СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ И СТИЛИСТИЧЕСКИ ОТМЕЧЕННАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ) ЛЕКСИКА.
Оценка 4.8

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ И СТИЛИСТИЧЕСКИ ОТМЕЧЕННАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ) ЛЕКСИКА.

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русский язык
6 кл—11 кл +1
02.02.2021
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ И СТИЛИСТИЧЕСКИ ОТМЕЧЕННАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ) ЛЕКСИКА.
Презентация по теме СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ И СТИЛИСТИЧЕСКИ ОТМЕЧЕННАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ) ЛЕКСИКА.
тема 31.pptx

Тема 31 Эмоционально-окрашенная (эмоционально-экспрессивная) лексика

Тема 31 Эмоционально-окрашенная (эмоционально-экспрессивная) лексика

Тема 31 Эмоционально-окрашенная (эмоционально-экспрессивная) лексика

Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Эмоциональная оценка слова Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего

Эмоциональная оценка слова Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего

Эмоциональная оценка слова

Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего.
Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным.
Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от нейтрального определения белый.
Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятая: белобрысый, белесый. Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).

Слова, эмоционально окрашенные, классифицируют на: 1) лексику, выражающую положительную оценку называемых понятий, и 2) лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий

Слова, эмоционально окрашенные, классифицируют на: 1) лексику, выражающую положительную оценку называемых понятий, и 2) лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий

Слова, эмоционально окрашенные, классифицируют на:
1) лексику, выражающую положительную оценку называемых понятий, и
2) лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий.
В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчасти - шутливые; во вторую - иронические, неодобрительные, бранные, презрительные, вульгарные

Например, вместо слова хороший , приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный ; можно сказать не люблю , но нетрудно найти…

Например, вместо слова хороший , приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный ; можно сказать не люблю , но нетрудно найти…

Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный; можно сказать не люблю, но нетрудно найти и более сильные, колоритные слова ненавижу, презираю, питаю отвращение.

На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение

На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение

На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение.
Так, резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как фашизм, репрессии.
Положительная оценка закрепилась за словами прогрессивный, миролюбивый, антивоенный.

Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, ср

Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, ср

Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, ср.: несчастье - горе, бедствие, катастрофа; буйный - безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

1. Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получают эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

2. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные.

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

3. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей:
воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй.

Такие слова, как правило, однозначны

Упражнения 1.Составьте предложения со словами мостик и мосток, реченька и речонка ; выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов

Упражнения 1.Составьте предложения со словами мостик и мосток, реченька и речонка ; выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов

Упражнения

1.Составьте предложения со словами
мостики мосток, реченька и речонка; выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов.
2. Выделите суффиксы в словах; проследите, как меняется лексическое значение слова в зависимости от добавочных оттенков значений суффиксов
Река-речка-речушка-реченька-речонка.

Упражнения 3. Помните, что слова с переносным значением помогают нам образно передавать в речи наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим

Упражнения 3. Помните, что слова с переносным значением помогают нам образно передавать в речи наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим

Упражнения

3. Помните, что слова с переносным значением помогают нам образно передавать в речи наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим. В данных ниже предложениях найдите слова,употреблённые в переносном значении; определите,какое отношение к лицу, действию они выражают:
А) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…(А. С. Пушкин) – У моей бабушки золотые руки.
Б) Ворона каркнула во всё воронье горло…(И. А. Крылов) - Эх, ты, ворона! Такой мяч пропустил!
В) Серёжа плавал на уроке математики. –Стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана.(Г. Х. Андерсен)

Упражнения 4. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении

Упражнения 4. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении

Упражнения

4. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении. Какую оценку людей они помогают нам выразить?
Попугай, лиса, пустой, железный,золотой.
5. К данным словам подберите синонимы, которыми вы пользуетесь в разговорной речи.
Запачкаться, сердиться, важничать,лгать.
6. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, какое чувство, какую оценку они выражают.
Злюка, тихоня, лодырь, щедрый.
7. Подчеркните слова, чаще употребляющиеся в книжной речи.
Негодовать, сердиться; ликовать,радоваться; прискорбный, печальный.
(При затруднении обращайтесь к словарям)

Скачать файл