Страноведение
Оценка 4.9

Страноведение

Оценка 4.9
Лекции
doc
география +1
10 кл—11 кл +1
10.02.2017
Страноведение
Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы 3 Задание 2. Соотнесите пункты плана с данными категориями 9 Задание 3. Дайте координаты крайних точек материков 10 Задание 4. Изучите особенности пространственной дифференциации и физико-географическое районирование и заполните таблицу 11 Задание 5. Прочитайте статью Д.В. Заяц «В поисках оптимального районирования мира» и ответьте на вопросы 13 Задание 6. Дайте описание физико – географического районирования СССР и России 17 Задание 7. Дайте сравнительную характеристику ЭГП стран Россия, Великобритания, Япония, Бразилия 19 Задание 8. Дайте характеристику ПГП стран как Россия, Египет, Мексика Задание 9. Определите транспортно – географическое положение России, Норвегии и Малайзии Задание 10. Дайте описание эколого – географического положения России и отдельных регионов Список литературы
страноведение.doc
Содержание стр. Задание 1.  Ответьте на поставленные вопросы                                                  3 Задание 2.  Соотнесите пункты плана  с данными категориями                        9 Задание 3.  Дайте координаты крайних точек материков                                 10 Задание 4. Изучите особенности пространственной дифференциации и  физико­географическое районирование и заполните таблицу                         11 Задание 5. Прочитайте статью Д.В. Заяц «В поисках  оптимального районирования мира» и ответьте на вопросы                            13 Задание 6. Дайте описание  физико – географического  районирования СССР  и России                                                                           17 Задание 7. Дайте сравнительную характеристику ЭГП  стран Россия, Великобритания, Япония, Бразилия                                            19 Задание 8. Дайте  характеристику ПГП  стран как Россия, Египет,  Мексика Задание 9. Определите транспортно – географическое положение   России, Норвегии и Малайзии Задание 10. Дайте описание эколого – географического положения   России и отдельных регионов Список литературы 2 Лабораторная работа № 1. Тема: Методические основы изучения  географического положения  региона (страны)  Задание 1. Ответьте на ниже поставленные вопросы: Вопрос 1. Что такое географическое положение региона или страны? Ответ:  Экономико­географическое положение  (ЭГП) это отношение объекта города,  района,  страны  к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое   значение,   ­   все   равно,   будут   ли   эти   объекты   природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Описание ЭГП идёт по плану: 1. Положение по отношению к соседним странам (районам). 2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. 3. Положение   по   отношению   к   главным   топливно­сырьевым   базам, промышленным и сельскохозяйственным районам. 4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции. 5. Изменение ЭГП во времени. 6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны. Оценка   ЭГП   объекта   зависит   от   его   положения   относительно источников   сырья   и   энергии,   населенных   пунктов,   рынков   сбыта, транспортной сети и др. ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или   неблагоприятное.   Благоприятное   ЭГП   ­   возможность   успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его темпы зависят от конкретных исторических и социально­экономических условий. 3 Выделяется потенциальное и реализованное экономико­географическое положение. Первое может относиться к любому неосвоенному ареалу. Второе отражает   исторический   процесс   использования   экономико­географического положения   в   разных   социально­экономических   условиях.   Для   экономико­ географического положения типично изменение его оценок по мере сдвигов в географическом разделении труда и развития научно­технического прогресса в области транспорта и связи. Наиболее   значительные   перемены   в   экономико­географическом положении   связаны   с  эпохой  Великих   географических   открытий,  освоения Америки, развития ж.­д. и автомобильного транспорта и т. п. Для детальной оценки экономико­географических положений проводят отдельный анализ его основных   составляющих,   транспортно­географического   и   политико­ географического   положения.   Первое   определяется   степенью   доступности других   объектов,   имеющих   для   данного   экономико­географического положения   экономическое   значение;   эта   доступность   может   измеряться прямыми   транспортными   издержками,   надёжностью   функционирования транспортных   систем,   отсутствием   разного   типа   барьеров.   С   политико­ географическим   положением   связаны   возможности   установления экономических   связей   для   реализации   выгод   экономико­географического положения,   режим   таможен   и   пошлин,   внешние   опасности   и   угрозы.   В пространственном аспекте выделяют центральное и периферийное положения. Для   измерения   экономико­географического   положения   применяют   модели пространственного взаимодействия.  Вопрос 2. Чем отличается физико – географическое положение  страны от экономико ­ географического? 4 Ответ:   Географическое   положение   включает   разные   по   своей   внутренней сущности   категории:   физико­географическое   и   экономико­географическое положение.  Физико­географическое   положение   ­   пространственное   расположение какой­либо   местности   (страны,   района,   населенного   пункта   или   другого объекта)   по   отношению   к   физико­географическим   данностям   (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и океанам).  Соответственно   физико­географическое   положение   определяется географическими координатами  (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам, положением в составе природных (климатических, почвенно­ растительных, зоогеографических) зон.  С   точки   зрения   экономической   географии   физико­географическое положение местности (как и отдельные его составные элементы) необходимо рассматривать   как   условие   (предпосылку)   для   возможного   осуществления какого­либо   вида   хозяйственной   деятельности,   т.   