В статье представлен материал в форме обобщения педагогического опыта по методике проектного метода в современной общеобразовательной школе.В статье рассказано как ученики работают в процессе проектирования и какова роль учителя в разработке учебного проекта. Представлены результаты совместной деятельности над проектом в формате современных образовательных стандартов.Быкова О.В.Нижний Новгород.Статья .Проектная деятельность на уроках технологии.
Организация проектной деятельности школьников
на уроках технологии
Не столько учить, сколько помогать. В процессе
проектно
технологического образования происходит постоянное взаимодействие лично
стей учителя и учеников. Главной целью педагога в процессе обучения
проектированию « не столько учить ученика , сколько помогать ученику
учиться». Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, оказывает
влияние на прогресс в учении. Передавая учебную информацию, учитель
вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску.
Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его
убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает
всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и
открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тутто и возни
кает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и
как обязательное условие реализации этого на практике — устранение
доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской
деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить,
сколько «помогать школьнику учиться», направлять его познавательную
деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследова
тельского труда школьников в процессе учения сегодня является метод
проектов.
Проект в переводе с английского означает “брошенный вперед”, то есть
прототип, модель, прообраз какоголибо объекта, вида деятельности, а
проектирование превращается в процесс создания проекта, где учитель
выступает в роли независимого консультанта. Современный проект
учащегося — это дидактическое средство активизации познавательнойдеятельности, развития креативности и одновременно формирования
определенных личностных качеств.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых
(порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание
тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы
человеческой деятельности в социокультурной среде.
Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным,
итоговым и текущим. Самый сложный момент при введении в учебный
процесс исследовательских проектов — организация этой деятельности, а
особенно — подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный
год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут
“вынесены на проектирование”. Далее нужно сформулировать 15—20 как
индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует
присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования
необходимого опыта. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему
проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и
групповая), степень сложности проектировочной деятельности. Четкость
организации проектирования определяется четкостью и конкретностью
постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исход
ных данных. Весьма эффективно применение небольших методических
рекомендаций или инструкций,
где указываются необходимая и
дополнительная литература для самообразования, требования педагога к
качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки
результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое
поэтапное разделение деятельности.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого
консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специ
фические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление иявляется одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе
проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот
осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать,
моделировать, так что учащимся трудно:
— намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
— искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии
альтернативы;
— осуществлять и аргументировать выбор;
— предусмотреть последствия выбора;
— действовать самостоятельно (без подсказки);
— сравнивать полученное с требуемым;
— корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
— объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат
проектирования ( модель или само изделие и проектную папку).
Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества,
которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены
вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда
“работает” небольшой коллектив и в процессе его совместной
деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно в
первую очередь отнести умение работать в коллективе, брать ответствен
ность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать
результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя
членом команды – это способность подчинять свой темперамент, характер,
время интересам общего дела. Меняется роль учащихся в учении: они
выступают активными участниками процесса, а не пассивными
наблюдателем. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться
работать в “команде”. При этом неизбежно происходит формирование
такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить
при обычной “урочной” форме обучения. У учащихся вырабатывается свойсобственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует
заданная сверху оценочная схема: “Это — верно, а это — неверно”.
Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо
делать. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также
имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание
ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный
интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная
информация создала ситуацию “неуспеха”. Подобная рефлексия позволяет
сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в
этом микро и макросоциуме.
При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но
именно это и активизирует их познавательную деятельность.
Метод проектов предоставляет возможность ученику оценить свою
субъективно, сравнить результаты своего труда с
деятельность
результатами друзей проектировщиков, выслушать объективную оценку
коллектива единомышленников и учителя.
Этот метод, как мы уже говорили, освобождает учителя от обязанностей
всезнающего оракула, превращая его в помощника и консультанта
школьников, которые в свою очередь становятся активными участниками
процесса проектирования. Еще одна важная черта этого метода в том, что
осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный
опыт интеллектуальной деятельности.
Оказавшись в ситуации неопределенности, погрузившись в среду
различных моделей, школьник в какойто момент непременно воскликнет:
“Эврика!”. И пусть не смущает вас, если это “открытие” будет носить явно
субъективный характер. Важно, что оно сделано.
Давая ученикам возможность самим выбирать тему проекта и вид
деятельности (индивидуально или в группе), мы сразу ставим их в сложноеОстается лишь самому думать, какой результат пред
положение.
почтительнее, а выбирая ту или иную тематику (проекта, самостоятельно
предвидеть, что будет потом).
Как видим, на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог
анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто
отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при исполь
зовании “метода проектов” появляются , по крайней мере ,два результата.
Первый (скрытый) — это педагогический эффект от включения школьников в
“добывание знаний” и их логическое применение: формирование личностных
качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и
осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной
деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне
сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется лишь сам проект и
изделие. Если же он к тому же проект красочно оформлен или сопро
вождается макетом, видеороликом, то о личностном факторе на защите и
Вторая составляющая оценки результата
вовсе не вспоминают.
проектирования — это собственно та видимая часть “айсберга”, которая и
является выполненным проектом и моделью , либо макетом изделия. Причем
оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в
деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Вполне понятно, что обычная пятибалльная шкала оценки при этом не
подходит. Иногда отдельно оцениваются полученный результат, защита
проекта и его оформление. Три эксперта (учащийся или “команда”, педагог,
одноклассники) выставляют три оценки, а результатом является
среднеарифметическая величина. Даже коллективные проекты на защите
могут быть оценены индивидуально.
Невозможно говорить об абсолютно верном измерении качества и
процесса проектирования, ибо оценка предполагает измерение результата и
сравнение его с эталоном, но именно эталона у нас и не существует. Опытпоказывает, что ведущую составляющую успешности выполнения проектов
всетаки представляет не когнитивная, а воспитательная функция, хотя,
естественно, огромную роль играет и функция развивающая.