Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности. Вид деятельности художественно-эстетическое "Магия сцены"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности. Вид деятельности художественно-эстетическое "Магия сцены"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
8 кл—11 кл
22.03.2022
Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности. Вид деятельности художественно-эстетическое "Магия сцены"
Рабочая программа для театрального кружка, рассчитана на з года
программа внеурочной деятельности Магия сцены.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Однолуцкая ООШ имени Героя Советского Союза И.И. Аверьянова»

 

 

 

Направление - общекультурное

Вид деятельности- художественно-эстетическое

Программа внеурочной деятельности

«Магия сцены»

 

Программа ориентирована на возраст учащихся 5-7 классов (11-14 лет),

 

Автор программы:

Чернозуб Алла Александровна

учитель

 

При разработке программы внеурочной деятельности образовательное учреждение руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей.

 

 

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 11- 15 лет

Срок реализации программы: 3года.

Количество часов в год: 34 часа. Всего 102 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Магия сцены» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для основной ступени общего образования.

    В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

     Направленность данной программы  театрального кружка  по содержанию является художественно–эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 3года:

первый год обучения –  учащиеся пятого класса;

второй год обучения – учащиеся шестого класса;

третий год обучения  - учащиеся седьмого класса;

 Участниками  группы являются ученики одного класса.   

Количество учебных часов в неделю – 1час, в год-34 часа.

   Программа театральной студии «Магия сцены» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлена переходом на новый ФГОС.

  Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира

    При разработке программы   были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной. В данных пособиях рассматриваются вопросы организации театра в образовательных учреждениях и их значение в формировании личности учащегося. Использовалась  также программа «Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В..                                                 

     Методологическим основанием данной программы являются системы К.С. Станиславского и М.А. Чехова, получившие свое развитие в трудах О.И.Кнебель, П. М.Ершова, Л.П. Новицкой и т. д.. 

Программа «Магия сцены» расчитана на учащихся подросткового возраста, т.е. на учащихся 5-7 классов. При составлении программы учитывались психологические особенности подростков 11-14 лет. Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Учащиеся 5 класса очень подвижны, любят инсценировать, перевоплощаться. Имеется опыт выступлений на школьных мероприятиях.

        Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и даёт реальную возможность адаптироваться ребёнку в социальной среде. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцеммузыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и  пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.                                                      

      Образовательная программа по внеурочной деятельности «Магия сцены» рассчитана на четыре года и включает в себя практические и теоретические  формы обучения.  

 Цель:

 Воспитание и развитие творчески активной личности учащегося, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, высокой речевой культурой, собственным мнением средствами театральной педагогики; содействие его жизненному  самоопределению.

Задачи:

- Способствовать формированию навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами; формированию интереса к театру как средству познания жизни, духовному обогащению;  интереса к чтению,  особенностям творческой деятельности художников-оформителей, декораторов, режиссёров, сценаристов и представителям других профессий причастных к театральной деятельности.

- Создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка. Также для развития внимания, памяти, речи, чувства ритма, координации движения, воображения, фантазии, творческого мышления, сценической культуры.

-  Воспитывать чувство сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения; навыки театральной речи; любовь к родному языку, его красоте, чистоте, поэтичности, выразительности.

- Создать благоприятные условия для детского творчества и сотрудничества.

- Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.                                                                                                                                                   Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

         Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.     Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Актуальность программы.

Модифицированная программа «Магия сцены»  – результат многолетней практической работы автора с детскими коллективами в данном направлении. В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики. А также в процессе реализации данной программы используется материал писателей Орловской области, фольклорные жанры, что будет способствовать формированию патриотизма и гражданственности у учащихся.                    

     Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою по­зицию, свои умения, знания и фантазию. В результате у детей развивается ассоциативно-образное мышление, формируются нравственная и эстетическая позиции.

В программе акцент делается на развитие личностных качеств ребёнка, его духовного мира. Обращение к литературным и драматургическим произведениям с использованием игровой формы позволяет исподволь знакомить учащихся с законами сцены и театрального творчества.

     Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями обучающихся: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам; направлена на гуманизацию  воспитательной и образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников среднего звена; данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

       Осуществлению поставленных задач послужит широкий спектр упражне­ний, заданий и игр - средств театральной педагогики. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителю любой другой профессии. Через любимую деятельность детей - игру - можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью.

       Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.  Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами. Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно - сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат, что исключительно важно для навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве. Без таких навыков речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, а значит не доносит до слушающего главный компонент речи - её содержание.     

     Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Это касается не только тех профессий, в которых подобное общение является необходимым условием (политики, психологи, журналисты, актеры и т.д.), но и, например, такой современной массовой профессии, популярной среди молодежи и востребованной экономикой, как менеджер, логист и многие другие профессии

Несмотря на все достижения техники, значение публичной речи сейчас не падает, а, наоборот, возрастает. Можно сказать, что любой современный образованный человек заинтересован в том, чтобы точно, грамотно, ясно, а при необходимости, и образно, доносить свои мысли до других людей, уметь

не просто читать с выражением напечатанный на бумаге текст, но и произносить его, сохраняя живой контакт с собеседниками, слушателями, публикой.

Поэтому чрезвычайно важно с детства прививать ребенку интерес к звучащему слову, научить его стремиться к гармонии между мыслью и словом. Необходимо так развить его речевые способности, чтобы он не боялся свободно говорить в любой аудитории, умел устанавливать полноценный речевой контакт и со своими сверстниками, и со старшими людьми, в том числе и с учителями в школе.

    Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение подростков в рамках образовательной программы «Магия сцены» увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

     Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

    Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

      Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа и составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка. Программа  ориентирована на обучающихся среднего звена. Она может быть реализована в процессе работы педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.

        Реализация программы предполагает, что при организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театрального кружка следует опираться на следующие принципы:

- принцип системности- предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

  - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика, история и география);

- принцип дифференциации – является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип природосообразности предполагает, что процесс театрального творчества должен основываться на воспитании ребёнка сообразно полу и возрасту, учитывая индивидуальные особенности каждого, а также формирование у него стремления к саморазвитию, самоанализу своей деятельности.

- принцип культуросообразности предполагает, что театральное творчество должно основываться на общечеловеческих ценностях и культуре, предусматривает обеспечение значимости для ребёнка идентификации себя с Россией, природой родного края.

- принцип коллективизма предполагает, что театральная деятельность в детском коллективе даёт обучающемуся опыт взаимодействия с окружающими, формируется навык правильной оценки собственных поступков и поступков товарищей; развивает чувство ответственности, адекватность мышления, коммуникабельность, организаторские способности.

- принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в театральной деятельности, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями. Диалогичность не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, разным уровнем  жизненного опыта. Но диалогичность требует искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

- принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеозаписи, с использованием мультимедийной системы.

- принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время затраченное на занятия с учащимися добиться больших результатов.
  Особенности реализации программы:

В группе количество детей не превышает 10-12 человек.

Выполнение программы рассчитано на 102 учебных часа (34 часа ежегодно)

При необходимости проводятся индивидуальные занятия или вся группа разбивается на несколько групп (при отработке дикции работе над мизансценами).

    Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементов театрального костюма, реквизита, декораций, компьютер, доступ к интернету, мультимедийный проектор, экран. Для репетиции и постановки спектакля необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, выносной свет, аппаратура для музыкального оформления.  А также театральные костюмы, пастиж, грим, парики.

Формы работы:

Основными формами проведения занятий являются:

театральные игры,

конкурсы,

викторины,

беседы,

художественное чтение,

просмотры спектаклей (видео)

актёрский тренинг,

работа над иллюстрациями, декорациями

экскурсии в  музеи,

постановки спектаклей,

посещение спектаклей,

выступление на праздниках.

 Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

            Важной формой занятий являются экскурсии-поездки в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.       

Алгоритм работы  над  пьесой.

-Выбор пьесы,   обсуждение её с детьми.

-Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

-Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

-Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

-Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

-Репетиция всей пьесы целиком. 

-Премьера.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

-текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий.      Мероприятия и праздники, проводимые в классном коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

-промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

-итоговый – открытые занятия, спектакли.     

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся научатся

-правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

- определять виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

Учащиеся получат возможность научиться

-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

-действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

-произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

-произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

-произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

-читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

-строить диалог с партнером на заданную тему;

-подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между

сказочными героями.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

 

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

-потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

-целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

-этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

-осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-слушать собеседника;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-осуществлять взаимный контроль;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

-читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

-выразительному чтению;

-различать произведения по жанру;

-развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

-видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

-сочинять этюды по сказкам;

-умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Программа включает следующие разделы:

Вводное занятие

Актерская грамота

Культура и техника речи

Сценическое движение

Беседы о театре

Работа над спектаклем

Мероприятия и психологические практикумы

Экскурсии

Итоговое занятие

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей, содержание кружка построено по типу театрального капустника, где предполагаются импровизации, использование творческих идей каждого участника.                              

  Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников.                                                            

  Одновременно обучающиеся максимально сориентированы на практическое применение полученных знаний. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

 

Прогнозируемый результат:

По завершении 1 года обучения учащиеся:

Должны знать:
-  особенности театра как  вида искусства,  иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
-   народные истоки театрального искусства;
-   художественное чтение как вид исполнительского искусства;
-   об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
    Должны уметь:
-   активизировать свою фантазию;
-    «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
-    видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
-    коллективно выполнять задания;
-    культуру суждений о себе и о других;
-    выполнять элементы разных по содержанию сценических движений.
   Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
      

По завершении 2 года обучения воспитанники:

Должны знать:
-  историю театра  Древней Греции, особенность древнегреческого театра;
-    о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;

  Должны уметь:
-  пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
-    Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
-    Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
-    взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
-    Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
-    Анализировать работу свою и товарищей;
   Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.


По завершении 3 года обучения воспитанники:

Должны знать:
-    О конфликте в драматическом произведении;
-    О характере и  развитии характера героя в столкновении с другими действующими лицами;
-    О средневековом театре и о трансформации средневекового театра в современных театрализованных празднествах;
 Должны уметь:
-   Использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач;
-    Точно соблюдать текст при исполнении;
-    Культурно воспринимать реакцию зрителей;
-    Самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля, тестирования, рефератов, творческих конкурсов, экзамена.
Учащиеся третьего года обучения участвуют в составлении этюдов, творческих заданий для учащихся 1–2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из форм проведения итогового контроля.

Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:
-   уметь пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
-    использовать полученные практические навыки при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической;
-    использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
-    владеть необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
-    активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.
А главное, научились стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности в рамках данной программы:

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов ( 1 год )приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов ( 2 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов ( 3 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступкам, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

                            Учебно-тематический план

 

№п\п

Разделы,темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

                               

 1 год обучения

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Актерская грамота

4

1

3

3

Культура и техника речи

6

2

4

4

Сценическое движение

5

1внеауд

4внеауд

5

Беседы о театре

3

3

-

6

Работа над спектаклем

7

2

5внеаудит

7

 

Мероприятия и психологические практикумы

 

4

 

1

 

3

8

Экскурсии

2

-

2

9

Итоговое занятие

2

-

2

     Всего

34

11

23

                                    

  2 год обучения

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Актерская грамота

4

1

3

3

Культура и техника речи

4

1

3

4

Сценическое движение

4

1

3

5

Беседы о театре

3

3

-

6

Работа над спектаклем

10

2

8

7

 

Мероприятия и психологические практикумы

 

4

 

1

 

3

8

Экскурсии

2

 

2

9

 

Итоговое занятие

 

2

 

 

 

2

 

Всего

 

34

 

 

9

 

25

 

            

3 год обучения

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Актерская грамота

4

-

4

 

3

Культура и техника речи

4

-

4

4

Сценическое движение

4

-

4

5

Беседы о театре

2

-

2

6

Работа над спектаклем

 

11

 

2

 

9

7

 

Мероприятия и психологические практикумы

 

4

-

 

4

8

Экскурсии

2

-

2

9

Итоговое занятие

2

-

2

Всего

34

2

32

 

                                           

                                         Содержание программы

1-й год обучения

1.Вводное занятие  «Разрешите представиться»   1 час

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями, мероприятиями выпускников.

               2. Актерская грамота  4 часа

 Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с  драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги  на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

 Значение поведения в актерском искусстве.

Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

      Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

                3.Культура и техника речи 6 часов

            Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

            Логика речи.

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.

Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения  для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

            Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» : превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения  для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».

                           4. Сценическое движение 5

Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».  Тренинг :«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

                                   5.   Беседы о театре 3

Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

 Театр как одно из древнейших искусств

Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые  Яриле, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.

Практическая работа: проигрывание игр, обрядов Орловской области, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.

Театр – искусство коллективное

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

                        6. Работа над спектаклем 7 часов

                                Текст-основа постановки.

Теория:  Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

 Театральный грим. Костюм.

Теория:  Отражение сценического образа при помощи грима.  Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный.  Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

                                       Театральный костюм.

 Теория:  Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

 Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

                         7.Мероприятия и психологические практикумы 4 часа

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок .

                                 8. Экскурсии 2 часа

Экскурсии в краеведческие музеи, в храм села, районного центра, в природу.

                        9.  Итоговое занятие – 2 часа

Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения  по курсу «Культура и техника  речи».

                  

                       2 год обучения

                 1.Вводное занятие.   – 1 час

Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2-ом году обучения.

Практическая работа: Участие детей в мероприятии «День открытых дверей».

                  2. Актерская грамота   -  4 часа

                          Средства актёрского искусства.

Теория: Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке. Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения (или «купание в чувствах» по К.С. Станиславскому).

Практическая работа: Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов.Работа над одной ролью (одним отрывком) всех кружковцев. Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действия или «Большое зеркало». Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..».Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

                             Актер и его роли.

Теория: Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого воспитанника как средство активизации овладения техникой действий.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Тренинги  на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»

    

  Бессловесные и словесные действия (повторение).

Теория: Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Зарождение представления о действенном характере замысла этюда (парного).

Практическая работа: Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

                                3.Культура и техника речи– 4

Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Словесные воздействия в живой речи и использование их в чтецкой работе.

Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.

                 

              Разнообразие художественных приемов литературы.

 

Теория: Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Особенности  исполнения лирики.

Практическая работа: самостоятельная подготовка произведения к исполнению (на материале русской прозы и поэзии).

                 Словесные воздействия.

Теория: Их классификация. Текст и подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником). Работа над художественным произведением. Подготовка чтецкого репертуара.

                     4.   Сценическое движение – 4 часа

                                          Основы акробатики.

 Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Сценические падения : падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

              5.Беседы о театре

Страницы истории театра: театр Древнего Востока.

Теория: Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии -  праздники в храмах Древнего Востока.

Практическая работа: Драматургический анализ мифа об Осирисе: завязка, кульминация, промежуточные события, главные герои-противники. Реконструкция мистерии «Песнь семи Хатхор».

Страницы истории театра: театр Древней Греции.

Теория: Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественно-воспитательная роль театра. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии.

Практическая работа: Комментирование чтение отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила. Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный мальчик». Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки древнегреческого театра. Заочная экскурсия по современному театральному зданию.

Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр.

Теория: Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Работа композитора. Либретто. Значение сценографии. Хореография.

Практическая работа: Просмотр спектакля (телеспектакля) музыкального театра. Прослушивание отрывка из мюзикла «Юнона и Авось».

Театр в ряду других искусств. Общее и особенное.

Теория: Театр и литература. Театр и кино – «друзья и соперники». Изобразительное искусство и театр. Театр и музыка. Взаимосвязь театра с другими видами искусства.

Практическая работа: Закрепление представлений и зрительского опыта воспитанников в рассказах, сочинениях, рисунках. Практическая работа по составлению произведений различных видов искусства (воплощение одного сюжета художественными средствами разных искусств). Упражнения «Вихрь», «Выбор» (литературный этюд).

                      6. Работа над спектаклем

                          Пьеса – основа спектакля

Теория:  Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи- действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

                        Текст-основа постановки.

Теория:  Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», , выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

                        Театральный грим. Костюм.

Теория:  Отражение сценического образа при помощи грима.  Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный.  Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

                            Театральный костюм.

 Теория:  Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

                                 Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

7. Мероприятия и психологические практикумы-4 часа.

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».

                           8. Экскурсии-2 часа

Экскурсия в областной краеведческий музей.

                        9. Итоговое занятие – 2 часа

Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность; этюды на оправдание заданных словесных действий; чтецкие работы  по курсу «Культура и техника речи».

                         3-й год обучения

                     1.Вводное занятие.   – 1 час

Теория: Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.

                      2. Актерская грамота   -   4 часа

                           Средства актёрского искусства.

Теория: Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.

Практическая работа: Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на перевоплощение путем изменения  логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..». Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

                                    Актер и его роли.

Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения). Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); Этюды на выразительность подачи одного из параметров межличностного общения: соотношение сил, интересов, инициативности, претенциозности или поглощения делом., или Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»

                                   Импровизация.

Теория: Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.

                       3.  Культура и техника речи

                     Индивидуальные формы выступления

Теория: Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера».

Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.

                 Разнообразие художественных приемов литературы.

Теория: Многообразие групповых форм выступления. «Поэтический театр», «Синяя блуза», «Агитбригада», капустник.

Практическая работа: Создание композиции путем сокращения текста с сохранением основной темы, идеи, главных героев. Соединение различных по содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений.

                    4.Сценическое движение – 4 часа

                                 Основы акробатики.

 Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса. Сценические падения : падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

                            Танцевальные импровизации.

Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений.

Практическая работа: Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию.

                          5. Беседы о театре 2 часа

Страницы истории театра: средневековый площадной театр.

Теория:. Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Актер средневекового театра, синтетический характер искусства «профессиональных развлекателей». Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях).

Практическая работа: Знакомство с искусством средневековой Европы по иллюстрациям и слайдам, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр». Просмотр видеофильмов с карнавалами, маскарадами.

         Страницы истории театра: Театры, где играют дети.

Теория: Судьба школьного театра в России. Первый русский просветитель – Симеон Полоцкий. «Потешная палата», «Комедиальная храмина». Школьный театр Славяно-греко-латинской академии. Детское театральное движение 80-х  гг. XX в. Современные школьные театры.

Практическая работа: Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки русских театров. Заочная экскурсия по современным театрам.

                                 Гении русской сцены.

Теория: Знакомство с жизнью и творчеством М.Щепкина, П.Мочалова, В.Каратыгина..

Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на тему.

Великие русские драматурги.

Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского и других драматургов.

Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на тему.

                       6.Работа над спектаклем -11

 Пьеса – основа спектакля

Теория:  Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

                                Текст-основа постановки.

Теория:  Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

  Театральный грим. Костюм.

Теория:  Отражение сценического образа при помощи грима.  Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный.  Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

                                            Театральный костюм.

 Теория:  Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

           7. Мероприятия и психологические практикумы-

                                        4 часа.

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».

                                   8. Экскурсии – 2 часа.

Экскурсии в краеведческие музеи, в храмы районного центра, в природу

                            9. Выпускной экзамен – 2 часа

Итоговый результат выпускного экзамена выводится на основании трех оценок:

-за участие в спектаклях (качество и количество);

-за устный ответ и импровизированное выполнение этюда;

-за исполнение актёрских работ и чтецкого репертуара на экзамене-концерте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение           программы

-Компютер, колонки, мультимедийный проектор,экран

-Интернетресурсы

-музыкальная фонотека;

D и DVD– диски;

-костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

-Элементы костюмов для создания образов;

-Электронные презентации «Правила поведения в театре»

                  «Виды театрального искусства»

-Сценарии сказок,  пьес, детские книги.

 

Список литературы:

 

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

3. Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

4. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

 

Список рекомендованной литературы:

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

2.   Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

            4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

            5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

6.Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

 

Рекомендуемая литература для учащихся

 

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Г. Цыферов «Что у нас во дворе».

М. Зощенко «Самое главное» (рассказы).

Е. Чарушин «Никита и его друзья» (рассказы).

 П. Бажов «Уральские сказы».

 П. Ершов «Конек - Горбунок».

 А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

 А. Милн «Винни Пух».

 Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит».

 А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

 А. Экзюпери «Маленький принц».

 Т. Янссон «Шляпа Волшебника и другие сказки».

 В. Одоевский «Сказки»

 Рассказы о животных: В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина

«Всё наоброт» Весёлые стихи Д. Хармса, Б. Заходера, С. Маршака, В. Берестова..

Литературные сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, братья Гримм)

В Бианки «Сказки»

К Чуковский «Стихи»

А.Барто «Стихи»

 

Примерный репертуарный перечень

Берестов В.  «Сказка», «Дракон» и др. стихи.

Заходер Б. «Кит и кот», «Бочонок-собачонок» и др. стихи.

 Маршак С. «Кошкин дом», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.

Михалков С. «А что у вас?», «Одна рифма».

Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.

Сеф Р. «Ключ от сказки» и др. стихи.

Самойлов Д. «Жил-был слонёнок», «Слонёнок идет учиться».

Синявский Б. «Веселая квампания» и др. стихи.

Успенский Э. «Память» и др. стихи.

Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог», «Кораблик».

Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» «Котауси и мауси», «Телефон»; др. стихи и загадки.

 «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.

«Приключения Буратино» – по мотивам сказки А.Н. Толстого.

«Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.

«Белоснежка и семь гномов» – по мотивам сказок братьев Гримм, А.С. Пушкина и У. Диснея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Однолуцкая

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Однолуцкая

Количество часов в год: 34 часа

Количество часов в год: 34 часа

Учащиеся 5 класса очень подвижны, любят инсценировать, перевоплощаться

Учащиеся 5 класса очень подвижны, любят инсценировать, перевоплощаться

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры

Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра

Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра

Особенности реализации программы:

Особенности реализации программы:

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра

Учащиеся получат возможность научиться -владеть комплексом артикуляционной гимнастики; -действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; -произносить скороговорку и стихотворный текст в движении…

Учащиеся получат возможность научиться -владеть комплексом артикуляционной гимнастики; -действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; -произносить скороговорку и стихотворный текст в движении…

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: -включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность -работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; -обращаться за…

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: -включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность -работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; -обращаться за…

Одновременно обучающиеся максимально сориентированы на практическое применение полученных знаний

Одновременно обучающиеся максимально сориентированы на практическое применение полученных знаний

По завершении 3 года обучения воспитанники:

По завершении 3 года обучения воспитанники:

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами

Сценическое движение51внеауд4внеауд 5Беседы о театре33- 6Работа над спектаклем725внеаудит 7

Сценическое движение51внеауд4внеауд 5Беседы о театре33- 6Работа над спектаклем725внеаудит 7

Вводное занятие 1 - 1 2

Вводное занятие 1 - 1 2

Значение поведения в актерском искусстве

Значение поведения в актерском искусстве

Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист»

Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист»

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов

Экскурсии в краеведческие музеи, в храм села, районного центра, в природу

Экскурсии в краеведческие музеи, в храм села, районного центра, в природу

Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или

Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или

Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами

Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами

Упражнения «Вихрь», «Выбор» (литературный этюд)

Упражнения «Вихрь», «Выбор» (литературный этюд)

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с…

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с…

Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения)

Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения)

Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная

Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная

Пьеса – основа спектакля Теория:

Пьеса – основа спектакля Теория:

Мероприятия и психологические практикумы- 4 часа

Мероприятия и психологические практикумы- 4 часа

Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение программы -Компютер, колонки, мультимедийный проектор,экран -Интернетресурсы -музыкальная фонотека; -С

Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение программы -Компютер, колонки, мультимедийный проектор,экран -Интернетресурсы -музыкальная фонотека; -С

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности. Вид деятельности художественно-эстетическое "Магия сцены"

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности. Вид деятельности художественно-эстетическое "Магия сцены"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2022