е.   как   предпосылку   для размещения производительных сил.  Экономико­географическое положение (ЭГП) — это пространственное расположение   местности   (страны,   района,   населенного   пункта   или хозяйственного   объекта)   по   отношению   к   путям   сообщения   (транспортно­ географическое   положение),   другим   местностям   (странам,   районам, населенным   пунктам,   месторождениям   полезных   ископаемых),   с   которыми данная местность или объект связаны как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией), пополнения рабочей силой, как с районами сбыта.  Физико­географическое и экономико­географическое положение любой местности   индивидуально   (неповторимо).   Место,   которое   занимает территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта,   предприятия),   не   только   индивидуально   само   по   себе   (в   системе 5 географических координат), но и в своем пространственном окружении, т. е. в своем расположении по отношению к морю, центрам, путям сообщения.  Любой из элементов физико­географического положения практически навсегда   остается   неизменным,   а   потому   их   роль   в   возможном   изменении физико­географического положения местности абсолютно пассивна.  Все   элементы   экономико­географического   положения   относятся   к числу тех, которые существенно изменяются во времени (и в пространстве), так   как   зависят   от   способа   производства,   уровня   развития   и   характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико­географическом положении этих мест.  Вопрос   3.   Какое   воздействие   на   развитие   туризма   оказывает географическое положение страны или региона? Ответ: Географическое положение» рассматривается по двум направлениям:  1) географическое положение как фактор развития туризма.  Географическое   положение   как   фактор   подразумевает   выявление   и анализ связей (реальных и потенциальных) для определения их воздействия на   развитие   туризма,   его   специализацию,   особенности   организации   и технологии. 2) географическое положение как условие развития туризма. Географическое   положение   как   условие,  местоположение   позволяет раскрыть   основные   предпосылки   развития   туризма,   поэтому  является обязательной составной частью туристской характеристики страны. Некоторые   ученые   определяют   географическое   положение   как принадлежность   к  определенной  территории.  Совокупность  всех  данностей географического   положения   формируют   географическую   среду, пространство, в которых существует государство, страна. 6 Это   пространство   определяет   характерные   черты   и   свойства   любой    Разные   его   стороны   важны   для   определения   различных территории. направлений в развитии туризма. Характер   природных   условий   оказывает   огромное   влияние   на   выбор туристами   маршрута   или   района   путешествия.   Туристы   принимают   во внимание   климатические   и   ландшафтные   особенности,   богатство   и уникальности   растительного   и   животного   мира,   естественные   возможности для активного отдыха. Стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у   многих   людей   с   желанием   познакомиться   с   экзотикой.   Экзотические природные   объекты   являются   одним   из   важнейших   туристских   ресурсов. Широко   для   привлечения   туристов   используется   природа   и   ее   Африки, достопримечательности   в   странах   Юго­Восточной   Азии,   Австралии   и   Океании. Центральной   и   Южной   Америки,          Важную для туризма роль играет географическое положение района или страны, требует отметить  близость к морю, к горным и лесным массивам, характер   береговой   линии,   положение   страны   по   отношению   к   основным поставщикам туристов, нахождение региона на важных транзитных путях. Большое значение для туристов имеет рельеф района. Популярностью пользуются   районы   со   сложным   и   живописным   рельефом.   Горный   рельеф выигрывает перед равниной не только в эстетическом плане. Он располагает и большим   запасом   рекреационных   ресурсов   благодаря   чистоте   горного воздуха,  повышенному   уровню   ультрафиолетового   излучения,   возможности организации   горнолыжных   и   альпинистских   центров.   Поэтому   не  случайно многие горные системы мира стали процветающими туристскими районами.           Стремясь к полноценному отдыху, туристы предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся  благоприятными  погодными условиями.             Учитывая   требования   туристов   к   погодно­климатическим   условиям, главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий,  а  также  на   островах   жаркого  пояса,  где  высокая   температура 7 компенсируется морскими ветрами. Однако в последние десятилетия возрос интерес туристов к экзотическим уголкам земного шара, что способствует туризма. расширению Наличие в стране морских и океанских побережий благоприятствует развитию международного     зоны   туристских   регионов.   В   условиях   комфортного   климата,   хорошо прогреваемой у берегов морской воды и наличия удобных пляжей они могут стать подходящим местом для создания морских курортов, также морские побережья   обеспечивают   удобство   сообщения,   возможность   проведения круизных путешествий. Реки и  озера  также  являются  важными туристскими  ресурсами.  Они   формируют   благоприятный   микроклимат, украшают   ландшафт, предоставляют   туристам   отдыхать   на   воде,   заниматься   водными   видами спорта,   обеспечивают   туристские   центры   водой.   В   настоящее   время приозерные курорты и зоны отдыха Финляндии, Польши, Венгрии, Швейцарии являются   популярными   районами   туризма.   К   туристическим   ресурсам относятся и леса, благодаря которым в местах отдыха создается обстановка, позволяющая "изолироваться" от внешнего мира и "цивилизации". Лес имеет очень   большое   оздоровительное   значение,   снижает   уровень   шума   в   зонах отдыха. Для большинства туристов характер животного мира посещаемого района никакой роли не играет, тем не менее, в ряде мест для привлечения гостей большое внимание уделяется их интересу к экзотическим животным. Множество национальных парков, заповедников и открытых для охоты зон Африки,   Азии,   США   и   Канады,   Австралии   и   Европы   стали   настоящими туристскими центрами. В некоторых странах (Чехия, Венгрия, Германия, Австрия) туристским ресурсом   являются   минеральные   воды   и   грязи,   обладающие   целебными свойствами.   Международные   курорты   на   минеральных   водах   привлекают достаточно устойчивые потоки туристов. 8 В   целом   о   влиянии   физико­географических   факторов   на   развитие международного   туризма   можно   сказать,   что,   чем   большим   числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает определенный   район,   тем   больше   у   него   возможностей   для   привлечения туристов.         Соотнесите   пункты   плана   Задание   2.   Сапожниковой Е.Н.) с данными категориями   на   стр.   168     (учебник Категория   Математико­ географическое Описание категории позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам положение градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к Физико­ географическое это характеристика местоположения рассматриваемого объекта полюсам Земли, к крайним географическим точкам. положение в ряду природных объектов, например, по отношению к материкам и океанам, к формам рельефа, к островам и полуостровам, к рекам и озерами т. д. Экономико ­ определяет положение объекта среди разных антропогенных географическое объектов, выполняющих определенные экономические положение функции. Например, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мест добычи полезных ископаемых и 9 Политико ­ географическое положение Эколого­ промышленных районов, а также по отношению к экономическим группировкам стран. Определяет отношение объекта к соседним странам с их столицами, к политическим группировкам стран, характеризует фон экологической безопасности географическое местоположения объекта к местам, имеющим экологические положение проблемы (например, к пунктам выброса загрязняющих веществ, к районам радиоактивного загрязнения, а также к потенциально опасным объектам, создающим экологическую угрозу).   ниже   представленные   источники,   Задание   3.   Используя   координаты крайних точек материков. (http://www.nzportal.info/spage.php?gl=05&goto=14) (http://www.78l.ru/data/files/planeta_zemlia/37.html крайние точки материков). Координаты  крайних точек материков    дайте Крайние точки северная южная западная восточная Материк Евразия  10 Европа  Азия  Африка  Северная Америка  м.Нордкин 71°08' с.ш.  27°42  в.д. ′ м.Марроки З6°00' с.ш.  05°37  з.д. ′ м.Рока 38°8' с.ш. 9°31' з.д.  м.Челюскин 77°43' с.ш.  104°3'  в.д м.Пиай 1°16' с.ш.  103°5'  в.д м.Эль­Абъяд 37°21' с.ш.  10°в. д. м.Игольный 34°52' ю.ш.  20° в.д. м.Мерчисон 71°50' с.ш.  94°45  з.д. ′ м.Марьято 7°13' с.ш.  80°52  з.д′ м.Баба ′ 39°29  с.ш. 26°10' в.д.  м.Альмади 15°с. ш. 17°32' з.д.  м.Принца  Уэльского 65°35  с.ш′ 168°00' з.д.  Южная Америка  м.Гальинас 12°25' с.ш.  72°з.д. м.Фроуорд 53°54' ю.ш.  71°з.д. м.Париньяс 5°ю.ш. 81°20' з.д.  Полярный  Урал 68°20  с.ш. 67°20' в.д.  ′ м.Дежнева 66°1' с.ш. 169°40' з.д.  м.Рас­Хафун 10°с. ш. 51°22' в.д.  м.Сент­ Чарльз 52°24  с.ш′ 55°40' з.д.  м.Кабу­ Бранку 7°ю.ш. 34°46' з.д.  Австралия  Антарктида  м.Йорк  10°41' ю.ш.  143 в.д. м.Сифре 63°13' ю.ш.  57°в.д. м.Юго­ Восточный 39°11' ю.ш.  147° в. д. м.Стип­ Пойнт 26° ю. ш., 113°05' в.д.  м.Байрон 28° ю. ш., 153°34' в.д.  — — —   Задания 4. Изучите особенности пространственной дифференциации и физико­географическое   районирование   основных   континентов   и заполните  ниже представленную таблицу.  (http://www.ecosystema.Ru/08nature/ world /geoworld/08­8.htm) Евразия Австралия Африка Северная Америка Протянулась с  севера на юг  почти через все Южная Америка Различия природных условиях Огромные размеры Евразии,   в Проявление географическо й зональности. По особенностям пространственн 11 и сложность   и разнообразие   ее рельефа, влияние океанов, положение   во всех климатических поясах северного полушария обусловливают сложную картину пространственн ой дифференциаци и природы материка. Регионы  (ранга субконтинентов) Евразийский сектор Арктики   Субарктики (большей частью пределах России), Северная Средняя Европа, Восточная Европа, Средиземномо рье и Переднеазиатс кие   нагорья, Юго­Западная Азия, Северная Азия (целиком в пределах России), Центральная Азия, Восточная Азия, Южная и Юго­Восточная Азия    и   климатические  пояса  северного  полушария, на  ее территории,  как и в  Евразии,  представлены  зональные типы ландшафтов от  ледяных  арктических  пустынь до  влажных  тропических  лесов.  Контрасты  между  равнинным и  среднегорным  востоком, и  высокогорным  западом,  настолько  велики, что они оказываются  фактором  пространственн ой  дифференциац ии природы  Америки.   Материк  подразделяется на два  субконтинента: Восток и  Кордильеры. Группу  регионов  составляют  арктические  острова. Они  выделяются в  Американский  сектор  Арктики и  Субарктики. существуют между равнинной   частью на   востоке   и молодой,   сложно построенной горной   системой на севере и западе материка. Это дает основание для подразделения Южной   Америки на два субконтинента. Каждый субконтинентов подразделяется   на физико­гео регионы, в зависимости   от климатических условий морфоструктуры. из и           Южноамериканск ий Восток  (Амазония,  Гвианское нагорье  и низменность,  равнина Ориноко,  Бразильское  нагорье,  внутренние  тропические  равнины,  ЛаПлатская  область (Пампа),  прекордильеры и  Пампинские  сьерры,  Патагонское  плато) Горный Запад  (Карибские Анды,, Северные Анды,  Центральные  Анды, Чилийско­ Аргентинские  Анды. Южные  (Патагонские)  Смена зон с  севера на юг в  выражена в  северном  полушарии,  где на  значительных  пространствах  равнинный  рельеф и  орография не  вносит  изменений в  формирование  ландшафтов.  Внутри зон  природные  условия  изменяются  незначительно, поэтому зона в пределах  материка в  некоторых  случаях  является в то  же время и  физико­ географически м регионом. Северная  Африка  (Атласская  горная страна,  Сахара, Судан) Центральная  (Экваториальн ая) Африка  (Северо­ Гвинейский  регион.  Котловина  Конго и  окраинные  горы) Восточная  Африка  ой дифференциац ии   природы Австралия к близка   субконтиненту Африки. Преобладание равнинно­ платформенног о рельефа обусловливает роль  зонально­ климатических условий.   Асимметрия  рельефа, горы  создают  контрасты в  климате и  рельефе между  большей  западной и  меньшей  восточной  частями. Выделяются:  равнинная  жаркая, с  летними  осадками  Северная  Австралия;  равномерно  увлажненная  горная  Восточная  Австралия;  горно­ равнинный  сухой  субтропически й Юго­Восток; Центральная  равнинаа;  плоскогорья и  горы Западной 12 Анды, Огненная  Земля) Субконтиненто м является  Центральная  Америка.  Будучи частью  Северной  Америки как  материка, она  по некоторым  особенностям  природы имеет  много общего с Южной  Америкой.  Австралии;  субтропически й Юго­Запад (Эфиопское  нагорье и  плато Сомали,  Восточно­ Африканское  нагорье,  Остров  Мадагаскар) Южная  Африка  (Южно­ Африканское  плоскогорье,  Капские горы) Задания   5.  Прочитайте   статью   Д.В.   Заяц   «В   поисках   оптимального районирования   мира»  (http://geo.1september.ru/2003/02/18.htm)  и   ответьте на следующие вопросы: Вопрос 1. Почему не существует единого мнения о районирование мира? 13 Ответ: Региональной структуры нет и быть не может. Во­первых, из­за того, что в основу разных вариантов районирования могут быть положены разные критерии (физико­географическое районирование Земли заметно отличается от политико­географического). Во­вторых, потому, что число и конфигурация регионов изменяются во времени (деление Европы на Восток и Запад, а в раннем   Средневековье   резоннее   было   противопоставлять   уже   затронутый культурой   и   цивилизацией   христианский   Юг   варварскому   и   языческому Северу).   В­третьих,   границы   регионов   просто   не   могут   существовать объективно,   их   нельзя   найти   на   местности,   в   любом   случае   они   будут умозрительны.   По   этим   причинам   наблюдается   путаница   в   вопросе районирования мира, региональной группировки стран /1/.  Для   преодоления   этих   трудностей   необходимо   выработать   единые принципы районирования. 1. Принцип   объективности:   районирование   или   группировка   стран   в регионы   не   должны   отражать   узкие   интересы   отдельных   социальных   и ведомственных групп или стран. За основу принимается единство географии, то есть учет как природных, так и социально­экономических и политических показателей по возможности в равной степени. 2. Принцип   стабильности:   использование   наиболее   устойчивых   во времени показателей, таких как природные и ресурсные параметры, а также исторические, этнографические, культурные и цивилизационные особенности. Наименее стабильны экономические, политические и социальные показатели. 3. Принцип непрерывности территории: регион не должен разделяться территорией государств других регионов или крупными акваториями, кроме заливов, проливов и небольших морей. 4. Принцип   неделимости   территории:   нельзя   делить   территорию государства   между   регионами,   а   один   регион   или   субрегион   не   может располагаться   на   разных   континентах.  Исключение   составляют   территория России и стран СНГ.  14 5. Принцип   иерархичности,   т.е.   соподчинение   разных   уровней группировки в рамках системы «континент­субконтинент­государство». Эта иерархия   может   быть   продолжена   далее   к   более   мелким   региональным структурам, выделяемым в составе государств /7/. Вопрос 2. По каким критериям различается районирование  Северной и Южной Африки? Ответ: Самые большие проблемы  по районированию в Африке. Здесь разные исследователи не находят согласия не только в составе регионов, но и в их числе. Африку делят на две, пять и даже шесть частей.  Африку   А.Л.   Чепалыга   поделил   на   пять   традиционных   регионов. Наиболее   неоднородными   здесь   выступили   Восточная   Африка   (состоит   из четырех субрегионов) и Западная Африка (три субрегиона). Районирование   Северной и Южной Африки. Произошло потому, что границы  африканских  регионов  не  линейны,  а градиентны. Они  размыты  в пространстве:   типичные   черты   одного   региона   по   мере   удаления   от   него замещаются   спецификой   другого.   Мусульманские   Мавритания   и   Судан   в своих   южных   районах   несут   черты   засахарской   Африки.   Ангола,   Замбия, Зимбабве   и   Мозамбик   экономически   тяготеют   к   промышленному   лидеру ЮАР, поставляя в эту страну гастарбайтеров и являясь рынками сбыта для южноафриканских   компаний.   Ряд   черт   роднят   эти   страны   с   соседями   из Восточно­   или   Центрально­Африканского   региона.   Руанда   и   Бурунди находятся между Центральной (французский государственный язык; Бельгия бывшая метрополия, а ныне крупный внешнеторговый партнер) и Восточной Африкой (влияние суахильской культуры; связь с портами вывоза). Вопрос 3. Что такое дуальные страны? Какое значение они имеют в ходе районирования. Приведите пример таких стран? 15 Ответ:   При   анализе   некоторых   схем   районирования   определяются   страны, которые не имеют постоянных и гарантированных мест внутри выделяемых регионов.  Эти  страны  с  переходными  свойствами  между  регионами,  в них проявляются общие черты каждого из граничащих пространств. Такие страны называют  дуальными,  имеющими   двойную   природу.   Они   служат своеобразными   коридорами,   по   которым   проходят   связи   и   культурное взаимообогащение   соседних   формаций.   Пример   Мексика   ­   имплантант Латинской   Америки   в   Северной   или   Северной   Америки   в   Латинской. «Неопределенное»   положение   у   Мьянмы.   Наибольшая   концентрация   таких стран в Африке, где они образуют два пояса, в Северной и Южной Африке. Гайана, Суринам, Французская Гвиана, Белиз. Эти страны мало связаны как с иберо­американским   культурным   субстратом,   так   и   между   собой.   Они   не отличаются от соседних вест­индских островов. Эта особенность трех стран Гвианского   нагорья   проявляется   в   их   вовлеченности   в   интеграционные структуры Карибского бассейна.  Как   дуальные   можно   определить   страны   не   только   экзотические. Дуальностью   характеризуются   республики   Прибалтики   (их   попеременно включают то в Восточную, то в Центрально­Восточную, а иногда и в Северную Европу),   страны   Закавказья   (то   ли   Европа,   то   ли   Юго­Западная   Азия), Молдавия   (ряд   западных   географических   справочников   относит   ее   к Балканским странам, видимо, уже заранее объединив с Румынией) и Кипр (продолжает ходить в азиатских странах). Вопрос   4.   Что   такое   дуальные   регионы?   Что   такое   базовые     и транзитивные   регионы   мира?   Какова   их   роль   в   районировании? Приведите примеры?  Ответ:   Анализ   конфигурации   регионов   современного   мира   позволяет выделить не только дуальные страны, но дуальные регионы. Регионы мира 16 можно   разделить   на   две   группы:  базовые  и  транзитные.   Базовые   регионы первичны,   относительно   монолитны,   в   их   пределах   четко   прослеживаются ядро и периферия, именно они создают всю мозаику господствующих на земле культур. Индия выстраивает Южную Азию, Китай Восточную, Япония пока редко   выделяемую,   но   объективно   существующую   Тихоокеанскую.   Эти регионы   порой   невозможно   подразделить   на   более   мелкие   части. Единственный   путь   это   выделение   центральной   страны   и   ее   окружения, которое может довольствоваться лишь ролью периферии и контактной зоны. Некоторые базовые регионы многоядерны: Западная Европа (Германия, Великобритания, Франция), Ближний Восток и Северная Африка (Саудовская Аравия, Египет, Иран), Южная Америка (Бразилия, Аргентина). Транзитные   регионы   переходны   и   в   пространстве   (зажаты   между массивами   базовых   регионов)   и   во   временном   отношении   (существуют недолго, часто меняют конфигурацию, сливаются с базовыми). Влияние стран­ ядер в регионах этого типа слабее (Мексика, ЮАР).  Неопределенность ситуации приводит к острому соперничеству стран­ конкурентов   за   лидерство   в   транзитных   зонах.   Такую   природу   имеет стремление   Индонезии,   Малайзии   или   Таиланда   вывести   себя   на   место единоличного   лидера   Юго­Восточной   Азии.   Схожую   геополитическую программу   доминирования   в   рамках   Туранского   региона   реализует руководство Узбекистана. На роль наиболее удачливого посредника между Востоком и Западом, понимаемыми как цивилизационные блоки, претендуют Польша, Чехия, Турция. Отсюда происходит стремление этих стран быстрее инкорпорироваться в европейскую систему интеграции и стать плацдармом для экспансии объединенной Европы и стоящими за нею США на восток. Транзитный регион Восточной Европы включает 12 стран «Центрально­ Восточной Европы», западные районы Белоруссии и Украины, Турцию, Кипр, Израиль,  Калининградская   область   России,   связи   которой   с  ядром   страны становятся все слабее. Восточная Европа регион классической транзитности.  17 Задание   6.   Дайте   описание     физико   –   географического районирования СССР   и России, используя   карты. Для каких целей в туристическом бизнесе  существует необходимость применения карт? Ответ:  Физико­географическое   районирование  ­   система   территориального деления   земной   поверхности,   основанная   на   выявлении   и   исследовании системы   соподчиненных   природных   регионов,   обладающих   внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы. Районирование бывает зональным (пояса, зоны и подзоны) и азональным,  урочища,  области,   провинции,   районы, (физико­географические   страны, фации), отраслевым (по рельефу, климату, почвам) и комплексным. В пределах  России  выделяют крупные природные регионы:  Восточно­ Европейская   равнина,  Балтийский   щит,  Кавказ,  Урал,  Западно­Сибирская равнина,  Средняя Сибирь,  горы Южной Сибири,  Северо­Восточная Сибирь, Северо­Притихоокеанская страна и Амуро­Сахалинская страна. В   1947  г.   были   опубликованы   результаты   капитальных   исследований Совета   по   изучению   производительных   сил   АН   СССР   по   естественно­ историческому районированию СССР.  Самой крупной таксономической единицей в этом районировании была принята   зона   —   широкая   полоса,   пересекающая   территорию   одного   или нескольких материков и характеризующаяся таким сочетанием тепла и влаги, которое   обусловливает   развитие   в   ее   пределах   определенных   и взаимосвязанных зональных типов растительности и почв. Наряду с зоной и независимо   от   нее   выделяется   другая   крупная   единица   районирования   ­ естественно­историческая   страна,   являющаяся   обширной   частью   материка, рельеф и географическое положение которой обусловливают определенный тип   зональности   природных   условий   в   ее   пределах.   Всего   на   территории СССР выделено 15 стран. 18 Во   всех   последующих   схемах   районирования   СССР   выделяются физико­географические   страны,   количество   которых   в   разных   схемах колеблется от 13 до 19. Следующей единицей районирования является провинция ­ часть зоны или   зона   в   целом   в   пределах   одной   страны,   обладающая   рядом   местных макроклиматических   особенностей   (степень   континентальности,   характер увлажнения), отраженных в специфических чертах почвенных разновидностей и флористических вариантах. Результатом такого весьма общего определения провинции, не содержащего конкретных диагностических признаков, явилось выделение всей лесной зоны Западной Сибири в виде одной провинции, в то время   как   на   Восточно­Европейской   (Русской)   равнине   в   ее   пределах выделено   шесть   провинций.   Всего   на   территории   СССР   выделено   70 провинций, каждая из которых получила краткую текстовую характеристику. Г.Д.   Рихтером   было   проведено   районирование   СССР   для   "Физико­ географического   атласа   мира".   