Словарный диктант
САМОПРОВЕРКА
Фонетический разбор слова:
I вариант II вариант
Хрустнула
Хрустнула
[а]
[х]
[р]
[у]
[с]
[–]
[н]
[у]
[л]
Долететь
Долететь
[д]
[a]
[л`]
[и]
[т`]
[э]
[т`]
[–]
Прочитайте фрагмент вступления к поэме А. Пушкина «Медный всадник». Найдите в тексте и випишете слова со стилистической окраской возвышенности.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво…
190
1. Подумайте, с какой целью автор использует высокую лексику.
Град, краса, диво, из тьмы, вознёсся, горделиво.
2. Докажите, что высокие слова в стихотворении А. Пушкина являются старославянизмами. Используйте материал учебника на стр. 99.
С целью придания стихотворению торжественного звучания, передачи восхищения историей и красотой Санкт-Петербурга
Град, блат, стран, краса (неполногласие)
Полнощных (звук Щ), вознёсся (приставка ВОЗ)
ПЛАСТ –
В каком значении употреблено слово «пласт» в нашей теме?
Что такое стилистические пласты лексики?
Стилистические пласты лексики - неоднородность лексики русского языка с точки зрения стилистического употребления.
Разговорная лексика употребляется в простом, неофициальном общении: в быту или в профессиональных беседах в неофициальной обстановке.
К лексике разговорного стиля относятся слова, свойственные обиходной речи, непринужденной беседе, вообще речи людей, не связанных, не стесненных официальными отношениями, и несвойственные, как правило,
письменным жанрам (языку деловых бумаг,
научных статей и т.п.), ораторской речи и т.п.
Лексика разговорного стиля неоднородна. лексика разговорного стиля различается степенью
литературности и экспрессивно-эмоциональными качествами.
Многие разговорные слова являются эмоционально-оценочными, то есть передают положительные и отрицательные оценки и эмоции говорящего: одобрение, ласку, иронию, неодобрение, презрение и др. В толковых словарях эмоционально-оценочная окраска слова передаётся с помощью помет ласк., уменьш.-ласк., одобр. (одобрительное),
неодобр., презр. (презрительное),
пренебр. (пренебрежительное),
бран. (бранное),
вульг. (вульгарное) и др.
Немалая часть разговорных слов выражает отношение к называемому предмету, явлению, действию, свойству, признаку и их эмоциональную оценку:
бабуся, дочурка, детишки, егоза, малыш, мальчуган, симпатяга (ласкательные);
допотопный, кропать стишки, развоеваться, баталия (иронические);
возомнить, заумь, зубрежка, изворачиваться, лебезить, писанина, прикарманить, отпетый, увиливать, халтура
(пренебрежительные) и т.д.
Эмоциональность большого числа разговорных слов создается переносностью их значений:
баталия ('шумная ссора’),
винегрет ('о смешении разнородных понятий, предметов’),
конура ('о тесном, темном, грязном помещении’),
каланча ('о человеке очень высокого роста’),
липнуть ('назойливо приставать с чем-либо’),
стрекоза ('о живой, подвижной девочке, девушке') и т.д.
– или переносностью смысла корня слова – прикарманить, отпетый, увиливать и др.
В других случаях эмоциональность слов вызвана соответствующим суффиксом: дочурка, мальчуган, ножка, ножища, стишки и т.д.
Но не все разговорные слова могут выражать эмоциональную оценку. Не имеют этой способности билетерша, вздремнуть, впрямь, восвояси, вот-вот, досюда, каверза, кадровик, газировка, незадача, ненадеванный, обнова, в обнимку, пятак, перекур, мигом, струхнуть, вроде, столярничать и др.
Разговорные слова
(особенно те, что не содержат никакой
эмоциональной оценки) близки к межстилевой лексике. Однако они все-таки отличаются от нее. Это легче всего обнаружить, если "поместить" их в деловой официальный контекст, где они, в отличие от межстилевых слов, окажутся инородными. И объясняется это теми особенностями разговорных слов, которые и делают их разговорными, хоть чуть-чуть, но сниженными.
