Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад №47» Индустриального района г. Перми
|
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФГОС
Воспитатель: Раевская В.С.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:
- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;
- воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;
- уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;
- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;
- знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;
- вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;
- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;
- формировать позицию гражданина своей страны;
- создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;
- совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;
- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
- поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками:
- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;
- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;
- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;
- содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;
- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;
- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;
- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;
- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;
- формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий:
- совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;
- формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- прививать знания основ безопасности;
- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;
- объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;
- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;
-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;
- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;
- добиваться выполнения правил дорожного движения.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В наше время дети в недостаточной степени обладают оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Большой процент воспитанников детского сада - это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие другого человека, его чувств, настроения и эмоций. Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать его у детей. На практике все воспитатели и психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей, к сожалению, не достигают положительного результата. Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. Благодаря психологическому уголку у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. При подборе материала для психологических уголков нужно учесть потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Поэтому перед нами возникает задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия.
ЦЕЛИ психологического уголка:
· Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребёнка;
· Активизация деятельности ребенка для полноценного психофизического развития ;
· Привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи в создании условий социально –коммуникативного развития детей и осознание значимости этого процесса.
ЗАДАЧИ психологического уголка:
• создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;
• создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей;
• создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;
• способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
КРИТЕРИИ психологических уголков :
· Наличие в группе зоны для психологической разгрузки.
· Материала для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
· Эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей бесконфликтному общению.
· Материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей.
· Материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям.
· Материал для работы с родителями.
Ожидаемый результат: умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции; снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк; благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети; умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда, оздоровительные функции среды, в частности, сохранения и укрепление психологического здоровья. Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду в группах детского сада «Уголок психологической разгрузки».
Основу разработки составили следующие принципы:
• гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате.
• активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
• индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.
Уголок психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию. Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:• для психологической разгрузки воспитанников;• обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;• обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;• обучение детей бесконфликтному общению;• повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;• обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Оснащение психологического уголка (начиная со второй младшей группы ) должно постоянно пополняться и усложняться, соответственно возрасту и потребностям детей.
В старшей и подготовительной группе очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития должны быть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
— игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;
— «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;
— стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
— парные пазлы помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.
Так, в психологическом уголке получились три зоны:
— саморегуляции и релаксации;
— для повышения самооценки;
— развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Материалы для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно:
Назначение |
Материалы
|
Зона для психологической разгрузки |
Уголок для уединения (шатёр,палатка), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми с семейными фотографиями, мягкие игрушки наличие в уголке шатра позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями |
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме |
Боксёрская груша, куклы «БО-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают боксерские груши, подушки для битья.
|
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции |
Аудиозаписи (шум моря,голоса птиц и т.д.), цветные клубочки,волшебные предметы (плащ, шляпа, палочка, башмаки и т.д), свечи,фонтаны, игры с песком, водой, крупами,пуговицами, «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел». Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время СД, но и в свободной игровой деятельности.
|
Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр |
«Азбука настроений», «Коврик дружбы», наст.-дидакт.игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений» Определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении.
|
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.
|
Подиум.медали, «сонные игрушки» Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоции (после конфликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации. "Сонные игрушки" активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмоциональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию.
|
Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. |
«Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик» На веселом коврике воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде. Игра «Гусеница» формирует умение детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.