СтатьяРазвитие функциональной грамотности на уроках математики через практико - ориентированные задачи у младших школьников.
Оценка 4.7

СтатьяРазвитие функциональной грамотности на уроках математики через практико - ориентированные задачи у младших школьников.

Оценка 4.7
docx
26.11.2022
СтатьяРазвитие функциональной грамотности на уроках математики через  практико - ориентированные задачи  у младших школьников.
развитие функиональной грамотности на уроках математики через практи-ориентированные задачи.docx

Развитие функциональной грамотности на уроках математики через

практико - ориентированные задачи  у младших школьников.

 

Грызина Надежда Петровна,   [email protected]

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа № 3  г. Озёры,   Г.о. Коломна

 

 

Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».                                                                                      Н.И.Лобачевский.

                                                                                                       

Каждому  человеку в своей жизни приходится выполнять математические расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применять знания в реальных ситуациях.

 В настоящее время важно не заучивание теории, а способность применять знания на практике. Практико-ориентированные задачи помогают реализовать данное требование ФГОС на уроках математики. В качестве источника практико-ориентированных задач можно использовать Сборник эталонных заданий «Математическая грамотность» под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой, задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в контрольно-измерительных материалах для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.

Практико - ориентированная задача позволяет обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний.

Задачи на формирование функциональной грамотности в школьной программе были всегда. Однако ни один учебник не может раскрыть всё многообразие связей школьного курса с производственным трудом, поэтому приходится дополнять предлагаемые в учебнике системы упражнений собственными задачами. Большое значение имеет привлечение школьников к нахождению примеров применения знаний, полученных на уроках, в жизненных явлениях.

Решение задач, с которыми мы сталкиваемся в жизни, всегда вызывают интерес у учащихся. Такие задачи повышают учебную мотивацию.

При решении этих задач дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы – одним словом действуют.

«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». Высказывания мудрого Конфуция актуальны и сегодня. Обучающимся нужно самостоятельно ставить цели обучения, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Преодолевать трудности, искать выход из сложившийся ситуации – эти испытания ума, воли, духа, в конечном итоге непременно подготовят учеников к испытаниям в большой жизни. Современный  урок – это урок, когда дети сами ищут, спорят, сопоставляют, обобщают, делают выводы - одним словом, активно действуют.

Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели:

1) научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни.

2) доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился.

3) готовиться к сдаче ВПР и к Единому Государственному Экзамену, в который входят практико-ориентированные задачи.

Практико-ориентированные задачи способствуют:

1)     повышению качества математической подготовки учащихся;

2) пониманию использования математики во всех видах деятельности человека;

3)   созданию предпосылок для творческой деятельности учащихся.

 Проблема необходимости составления практико-ориентированных задач и определения их места на уроках математики встает перед каждым учителем.

Что нужно знать

Формулы геометрии:

Площади фигур:

Периметр прямоугольника:

Р = 2 (а + b)

Площадь прямоугольника: S = ab

Периметр квадрата: Р = 4а

Площадь квадрата: S = а2

Длину окружности: С = 2πR

Площадь круга: S = πR2

Объем параллелепипеда: V= abc

теорема Пифагора: c2 = a2 + b2

 

Что нужно уметь

  Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.

Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, производить возведение числа в степень, извлекать арифметический квадратный корень из числа.

Уметь переводить единицы измерения.

Уметь округлять числа.

Уметь находить число от процента и проценты от числа.

Уметь находить часть от числа и число по его части.

Применять основное свойство пропорции.

Уметь решать уравнения, неравенства.

Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур.

Анализировать и пользоваться информацией из таблиц.

Анализировать и пользоваться заданными графиками.

Задачи устного счёта.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять от 5 до 10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях. Устный счет стараюсь проводить на каждом уроке. Устный счет я провожу по разному: по карточкам - продолжите вычисления, закончите фразу, под диктовку учителя и т.д.

Пример (5 класс).

1. Магазин открывается в 09.00 часов утра, а закрывается в 09.00 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 13 до 14 часов. Сколько часов в день открыт магазин?

Здесь ученик должен прочитать грамотно, внимательно, понять , что ему дано и что надо найти, ответить на поставленный вопрос. Так, напр., с 09.00 утра до 09.00 вечера – это 12 часов.

2. Вдоль дороги (по прямой) через каждые 2 метра высажено дерево, всего посадили 120 деревьев, найдите длину зеленого ограждения.

Комментарий. Большинство учащихся мгновенно дает ответ 240 метров. Однако, это неправильный ответ.

Решение. Построим простую геометрическую модель. Обратим внимание: точек – три, а отрезков – два. Построим аналогичные геометрические модели из трех, четырех точек. Замечаем, что количество точек на одну больше, чем отрезков, соединяющих соседние точки. По условию деревьев – 120 шт, отрезков между соседними деревьями - 119. Длина зеленой изгороди  2·119 = 238 м. Ответ: 238 м длина зеленой изгороди.

3. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков?  Ответ: 11 чурбачков.

 Пример (6 класс).

1. Спидометр на велосипеде у Саши показывает 250, однако не уточняет единицу измерения. В чем измеряется скорость на спидометре Сашиного велосипеда?

Выберите и обоснуйте:   1) м/с;   2) км/ч;   3) м/мин;   4) км/мин

Пример (7 класс-ВПР задания №5)

1. Перевод 10 м/с в … км/ч и наоборот .

