Сценарий урока-памяти, посвященного Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны
Название урока «Страна, как истина, одна, - она не станет посторонней!»
Классный руководитель 10 класса Узлова С.Н.
Цели:
· сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Показать через призму исторической памяти, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения;
· формирование национального, гражданского самосознания, бережного отношения к истории своей страны, средствами социально-культурного пространства через различные формы и виды деятельности.
Задачи урока:
· показать масштаб и характер преступлений нацистов в отношении мирных жителей оккупированной территории, дать им правовую оценку с исторической и современной точек зрения;
· овладеть основными фактами и тезисами, раскрывающими понятие «геноцид» советского народа со стороны нацистов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с опорой на национальное и международное законодательство;
· сформировать у обучающихся непримиримую позицию осуждения нацизма и неонацизма;
· сформировать у обучающихся непримиримое эмоциональное отношение к геноциду советского народа со стороны нацистов в годы Великой Отечественной войны;
· интегрировать общественные инициативы обучающихся во Всероссийский проект «Без срока давности».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеофайлы, презентация.
Сценарий урока
Слайд 1. Название урока
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые коллеги и гости нашей школы! Сегодня по всей России люди чтят память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ. В этот день мы не просто вспоминаем о тех трагических днях, мы объединяемся в борьбе с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида.
Черных В. (ученица) «Без срока давности» – просветительский проект, направленный на сохранение у современников памяти о Великой Отечественной войне. В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские акции и научные конференции, в том числе и такие встречи, как наша с вами. Подробнее о проекте расскажет Вероника Чужинова.
Слайд 2. О проекте «Без срока давности»
Выступление Чужиновой Вероники.
«Без срока давности» - просветительский проект, инициированный «Поисковым движением России» в декабре 2018 года и поддержанный президентом Российской Федерации. Благодаря проекту на данный момент установлено, что в годы Великой Отечественной 26,6 млн погибло советских граждан.
Из них 13,7 млн. беззащитные мирные жители, 7,4 млн. преднамеренно уничтожены, 2,1 млн. погибли на принудительных работах в Германии, 4,1 млн. человек умерли от голода, болезней и отсутствия медицинской помощи, 25 регионов Российской Федерации подверглась нацистской оккупации в годы Великой Отечественной войны. Выявлено более 7000 документов, отражающих преступления нацистов и их пособников против советского населения. Из них рассекречено и опубликовано 1550. 450 рассекреченных архивных документов планируется вводить в публичное пространство ежегодно.
Цель проекта «Без срока давности» - сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР - жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны.
И сегодня наш исторический хронограф перенесет нас в прошлое, в сороковые годы 20 столетия.
Черных В.: Итак, год 1943, 19 апреля. По мере освобождения оккупированных нацистами регионов нашей страны, стал очевиден масштаб преступлений, совершаемый немецкой армией, против мирного населения.
Слайд 3. Указ
Черных В.: Эти злодеяния не могли быть безнаказанны, именно поэтому, уже 19 апреля в УК РФ в статье 357 «Геноцид» дано определение этому и установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 12-20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь.
Учитель: Из уроков истории вам известно это слово – геноцид. А что оно означает, хорошо ли вы помните?
Слайд 4. Фильм «Геноцид»
Слайд 5. Геноцид
Учитель: Давайте зафиксируем. ГЕНОЦИД - форма массового насилия, который Организация объединенных наций определяет, как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
Черных В.: Население нашей страны подверглось геноциду во время Великой Отечественной войны на оккупированных нацистами территориях.
Слайд 6. План Ост
Учитель: Генера́льный план фашистов под названием «Ост» (Восток) - обширная программа закрепления господства нацистской Германии в Восточной Европе. Он предусматривал принудительное выселение с территории Польши и оккупированных областей СССР до 75-85 процентов населения и размещение его на Северном Кавказе, в Западной Сибири и в Южной Америки.
