Стратегии смыслового чтения на уроках информатики
Оценка 5

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
информатика
3 кл—11 кл
21.12.2018
Стратегии смыслового чтения на уроках информатики
Актуальность вопроса Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечают, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем. Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о кризисе. Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Все это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.
СТРАТЕГИИ.docx
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках  информатики. Актуальность вопроса Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения,  отмечают, что информационные условия обновляются быстрее, чем  происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей,  находящихся в столь динамичных условиях информационного развития,  необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении  социальных, профессиональных и личностных проблем. Констатируя современное положение с чтением не только у нас в  стране, но и во всем мире, можно говорить о кризисе. Анализируя  причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое  распространение видео­ и компьютерной продукции,  сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на  периферию современной культуры. Все это негативно влияет на  качество обучения, на профессиональный уровень специалистов  разных областей, на объем используемой лексики родного языка и,  следовательно, на интеллектуальный потенциал государства. В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением  подростков, принято считать следующие: снижение интереса к чтению; ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и  развлекательной литературы; низкий уровень читательской компетентности: неумение находить  необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать,  анализировать тексты;  обрабатывать информацию в письменной форме. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена такими недостатками  образовательных программ, как:  несоответствие многих используемых приемов и методик обучения  чтению современным требованиям работы с письменной информацией;  невнимание к разработке и использованию новых стратегий и  технологий чтения в соотнесении с его целями; низкий уровень обучения чтению и работе с письменными источниками  информации на всех ступенях системы образования. Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на  результатах школьного обучения. Раннее приобщение детей к  визуальной массовой культуре, к «картинкам» и последующая работа с  компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие  особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость  Сегодня большинство детей и подростков с существенным запозданием  приобщаются к фундаментальным ресурсам письменной культуры и  недостаточно эффективно используют их в приватной жизни и в  процессе получения образования.  Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является обучение  детей грамотному смысловому чтению. Смысловое чтение не может существовать без познавательной  деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся  необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять  свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять  познавательную деятельность. Существует множество способов организации познавательной  деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения  такие как: проблемно­поисковый способ, дискуссия, обсуждение,  моделирование, рисунок. Одним из путей развития читательской грамотности является  стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое  чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим  смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных  действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)  выделены действия смыслового чтения, связанные с:  осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от  коммуникативной задачи;  определением основной и второстепенной информации;  формулированием проблемы и главной идеи текста. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие  его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:  в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;  в регулятивные УУД ­ принятие учеником учебной задачи,  произвольная регуляция деятельности;  в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление,  оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Методические приемы реализации программы стратегии смыслового  чтения Сканирование. Это еще одна разновидность выборочного чтения.  Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов и т. п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы, и зрение работает  избирательно: читающий имеет установку найти только интересующие  его данные. Чтобы овладеть таким способом чтения, необходимо  развивать приемы техники чтения, в частности расширять поле зрение,  тренировать избирательность внимания и т. д. Человек, обученный  этому способу чтения, может усваивать текст в два­три раза быстрее,  чем читающий традиционно. Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким  качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных  правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не  уступает углубленному чтению.  Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при  восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов  при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность.  Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста,  допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели. Психологи считают, что каждый человек имеет свои алгоритмы и  программы чтения. Однако их эффективность у большинства читателей довольно низкая. Необходимо научиться более организованной работе  с текстом.  Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают  признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не  относятся предлоги, союзы междометия и часто местоимения. Иногда  смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.  Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые  состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих  их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное  содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание  абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом  этапе текст подвергается количественному преобразованию – как бы  сжимается, прессуется. Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в  результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на  ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного  преобразования текста. Мозг как бы формулирует сообщение самому  себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму.  Выявление доминанты – главная задача чтения. Конспект – краткая запись содержания прочитанного. Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика  статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы  и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем  говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье. Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная  речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста.  Письменный текст выступает в данном случае представителем автора  как участника речевой коммуникации. Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение  содержания статьи (книги), включающее основные фактические  сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с  ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата  – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового,  существенного. Перефразирование сообщения – это пересказ основной идеи  сообщения другими словами, чтобы проверить, насколько правильно оно понято. Электронная почта ­ способ быстрой передачи деловой информации,  требующий краткого изложения информации ключевыми словами. Методы развития критического мышления Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения». Учащимся предлагаются ряд утверждений по еще не  изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые по их  мнению соответствуют действительности. Затем учащиеся  обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией  (текст раздела учебника, слово учителя, дополнительная информация в различных источниках) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу  ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке  информацию. Этот приём используется на стадии «Вызов» и  «Рефлексия», можно применять начиная с 5­го класса. (использование  ПО SmartNotebоok) Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение прием  «толстых» и «тонких» вопросов. Заданный учениками вопрос по тексту  параграфа является способом диагностики знаний ученика, так как  вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение  анализировать. Используется на стадии рефлексии. Тонкие вопросы Толстые вопросы? Что? С какой целью? Кто? Объясните, почему...? Когда? В чём различие ...? «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать школьников и  помогает разрешить проблему, но также формирует нестандартное  мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и  неправильных ответов, ученики могут высказывать любое мнение,  которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.  Используется на стадии вызов, начиная с 5 класса.

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики

Стратегии смыслового чтения на уроках информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2018