числа из множественного или наоборот учитель ­ учителя  огороды ­ огород Ответьте на вопросы одним словарным словом.  Измените это слово по падежам: Чем забивают гвозди?         молоток Диван, кровать – это…?      Мебель 3. Диктанты ­Зрительный диктант с предварительным разбором Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на  карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по  памяти. Выборочный диктант: картинный, слуховой, зрительный.  Слуховой, зрительный: В комнате стояла большая кровать. Саша положил в пенал карандаш.  В огороде выросли  морковь, огурец, горох.          Найдите в тексте однокоренные слова. Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем малиновым пахнет. Слуховой диктант: Собака – друг человека. Я живу в городе Чебоксары. Холодный ветер налетел на дерево. Света помогает бабушке ухаживать за коровой. Собаки увидали кошку и бросились за ней. Воробей уселся высоко на ветке дерева. В такое время хорошо гнать метлой грязную воду в канавах. Картинный  Учитель предлагает детям либо карточки­картинки, либо карточки­слова, в  которых пропущена безударная гласная,  или задания:  записать в первый столбик ­ названия животных, во второй ­ названия растений;  выписать только слова из "словаря". Учитель показывает карточку­картинку, дети называют изображенный предмет,  объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его. Учитель показывает карточку­картинку, дети самостоятельно записывают слово,  являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове  безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они  догадались об отгадке. Затем записывают слово­отгадку и выделяют в записанном  слове орфограммы. Диктант по памяти Записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном  слоге гласную букву е. Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов.    Диктант с комментированием Учитель называет слово из "Словаря" или однокоренные  слова, один ученик  комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь. Сл 10.Комментированное письмо с пословицами и поговорками 1) Язык у сплетницы длиннее лестницы. 2) От лени – болезнь, от работы – здоровье. 3) Берёзой согреешься, а не оденешься. 4) Москва слезам не верит, ей дело подавай. 5) Русский человек без родни не живёт. 6) Скоро дерево садят, да не скоро с него плоды едят. 7) Весело поётся, весело и прядётся. 8) Собака кусает не для сытости, а для лихости. 9) Без мороза вода не замёрзнет. 10) Ученику – удача, учителю – радость. 11) Плохой карандаш лучше плохой памяти. 12) Слово как воробей, вылетит, не поймаешь. Творческий диктант 1.Заменить развернутое определение одним словом.     комната для занятий в школе ­      приём пищи в середине дня­      помещение для выставки картин­      узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди – 2. Ответить на вопросы, ответы записать. ­Кто продаёт билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединённых общей работой, общими  интересами? Как называется рисунок в книге? 3. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова. 1) Сообщение по телеграфу –  2)Килограмм – это тысяча … . 3)Смотр готовности войск ­ … . 4) Специалист в области земледелия и сельского хозяйства ­ … . 5)Огородное растение, растущее кочаном ­ … . 6)Домашнее животное, родственник волка ­ … . 7)Мальчики и девочки в раннем возрасте ­ … . 8) Шестой день недели ­ … . СЛ. 11.    «Сказочный диктант»  О каких героях сказок идет речь? Отгадайте и запишите их. 1. В сказке «Бременские музыканты» главные герои: Осёл, Кот, Петух и … (Собака) 2. Куда ушли родители, наказав дочери: «Береги братца, не ходи со двора»  (Работа) 3. Главные герои сказки «Приключения Чиполлино». (Овощи) 4. Кто наградил Рукодельницу золотом? (Мороз) 5. Что показывает клубок Ивану­царевичу в сказке «Василиса Прекрасная»? (Дорогу) СЛ. 12.        Приём «усиления» орфограммы.    «Усилить» орфограмму – значить сделать её более яркой, или «уярчить, то место  в слове , которое трудно запоминается. » 2.Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв. Вар ЕЖка – хорошо. Что тут живёт «еж», а не «ёж», а то, как носить колючую  варежку. ГАЗета – тонка, как «газ (искусственная ткань»  ГОРИзонт – «гори» «зонт» ПИРог – с пирогом можно закатить «пир» на весь мир. МЕТРо – пишется как «метр» СЛ. 13.  Виды словарной работы СЛ14. Ассоциативное запоминание .                 (Метод ярких ассоциаций) Суть данного метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного  слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает  правильно написать орфограмму Лексические упражнения В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения. Дети  объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с  ними словосочетания и предложения. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему  «Школа», «Овощи», «Одежда», «Животные» Подберите к словам синонимы: машина, ботинки, товарищ     Составьте с ними предложения. К словам    медленно, весело, хороший – подберите антонимы.  Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова. Дописывание предложений Москва  – чистый и красивый ….(город) В конуре лежит …(собака) В зале мы поставили новый …(диван) Рыба в воде, а в траве ­ …(ягода) Зимой мы будем кататься на …(коньках) Грибы и ягоды мы собирали в …(корзину) Мне мама купила резиновые …(сапоги) Синтаксические упражнения Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те  теоретические сведения, которые получили по синтаксису, показывают  школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают  разобраться в структуре несложных по своему построению и составу  словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и  предложения. 1. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница. 2. Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом  предложение. Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.(аллея) Край земли у водной поверхности.(берег) Комната для занятий в школе.(класс) 3. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами  свои словосочетания. Рисунок в книге ­ : . (картинка) Килограмм ­ это тысяча : . (грамм) Мать родимая ­ : любимая. (Родина) 5. ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ ­цвету ­местурасположения ­форме ­звучанию ­действию  ­вкусу ­материалу ­ назначению Примеры словарных слов и ассоциативных образов г_А.зета­бум_А.га, к_А.рман­дыр_А., д_И.ректор­кр_И.к­р_О.т, к_О.нцерт­н_О.та­х_О.р, з_А.вод­трубА, кОрабль­в_О.лны­б_О.цман­к_О.к, ин_Е.й­б_Е.лый­сн_Е.г, л_А.донь­л_А.па, к_А.пуста­з_А.яц к_А.рандаш­гр_А.нь­бум_А.га, с_О.бака­хв_О.ст  6.Выборочный ответ с . рока           1)а       2)о      3)и  Ответы на вопросы: 1) Каких домашних животных вы знаете? (Собака) 2) Что едет по шоссе? (Машина) 3) Кто рисует зимой узоры на окне? (Мороз) 4) Кого мы видим на сцене театра? (Артиста) 5) Как называется столица России? (Москва) 6) Чем не советуют спешить? (Языком) 7.Работа со словарными словами при помощи  мнемосистемы «связей» К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие  ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые  ассоциации. Т. е, суть заключается в том, что запоминаемая буква  зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания  слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. Рабочий работа     сапоги       пальто        машина           завод Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на  завод. сорока        ворона     молоко корова        город           мороз                                   воробей Сорока ­ ворона кашку варила, кашку на молоке, на молоке от коровы. В городе  был сильный мороз, прилетел голодный воробей и всю кашку съел. Сл.16 ­17.Приём «Мини ­ кроссворд» Приём   основан   на   использовании   метода   перекрещивания   слов   через непроверяемую   орфограмму.   Алгоритмически   крестообразная   схема   позволяет запоминать и быстро воспроизводить семантические модели этих слов. Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами  вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному  запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5­7 раз  в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик  свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на  практике. Разнообразие методов и   приемов словарной работы в начальных классах с учетом   современных   методик,   при   использовании   которых   ученик     является субъектом   своей   собственной   деятельности,   согласно   требованиям   ФГОС, повышает   эффективность   усвоения   материала,   качество   знаний   младших школьников.

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".

Статья:"Повышение грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2018