Стимулирующие приемы включения заданий в УВП на уроках химии.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 24.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал включает: 1. Описание дидактического приема эффективного включения заданий в учебный процесс: «Стимулирующие приемы включения заданий в УВП на уроках химии.» Прием позволяет решать следующие задачи: - повысить интерес обучающихся изучаемым знаниям и приемам деятельности, пробудить у них любознательность, способствовать принятию обучающимися заданий для их выполнения (стимулирующие приемы), - уменьшить вероятность неправильного выполнения задания, актуализировать необходимые знания (содержательные приемы), - облегчить обучающимся нахождение способа выполнения задания (процессуальные приемы), 2. Примеры заданий, выполнение которых способствует формированию указанных в программе умений.
Иконка файла материала стимулирующие приемы.docx
Учитель: Зябкина О.А., МБОУ Митрофановская СОШ Дидактические приемы включения заданий в учебный процесс Стимулирующие приемы включения заданий в УВП на уроках химии. 1. Придание большого личностного смысла заданию. Задание   связывается   с   реальными   учебными   и   жизненными   ситуациями,   в   которых обучающимся может пригодиться умение его выполнять. Обучающимся предлагается описать ситуацию, когда необходимо осуществить такие же действия, как при выполнении определенного задания (составить план, сравнить предметы или   ситуации,   найти   аналоги,   провести   обобщение   или   классификацию,   дать   рецензию, провести и описать наблюдение и др.) П р и м е р . Напишите как можно больше аналогов, сходных с кислородом по различным существенным признакам. Систематизируйте аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого признака они подбирались. При обсуждении этого задания можно показать значение его выполнения:  1) для изучения учебного предмета «Химия»: оно позволяет повторить как материал по теме   «Кислород»,   так   и   по   многим   другим   темам   («Простые   вещества»,   «Химические связи»,   «Физические   свойства   веществ»,   «Применение   веществ   и   другие»),   т.е. способствует применению и закреплению знаний. 2)   в   повседневной   деятельности:   с   одной   стороны,   правильное   выполнение   задания приучает к систематизации каких­либо фактов, а не к их бессистемному перечислению, а с другой стороны, позволяет научиться решать такие проблемы. Как замена одного предмета другим, сходным с ним, сходным с ним по какому­либо признаку. 2.   Применение   заданий,   имеющих   не   один,   а   несколько   правильных   вариантов ответа. Этот прием способствует принятию обучающимися заданий для их выполнения, так как позволяет высказать  каждому свою  точку зрения на рассматриваемый  вопрос. При его использовании   важно   создать   обстановку,   в   которой   обучающиеся   смогут   высказатьразличные варианты решения. Необходимо формировать у обучающихся установку на то, что возможны совершенно различные способы выполнения заданий, и поэтому не стоит ограничиваться одним­единственным правильным решением. П р и м е р . Даны три вещества: кислород, азот, озон. Оставьте только два вещества, сходные по какому – либо признаку, а одно вещество, «лишнее», не обладающее этим признаком,   исключите.   Перечислите   как   можно   больше   признаков,   объединяющих оставшуюся пару веществ. Сколько вариантов рения имеет задание? В   данном   случае   в   формулировке   задания   содержится   вопрос,   который   подтолкнет обучающихся к поиску различных вариантов решения. 3. Представление заданий не только в текстовой форме, но и  другими способами: рисунками,   схемами,   которые   либо   наглядно   изображают   содержание   текста,   либо дополняют и конкретизируют его.  П р и м е р . Заполните таблицу. Сравнение физических свойств меди и железа. Признаки сходства Вещество медь железо Признаки различия Цвет Магнитные свойства Температура плавленя Задание,   представленное   в   форме   таблицы,   позволяет   показать   структуру   приема сравнения, а также результат его применения. П р и м е р . На рисунке изображены пересекающиеся понятия. В круг 1 входят химические элементы, в атомах которых заполняются электронами три электронных слоя, а в круг 2 – химические   элементы,     в   атомах   которых   во   внешнем   электронном   слое   имеется   7 электронов. Запишите в этих кругах символы химических элементов: Cl, Si, Na, F, Br, Al, N, Ca? Объясните почему? Круг 1 Химические   элементы,   в атомах которых электронами   заполняются три электронных слоя.   Круг 2 Химические   элементы,   во внешнем   электронном   слое атомов которых находится 7 электроновРисунок   конкретизирует   задание,   показывая,   что   некоторые   атомы   могут   относиться одновременно и к одной группе и к другой. Следующее   задание   дополнено   схемой   классификации   с   формулами   веществ,   которая наглядно  изображает   то,  на  какие  группы   делятся  кислоты,   и  позволяет  обучающимся легко определить основание классификации. П   р   и   м   е   р   .   Впишите   понятия   «кислоты».   «одноосновные   кислоты»,   «двухосновные кислоты»,   «трехосновные   кислоты»   на   соответствующие   им   места   в   схеме.   Укажите основание классификации.  Схема:                                         Классификация кислот … … HNO2, HCl, HNO3 … H2SO4, H2CO3, H2SiO3 … H3PO4 4. Устранение ошибок при выполнении задания, которое может иметь характер: ­ прямой сигнализации (указание допущенной ошибки), ­   косвенного   выявления   (обнаружение   ошибки   обучающимися   путем   сравнения   своего ответа с правильным).  Исправление   ошибок,   допущенных   при   выполнении   заданий,   осуществляется 5. несколькими способами: ­ текущей корректировкой (учитель сразу сообщает правильный ответ) ­   подсказкой   (учитель   сообщает   дополнительные   сведения,   дает   указания,   помогающие понять ошибку и исправить ее, возвращает к тренировочным заданиям), ­ поиском (обучающиеся самостоятельно ищут правильный ответ после получения сигнала об ошибке), ­ итоговой корректировкой (предъявлением правильных ответов только после ответов на все вопросы задания).