Черных В.: Мартин Борман, личный секретарь Гитлера писал: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… Образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год…»
Учитель: Вопросы для обсуждения с обучающимися
1. Почему в документе особо акцентируется внимание на этнической принадлежности жителей России?
2. Почему нацисты считали своими врагами образованных людей?
Черных В.: 30 декабря 1941 года
Учитель: Как свидетельствуют документы, Вермахт совершал преступления против мирного населения уже в первые дни вторжения в Советский Союз. Но в силу сложившейся военной обстановки обратить внимание на факты массового истребления гражданского населения в полной мере не могли.
Черных В.: 30 декабря 1941 года в шести километрах от временно освобожденной Керчи находился Багеровский ров. Изначально танковый ров. И вот в нем были обнаружены около семи тысяч местных жителей, расстрелянных накануне отступающими нацистами. Очевидцы вспоминали, что ров шевелился. Кто-то был ранен и смог выбраться из рва.
Слайд 7. Бальтерманц «Горе»
Учитель: Трагедия Керчи запечатлена на знаменитом снимке «Горе» советского фотокорреспондента Дмитрия Бальтерманца.
Черных В.: Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием для всего мира, особенно жестко отразилась на советском народе. Это была война, самая кровопролитная, самая безжалостная, которую когда-либо видело человечество… Фашистская Германия взяла на себя роль всеобщего палача, которому дозволено решать- каким народам жить, а каким - умирать.
Слайд 8. Видео. Нюрнбергский процесс.
Учитель: Самое ужасное, что людей убивали не только во время военных действий, но и «истребляли», в специально созданных лагерях смерти (концлагерях). Самые известные из них: Дахау: первый нацистский концлагерь (1933). До войны был трудовым лагерем для политзаключенных и «низших» слоев общества, угрожающих чистоте арийской расы; известен проведением ужасных медицинских опытов над узниками;
Черных В.: Бухенвальд: один из самых крупных; расстрел военнопленных, медопыты; 51000 чел. замученых.
Учитель: Освенцим (Польша): массовые убийства советских военнопленных, евреев; впервые испытано ядовитое вещество для будущих газовых камер; убито около 1,5 млн;
Черных В.: Равенсбрюк: женский концлагерь;
Учитель: Малый Тростенец (Белоруссия): расстрелы и сожжение советских военнопленных, евреев.
Черных В.: Местом массового расстрела советских граждан также был Бабий-яр, на окраине Киева, где было уничтожено около 150 тысяч евреев, цыган, советских военнопленных, пациентов психиатрической больницы.
Учитель: Германия признала существование 1634-х лагерей разного типа. Исследователи же считают, что на самом деле их было не менее 14 тысяч. Список крупных официальных немецких концлагерей Второй мировой войны, созданных непосредственно в стране и на оккупированных территориях, в количестве двадцати двух. Их отличает высокий уровень смертности заключенных не только от голода, болезней, тяжелого труда, но и в результате медицинских экспериментов, пыток, насилия, переливания крови, массовых убийств.
Черных В.: Давайте почтим минутой молчания всех, кто погиб безвинно.
Слайд 9. Видео. Свеча. Метроном
Учитель: Золотая пора человека - детство.
Слайд 10. Счастливая девочка.
Учитель: Счастливое. Безмятежное. Веселое. Незабываемое. Только в детстве бывают бесконечно длинные дни, самые яркие цвета, самые вкусные конфеты. Все самое, самое…
Черных В.: Дети – это цветы жизни. Если Ребенка лишить Детства, лишить Любви, он не просто что-то потеряет, но не сможет полноценно развиваться, не станет той Личностью, которой мог бы стать, если бы не было отнято детство…
Слайд 11. Девочка и немцы.
Учитель: История, которую творили люди, не раз бросала на свой алтарь детские жизни. Какое сердце не содрогнется, услышав только официальную статистику: 13 миллионов детей были уничтоженных фашистами во Второй мировой войне! Сегодня мы поговорим о наших с вами земляках, чьи жизни были поломаны концлагерями.
Черных В.: 5 февраля 1942 года.
Слайд 12. Приют «Призрения»
Черных В.: Начинается история макеевского приюта «Призрения».
Слайд 13. Видео. Приют «Призрения»
Учитель: Согласно расовому бреду немецкой нации, кровь славян являлась негодной и оскорбляющей при спасении жизни немецких солдат. Однако в нужде последних лет войны вермахт обошел данный запрет.
Слайд 14. Галина Самохина возле памятника детям-донорам
Черных В.: И это одна история из тысячи. Кому-то из детей приюта «Призрения» было уготовано спасение и долгая жизнь, жизнь с кошмарами по ночам. А кто-то нашёл свой последний приют в том самом захоронении, которое обнаружили 1943 году в Макеевке, когда ее освободили советские войска. Из захоронения извлекли 300 детских тел. По результатам вскрытия, причиной смерти послужили инфекционные заболевания и максимальное истощение детских организмов.
Учитель: В других 47 местах захоронений обнаружили тысячи расстрелянных военнопленных, а также обыкновенных мирных людей. На телах засвидетельствованы следы пыток.
Слайд 15. Памятник детям
Черных В.: Сегодня этих фактов нет в учебниках, и о макеевских детях-донорах не рассказывают школьникам, изучающим военную историю своего Отечества, а в самой Макеевке остался только один очевидец тех событий – Владимир Волошин, который чудом выжил и смог поведать потомкам подробности происходящего в те страшные годы.
Учитель: В 2016 году инициативная группа продолжила поисковую работу по увековечиванию памяти подневольных детей-доноров из Макеевского дома «Призрение», ведь удалось пока узнать только имена 120 детей...
Черных В.: След их непрожитых жизней растаял в истории – от многих из них не осталось даже фотографий… Они исчезли во мраке бытия… Бесследно…
Учитель: Самое важное сегодня – сохранить эту священную память, сберечь дорогие места, где похоронены дети-доноры, что бы не пришлось переписывать историю начисто, с белого листа.
Черных В.: И снова февраль 1942 года.
Учитель: В феврале 1942 года на станции Енакиево фашистские оккупанты загнали в невольничий эшелон 96 человек - взрослых и детей. Через шесть суток в пересыльном лагере Аушвиц-2 из вагона вышли только 17 живых. Вскоре они оказались в одном из филиалов Маутхаузена в Австрии, где страшные испытания выпали на долю семилетнего узника Владимира Калиниченко: непосильный труд, травля собаками, постоянный голод и страх.
Слайд 16. Владимир Калиниченко.
Черных В.: Владимир Калиниченко родился в 1935 году, но днём рождения считает апрель 45 года, когда десант советских войск освободил концлагерь Санкт-Пёльтен (Австрия). Наш земляк, Владимир Григорьевич Калиниченко, стал поэтом, пытался забыть пережитое, но лагерь не отпускал, настигал во сне. Вот он закрывает глаза и видит лица пьяных немецких офицеров: те решили позабавиться и натравить на Володю огромного серого дога — любимца начальника лагеря. Собака величиной с телёнка в один прыжок оказалась рядом. И тут мальчик словно услышал голос с небес: «Не двигайся, смотри ей в глаза». Холёное животное обнюхало жертву и с царственным достоинством отошло от мальчика. Хозяин взбешён - собака лишила его зрелища. Нетвёрдой рукой пьяный достал револьвер и прицелился. Пуля настигла собаку в прыжке, уже раненная, она успела сомкнуть клыки на плече обидчика. Эти воспоминания не могли не стать стихотворением.
Слайд 17. Дог на фоне детей концлагеря.
СОБАКА
Я эту собаку запомнил, как человека...
Случилось такое в сорок четвертом, зимой.