На   карте   выделены   единицы   двух   рангов: страны  (19)   и  провинции  (194).   Зоны   в   числе   таксономических   единиц районирования не названы, но принадлежность провинций к той или иной зоне (подзоне)   показана   цветом,   что   обеспечивает   отражение   на   схеме районирования стран, зон и провинций. На   карте   нашли   отражение   единицы   трех   рангов:   страны,   зоны   (на равнинах) или горные области (в горных странах) и провинции. В процессе исследования для каждой страны выявлены региональные спектры широтных зон, а в горах высотных поясов. На территории СССР выделено 19 стран, 88 зон и горных областей и 305 провинций. Из них за пределами современной России находятся 6 стран, 19 зон и горных областей и 74 провинции. Физико­географическое районирование имеет практическое значение и находит применение для комплексного учета и оценки природных ресурсов, при   разработке   планов   территориального   развития   хозяйства,   крупных туристических   проектов   и   маршрутов.   Являясь   важной   основой   для 19 всестороннего комплексного учёта и оценки природных условий и ресурсов, районирование   используется   в   разнообразных   практических   целях (инженерно­строительных, транспортных, медицинских, рекреационных) Задание   7.   Дайте   сравнительную   характеристику   ЭГП   по   стран   Россия,   Великобритания,   Япония, представленному   плану   Бразилия План характеристики ЭГП страны (региона) Положение по отношению к соседним странам.  1. Положение   по   отношению   к   главным   сухопутным   и   морским 2. транспортным путям.  Положение   по   отношению   к   главным   топливно­сырьевым   базам, 3. промышленным и сельскохозяйственным районам.  4. 5. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.  Изменение ЭГП во времени.  Общий вывод о влиянии ЭГП на: 6. ­  развитие и размещение хозяйства страны ­  развитие туризма и размещения туристических  центров План ЭГП Положен ие   по отношен ию   к соседним странам Положен ие   по отношен ию   к главным сухопутн ым   и Россия Великобритания Япония Бразилия       Сухопутные   на   западе   и юге. с Граничит капиталистическими Норвегия,   странами: Финляндия,   страны   с переходной   экономикой: Эстония, Латвия, Украина, Беларусь, Китай, С. Корея, Монголия, Грузия, Азербайджан, Казахстан. Северные морские границы России проходят по водам  морей Северного  Ледовитого океана.  Восточные границы  проходят по водам Тихого  океана. Воды Балтийского  20 морским транспор тным путям.  Положен ие   по отношен ию   к главным топливно ­ сырьевы м   базам, промышл енным   и сельскох озяйстве нным районам.  Положен ие   по отношен ию   к главным районам сбыта продукц ии Изменен ие   ЭГП во времени.  Общий вывод   о влиянии ЭГП на: ­развитие и моря соединяют Россию со Швецией, Польшей,  Германией и Прибалтикой. На юго­западе РФ границы  по Азовскому и Черному  морям, которые соединяют Россию с Украиной,  Грузией, Болгарией,  Турцией, Румынией. По  Черному морю идут пути в Средиземное море.  Небольшие по  протяженности морские  границы проходят по  Каспийскому морю. Продолжается   падение всех   прежде   высоких мировых показателей России.   По   объему   ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии ­ более чем в 3   21 раза, Испании в 1,5 раза и т.д.   В   1992­1996   гг.   ВВП России   упал   на   28%   (в 1941­1941 гг. ­ на 21%). размещен ие хозяйств а страны ­ развитие туризма и размещен ия туристич еских центров 22 Задание 8. Дайте  характеристику ПГП  по ниже представленному плану таких стран как Россия, Египет, Мексика План характеристики политико­географического положения страны 1. Политическая и экономическая оценка государственных границ: а) уровень экономического развития соседних стран; б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам; в) стратегическая оценка государственной границы. 2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции: а) возможность использования морского, речного транспорта; б) торговые отношения с соседними странами; в) обеспеченность страны сырьем. 3. Отношение к "горячим точкам" планеты: а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах; б) военно­стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом; в) участиe страны в международной разрядке, разоружении; 4. Общая оценка политического положения страны в целях сотрудничества с мировым   сообществом     и   в   предоставлении     возможности   организации   и осуществлении  туристической деятельности. Ответ: Характеристика ПГП  России 23 1). Протяженность границ РФ 60000 км, из них 40000 км морские границы. Геополитическое положение стало иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у России не изменилось число соседей. Их   четырнадцать   (с   двумя   соседними   государствами   РФ   имеет   морские границы: Япония и США). Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией   и   КНДР.   Резко   сократилась   граница   с   Польшей   (с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.   суверенные   1.   По   периметру   России   образовались     государства, непосредственно  на  границе  пять  государств­членов  СНГ, три государства Балтии. 2. По отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье. 3. Образовались частично «прозрачные» границы с  ближним  зарубежьем,  к 18   субъектам   Федерации,   бывшим   пограничными   в   рамках   СССР, прибавилось  25. 4. Было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы. 5. Блок НАТО расширился на восток, к границам России. 6. Образовался анклав – Калининградская область 2). Из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо­ и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие   европейские   столицы. трансконтинентальных,    транспортных    коридоров.    Формирование     международных, Россия   имеет     мощный     и     разнообразный     природно­ресурсный потенциал, способный   обеспечить   необходимые     объемы     собственного потребления       и   экспорта.   В   стране   20   тыс.   