СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Г. В. Зайцева, учитель экономики МБОУ «лицей № 120 г. Челябинска»
М. С. Полищук, ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск
Исторически сложилось так, что любой бизнес, даже превращаемый в крупную корпорацию со временем, на начальном этапе является мелким, называется малым, требующим поддержки. Полноправным создателем планируемого бизнес-сообщества в истории России, можно считать Петра Великого. Если бизнес на Руси, в России существовал с незапамятных времен, то именно в период царствования Петра, российское купечество, объединенное в предпринимательское сообщество, начинает активную деятельность. В обществе приветствуется создание бизнеса. На рынке появляются субъекты мелкого предпринимательства, получающие возможности активного развития. «Можно сказать, что в России не было определения малого бизнеса, однако понятие мелкого производства, как и мелкого купеческого сословия, безусловно, существовало, и роль его оценивалась по достоинству как потенциально крупного бизнеса в будущем. И малому бизнесу оказывалась поддержка, уделялось особое внимание… осуществлялась поддержка начинающих предпринимателей и Петром Первым, и его дочерью Елизаветой, и Екатериной Второй, и в дальнейшем предпринимательство поддерживалось государственными структурами» [2, с. 25].
Сформированная за 200 лет стратегия развития бизнеса в Российской империи сыграла огромную роль в развитии экономики и становлении мощного государства к началу ХХ века.
На сегодняшний день малые предприятия — это основой субъект рыночной экономики страны. Малым предприятием считается организация, где численность работников доходит до ста человек, также среди малых предприятий выделяют микропредприятие, где численность работников до пятнадцати человек. Вклад малого бизнеса в развитие экономики России сыграл значимую роль, поскольку именно малые предприятия поддерживают здоровую конкуренцию и препятствуют монополизации рынка.
И. А. Ляшевич в своей книге «Правовые проблемы регулирование малого и среднего бизнеса в России на современном этапе» справедливо подмечает, что в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса [3]. Положительная роль малого бизнеса, заключается и в том, что малый бизнес быстро реагирует на изменения внешней среды, более гибок, чем крупный бизнес, создает дополнительные рабочие места. Особенностью малого бизнеса является доступность его создания и ведения широким кругом граждан. Создание малого бизнеса не предполагает крупных финансовых вложений, не требует привлечения объемных материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес часто служит начальным этапом формирования крупных предприятий.
Наряду с достоинствами, малый бизнес имеет и риски, которые необходимо максимально предупреждать. Малые предприятия наиболее уязвимы, им сложно удержаться «на плаву» в условиях жесткой конкуренции. Однако, существует планирование, одним из направлений которого является стратегическое планирование, закладывающее будущность создаваемого и продвигаемого бизнеса.
Стратегическое планирование — это определение основных направлений, способов и средств достижение стратегических целей, которое осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов [5]. Каждое малое предприятие на этапе создания должно иметь стратегический план развития предприятия, который включает миссию предприятия и план его развития, также анализ внешних и внутренних факторов. Наличие стратегического плана в дальнейшем приведет малое предприятие к занятию своей позиции на рынке. Многие руководители малого бизнеса считают, что стратегический план нужен только крупным предприятиям, но это совсем не так.
Стратегическое планирование в малом бизнесе — это как программа развития предприятия на несколько лет вперед. Стратегический план включает в себя миссию, цель, анализ и оценку внешних и внутренних факторов среды, разработку стратегических альтернатив, выбор стратегии, которая будет служить основой для развития малого предприятия. Стратегический план малого предприятия не обязательно должен быть объемным и сложным, как у крупных фирм, но он должен иметь конкретные четко сформулированные задачи, разбитые на этапы. Конкретизация и целенаправленность стратегического планирования малого предприятия позволяет обеспечить эффективную работу сотрудников, исключить споры и недопонимания, обеспечить контроль на каждом этапе работы.
Стратегическое планирование не требует особых материальных, временных и человеческих ресурсов, но процесс создания стратегического плана потребует от руководителя в первую очередь четкого представления развития компании, умения абстрагироваться и посмотреть на предприятие со стороны и составить рабочий план развития предприятия на определенный период. Для успешного развития бизнеса не обязательно прорабатывать стратегический план до мелочей, нужно знать свои преимущества и уметь ими пользоваться и ставить достижимые цели. Существует много малых предприятий, но не все они успешны. Рентабельность и развитие малого предприятия зависит от создания стратегического плана, но многие предприятия пропускают этот шаг, что в дальнейшем приводит к ликвидации бизнеса. Конечно, успех малого бизнеса также зависит от уникальности продукта, востребованности на рынке и многих других факторов.
Стратегический план задает основные направления в развитии компании, позволяя комплексно и реально оценивать внутренние ресурсы организации и рыночный потенциал ее развития [1]. Преимуществом стратегического планирования является обоснованность и вероятность реализации планируемых событий, создания плана развития и действий предприятия на длительный срок, а также стратегическое планирование способствует снижению рисков при принятии управленческих решений. Недостатками стратегического планирования является не полное и не детальное описание картины будущего, отсутствие четкого алгоритма составления стратегического плана, допущенные ошибки на этапе стратегического планирование, которые могут обладать негативными последствиями.
Безусловно, стратегический план не дает гарантированного успеха предприятию, но благодаря стратегическому плану руководитель предприятия понимает, к чему он стремится и как он этого может достичь, в результате руководитель малого предприятия создает себе наиболее благоприятные условия для развития, и укрепления на рынке, и эффективного распределения имеющихся внутри организации ресурсов.
Выгоды стратегического планирования:
1. Точность и конкретизация формирования цели предприятия.
2. Понимание и осознание всеми сотрудниками цели предприятия и стремление в достижение этой цели.
3. Организация выявления и разработок перспектив развития фирмы.
4. Контроль на всех этапах работы.
5. Подготовка к неожиданным изменениям рыночной ситуации и уменьшить время адаптации.
6. Предупреждение рисков
Стратегическое планирование на малых предприятиях — является, прежде всего, необходимостью. Успех малого бизнеса частично зависит от продуманного, конкретно сформулированного стратегического плана, который задает основные направления развития малого предприятия. Каждый руководитель должен осознавать, что стратегический план, позволяет малому предприятия развиваться за счет системного и адекватного оценивания внутренних ресурсов, рыночных возможностей, синхронизации усилий рабочего персонала и других факторов, рассмотренных в стратегическом плане.
Список литературы:
1. Андреева, И., «О критериях выделения малого и среднего бизнеса» // И., Андреева, К.Павлов, — Общество и экономика. —2012.— № 7
2. Зайцева, Г. В. Исторические факты развития предпринимательства и налогообложения в России: Современное развитие малого бизнеса [Текст] : материалы II Всерос. Конф. / НОУ ВПО «Челяб. Ин-т экономики и права им. М.В. Ладошина» ; отв. ред.: С.Б. Синецкий; редкол.: Е. А. Захарова, В. В. Кванина, В. А. Баскаков]. — Челябинск, 2014. — 191 с.
3. Ляшевич, И. А. Правовые проблемы регулирование малого и среднего бизнеса в России на современном этапе//Журнал российского права. —2006. —№5—С.62ль
4. Малышева, Е. В. Стратегическое планирование: учебное пособие //Е. В. Малышева — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. — Ч. 1., 2010. — 52 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.