Запишите разговорные слова в два столбика:
а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной окраской,
б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской.
Грязнуля, жадина, подлиза, мамуля, бестолковщина, говорильня, умница, солнышко.
слова с положительной эмоционально-экспрессивной окраской | слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской |
Мамуля, умница, солнышко | Грязнуля, жадина, подлиза, бестолковщина, говорильня |
193
Разговорная лексика по сравнению с книжной и стилистически нейтральной обладает оттенком сниженности.
Наибольшую степень сниженности имеют слова жаргонные и просторечные.
Просторечные слова | |
Нарушают нормы (правила) русского литературного языка. Используются в речи недостаточно образованных людей (ихний, тутошний, промеж) | Грубоватые и грубые, в том числе бранные (башка, рожа, трепач) |
В толковых словарях просторечные слова помещаются с пометой прост. Например:
Растеря́ха, -и, м. и ж. (прост.).
Человек, который постоянно всё теряет, забывает.
Рассмотрите таблицу. Расскажите, на какие две группы делятся просторечные слова.
194
Сниженный характер просторечных слов (как и жаргонных) особенно отчётливо ощущается при сравнении их со стилистически нейтральными и высокими.
Грубые и бранные просторечные слова нарушают морально-этические нормы общения и унижают достоинство не только собеседника, но и говорящего. Они недопустимы в речи культурных людей.
Перепишите, дополняя таблицу недостающими словами.
195
Высокие | Стилистически нейтральные | Сниженные |
ЛИК | РОЖА | |
ОЧИ | ЗЕНКИ | |
ВКУШАТЬ | ЖРАТЬ | |
ВЗИРАТЬ | ЗЫРИТЬ | |
ПОЧИВАТЬ | ДРЫХНУТЬ |
ЛИЦО
ГЛАЗА
ЕСТЬ
СМОТРЕТЬ
СПАТЬ
Деление лексики на высокую, сниженную и стилистически нейтральную отражает национальные особенности русской речи, которая может быть высокой, сниженной или «средней» (обычной).
Нужно ли употреблять в нашей речи нелитературную лексику?
Нарушает нормы литературного языка
Засоряет речь, делает её невыразительной, непонятной.
Человек, употребляющий нелитературную лексику, является некультурным
А где она может быть уместна?
В художественных текстах
При введении такой лексики в литературный текст следует учитывать сообразность, степень необходимости её использования, так как в настоящем литературном произведении все средства подчинены наиболее эффективному выполнению поставленной автором задачи.
Прочитайте текст. Найдите и выпишите слова со сниженной стилистической окраской. Определите, к каким лексическим группам (литературно-разговорные, просторечные, жаргонные) они относятся. Подумайте, для чего они используются в тексте.
197
А теперь, скажем, человек. Человеку ежедневно чего-нибудь пожрать нужно. Он какой-нибудь травинкой не прельстится и камней нюхать не станет. Ему вынь да положь чего-нибудь этакое острое. Суп и на второе рыбу деваляй. Вот что он любит.
И мало того что человек ежедневно пищу жрёт, а ещё и костюмы носит и в баню ходит.
Говорят, верблюд месяц может ничего не жрать. Вот это дивное животное! Он, говорят, пососёт какую-нибудь травку, понюхает камушек, и с него хватит, сыт по горло. Вот это благородное животное!
(М. Зощенко)
Жрать (прост), травку (лит.-разг.), камушек (лит.-разг.), сыт по горло (лит.-разг.), скажем (лит.-разг.), пожрать (прост.), травинкой (лит.-разг.), прельстится (лит.-разг.), нюхать (лит.-разг.), вынь да положь (прост.), этакое (прост.), рыбу деваляй (прост.), мало того что (лит.-разг.), жрёт (прост.).
Используется для передачи речи малообразованного, неграмотного человека, а также для создания юмористического эффекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.