2. При закреплении темы "Обозначение десятичных дробей" ученикам предлагается таблица:

19,2

       4,5

2,5

2,2

3,3

3,9

0,35

     0,23

0,44

0,3

0,46

0,27

26,4

       4,7

3,4

41,7

20,9

32,1

0,031

    0,402

0,37

0,45

4,89

4,3

2,1

        3,8

2,8

2,4

3,6

2,09

 

Даются задания:

1) Назови и покажи числа в возрастающем порядке.

2) Назови и покажи числа в убывающем порядке.

3) Увеличь на 0,1 числа первой строчки (назови последующее).

4) Уменьши на 0,1 числа второй строчки (назови предыдущее).

5) Покажи числа, в которых сумма цифр в разряде десятых и единиц равна

6) Найди числа, в которых 7 (5, 8, 9) сотых.

7) Найди числа, в которых 4 (2, 3) десятых

8) Найди числа, в которых количество единиц на 2 (на 3, на 4) больше количества десятых.

9) Найди числа, в которых количество единиц равно количеству десятых.

10) Найди числа, в которых количество единиц десятых меньше количества сотых и т. д.

 

Эту же таблицу можно использовать и на последующих уроках с заданиями:

1) Увеличь числа второй строчки на 3.

2) Прибавь 2 к числам третьей строчки.

3) Увеличь числа четвертой строчки на 1 десяток.

4) Вычти 1 из чисел пятой строчки.

5) Прибавь 0,2 к числам первого столбика.

6) Вычти 0,2 из чисел второго столбика

7) Сложи числа первой и второй строчки, запиши ответы.

При повторении изученного материала по теме «Признаки делимости», предлагаю таблицу

          1,2

3,2

4,2

      5,5

      72

1,8

2,8

5,6

      0,40

      2,7

2,45

1,62

6,4

       0,6

      0,54

3,10

0,2

4,05

      1,02

       8,1

0,36

2,1

2,25

        4

      0,18

4,8

8,3

5,05

       1,4

       6,3

 

Предлагаются задания:

1) Выберите из таблицы числа, которые делятся на 2 (3,5 и т.д.)

2) Разделите числа из первого столбика на 5 (2, 3)

3) Уменьшите числа последнего столбика в 9 раз.

4) Найдите «лишнее» число во втором столбике.

5) Найдите числа, которые не использовали

Следующую задачу можно предложить поработать по материалам ОГЭ в разных классах. По изучению соответствующих тем составлять вопросы.

Пример (5-9 классы).

На плане изображен дачный участок по адресу: СНТ Рассвет, ул. Морская, 7 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Въезд и выезд осуществляется через единственные ворота. Площадь, занятая жилым домом, равна 64 кв. м. Помимо жилого дома, на участке есть баня, к которой ведет дорожка, выложенная специальным садовым покрытием. Между жилым домом и баней находится цветник с теплицей. Теплица отмечена на плане цифрой 3.

Напротив жилого дома находится бак с водой для полива растений, за ним плодово-ягодные кустарники. В глубине участка есть огород для выращивания овощей, отмеченный цифрой 6. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и застелены садовым покрытием, состоящим из плит размером 1м × 1м. Площадка вокруг дома выложена плитами такого же размера, но другой фактуры и цвета. К дачному участку проведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.

Вопросы для устной работы:  1. Какими цифрами на плане обозначены: жилой дом, цветник, бак с водой, баня. Назовите получившееся число.

2. Найдите площади этих объектов.

3. На сколько площадь занятая под ягоды, больше площади занятой под овощи?

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что

Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики.

Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным.  Это один из навыков XXI века.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного, но тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучающегося, способного самостоятельно учиться и готового к реальным действиям и принятию решений. Это определяет значимость математики в формировании у учащихся умений решать задачи, возникающие в процессе практической деятельности человека. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.

Литература

1 А.Г,Мерзляк,В.Б.Полонский,М.С.Якир . Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений 3-е изд. М.: Вентана-Граф,2018.304 с.

4.   А.Г,Мерзляк,В.Б.Полонский,М.С.Якир. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений 3-е изд. М.: Вентана-Граф,2018.304 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие функциональной грамотности на уроках математики через практико - ориентированные задачи у младших школьников

Развитие функциональной грамотности на уроках математики через практико - ориентированные задачи у младших школьников

Сборник эталонных заданий «Математическая грамотность» под редакцией

Сборник эталонных заданий «Математическая грамотность» под редакцией

Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели: 1) научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни

Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели: 1) научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни

Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий

Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий

Здесь ученик должен прочитать грамотно, внимательно, понять , что ему дано и что надо найти, ответить на поставленный вопрос

Здесь ученик должен прочитать грамотно, внимательно, понять , что ему дано и что надо найти, ответить на поставленный вопрос

Даются задания: 1) Назови и покажи числа в возрастающем порядке

Даются задания: 1) Назови и покажи числа в возрастающем порядке

Вычти 1 из чисел пятой строчки

Вычти 1 из чисел пятой строчки

На плане изображен дачный участок по адресу:

На плане изображен дачный участок по адресу:

На сколько площадь занятая под ягоды, больше площади занятой под овощи?

На сколько площадь занятая под ягоды, больше площади занятой под овощи?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2022