Статья.Проектная деятельность школьников на уроках технологии.

  • Научные работы
  • docx
  • 23.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье представлен материал в форме обобщения педагогического опыта по методике проектного метода в современной общеобразовательной школе.В статье рассказано как ученики работают в процессе проектирования и какова роль учителя в разработке учебного проекта. Представлены результаты совместной деятельности над проектом в формате современных образовательных стандартов.Быкова О.В.Нижний Новгород.Статья .Проектная деятельность на уроках технологии.
Иконка файла материала Статья Быковой ОВ , школа №11.docx
Организация  проектной деятельности  школьников  на уроках технологии Не   столько   учить,   сколько   помогать.  В   процессе     проектно­ технологического образования происходит постоянное взаимодействие лично­ стей   учителя   и   учеников.     Главной   целью   педагога     в   процессе   обучения проектированию   « не столько учить ученика   , сколько помогать ученику учиться». Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, оказывает влияние   на   прогресс   в   учении.     Передавая   учебную   информацию,   учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает всезнающим   оракулом,   излагающим   истины,   а   вот   процесс   познания   и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут­то и возни­ кает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как   обязательное   условие   реализации   этого   на   практике   —   устранение доминирующей   роли   педагога   в   процессе   присвоения   знаний   и   опыта. Введение   в   педагогические   технологии   элементов   исследовательской деятельности   учащихся   позволяет   педагогу   не   только   и   не  столько   учить, сколько   «помогать   школьнику   учиться»,   направлять   его   познавательную деятельность.   Одним   из   наиболее   распространенных   видов   исследова­ тельского   труда   школьников   в   процессе   учения   сегодня   является   метод проектов.  Проект  в переводе с английского означает “брошенный вперед”, то есть прототип,   модель,     прообраз   какого­либо   объекта,   вида   деятельности,   а проектирование   превращается   в   процесс   создания   проекта,   где   учитель выступает   в   роли   независимого   консультанта.         Современный   проект учащегося   —   это   дидактическое   средство   активизации   познавательнойдеятельности,   развития   креативности   и   одновременно   формирования определенных личностных качеств. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех   или   иных   проектов   дает   ему   возможность   осваивать   новые   способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным, итоговым  и  текущим.  Самый   сложный   момент   при   введении   в   учебный процесс   исследовательских   проектов   —   организация   этой   деятельности,   а особенно — подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему   или несколько тем, которые будут “вынесены   на   проектирование”.   Далее   нужно   сформулировать   15—20   как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого   опыта.   Учащийся   должен   иметь   возможность   выбрать   тему проекта,   организационную   форму   его   выполнения   (индивидуальная   и групповая),   степень   сложности   проектировочной   деятельности.   Четкость организации   проектирования   определяется   четкостью   и   конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исход­ ных   данных.   Весьма   эффективно   применение   небольших   методических рекомендаций   или   инструкций,   где   указываются   необходимая   и дополнительная   литература   для   самообразования,   требования   педагога   к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.  Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специ­ фические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление иявляется одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования   лежит   присвоение   новой   информации,   но   процесс   этот осуществляется   в   сфере   неопределенности,   и   его   нужно   организовывать, моделировать, так что учащимся трудно: —  намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; —   искать   пути   их   решения,   выбирая   оптимальный   путь     при   наличии альтернативы; — осуществлять и аргументировать выбор; — предусмотреть последствия выбора; — действовать самостоятельно (без подсказки); — сравнивать полученное с требуемым; — корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; —   объективно   оценивать   процесс   (саму   деятельность)   и   результат проектирования  ( модель или само изделие и проектную папку).   Метод   проектов   позволяет   формировать   некоторые   личностные   качества, которые   развиваются   лишь   в   деятельности   и   не   могут   быть   усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда “работает”   небольшой   коллектив   и   в   процессе   его  совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно в первую очередь отнести умение работать в коллективе, брать ответствен­ ность   за   выбор,   решение,   разделять   ответственность,   анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды – это способность  подчинять свой темперамент, характер, время   интересам   общего   дела.  Меняется     роль   учащихся   в   учении:   они выступают   активными   участниками   процесса,   а   не   пассивными наблюдателем.   Деятельность   в   рабочих   группах   помогает   им   научиться работать   в   “команде”.   При   этом   неизбежно   происходит   формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной “урочной” форме обучения. У учащихся вырабатывается свойсобственный   аналитический   взгляд   на   информацию,   и   уже   не   действует заданная   сверху   оценочная   схема:   “Это   —   верно,   а   это   —   неверно”. Школьники   свободны   в   выборе   способов   и   видов   деятельности   для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет   большое   положительное   педагогическое   значение.   Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес   к   новому   знанию,   так   как   именно   неудачно   подобранная информация создала ситуацию “неуспеха”. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро ­ и макросоциуме.   При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Метод   проектов     предоставляет   возможность     ученику     оценить   свою   субъективно,   сравнить   результаты   своего   труда   с деятельность   результатами друзей ­ проектировщиков, выслушать объективную   оценку   коллектива единомышленников и учителя.   Этот метод, как мы уже говорили, освобождает учителя от обязанностей всезнающего   оракула,   превращая   его   в   помощника   и   консультанта школьников,   которые   в   свою   очередь   становятся   активными   участниками процесса проектирования. Еще одна важная черта этого метода в том, что осваивая   технологию   проектирования,   учащиеся   приобретают   собственный опыт интеллектуальной деятельности. Оказавшись   в   ситуации   неопределенности,   погрузившись   в   среду различных   моделей,   школьник   в   какой­то   момент   непременно   воскликнет: “Эврика!”. И пусть не смущает вас, если это “открытие” будет носить явно субъективный характер. Важно, что оно сделано. Давая   ученикам   возможность   самим   выбирать   тему   проекта     и   вид деятельности (индивидуально или в группе), мы сразу ставим их в сложноеОстается   лишь   самому   думать,   какой   результат   пред­ положение.   почтительнее,   а   выбирая   ту   или   иную   тематику   (проекта,   самостоятельно предвидеть, что будет потом).  Как видим, на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют   и   оценивают   результаты   деятельности,   которые   часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при исполь­ зовании “метода проектов”   появляются   , по крайней мере ,два результата. Первый (скрытый) — это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение: формирование личностных качеств,   мотивация,   рефлексия   и   самооценка,   умение   делать   выбор   и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы   внимания   учителя,   и   к   оценке   предъявляется   лишь   сам   проект     и изделие.   Если   же   он   к   тому   же     проект   красочно   оформлен   или   сопро­ вождается   макетом, видеороликом, то  о  личностном  факторе  на  защите  и   Вторая   составляющая   оценки   результата вовсе   не   вспоминают. проектирования — это собственно та видимая часть “айсберга”, которая и является выполненным проектом  и моделью , либо макетом изделия. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Вполне понятно, что обычная пятибалльная шкала оценки при этом не подходит.   Иногда   отдельно   оцениваются   полученный   результат,   защита проекта и его оформление. Три эксперта (учащийся или “команда”, педагог, одноклассники)   выставляют   три   оценки,   а   результатом   является среднеарифметическая   величина.   Даже   коллективные   проекты   на   защите могут быть оценены индивидуально. Невозможно   говорить   об   абсолютно   верном   измерении   качества   и процесса проектирования, ибо оценка предполагает измерение результата и сравнение его с эталоном, но именно эталона у нас и не существует.   Опытпоказывает,   что   ведущую   составляющую   успешности   выполнения   проектов все­таки   представляет   не   когнитивная,   а   воспитательная   функция,   хотя, естественно, огромную роль играет и функция развивающая.