Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."
Оценка 4.9

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
география
11 кл
08.08.2019
Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."
Статья дает описание значения учебно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся ,выделяются основные образовательные компетенции ,также рассмотрены основных этапах исследовательской деятельности учащихся , значение исследования и индивидуальный подход к каждому ученику, который повышает качество знаний и создаёт условия для повышения уровня качества образования.
статья Microsoft Office Word.docx
Учебно­исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся.                                                                                                                                   А.В. Голубова,  учитель географии МОУ «Тираспольская средняя школа № 11»,  г. Тирасполь,  Е­mail: golubova­1979@mail.ru              Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили   распространение   сравнительно   недавно   в   связи   с  дискуссиями   о проблемах и путях модернизации образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том   числе   в   школьном,   обусловленные   изменениями,   происходящими   в обществе.              Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребенка — она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник — это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий   ставить   перед   собой   цели,   достигать   их,   эффективно   общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести   за   него   ответственность,   решать   проблемы,   в   том   числе   и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведенных качеств называется   «компетентностью».   Перед   школой   ставится   задача   эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».                  Процессы   модернизации   современного   образования   направлены   на созидание   и   развитие   социально­экономической   и   культурной   жизни общества, подготовку выпускника школы ХХI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающим ей гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития страны.   Целевая   направленность   современной   школы   связана   с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью   в   отношении   овладения   и   применения   общеучебных   знаний, умений  и  навыков.  Формирование   личности,  характеризующейся   не  только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью,   современным   мышлением,   ответственностью   и   волей   в принятии   решения   в   различных   жизненных   ситуациях   выбора,   позволит гармонизировать   отношения   ученика   с   окружающим   его   миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватно социальным, профессиональным, духовно­нравственным ценностям бытия. Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования в   области   эффективных   средств   и   методов   развития   личности   ученика посредством формирования компетенций убеждают в наличии многообразия решений данной проблемы.         Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:  1.  Ценностно­смысловая   компетенция  —   это   компетенция   в   сфере мировоззрения,   связанная   с   ценностными   представлениями   ученика,   его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые  2. установки   для   своих   действий   и   поступков,   принимать   решения. Общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.  3. Учебно­познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы   логической,   методологической,   общеучебной   деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.   4.   Информационная   компетенция.  При   помощи   реальных   объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных   технологий   (аудио­   и   видеозапись,   электронная   почта, СМИ, интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и   отбирать   необходимую   информацию,   организовать,   преобразовать, сохранить и передать ее.  5. Коммуникативная компетенция  включает знание необходимых языков, способов   взаимодействия   с   окружающими   и   удаленными   людьми   и событиями,   навыки   работы   в   группе,   владение   различными   социальными ролями   в   коллективе.   Ученик   должен   уметь   представить   себя,   написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.  6. Социально­трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско­общественной   деятельности   (выполнение   роли   гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально­трудовой сфере (права потребителя,   покупателя,   клиента,   производителя),   в   области   семейных отношений   и   обязанностей,   в   вопросах   экономики   и   права,   в профессиональном самоопределении.  7.  Компетенция   личностного   самосовершенствования  направлена   на   то, чтобы   осваивать   способы   физического,   духовного   и   интеллектуального саморазвития,   эмоциональную   саморегуляцию   и   самоподдержку.   Реальным объектом здесь выступает сам ученик.             Таким   образом,   компетентностный   подход,   с   нашей   точки   зрения, наиболее   точно   отражает   суть   модернизационных   процессов   в   сфере образования,   так   как   характеризуется   такими   умениями,   способностями, личностными   характеристиками,   которые   должны   непосредственно использоваться   в   практической   деятельности   и   формироваться   через личностный   опыт   учащихся.   В   то   же   время   компетентностный   подход расширяет сферу влияния образования на личность ученика за счет установки на   саморазвитие   во   всех   видах   жизнедеятельности   (познавательной, профессиональной,   социальной,   личностной)   и   предполагает   качественно иную   систему   оценки   готовности   выпускника   к   продолжению   обучения   и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.                 Главное   изменение   в   обществе,   влияющее   на   ситуацию   в   сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.             Таким   образом,   мы   можем   констатировать,   что   само   обсуждение компетентностного подхода, без относительно специфических представлений и интерпретаций, погружено в особый культурно­образовательный контекст, заданный следующими тенденциями образования в последнее десятилетие: — утрата   единства   и   определенности   образовательных   систем,  формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;  — вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции   и   коммерческого   фактора   в   деятельности   образовательной системы;  — изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования — к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений.               Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам   школы   на   рынке   труда.   Многие   идеи   компетентностного подхода   появились   в   результате   изучения   ситуации   на   рынке   труда   и   в результате   определения   тех   требований,  которые   складываются   на   нем   по отношению к работнику. Дальнейшие исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику.            Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:   1­й   этап  —  целеполагание.  Определяется   место   учебного   занятия, устанавливаются цели и основные задачи.  2­й этап  —  проектирование и его компетентная интерпретация. На нем происходит:  — разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенций; —   установление   связей   внутри   содержания   (этапы   формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);  — прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения. 3­й   этап  —  выбор   формы   организации   учебно­познавательной деятельности.   При   данном   подходе   отдается   предпочтение   творческому уроку,   основная   задача   которого   в   отличие   от   традиционного   урока   — организовать продуктивную деятельность.            Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается   в   развитии   процессов   информатизации.   Одно   из   следствий развития этих процессов — создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведет к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных  знаний. Еще одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.       Для подготовки такого выпускника школы необходимы образовательные учреждения, способные выполнять следующие функции:   — обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности через   создание   благоприятных   педагогических   условий   для   ее   творческой, личностно­ориентированной самореализации;  —   развитие   духовно­нравственной   сферы   личности   ученика,   способного самостоятельно   работать   над   развитием   собственной   нравственности, сознания, культурного уровня.   —   социализация   личности   выпускника,   обучение   самоопределению   в окружающем   мире   (природе   и   обществе),   в   пространстве   изменений посредством   овладения   способами   преобразования   существующей реальности,   собственной   деятельности,   личностного   развития   через коммуникативную культуру, духовнонравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности;  — обеспечение и охрана здоровья учащихся.     Между   тем   существует   ряд   проблем   в   системе   общего   и профессионального образования, которые, формально не затрагивая сущность и   структуру   компетентностного   подхода,   очевидным   образом   влияют   на возможности его применения. Среди них:  1) проблема учебника, в том числе возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;   2)   проблема   государственного   стандарта,   его   концепции,   модели   и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;   3)   проблема   квалификации   преподавателей   и   их   профессиональной адекватности   не   только   вновь   разрабатываемому   компетентностному подходу,   но   и   гораздо   более   традиционным   представлениям   о профессионально­педагогической деятельности; 4) проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании буквально по всем поводам;  5) проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации,   в   том   числе:   идеи   профилизации   старшей   школы   и, одновременно,   перехода   к   приему   ЕГЭ   по   всем   предметам,   развития школьного   самоуправления   и   централизации   системы   финансирования образования и др.          Действительно, государственные образовательные стандарты являются объектом   множества   весьма   серьезных   упреков,   но   не   о   них   сейчас   речь. Проблема глубже и серьезней, она состоит в том, что в условиях крайней неоднородности   российских   регионов   и   российского   социума,   в   целом,  ни один   документ   «общего   пользования»   не   будет   удовлетворителен. Одновременно   в   связи   с   продолжающимся   демографическим   спадом возрастает конкуренция на рынке образовательных услуг. В этой ситуации наиболее продуктивным и содержательным направлением решения множества взаимосвязанных проблем (в том числе, проблем компетентностного подхода) является   разработка   на   локальном   уровне   стандартов   образовательно­ профессиональных   компетенций.   Разумеется,   эти   стандарты   должны полностью   обеспечивать   реализацию   государственных   образовательных стандартов, но не только. Именно процесс разработки этих стандартов может оказаться   той   площадкой,   на   которой   научно­образовательное   сообщество, региональные и  муниципальные органы  управления  образованием,  бизнес  и негосударственные организации смогут согласовывать свои интересы в сфере развития кадрового, более того, человеческого потенциала соответствующих территорий.   Эта   деятельность   может   стать   запускающим   механизмом становления   институциональной   системы   гражданского   общества   в образовании. Библиографический список   1.   Афанасьева   Т.П.,   Немова   Н.В.   Профессиональное   развитие   кадров муниципальной системы образования . — М.: АПКиПРО, 2004.   2. Бакурадзе А.Б. Управление развитием образовательного учреждения. — М.: АПКиПРО, 2004. — 34 с.  3. Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников (по материалам   проектов   «Технология   моментального   самоконтроля­ самотестирования   учащимися   своих   знаний   «Символ»   и   «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся»). — М.: АПКиПРО, 2004. — 32 с.   4. Концепция, структура и модель «Материнской школы» (по материалам проекта «Материнская школа») / Авт.­сост. Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова. — М.: АПКиПРО, 2004. — 28 с. 5. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами:  Учеб­метод.пособие   для   вузов. —  М.:  Литературное   агентство «Университетская книга», 2004. — 136 с.   6.   Лебедев   О.Е.   Компетентностный   подход   в   образовании   //   Школьные технологии. 2005. № 5. — С.3–13.   7.   Освоение   педагогами   новых   компетенций   в   исследовательски ориентированном повышении квалификации / Под общ. ред. Л.Н. Горбуновой. — М.: АПКиПРО, 2004.   8.   Равен   Дж.   Педагогическое   тестирование:   Проблемы,   заблуждения, перспективы. — М.: Когито­Центр, 2001.  9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. — М.: Когито­Центр, 2002.   10.   Сергеев   И.С.   Как   организовать   проектную   деятельность   учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2003.

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."

Статья"Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2019
Посмотрите также: