Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении
Оценка 4.9

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Оценка 4.9
Лекции
docx
обществознание +1
Взрослым
17.04.2019
Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении
Целью данного курса является дать студентам необходимый объем современных теоретических знаний в области методологии стратегического планирования в условиях жесткой конкуренции с таким расчетом, чтобы достичь конкурентных преимуществ. Теоретические основы стратегического планирования и роль бюджетных процессов в государственном управлении. Проблемные аспекты стратегического планирования и бюджетных процессов в условиях конкуренции. Механизмы стратегического планирования и прогнозирования при бюджетных процессах.
Лекция.docx
4.9.6. ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 5 ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС Тема 1. Предмет теории стратегического планирования Цель: Рассмотреть основные этапы планирования,  а также цели, приоритеты и задачи. Вопросы: Сущность дисциплины Основные понятия и термины Объективная необходимость планирования социально­экономических процессов Задачи планирования развития общества  Место дисциплины в системе общественно­экономических наук 1. 2. 3. 4. 5. 1.Сущность   дисциплины.  малая эффективность государственного сектора; неспособность обеспечить устойчивые темпы экономического роста; обезличенность собственности; нарушение естественных законов рынка через государственный протекционизм и т.д. сбоями в экономике; разбалансированностью хозяйства; нарушением макроэкономических пропорций и микроэкономических связей; расстройством финансов; системной нестабильностью. В каждой стране велико значение государства как мощной организации, которая сплачивает разрозненные силы, противоречивые   интересы,   вырабатывает   и   во   многом   осуществляет   стратегию   развития   общества. Игнорирование этого всеобщего критерия обычно сопровождается большими потерями: ­ ­ ­ ­ ­ Однако среди теоретиков и практиков имеет место и критический настрой по поводу экономической роли государства. При этом используются весьма серьезные аргументы: ­ ­ ­ ­ Поэтому   радикально­либеральные   преобразования   зачастую   сопровождаются   значительным   ослаблением государственного   регулирования   экономики   с   расчетом   на   быстрое   включение   рыночных   механизмов саморегулирования, которые и должны создать стимулы экономического роста и структурной перестройки народного хозяйства. В   девяностые   годы   двадцатого   века   после   длительного   господства   государственного   монополизма централизованных методов управления советской экономикой наступил период формирования рыночного механизма, который изменил всю систему производственных отношений, и прежде всего отношений между государством и предприятиями. Изменилась и сама концепция государственного управления экономикой Казахстана. Жесткие командно­административные методы постепенно должны были трансформироваться в адаптивную   и   гибкую   систему   государственного   регулирования,   так   как   в   стране   накопилось   огромное количество проблем, решение которых невозможно без помощи государства.     Государственное регулирование это прямое и косвенное вмешательство государства в экономику в целях оказания   стабилизирующего   воздействия   на   рыночный   механизм   хозяйствования.   Особое   место   здесь принадлежит проблемам государственного планирования.     Государственное   планирование  –   форма   деятельности   государственных   органов   управления, направленные   на   определение   целей   экономической   политики,   выбор   направлений   развития,   способов   и методов   государственного   вмешательства   в   экономику   с   целью   реализации   поставленных   задач. Государственное   планирование   включает   в   себя   методологию,   организацию   и   технологию   разработки государственных   планов.   По   способам   разработки   и   реализации   различают   директивное   и   индикативное государственное планирование.         Общемировая тенденция "невмешательства"  государства в дела экономики не отрицает взвешенного подхода к регулированию и планированию экономики, как инструмента государственного управления. В то же время опыт директивного государственного планирования со своими преимуществами и недостатками ушел   в   историю,   а   новые  формы   планирования   все   еще   не  вошли  в   практику,   что   вызывает   сложность изучения дисциплины.     Кабинетом Министров Республики Казахстан приняты постановления о разработке индикативных планов социально­экономического развития страны (29 апреля 1994 года № 452, 14 мая 1996 года № 596). Таким образом, после отрицания планового управления экономикой ее необходимость снова признана. Однако в реальной жизни государства планов еще нет. 1 Основные   понятия   и   термины.  Прогноз   (прогнозирование)  –   в   переводе   с   греческого   – предвидение.   Прогнозирование   –   разработка   вероятного   представления   о   предельных   и желательных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях их достижения и реализации. В зависимости   от   сферы   прогнозирования   различают:   социальное,   экономическое   и     научно­ теоретическое   прогнозирование,   в   зависимости   от   уровня   управления   –   народнохозяйственное, отраслевое, региональное прогнозирование и прогнозирование развития предприятий независимо от формы собственности.     Существуют поисковое и нормативное прогнозирование.         Планирование  –   разработка   планов   экономического   и   социального   развития,   а   также   комплекса практических мер по их выполнению. Планирование – центральное звено в управлении экономикой, главная форма   использования   экономических   законов,   инструмент   реализации   экономической   и   стратегической политики государства.         Социально­общественный.  Планирование  социального  развития  является  более  сложной системой  и требует знания науки – социологии. Социология – состоит из двух слов: латинское "социетас" – общество, греческое "логас" – учение. Социология – наука об обществе в целом, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.д.), процессах и общественных группах. В науке различается марксистско­ ленинская социология и буржуазная социология.      Для марксистско­ленинской социологии принципиальное значение имеют материалистическое решение вопроса   о   соотношении   общественного   бытия   и   общественного   сознания,   учение   об   общественно­ экономической формации. Для   буржуазной   социологии   главной   функцией   является   стремление   разработать   средства   манипуляции общественным   сознанием,   "улаживания"   социальных   конфликтов,   применение   наиболее   рациональных способов управления и организации в интересах монополистической буржуазии.    Экономика – это сочетание двух греческих слов "ойкос" – дом, "комос" – закон. Буквально этот термин переводится как "домоводство". В реальных условиях экономика – это совокупность отраслей народного хозяйства,   которые   обеспечивают   общество   жизненно   необходимыми   благами   и   услугами,   место деятельности людей. Степень развития экономики определяется уровнем и характером производительных сил и производственных отношений. В силу общественного разделения труда экономика подразделяется на отдельные отрасли, комплексы, экономические районы и производственную инфраструктуру.    Развитие – существенное, необходимое движение, изменение во времени. Народно­хозяйственный   комплекс  –   экономика   страны,   охватывающая   все   звенья   общественного производства, распределения и обмена на ее территории.        Аграрно­промышленный комплекс –  совокупность отраслей, участвующих в производстве продукции сельского хозяйства и доведения ее до потребителей. Три сферы международной классификации АПК – отрасли   производящие   средства   производства;   сельское   хозяйство;   отрасли   заготовки,   переработки   и доведения продукции до потребителя.       Продовольственный комплекс ­    это АПК и включение в них не аграрных отраслей, например рыбная промышленность, добыча и производство пищевой соли и др. отрасли производства продовольствия. 3.  Объективная необходимость планирования социально­экономических процессов.  Когда речь идет о жизнеобеспечении   общества,   именно   государство   должно   определить   возможность   выхода   из   социально­ экономического   тупика,   опираясь   на   взаимоувязанные   приоритеты.   Отказ   от   старых,   преимущественно административных методов управления, ограничение государственного влияния на экономические процессы не снимают с государства ответственности за реорганизацию и преобразования в экономике. Эта функция остается главенствующей, и здесь важное значение имеет выработка научно обоснованной экономической политики государства, учитывающие объективные условия развития страны. Кроме того, особое значение приобретает   формирование   целостной   системы   государственного   регулирования   экономики   с использованием как рыночных, так и административных методов.    Классики   марксизма­ленинизма   были   первыми   организаторами   и   теоретиками   планирования   народного хозяйства. Планирование в бывших странах СНГ развивалось в условиях, когда западные страны пытались внедрить   методы   регулирования   экономического   развития.   Углубление   внутренних   противоречий капиталистической экономики обусловили широкое вмешательство государства в сферу экономики, и в этом случае   одной   из   форм   государственного   регулирования   являлось   экономическое   прогнозирование   и программирование. В ряде стран – Японии, США, это приводило к повышению эффективности. Западные страны изучали опыт прогнозирования и планирования народного хозяйства СНГ и применяли в условиях рыночного   производства.   В   западных   государствах   появились   специальные   органы   по   регулированию экономики в целом – Генеральный комиссариат по планированию во Франции, Центральные плановые бюро в Голландии,   Министерство   экономики   и   национальный   Совет   экономического   развития   в   Англии   и   т.д., связь,   торговля,   заготовки,     Планирование,   следовательно,   выступает   как   форма   производственного   отношения,   и   как   метод задачей   которых   являлось   использование   экономических   инструментов   государства   для   сохранения рыночных  отношений.         Плановое   управление   экономикой   и   социальной   жизнью   общества   –   это   системное   управление. Планирование объективно используется в мировой практике не зависимо от способов производства, но с учетом   форм   собственности.   Прогнозирование   и   планирование   является   основным   звеном   в   управлении экономикой   объективно   и   закономерно.   Вместе   с   тем   планирование,   поскольку   оно   является   формой проявления объективного отношения и находится на уровне базиса и надстройки, переплетается с правовыми и политическими формами, подвержено субъективному воздействию.        хозяйствования. 4.  Задачи   планирования   развития   общества.   Объектом   прогнозирования   и   планирования выступает как материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт,   материально­техническое   снабжение)   так   и непроизводственная сфера (просвещение, здравоохранение, культура, наука, спорт, коммунальное обслуживание); как экономические процессы, так и социальные отношения.    Таким образом, объектом планирования является народное хозяйство и субъектом планирования выступает государство,   выполняющее   роль   организатора   общественного   производства.   Некоторые   экономисты пытаются абсолютизировать фактор саморегулирования рынка, что в корне ошибочно. Любое правительство имеет свою экономическую функцию,  одним из которых является управление и регулирование развития народного хозяйства. Значение прогнозирования и планирования заключается в том, что применив их можно предвидеть, регулировать и достигать цели общества. Основные задачи прогнозирования и планирования: ­ выявление общественных потребностей, производимых и непроизводимых товаров с целью их наиболее полного удовлетворения при данных ресурсах; ­   определение   материальных,   трудовых,   финансовых   ресурсов   общества,   их   более   эффективное распределение и использование в соответствии с текущими и перспективными потребностями; ­ изыскания путей достижения высоких темпов экономического развития при оптимальном сочетании роста спроса и предложения; ­ обеспечение технических, экономических и организационных условий для выполнения планов. 5.Место предмета в системе общественно­экономических наук.  В системе общественно­экономических наук   дисциплина   опирается   на   экономическую   теорию,   статистику,   математическое   моделирование   в определенных отраслях науки, на соответствующие общественные и технические науки, необходимые для глубокого, всестороннего обоснования как прогнозов так и планов развития народного хозяйства. В свою очередь   изучаемый   предмет   разрабатывает   методологию   использования   всей   системы   экономических законов, дает исходный материал для проведения экономической и социальной политики и разрабатывает способы ее реализации в планах развития народного хозяйства. Вопросы для самоконтроля: 1. Сущность понятий экономика, социология. 2. Назовите сферы АПК. 3. Что входит в продовольственный комплекс? 4. Объясните объективную необходимость планирования. 5. 6. Сформулируйте причины игнорирования планирования социально­экономического развития стран СНГ в период приватизации. Задачи планирования. Литература: 1.Сундетов   Ж.С.   Планирование   и   прогнозирование   в   условиях   рыночной   экономики:   Учебное пособие, 2­е издание, дополненное и переработанное)­Алматы: Экономика,2004.­148с. 2.Каренов Р.С. Индикативное планирование.­ Караганда: РГК ПО «Полиграфия»,1998.­128с. 3.Стратегия долгосрочного развития Республики Казахстан до 2030 года  4.Басовский   Л.Е.   Прогнозирование   и   планирование   в   условиях   ­   рынка.   Учеб.пособие.   ­М.: ИНФРА­М, 2006.­260с.­ (Высшее образование). Тестовые задания: 1. В качестве инструмента регулирование рынка выступает как: а) государственные программы и налогообложение; b) финансово­кредитная и банковская системы; с) трудовое законодательство;  d) целевые ограничения и антимонопольные меры; е) все вышеперечисленное. 2. Предпосылками к созданию принципиально новой системы   uосударственного  регулирования стали: а) рост инфляционных процессов в экономике;  b) спад производства продукции, работ и услуг; с) прекращение инвестиционной деятельности; d) защита внутреннего рынка; е) все вышеперечисленное. 3. Система   государственного   регулирования   экономики   посредством   индикативного планирования и выработки экономического политики па плановый период означает: а) определение направлений и объемов централизованных инвестиций; b) внешнеэкономическую деятельность в области использования стратегических ресурсов; с) развитие приоритетных областей и макроэкономической стабильности государства; d) регулирование доходов и расходов государства, хозяйствующих субъектов и населения; е) все вышеперечисленное. 4. Содержанием планового процесса компании стали:  а) разработка и применение методов и техники научно­технического  прогноза b) многофакторный анализ переменных; с) учет потребностей потребителей; d) все вышеперечисленное; е) ничего из перечисленного 5. В качестве целей фирмы в ходе планирование выступают: а) выбор рынка сбыта и технологии производства; b) определение объемов производства и снижения производственных затрат;  с) ценовая политика и повышения использования производственных фондов; d) ничего из перечисленного; е) все вышеперечисленное 6. Планирование, применяемое по номенклатуре продукции, установленной вышестоящим руководством это: а) нормативное планирование; b) тактическое планирование с) оперативное планирование; d) стратегическое планирование; е) ничего из вышеперечисленного Тема 2. Система стратегического планирования Цель: Рассмотреть систему СП, основные признаки и цели. Вопросы: 1. Понятие системы и управления 2. Основные цели социально­экономической системы.  Понятие   системы   и   управления.  Объектом   нашего   изучения   является   социально­ 1. экономическая   система   страны   (далее   —   СЭС).   Но   прежде   чем   перейти   к   ее   рассмотрению, попробуем   определить,   что   такое   «система»   и   «управление».   Система   —   это   динамический комплекс взаимосвязанных между собой элементов (подсистем), упорядоченный по отношениям как   между   системой   и   ее   элементами,   так   и   между   самими   элементами,   обладающий   вполне определенными свойствами, наиболее существенными из которых являются единство системы, ее целостность. Существующее определение понятия «система» вызывает большие разногласия. Некоторые авторы сознательно уходят от данного определения, поскольку, считают они, оно не может быть столь однозначным, а должно быть дополнено перечнем свойств, присущих системе, и объяснением характера отношений в ней как между элементами и системой в целом, так и между самими элементами. Кроме  целостности,  система обладает такими свойствами, как  структура, иерархичность, функциональность,   непрерывность   функционирования,   целенаправленность,   бесконечность, управляемость и ряд других. Рассмотрим эти свойства применительно к социально­экономическим системам вообще, так как нас   интересует   не   только   социально­экономическая   система   страны   (СЭС),   но   и   ее   элементы: отрасли, регионы. Там, где необходимо конкретное рассмотрение именно СЭС, это будет указано. Целостность системы означает принципиальную несводимость ее свойств к сумме свойств  составляющих элементов и невыводимость свойств целой системы из свойств элементов.  Другими словами, целостной системе присуща неаддитивность (См.: Гэлбрейт Дж.  Экономические теории и цели общества. М., 1976) Это   свойство   системы   создает   множество   методических   проблем   системного   анализа,   в особенности в связи с применением количественных методов описания и измерения систем. Теория систем исходит из постулата, что целое (система) первично, а ее элементы (подсистемы) — вторичны (они существуют лишь в силу существования целого). Таким образом, не элементы составляют целое, а, наоборот, целое порождает при своем членении элементы системы. Первичность   целого  —   основной   постулат   теории   систем,   который   дает   ключ   к   такому характеризующему систему понятию, как структура. Применительно   к   социально­экономической   системе  под   структурой   будем   понимать совокупность   элементов,   связей   и   отношений   между   этими   элементами,   определяющими внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. Структура системы выступает как способ описания ее организации, как некоторая абстракция, создаваемая исследователем. Вместе с тем декомпозиция (структуризация) системы на элементы и связи определяется не произволом исследователя, а внутренними свойствами системы. Другими словами,   с   помощью   структуры   исследователь   отражает   организацию   объекта   в   необходимом аспекте и с необходимой подробностью. Отметим,   что   по  своей   природе   структура   динамична,   она   отражает  эволюцию   системы   во времени и пространстве. Выбор   структуры   и   степени   детализации   описания   системы   всегда   отражает   гипотезу исследователя о механизме функционирования системы. Поэтому по мере углубления в проблему, расширения знаний, получения новой информации исследователь уточняет, а часто и полностью меняет свои представления о закономерностях развития объекта и соответственно корректирует его структуру.  Другими  словами,   структурное  описание  объекта   может  измениться   в  процессе системного   исследования.   Примером   для   этого   положения   является   декомпозиция   частного сектора путем вычленения двух секторов — системы крупных корпорации­олигополии и системы небольших предприятий, В литературе несводимость свойств отдельных элементов и свойств системы в целом  некоторыми авторами обозначается термином «эмерджентность». имеющих различные свойства и функционирующих в соответствии с разными целями и принципами. С понятием структуры органически связано понятие иерархичности. Иерархичность системы означает, что каждый ее элемент, подсистема, в свою очередь, могут рассматриваться как большая система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из элементов более широкой, глобальной системы.  Из свойства иерархичности следуют основные принципы содержательного и формального описания систем. Основополагающим   является функциональность.  Все элементы системы непрерывно действуют и взаимодействуют в рамках своего  функционального  назначения.  Поэтому  необходимо  отметить   такое  свойство  социально­ экономической   системы,   как  непрерывность   функционирования.  Именно   непрерывным социально­экономической   системы   свойством функционированием элементов и системы в целом определяются структура и свойства конкретных систем. Система существует, пока функционирует. Комплекс параметров как количественных, так и качественных, характеризующих результаты функционирования СЭС и ее элементов в определенный момент или отрезок времени, определяет состояние системы. Понятие «состояние системы» включает описание системы во всех аспектах — выделение и фиксацию ее элементов и подсистем, связей, определяющих содержание отношений между   ними;   отражение   пространственного   положения   и   внутреннего   состояния   элементов   и подсистем,   состояния   внешней   среды,   факторов   и   условий   функционирования   элементов, подсистем и всей системы в целом. Социально­экономическим   системам   свойственна  целенаправленность.  Некоторая   область состояния  системы,  которую желательно  достичь  в процессе  ее  функционирования,  называется комплексом целей системы.  Декомпозиция целей во времени и пространстве в соответствии с рассматриваемой   структурой   системы   образует   иерархическую   систему   целей   и   задач,   так называемое «дерево целей» (дерево задач). Достижению этих целей (осознанных и неосознанных) подчинено   определенным   образом   организованное   функционирование   элементов   системы, совокупное действие и взаимодействие которых направлено на достижение этих целей. Важным   свойством   СЭС   является   ее  бесконечность.  Под   бесконечностью   понимается невозможность   ее   полного   познания   и   всестороннего   описания   конечным   множеством характеристик. Социально­экономической системе свойственна управляемость. Рассмотрим вначале понятие «управление», «управлять». В толковом словаре Даля это означает «править,   давая   ход,   направление»,   «заставлять   идти   правым,   нужным   путем».   В  современных публикациях дается множество различных определений термина «управление». Наиболее общее определение: управление — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата (результатов). Ими могут быть: сохранение качественной   специфики   объекта;   обеспечение   нормального   функционирования   объекта; обеспечение   приспособления   (адаптации)   объекта   к   изменяющимся   условиям   внешней   среды; достижение определенных целей (цели) развития объекта. Последний   результат   определяется   как   наиболее   важный,   органически   присущий   процессу управления. Сущность управления раскрывается в его основных функциях: • подготовка и принятие управленческих решений; • организация выполнения управленческих решений; • мотивация и стимулирование выполнения решений; • учет и анализ хода выполнения решений; • регулирование   (оперативное   управление)   или   корректировкахода выполнения управленческих  решений. Термин  «регулирование» в  словаре  В.Даля   приводится   не отдельно,  а в  контексте  термина «регламент»   (порядок)   и   означает   «уравнение   хода,   движения».   В   современных   словарях регулирование   (лат.  regulare  —   устраивать,   приводить   в   порядок)   означает   подчинение определенному   порядку,   правилу,   упорядочивание;   установление   правильного   взаимодействия частей   механизма   в   какой­либо   системе;  регулирование  —   это   важная   функция   управления, обеспечивающая функционирование системы. Регулировать можно функционирование и развитие любого объекта (в нашем случае — СЭС), если известно направление развития, параметры его движения к намеченным целям. Применительно к   СЭС   можно   отметить,   что   если   она   достаточно   надежно,   стабильно   идет   по   намеченной, согласованной со всеми экономическими агентами траектории, то оперативное государственное регулирование минимально. Термин «регулирование» применительно к функциям государства достаточно расплывчат, так как он относится и к долгосрочным, и к краткосрочным (оперативным) аспектам регулирования. С одной стороны,  функциями  государственного  регулирования  СЭС  являются   структурная, инновационная и инвестиционная политика, которые по своей сути являются долговременными, т.е. стратегическими   компонентами   государственной   политики,   и   определяются   государственным планом или выбранным вариантом прогноза (план­прогноза). Изменение структурно­инновационно­ инвестиционной политики требует изменения траектории движения СЭС, т.е. изменения целей, их состава (количественных и/или качественных), развития и мероприятий по их достижению. Таким образом, эти изменения связаны с пересмотром прогнозов, планов и программ. То   же   относится   и   к   таким   функциям   государства,   как   внешнеэкономическая,   военно­ стратегическая и экологическая политика. Кроме того, долгосрочные и краткосрочные аспекты характеризуют и такие функции государства, как проведение кредитной, бюджетной и налоговой политики. Государством должна быть выработана определенная стратегия в проведении налоговой политики,   отраженной   в   Налоговом   кодексе;   бюджетной   политики,   отраженной   в   Бюджетном кодексе; кредитной политики, отраженной в Кредитном кодексе. Так,  можно и нужно  проводить «тонкую настройку» бюджета, но кардинальные изменения, приводящие   к   изменению   логики   бюджетной   политики   в   части   бюджета   развития,   требуют пересмотра траектории развития СЭС. То же относится к налоговой системе страны и к таким инструментам   кредитной   политики,   как   учетная   ставка   Центробанка   и   норма   обязательных резервов   банков.   Глобальные   изменения   во   внешнеэкономической   политике,   например,   кризис мировой   финансовой   системы,   резкое   изменение   цен   на   нефть,   неминуемо   приводят   к необходимости пересмотра основных направлений развития СЭС страны. В нашем случае регулирование в широком значении определяется термином «управление», а в узком — «регулирование», или «оперативное регулирование». Поскольку   проведенный   нами   «водораздел»   между   двумя   близкими   по   функциональному назначению понятиями — «управление» и «регулирование» — достаточно подвижен в зависимости от состояния СЭС той или иной страны, то можно предложить следующее определение термина «управление».     организация Управлением   целенаправленного функционирования системы и ее элементов в соответствии с целями развития и постоянно изменяющимися внутренними и внешними условиями существования системы. сознательная  называется 2.Основные цели социально­экономической системы..Целенаправленное  развитие  системы может осуществляться только в том случае, если цели системы и пути их достижения согласуются с объективными законами развития общества. Это согласование осуществляется далеко не всегда, и поиск   рациональных   управленческих   решений   можно   трактовать   как   процесс   выработки компромисса   между  желаемым  и  возможным.   Прогнозирование   эволюции  системы   основано   на выявлении целей рассматриваемой системы и поиске путей их достижения в рамках ограничений, обусловленных   объективными   законами   развития,   конечностью   различного   вида   ресурсов   и другими   факторами.   Управление   системой   ограничено.   Эти   ограничения   очерчивают   область допустимых   значений   управляющих   параметров,   выход   за   границы   которой   или   объективно невозможен, или чреват опасными последствиями для управляемой системы. Область допустимых значений управляющих параметров системы формируется под воздействием двух основных групп ограничений. К  первой   группе  можно   отнести   конечность   различного   вида   ресурсов   и   ограничения, диктуемые законами природы. Например, нельзя затратить ресурсов больше, чем есть или будет в наличии, нельзя изменить периодичность времен года. Ограничения такого рода носят постоянный характер и называются естественными. Они почти всегда известны и легко учитываются в практике прогнозирования и управления. Вторая   группа  ограничений   связана   с   процессами   жизнедеятельности   систем. Целенаправленное   развитие   систем   осуществляется   с   помощью   управления,   которое   должно обеспечить   сохранение   качественной   определенности   системы   при   ее   движении   к   цели,   т.е.   в условиях постоянной структурной и функциональной перестройки. Естественные и нормативные ограничения   существенно   сужают   область   допустимых   значений   управляющих   параметров, снимают значительную часть неопределенности возможных в будущем вариантов развития объекта. Если ставится цель — улучшить состояние системы, — то необходимо определить и критерий, ориентируясь   на   который   можно   сказать,   что   прогнозируемое   состояние   лучше   (эффективнее, рациональнее) имеющегося. СЭС представляет собой большую систему, характеризующуюся многообразием составляющих ее элементов, которые можно объединить в достаточно широкие подсистемы — экономическую (производственно­технологическую) и социальную. Ввиду глобальности подсистем в литературе они,   как   правило,   называются   системами.   Необходимо   отметить,   что   границы   между   этими подсистемами несколько размыты. В различных СЭС могут быть серьезные отличия по форме их взаимоотношений, мотиваций, потребностей и целей, оценочной меры выделенных приоритетов и степени   важности.   Например,   экономика   государства   для   людей,   или   люди   для   экономики? Ответив   на   данный   вопрос,   можно   выяснить   главную   цель   развития   той   или   иной   страны,   ее основные приоритеты и ценности. В свою очередь СЭС является подсистемой такой глобальной системы, как страна, синонимом которой является понятие  государство  в широком значении этого термина. В таком понимании государство   (страна)  —   это   человеческое   сообщество   с   единым   центральным   органом управления, осуществляющим жизнеобеспечение как всего сообщества, так и каждого его члена. Это наглядно отражено на рис. 1.1.   Государство  —   важнейший   социально­политический   институт   общества,   основа   его политической   системы,   осуществляющий   политическую   власть   в   процессе   регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики. Экономическая   система  (экономика   страны)   —   это   система   (комплекс) производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества.  Можно сказать, что тип экономической системы определяется господствующим способом производства. Социальная   система  —   это   система   (совокупность)   общественных   отношений, организаций   и   форм,   определяющих   взаимосвязи   между   личностью,   коллективом, организацией и обществом в целом. В социальную подсистему (систему) страны входит и комплекс отраслей, относящихся к сфере нематериального   производства   —   образование,   здравоохранение,   культура   и   искусство. Необходимо иметь в виду, что определенная часть этих отраслей (подотраслей)  коммерциализирована   —   все   больше   доля   платных   учреждений   образования,   здравоохранения, культуры и искусства. Если   социальная   система   направлена   на   удовлетворение   духовных   потребностей   людей, поддержание   здоровья   нации,   то   экономическая   система   направлена   на   удовлетворение материальных потребностей людей путем создания жизненных благ. Поэтому перед экономической системой стоят следующие фундаментальные вопросы: • Сколько следует производить различных товаров и платных услуг, чтобы наиболее полно  удовлетворить духовные и материальные потребности общества? • Как — с помощью каких ресурсов и какой технологии —   этитовары и услуги должны быть  произведены, чтобы достигнутьнаивысшей эффективности? • Для кого предназначаются произведенные товары и услуги? Большинство   авторов   рассматривают   экономическую   систему   в   узком   смысле   и   поэтому считают основной проблемой, решаемой ею, оптимальное распределение ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей людей и общества в целом. За   последнее   время   в   общественном   сознании   произошел   большой   скачок,   который характеризуется   глубоким   осознанием   того,   что   именно   социальные   цели   объединяют   людей   в рамках страны (государства), тогда как экономические цели могут и разъединять, а не объединять людей.   Кроме   того,   экономические   цели   могут   быть   общими   с   иностранными   субъектами (например,   в   случае   совместных   предприятий   или   предприятий   с   иностранным   капиталом   на территории страны). Таким   образом,   следует   рассматривать   не   отдельно   экономическую   систему,   а   социально­ экономическую   систему   как   симбиоз   социальной   и   производственной   сфер   жизнедеятельности страны. В   соответствии   с   системным   подходом   на   входе   СЭС   можно   выделить   такие   элементы (объекты),   которые   влияют   на   функционирование   и   развитие   СЭС   и  являются   при   разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»: — мировая система, ее состояние, перспективы развития, основные характеристики, влияющие на  функционирование и развитие СЭС; — природный потенциал (наличие и качество природных ресурсови животного мира); — человеческий  потенциал  (уровень образования  и  здоровьялюдей); — научно­технический потенциал (искусственная природа); — экология (состояние сферы обитания людей, окружающей среды); — внутриполитическое устройство; — уровень морали, господствующей в стране; — религиозный фактор. Резюмируя   вышеперечисленное,   можно   выделить  основные цели социально­экономической системы страны, которые должны быть осуществлены под эгидой государственных органов: а) гармоническое развитие личности, обеспечение каждого члена общества минимальными условиями, обеспечивающими его свободу и безопасность по всем аспектам; б) в) динамическое и эффективное бескризисное развитие страны; обеспечение  национальной безопасности страны: политической, экономической (в том числе продовольственной), социальной, экологической, военно­стратегической. В системе национальных счетов (СНС), представляющей систему экономической и социальной информации, используемой всеми странами для описания, анализа и прогнозирования социально­ экономических   процессов   на   макроуровне,   приведена   классификация   отраслей   СЭС.   Наиболее значимыми   для   целей   прогнозирования   СЭС   являются   данные   о   следующих   отраслях: промышленность,   сельское   хозяйство,   **•   строительство,   транспорт   и   связь,   торговля   и общественное   питание,   здравоохранение,   народное   образование,   культура   и   искусство,   наука   и научное обслуживание. Отметим,   что   в   сферу   материального   производства   включаются   транспорт   и   связь, обслуживающие производство, а гражданские транспорт и связь, обслуживающие население, входят в социальные подотрасли. Отрасли   СЭС   состоят   из   подотраслей,   например,   сельское   хозяйство   состоит   из   двух подотраслей   —   растениеводства   и   животноводства.   Подотрасли   промышленности   —   тяжелая, легкая и пищевая. В свою очередь, например, тяжелая промышленность состоит из нескольких комплексов  (в  скобках  указаны  их  подсистемы):  топливно­энергетического   (электроэнергетика, топливная   промышленность);   металлургического   (черная   и   цветная   металлургия); машиностроительного (машиностроение для сельского хозяйства, транспорта, различных отраслей промышленности); лесная, деревообрабатывающая   и   целлюлозно­бумажная   промышленность);   строительных   материалов. Пищевая   промышленность   включает   в   себя   пищевкусовую,   мясомолочную   и   рыбную промышленность.   химико­лесного   нефтехимическая, (химическая   и     В рамках одной отрасли существуют автономные цепочки сопряженных технологических процессов с различной по значению продукцией, отличающейся по своему техническому уровню, связанной с различными потребителями и ориентированной на разные источники сырья и на разных поставщиков. Таким образом, можно   утверждать,   что   типичная   отрасль   не   представляет   собой   воспроизводящейся   целостности,   а составляющие   ее   технологические   процессы   относятся   к   разным   производственно­технологическим системам, функционируют автономно и изменяются в слабой зависимости друг от друга. Связи между сопряженными технологическими процессами в разных отраслях часто бывают более   тесными   и   устойчивыми,   чем   между   производствами   одной   отрасли.   Ввиду   всего вышеизложенного в эволюционной теории использование понятия «отрасль» в качестве основного структурного   элемента   для   целей   технико­экономического   анализа,   прогнозирования   и программирования   национальной   экономики,   ее   технико­экономического   развития   считается неправильным, некорректным. В качестве элемента экономической структуры, который не только сохраняет целостность в процессе   технологических   сдвигов,   но   и   является   носителем   этих   сдвигов,   рассматривается совокупность технологически сопряженных производств —  технологическая совокупность  (ТС). Каждая ТС на входе потребляет ресурсы, которые являются «выходными» для других (смежных) ТС,   и   обеспечивает   их   переработку   в   конечный   продукт   (для   конечного   потребления)   или   в промежуточный   продукт,   использующийся   другими   ТС   в   качестве   «выходного»   ресурса.   Так складываются группы ТС, связанные друг с другом более тесно, чем с остальными. В процессе своего развития сопряженные ТС приспосабливаются к потребностям друг друга. Связанные друг с другом однотипными технологическими цепями ТС образуют так называемые технологические   уклады  (ТУ).   В   рамках   каждого   ТУ   осуществляется   замкнутый производственный   цикл,   включающий   добычу   и   получение   первичных   ресурсов,   все   стадии переработки этих ресурсов и выпуск конечных продуктов. Когда   со   временем   насыщаются   потребности   страны   в   традиционных   товарах   и   услугах   и достигаются пределы в повышении эффективности производства, новые факторы, возникающие в недрах   существующего   ТУ,   набирают   силы,   ускоряется   их   развитие,   и   экономическая   система страны переходит в следующий, более прогрессивный технологический уклад. Согласно   эволюционной   теории   вводятся   два   понятия:   ядро   технологического   уклада   и ключевой фактор. Под  ядром  технологического уклада понимается базовая отрасль экономики, основа   промежуточного   продукта   и   основа   технологического   процесса.  