Прячась в картонную коробку, ребенок накрывался крышкой и принимался кричать «загробным» голосом: «Ой-ой-ой! Не страшно, не страшно!» Чтобы предложить ребенку положительное завершение, была организована игра «Теремок»: ребенку было предложено взять с собой мишку, а когда он вместе с игрушкой закрывался в коробке, педагог стучал в стенку со словами: «Тук-тук, кто в теремочке живет?» Когда ребенок выбирался наружу, его встречали приветствием: «Здравствуйте! от кто в теремочке живет. ыходите погулять».
Страх темноты и замкнутого пространства
к
такой
работе,
советуем
Прячась в картонную коробку, ребенок накрывался крышкой и принимался
кричать «загробным» голосом: «Ойойой! Не страшно, не страшно!» Чтобы
предложить ребенку положительное завершение, была организована игра
«Теремок»: ребенку было предложено взять с собой мишку, а когда он вместе с
игрушкой закрывался в коробке, педагог стучал в стенку со словами: «Туктук,
кто в теремочке живет?» Когда ребенок выбирался наружу, его встречали
приветствием: «Здравствуйте! от кто в теремочке живет. ыходите погулять».
Также в коробке было сделано небольшое окошко, куда заглядывал то педагог,
то мишка, либо ребенок выставлял наружу руку, как бы предлагая ее поймать.
В другом случае малыш закрывался в шкафукупе, комментируя свои действия
словами: «Лифт! Осторожно! Двери закрываются!» тот же миг педагог
подхватывал: «Где у нас кнопочки? А вот. На какой этаж нам надо? Нажимаем –
двери закрываются! Поехали. Приехали – двери открываются. Выходи, тебя
мишка ждет».
Надеемся, что описанные примеры дали представление о развитии психодрамы
аутичного ребенка и показали роль в ней психолога и педагога. Перед тем, как
приступить
что:
– Причина возникновения конкретного страха может затеряться во времени
и не поддаваться восстановлению (как было в примере с шампанским – понять,
где ребенок мог увидеть его и испугаться, близким ребенка не удалось). Либо
близкие могут не заметить возникновение нового страха у ребенка и его причину
(ребенок может увидеть пугающую ситуацию по телевизору, испугаться чегото,
для остальных совсем не страшного), тем более если ребенок не проявил свой
испуг. Но когда в ходе терапевтической работы или в другой ситуации он дал
знать о своем страхе и готов бороться с ним, главная задача – немедленно
помочь ему. Во время проведения психодрамы часто источник страха становится
ясен из речи ребенка, когда он многократно повторяет ключевое для его страха
слово:
т. д.
– Обычно страхи проявляются постепенно, «всплывая» один за другим. Но
так как работа над преодолением каждого страха может занимать разное время,
часто на поверхности оказываются сразу несколько страхов, работу над
которыми
параллельно.
– В дальнейшем, когда страх ослабеет, можно попробовать развить сюжет
психодрамы, акцентируя внимание и на других аспектах ситуации.
Осуществляют это поразному: рисуя сюжетные картинки, вводя в игру новые
персонажи (используйте игрушки) и т. д. любом случае необходима
положительная развязка сюжета. Так, в примере со страхом шампанского была
организована игра «День рождения мишки», где любимый мишка и другие
игрушки с удовольствием пили шампанское.
запомнить,
«машина»
придется
«лифт»,
«волк»,
вести
и