Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.
Оценка 4.8

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Оценка 4.8
Научные работы
docx
труд
Взрослым
23.01.2018
Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.
В статье представлен материал в форме обобщения педагогического опыта по методике проектного метода в современной общеобразовательной школе.В статье рассказано как ученики работают в процессе проектирования и какова роль учителя в разработке учебного проекта. Представлены результаты совместной деятельности над проектом в формате современных образовательных стандартов.Быкова О.В.Нижний Новгород.Статья .Проектная деятельность на уроках технологии.
Статья Быковой ОВ , школа №11.docx
Организация  проектной деятельности  школьников  на уроках технологии Не   столько   учить,   сколько   помогать.  В   процессе     проектно­ технологического образования происходит постоянное взаимодействие лично­ стей   учителя   и   учеников.     Главной   целью   педагога     в   процессе   обучения проектированию   « не столько учить ученика   , сколько помогать ученику учиться». Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, оказывает влияние   на   прогресс   в   учении.     Передавая   учебную   информацию,   учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает всезнающим   оракулом,   излагающим   истины,   а   вот   процесс   познания   и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут­то и возни­ кает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как   обязательное   условие   реализации   этого   на   практике   —   устранение доминирующей   роли   педагога   в   процессе   присвоения   знаний   и   опыта. Введение   в   педагогические   технологии   элементов   исследовательской деятельности   учащихся   позволяет   педагогу   не   только   и   не  столько   учить, сколько   «помогать   школьнику   учиться»,   направлять   его   познавательную деятельность.   Одним   из   наиболее   распространенных   видов   исследова­ тельского   труда   школьников   в   процессе   учения   сегодня   является   метод проектов.  Проект  в переводе с английского означает “брошенный вперед”, то есть прототип,   модель,     прообраз   какого­либо   объекта,   вида   деятельности,   а проектирование   превращается   в   процесс   создания   проекта,   где   учитель выступает   в   роли   независимого   консультанта.         Современный   проект учащегося   —   это   дидактическое   средство   активизации   познавательной деятельности,   развития   креативности   и   одновременно   формирования определенных личностных качеств. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех   или   иных   проектов   дает   ему   возможность   осваивать   новые   способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным, итоговым  и  текущим.  Самый   сложный   момент   при   введении   в   учебный процесс   исследовательских   проектов   —   организация   этой   деятельности,   а особенно — подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему   или несколько тем, которые будут “вынесены   на   проектирование”.   Далее   нужно   сформулировать   15—20   как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого   опыта.   Учащийся   должен   иметь   возможность   выбрать   тему проекта,   организационную   форму   его   выполнения   (индивидуальная   и групповая),   степень   сложности   проектировочной   деятельности.   Четкость организации   проектирования   определяется   четкостью   и   конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исход­ ных   данных.   Весьма   эффективно   применение   небольших   методических рекомендаций   или   инструкций,   где   указываются   необходимая   и дополнительная   литература   для   самообразования,   требования   педагога   к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.  Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специ­ фические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования   лежит   присвоение   новой   информации,   но   процесс   этот осуществляется   в   сфере   неопределенности,   и   его   нужно   организовывать, моделировать, так что учащимся трудно: —  намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; —   искать   пути   их   решения,   выбирая   оптимальный   путь     при   наличии альтернативы; — осуществлять и аргументировать выбор; — предусмотреть последствия выбора; — действовать самостоятельно (без подсказки); — сравнивать полученное с требуемым; — корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; —   объективно   оценивать   процесс   (саму   деятельность)   и   результат проектирования  ( модель или само изделие и проектную папку).   Метод   проектов   позволяет   формировать   некоторые   личностные   качества, которые   развиваются   лишь   в   деятельности   и   не   могут   быть   усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда “работает”   небольшой   коллектив   и   в   процессе   его  совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно в первую очередь отнести умение работать в коллективе, брать ответствен­ ность   за   выбор,   решение,   разделять   ответственность,   анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды – это способность  подчинять свой темперамент, характер, время   интересам   общего   дела.  Меняется     роль   учащихся   в   учении:   они выступают   активными   участниками   процесса,   а   не   пассивными наблюдателем.   Деятельность   в   рабочих   группах   помогает   им   научиться работать   в   “команде”.   При   этом   неизбежно   происходит   формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной “урочной” форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный   аналитический   взгляд   на   информацию,   и   уже   не   действует заданная   сверху   оценочная   схема:   “Это   —   верно,   а   это   —   неверно”. Школьники   свободны   в   выборе   способов   и   видов   деятельности   для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет   большое   положительное   педагогическое   значение.   Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес   к   новому   знанию,   так   как   именно   неудачно   подобранная информация создала ситуацию “неуспеха”. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро ­ и макросоциуме.   При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Метод   проектов     предоставляет   возможность     ученику     оценить   свою   субъективно,   сравнить   результаты   своего   труда   с деятельность   результатами друзей ­ проектировщиков, выслушать объективную   оценку   коллектива единомышленников и учителя.   Этот метод, как мы уже говорили, освобождает учителя от обязанностей всезнающего   оракула,   превращая   его   в   помощника   и   консультанта школьников,   которые   в   свою   очередь   становятся   активными   участниками процесса проектирования. Еще одна важная черта этого метода в том, что осваивая   технологию   проектирования,   учащиеся   приобретают   собственный опыт интеллектуальной деятельности. Оказавшись   в   ситуации   неопределенности,   погрузившись   в   среду различных   моделей,   школьник   в   какой­то   момент   непременно   воскликнет: “Эврика!”. И пусть не смущает вас, если это “открытие” будет носить явно субъективный характер. Важно, что оно сделано. Давая   ученикам   возможность   самим   выбирать   тему   проекта     и   вид деятельности (индивидуально или в группе), мы сразу ставим их в сложное Остается   лишь   самому   думать,   какой   результат   пред­ положение.   почтительнее,   а   выбирая   ту   или   иную   тематику   (проекта,   самостоятельно предвидеть, что будет потом).  Как видим, на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют   и   оценивают   результаты   деятельности,   которые   часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при исполь­ зовании “метода проектов”   появляются   , по крайней мере ,два результата. Первый (скрытый) — это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение: формирование личностных качеств,   мотивация,   рефлексия   и   самооценка,   умение   делать   выбор   и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы   внимания   учителя,   и   к   оценке   предъявляется   лишь   сам   проект     и изделие.   Если   же   он   к   тому   же     проект   красочно   оформлен   или   сопро­ вождается   макетом, видеороликом, то  о  личностном  факторе  на  защите  и   Вторая   составляющая   оценки   результата вовсе   не   вспоминают. проектирования — это собственно та видимая часть “айсберга”, которая и является выполненным проектом  и моделью , либо макетом изделия. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Вполне понятно, что обычная пятибалльная шкала оценки при этом не подходит.   Иногда   отдельно   оцениваются   полученный   результат,   защита проекта и его оформление. Три эксперта (учащийся или “команда”, педагог, одноклассники)   выставляют   три   оценки,   а   результатом   является среднеарифметическая   величина.   Даже   коллективные   проекты   на   защите могут быть оценены индивидуально. Невозможно   говорить   об   абсолютно   верном   измерении   качества   и процесса проектирования, ибо оценка предполагает измерение результата и сравнение его с эталоном, но именно эталона у нас и не существует.   Опыт показывает,   что   ведущую   составляющую   успешности   выполнения   проектов все­таки   представляет   не   когнитивная,   а   воспитательная   функция,   хотя, естественно, огромную роль играет и функция развивающая.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018