месторождений     полезных ископаемых. Она находится   на  первых  местах  в   мире  по  запасам газа, каменного     угля,     железных     руд,     ряда     цветных     и     редких   металлов, апатитов,  торфа,  а  также  занимает  ведущее  место  по  запасам земельных, водных и лесных ресурсов. В   структуре   минерально­сырьевой   базы   71% 24 составляют  топливно­энергетические ресурсы, представленные газом, углем, нефтью,   15%   нерудное   сырье,   13%   черные   и   цветные     металлы.     1% приходится  на  алмазы  и драгоценные металлы. В развитии страны ведущую роль   играют топливно­энергетические ресурсы. Россия располагает  запасами   нефти   и   газа.   Основные залежи находятся     в     Западно­Сибирской,     Волго­Уральской,     Тимано­Печорской нефтегазоносных провинциях, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. 3).   Продолжается   эскалация   насилия   в   Чечне   и   на   Северном   Кавказе, республиках   Ингушетия   и   Дагестан.   Активизация   нападений   со   стороны повстанцев   привела   к   ряду   новых   терактов.   Конфликт   из­за   Курильских островов   с   Японией.   Политико­географическое   положение   России   после распада СССР в 1991 г. очень сильно  изменилось, причем в худшую сторону. Потеря ряда прежних территорий и акваторий более всего сказалась на ее западной границе. 4). Современное    положение    России     благоприятствует     укреплению     Азиатско­ внешнеэкономических       странами     связей     России     со   Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции страны и в Европе. Развивается   торговля,   сотрудничество   со   многими   странами   мира, туристическая деятельность 25 Мексика   —   член  ОАГ   (с  1948),   Латиноамериканской   ассоциации   интеграции   (с  1980), Латиноамериканской экономической системы (с 1975). Задание 9. Определите транспортно – географическое положение  России, Норвегии и Малайзии, ответив на ниже поставленные вопросы.  1. степень развития транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков на исследуемой территории?  характер территориального охвата ? 2. 3. основные     виды   транспортно­географического   положения:   центральное, периферийное,   выгодное   и невыгодное, тыловое (вдали от транспортных путей), тупиковое, прибрежное   магистральное,   транзитное,   внутреннее, (приморское), предгорное. 4. степень     удалённости   от   важнейших   соседних   транспортных   узлов   и магистралей? Ответ: Транспортно – географическое положение  России Географические   особенности   экономических   связей   определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода   в   мировой   океан:   балтийский,   тихоокеанский,   североморский, черноморский. С распадом образовались государства, СНГ.  Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами. 26 На   Балтике   у   РФ   остался   только   один   крупный   порт   –   Санкт­ Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты. В Черноморско­Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов   и   контейнеров.   У   России   нет   на   северо­западе   и   юге   приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. В   связи   с   этим   вопрос   об   эффективности   использования   портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (Таганрог, Астрахань, Новороссийск). Сложившееся   положение   ограничивает   морские   связи   со   странами Запада   через   Балтийское   и   Черное   моря.   Но,   Увеличивается   значение северных  портов.  Северный  выход  связан с  рискованным  высокоширотным мореходством. Надо увеличить пропускную способность портов на севере. Слабо реализуется географического положения Дальнего Востока его широкие   выходы   к   морям   Тихого   океана.   В   АТР   свыше   40   государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток.  Создаются   трудные   проблемы   –   проблемы   северных   территорий,   то есть,   территориальный   спор   России   с   Японией.   Поэтому   необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн). На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия   имеет   только   три:   с   Финляндией;   из   Калининградской   области   в Польшу и далее в Брест 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт­Петербурга   до   Гродно   на   2/3   проходящий   по   территории   3­х государств   Балтии.   На   западе   России   возникло   множество   транспортных, автодорожных   и  газопроводных   проблем.   Перевозка   по   этим   магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки. Около 70% внешней торговли приходится на страны 27 Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии. При   всех   сложностях   Россия,   используя   выгоды   географического положения,   проводит   новую   политику.   Она   вошла   в   десятку   Балтийских государств,   подписав   соглашение   об   экономическом   и   культурном сотрудничестве.   Аналогичное   соглашение   подписано   с   черноморскими государствами.   В   последнее   время   возрастает   возможность   отношений   с Западной Европой, США, Канадой, Кореей. Ответ: Транспортно – географическое положение Норвегии Омывается на севере Северным Ледовитым океаном (Баренцево море), на северо­востоке граничит с Россией, Финляндией и Швецией, на востоке ­ со Швецией. На юге пролив Скагеррак отделяет ее от Дании, на западе страна омывается   Северным   морем.   Норвегии   принадлежат   архипелаг   Свальбард (Шпицберген,   включая   о.   Медвежий),   остров   Ян­Майен   и   50   тыс.   мелких островов.  Важное место в экономике занимает рыболовство (по экспорту второе место в мире) и лесоводство. Основной вид транспорта ­ морской. Более 90% тоннажа   торгового   флота   занято   на   международных   перевозках   по иностранным фрахтам. Это объясняется спецификой геоположения, сильной изрезанностью   береговой   линии   в   сочетании   с   горным   рельефом   и историческими   мореходными   навыками   норвежцев.   Морем   идет   9/10 внешнеторгового и более 1/2 внутреннего грузооборота Норвегия ­ одна из ведущих судоходных держав мира.  По тоннажу торгового флота она стоит на 5­м месте. Более 80% норвежского флота занято перевозками грузов между заграничными   портами,   что   приносит   стране   несколько   миллиардов   крон иностранной   валюты   в   год.   Ежегодно   через   морские   порты   Норвегии проходит   50   млн.   т   грузов.   Около   половины   из   них   составляет   идущая транзитом из Швеции железная руда.  28 Норвегия   стоит   на   одном   из   первых   мест   в   мире   по   внутренним перевозкам   пассажиров   на   самолетах.   Железные   дороги   (государственные, 50%  электрифицировано) 4,24 км.,  автодороги 79,8 тыс. км.  Важную роль играет внешняя торговля. Ответ: Транспортно – географическое положение Малайзии Малайзия расположена в самом центре Юго­Восточной Азии. Южно­ Китайское море делит страну на две части: материковая западная часть и восточная Малайзия на северо­западной части о. Борнео. Страна граничит с Таиландом ­ на севере, с Сингапуром, Брунеем, Индонезией ­ на юге. Через Малаккский и Сингапурский проливы, а также Южно­Китайское море проходят важнейшие морские коммуникации, имеющие международное значение, путь из Индийского океана в Тихий. Важнейшие порты Малайзии (Пинанг, Порт­Диксон, Малакка) сосредоточены на побережье Малаккского пролива. Все омывающие страну проливы и моря имеют огромное значение для   хозяйства   страны   рыболовства   и   морского   промысла,   а   также   для каботажного плавания.  Порт   Келанг   –   крупнейший   в   Малайзии,   обладает   самой   развитой инфраструктурой и регулярно совершает отправления почти в любой порт мира. Является складским центром Малазийской внешней торговли.  Порт   Пенанг   связывает   Малайзию   с   200   зарубежными   портами,   он является   транзитным   и   консолидационным   центром   для   Индонезии   и Таиланда.  Порт   Джохор­Бару   используется   при   транспортировке   продукции лесной   и   сельскохозяйственной   продукции,   так   как   имеет   крупнейшие   в стране производственные мощности данных направлений. Непосредственная близость к Индонезии позволяет участвовать в транзитных потоках. 29  Возможна   перевозка   через   международный   порт   Куантан,   вокруг которого   так   же   сосредоточены   многие   крупные   промышленные производства. Положение   региона   очень   выгодное,   на   стыке   Тихого   океана   и Индийского. Грузы из Японии, Китая в Европу, Австралию идут через данный регион. Юго­Восточная Азия давно является самым опасным регионом, здесь происходит   половина   от   всех   зарегистрированных   пиратских   нападений   в мире.   Пиратские   нападения   в   открытых   морях   и   портах   стали   серьезной проблемой   и   реальной   угрозой   торговому   мореплаванию.   Озабоченность вызывает Малаккский пролив, одна из основных транспортных артерий мира. Его длина составляет порядка 1000 км (600 миль), три государства выходят на пролив ­ Малайзия, Сингапур и Индонезия. Более половины всего мирового судоходства проходит через пролив, в это число входят и две трети мировых перевозок   нефти   и   сжиженного   природного   газа   назначением   на   Японию, Китай и Южную Корею. Задание   10.  Используя   электронные   ресурсы   из     библиотеки   Арго: «Глава 1. Экология (состояние, проблемы, пути решения)», а также схему и   карту   в   данной   главе,   дайте   описание   эколого   –   географического положения   shop.com.ua/article­7420.html)    России   и   отдельных   регионов.    (http://www.argo­ Ответ: Россия располагает самой большой территорией в мире: более 17 млн кв.   км.   Климатические   условия   крайне   разнообразны   от   тёплых   южных районов до крайне суровых северных территорий. Россия обладает запасом полезных   ископаемых   и   мировым   запасом   питьевой   воды.   По   количеству населения 7­е место в мире, население распределено неравномерно.  Экологические проблемы России:  30       изменение климата, в том числе ослабление озонового уровня;  загрязнение атмосферы (кислотные осадки и ядовитые вещества);  загрязнение океана металлами и химическими соединениями;  истощение и загрязнение поверхностных вод и почвы;  сокращение площади лесов;  снижение   способности   природной   среды   к   самоочищению   и самовосстановлению;    эколого­демографические проблемы;  образование возбудителей заболеваний растений, животных, человека.  Экологические   районы   России   по   характеру   экологической напряженности  подразделяются на VII категорий: I — очень низкая, II — низкая,   III   —   относительно   низкая,   IV   —   средняя,   V   —   относительно высокая, VI — высокая, VII — очень высокая. Менее заселены и освоены в промышленном отношении север Европейской части, северо – восток Сибири. Наибольшие   экологические   проблемы   возникают   в   центральном   районе страны, южная Сибирь. Самые   проблемные   территории,   где   очень   высокая   экологическая напряженность:   Поволжский;   Приуральский;  Прикаспийский;   Центрально­ Уральский; Предсаянский; Среднерусский; Центрально­Европейский районы.   и   относительно   высокая   экологическая   напряженность Высокая   прослеживается:   Вычегодский;   Южно­Уральский;     Западно­Кольский;   Приладожский;   Северо­Двинский;   Южно­Русский;  Северо­Кавказский; Прииртышский; Байкальский; Центральноякутский; Забайкальский районы.   Предалтайский;   Норильский;   Ангарский;   Южно­ В данных районах страны развиты отрасли тяжелой промышленности,   добывающая   машиностроение, электроэнергетика,   металлургия, промышленность,   скопление   «грязных»   производств,   большая   плотность населения, высокий уровень урбанизации. 31 Литература 1.Сапожникова   Е.Н.     «Страноведение:   теория     и   методика   туристского изучения стран» стр. 9­12, 168 2.Портал необходимых знаний. Режим доступа:  http://www.nz­portal.info/spage.php?gl=05&goto=14) 3.   Крайние   точки     материков.  http://www.78l.ru/data/files/planeta_zemlia/37. html) 4. Заяц Д.В. «В поисках оптимального районирования мира»  (http://geo.1september.ru/2003/02/18.htm) 5. Карты физико  ­ географического районирования СССР и России 32 6. Атлас мира. Режим доступа: http://geoatlasmira.ru/  7. Чепалыга А.Л. Региональная группировка стран мира 33

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение

Страноведение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017