Ключевым   фактором называется база технологических изменений в базовых отраслях экономики. В мировой экономике в течение последних трех столетий произошла смена пяти ТУ. Ядром первого технологического уклада (1770—1830) явились: текстильная промышленность и  Ключевой   фактор  первого   ТУ   — машиностроение,   выплавка   чугуна,   водяной   двигатель. текстильные машины. Ядром   второго  (1830—1880)   были:   паровой   двигатель,   железнодорожное   строительство, транспорт,   машине­   и   пароходостроение,   угольная,   станкоинструментальная   промышленность, черная металлургия. Ключевые факторы — паровой двигатель, станки. Ядром   третьего  (1880—1930)   явились:   электротехническое,   тяжелое   машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередачи, неорганическая химия. Ключевые факторы — электродвигатель, сталь. Ядром   четвертого  (1930—1980)   стали:   автомобиле­   и   тракторостроение,   цветная металлургия,   производство   товаров   длительного   пользования,   синтетические   материалы, органическая   химия,   производство   и   переработка   нефти.  Ключевые   факторы  —   двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия. Ядром   пятого  (1980—   до   2030—2040(?))   являются:   электронная   промышленность, вычислительная,   оптико­волоконная   техника,   программное   обеспечение,   телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги. Ключевой фактор — микроэлектроника. В СССР третий ТУ не только не сокращался, а расширялся темпами, близкими к среднему темпу   экономического   роста   страны.   Необходимо   отметить,   что   в   СССР,   как   и   в   развитых капиталистических   странах,   формирование   некоторых   ТС   четвертого   ТУ   началось   еще   в дореволюционные годы. Однако фаза его роста началась в конце 1950­х — начале 1960­х годов после принятия решений о приоритетном развитии химической промышленности. В целом развитие производств четвертого ТУ в СССР шло медленнее, чем в соответствующих  фазах в развитых странах. С 60­х годов в отечественной  экономике началось, так же как и в развитых странах, становление пятого ТУ. С самого начала в экономике формировался практически весь комплекс движущих   отраслей   этого   уклада:   электроники, телекоммуникаций.   авиакосмической   техники,   средств Если в развитых капиталистических странах с середины 70­х годов началось крупномасштабное перераспределение ресурсов из четвертого ТУ в пятый и лавинообразное расширение последнего, то в СССР становление пятого ТУ в большей степени сдерживалось дефицитом производственных ресурсов,   связанных   с   воспроизводством   устаревших   ТУ.   Межстрановой   (компаративный) количественный анализ позволяет сделать вывод о том, что техническое развитие экономики  СССР происходило в том же направлении, что и развитие экономики других стран. В целом техническое развитие экономики СССР определялось ростом четвертого ТУ, который сдерживался   продолжающимся   воспроизводством   третьего,   и   поэтому   был   существенно   более медленным, чем в передовых странах. При этом влияние становления пятого ТУ на техническое развитие экономики было весьма незначительным и поэтому менее существенным. Согласно эволюционной теории такая технологическая многоукладность экономики Казахстана является   основной   причиной   диспропорций,   затрудняющих,   а  подчас   и   блокирующих   технико­ экономическое развитие страны. Вопросы для самоконтроля 1. Какими свойствами обладает система? 2. В чем сущность единства и целостности системы? 3. В чем сущность управляемости системы? 4. Какие ограничения возникают при описании жизнедеятельности системы? 5. Какие основные вопросы решает экономическая система? 6. Какие элементы (объекты) влияют на функционирование и развитиеСЭС и являются при  разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»? 7. Что называют технологическим укладом? Приведите пример. 8. Что является ядром технологического уклада? Приведите пример. Литература: 1.Сундетов   Ж.С.   Планирование   и   прогнозирование   в   условиях   рыночной   экономики:   Учебное пособие, 2­е издание, дополненное и переработанное)­Алматы: Экономика,2004.­148с. 2.Каренов Р.С. Индикативное планирование.­ Караганда: РГК ПО «Полиграфия»,1998.­128с. 3.Стратегия долгосрочного развития Республики Казахстан до 2030 года  4.Басовский   Л.Е.   Прогнозирование   и   планирование   в   условиях   ­   рынка.   Учеб.пособие.   ­М.: ИНФРА­М, 2006.­260с.­ (Высшее образование). Тестовые задания: 1.Планирование,   предусматривающее   выбор  целей  и   средства   их  достижения,   например,   захват лидерства на рынке в предстоящие 5­10 лет ­ это: а) оперативное планирование;  b) тактическое:  с) нормативное; d) стратегическое; е) ничего из вышеперечисленного 2.Планирование,  охватывающее  не  только  внутрикорпорационные отношения, но и ее  отношения как целостной организации с "деловым" окружением и которое  предусматривает достижение определенных целей в долгосрочной  перспективе, это:  а) оперативное планирование  b) тактическое;  с) нормативное; d) стратегическое; е) ничего из вышеперечисленного   3.Каждое подразделение свободно в выборе любых плановых решений, если они не влияют на какие либо подразделения дополнительных затрат. Это соответствует  принципу:

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы в государственном управлении

Стратегическое планирование и бюджетные процессы  в государственном управлении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2019