Игрался спектакль «Охота двадцатого века»
Перед шеренгой, застывшей от страха, немой.
У коменданта была привязанность к догам
И был экземпляр, казался слоном среди всех.
Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога.
И вот этот зверь шагнул величаво на снег.
…И вывели жертву… Стоял мальчишка, продрогнув.
Куда тут бежать? Он давно ослабел.
Лагфюрер нагнулся, подал команду догу,
И тот в два прыжка расстояние преодолел…
Обнюхал смертника, прошелся спокойно рядом,
Был он великолепен в размашистом легком шагу.
Вернулся дог к коменданту, и честным собачьим взглядом
Сказал человеку пес: «Ребёнок ведь… Не могу».
Лагфюрер пожал плечами, ему-то разницы нету,
Раскрыл кобуру у пряжки с надписью «С нами Бог».
Но как только сверкнула вороненая сталь пистолета,
В эсэсовское горло впился красавец дог!..
…Дога четвертовали, пустив под лопасти шнека...
Я вряд ли теперь найду в Санкт-Пёльтене свой барак,
Но эту собаку я вспоминаю как человека —
Единственного человека среди фашистских собак!
Черных В.: Год 1943. 3 декабря. Это дата
смерти узника концлагеря «Шталаг 338» под номером 17422 Передереева Алексея
Максимовича.
Учитель: Об этой истории мы узнаем от его внучки, Тамары Алексеевны Резанович.
Слайд 18. Передереев Алексей Максимович
(Выступление Резанович Т.А.)
Не дымятся дали,
Пыль черна от слёз.
Ни одной медали
Дед мой не принёс.
Только в этом самом
Нет его вины,
Потому что сам он
Не пришёл с войны...
Слайд 19.
Слайд 20.
Слайд 21. Место захоронения.
Черных В.: Некоторые преступления против человечества просто нельзя забыть. Равно как и тех, кто их совершил. Именно об этом и повествует документальный сериал «Без срока давности». Сериал рассказывает о преступлениях фашистов и их приспешников во время Второй мировой войны и о героическом противодействии захватчикам населения оккупированных земель.
Слайды 22. 23. О сериале «Без срока давности».
Учитель: Все дела, афиширующиеся в этой документальной ленте, никогда не выносились на обозрение общества, и этому есть веские причины. Они пугают зрителей хладнокровностью исполнителей преступления и теми жуткими последствиями их деяний, которые, так или иначе, приводили к гибели людей. Но это еще не все события, которые решили осветить в сериале создатели.
Черных В.: Многие молодые люди сейчас уже не знают или не хотят знать страшную правду о войне и открыты для альтернативных версий истории XX века, которые оспаривают зверства нацистов и сами понятия геноцида и Холокоста. Между тем военные преступления и попытка реабилитировать нацизм – две стороны одной медали. Поэтому так важно разоблачить всех военных преступников и назвать всех жертв нацизма. Преступления против человечности не имеют срока давности.
Учитель: Ни один памятник не в состоянии что-либо помнить. Место памяти – в человеке. Она живет в нем, бередит его ум и чувства, задает вопросы и требует ответов.
· Почему стало возможным возрождение нацизма в современном мире?
· Какие ценности отстаивает Россия при проведении специальной военной операции?
Черных В.: Великая Отечественная война стала огромной, страшной трагедией советского народа. Истребление, убийства, безвинные смерти всех категорий населения…все эти ужасы видели наши предки…видели, пережили, и запомнили на всю свою жизнь…
Слайд 24. Рождественский «Реквием»
Слайд 25. Нельзя забыть! Нельзя молчать!
Учитель: Цель нашей с вами жизни - не забыть! Не забыть историю, написанную кровью наших предков и наших современников, историю нашей Родины! Сегодня мы едины с Россией, мы – одна страна!
Черных В.: Страна, как истина – одна, она не станет посторонней!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.