Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушением речи.
Оценка 5

Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушением речи.

Оценка 5
doc
08.05.2023
Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушением речи.
Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушением речи..doc

Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушением речи.

                                                                                                 Куек Мулиат Хамзетовна.

 

В современном мире всё меняется и развивается очень стремительно. Эпоха ежедневных открытий и новых технологий в разных областях науки требуют от человека максимального использования своих интеллектуальных  способностей. Поэтому сейчас как никогда актуален вопрос о наиболее эффективном и качественном обучении подрастающего поколения.   В  связи с этим современный учитель стоит  перед выбором методик  и технологий, которые предлагает ему наука.

            Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно–технический прогресс диктует определенные требования к человеку  ХХI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально  развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где  реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.

Все чаще и больше идет в школу детей с нарушением фонематического слуха, с задержкой  развития. Как противостоять этому, что делать? Ведь научить нужно каждого.

Работая учителем больно осознавать, что с развитием всего, наши дети не стали ни здоровее, ни более подготовленными  к школе.                                      

 И  я решила подробно разобраться в этой проблеме. Мои  находки помогают мне –помогут и другим.

В настоящее время разрабатываются основополагающие принципы реформы общеобразовательной школы. Основная цель реформирования современной школы – повышение качества образования.

Перед массовой школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребенка. Осуществляя эту сложную задачу, педагогический коллектив школы иногда сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящим к неуспеваемости этих детей в школе.

В  специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что одна треть учащихся  с дефектами речи являются  неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонем образования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.

Отставание в фонематическом развитии создает серьезные  препятствия  для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму,  так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения со звуковым составом слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием  вырабатываются задолго до обучения в школе.

Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с не резко выраженным общим недоразвитием речи, которое проявляется в нарушениях не только произношения, но и лексико - грамматических средств языка. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития.

В России создана развернутая сеть специальных учреждений  школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают условия, необходимые для обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Однако не все учащиеся с отклонениями в речевом развитии нуждаются в специальных школах. Значительная их  часть может обучаться в общеобразовательных школах, но при условии, что им будет оказана логопедическая помощь. Имея опыт работы учителя, своевременно выявляю учеников с недостатками речи, упорно ведут работу над преодолением имеющихся у них нарушений устной  речи, что способствует достижению хорошей успеваемости.

Своевременное распознавание и понимание характера речевого дефекта позволяет  определить основные методы коррекции устной речи.

Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика,  в зависимости от степени нарушения речи, от места дефекта во всей речевой системе я должна либо направить ребенка в специальную школу или на логопедический пункт при общеобразовательной школе,  либо организовать специальные коррекционные занятия, которые позволят ему успешно обучаться в общеобразовательной школе.

       Обучая – развивать. Создание условий для успешной познавательной деятельности учащихся с трудностями в обучении и повышение качества их знаний.

            Расширять знания педагога о причинах и механизмах трудностей обучения письму и чтению.

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное  выявление причины отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

Зона ближайшего развития — это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной дея­тельности ребенка, т. е. уровнем его актуального развития, и уровнем, который ребенок достигает в сотрудничестве со взрослым. Уровень, достигаемый в сотрудничестве, — это потенциальный уровень развития ребенка, который станет актуальным в ближайшем будущем.

Организация учебной деятельности как особой  формы активности ребенка, направленной  на изменении самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения продолжает анализ и обобщения признаков изучаемого предмета, в частности – родного языка, как знаковой системы.

Коммуникативные навыки, опираются на свойство языка, как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений  свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

  Как известно, умение пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.

Роль речи в полноценном развитии ребенка очень велика. Ведь все  психические процессы человека-восприятие, память, внимание, воображение, мышление - развиваются с прямым ее участием. Нарушение  речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности ребенка. Причин, вызывающих речевые нарушения, множество: это и органические поражения центральной нервной системы в силу разных обстоятельств, и социально-психологические факторы. Те или иные проблемы с устной  речью имеют около половины детей, обучающихся в массовых школах 

На успеваемость детей в школе влияют множество факторов, но существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это фактор – уровень развития устной  речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, в наши дни  в целом по стране свыше 30 % детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию, которая носит различный характер и по-разному сказывается на общем развитии ребенка. Нередко, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу общеобразовательной школы.

Главная задача  школы – научить учиться и развить общеучебные  способности и навыки, такие как усидчивость, произвольность, чтение,  счет, письмо, пересказ. При отсутствии или недостаточном уровне развития одного из этих качеств и умений дальнейшее усвоение знаний будет проблематично. Программы, рекомендованные для освоения чтения, письма, счета, в общеобразовательных школах, предполагают, что к моменту поступления в 1 класс у учащихся имеется определенный уровень нейропсихологического, интеллектуального, личностного развития, школьной мотивации.

Особый акцент в этом учебном году в связи с переходом школы первой ступени на новые образовательные стандарты был сделан на развитие универсальных учебных действий учащихся, формирование «умения учиться».

Важно научить школьника ставить перед собой цель, актуализировать необходимые для решения орфографической задачи знания, определять способы и алгоритм своих действий, соотносить полученные результаты с поставленной целью.

Дислексия, довольно часто встречаются у учащихся школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах - в усвоении грамматики родного языка.

Реализуя процесс становления чтения, опираемся на следующие принципы:

·        Принцип поэтапного формирования умственных действий, что составляет сложный и длительный процесс.

·        Принцип опоры на сохранное звено психических функций, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.

·        Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития».

·        Принцип системности. Методика устранения каждого вида дислексии  представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на сознание навыков, обеспечивающих овладение чтением.

Итак, процесс  чтения является многоуровневым. В нем участвуют четыре анализатора:

    • Рече двигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
    • Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
    • Зрительный, который подбирает соответствующую графему;
    • Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

 Только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?

· Слабая готовность ребенка к школе;

· Нерегулярность школьного обучения;

· Недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье;

· Двуязычие в семье;

· Неправильная речь окружающих;

· Неблагоприятная обстановка в семье;

· Ослабленное соматическое здоровье;

· Наличие неврологического диагноза;

· Леворукость;

· Несформированность  той или иной психической функции;

Помимо перечисленных причин свое влияние оказывают и  школьные факторы риска. К ним относятся факторы, связанные с неэффективной  организацией учебного процесса, неадекватными методиками и требованиями. К их числу относятся:

· Стрессовая тактика педагогического воздействия

· Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей

· Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса

· Недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей

Из вышеперечисленных причин хочется отметить недостаточное знание педагогом причин и механизмов трудностей, способов и вариантов эффективной помощи детям, а также отсутствие комплексной  системной работы педагога, логопеда, психолога и родителей при трудностях обучения. Все это ведет к тому, что на начальных этапах обучения трудностям не уделяется должное внимание, а ликвидировать проблемы во 2-м или 3-м классе очень сложно, а порой и невозможно.

Поэтому, чтобы не было необратимых последствий,  в первую очередь  знакомится с детьми, выяснить способности ребенка к звуко - произносительной речи, дефекты речи, уровень учебных знаний и навыков, наметить  план индивидуальных упражнений (в том числе и с родителями).

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. (Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям, обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и не обоснованному).

Классифицирование проявлений речевой недостаточности у  школьников помогает  раскрыть их влияние на успеваемость и правильно организовать коррекционное обучение  по профилактике и предотвращению дислексии, по формированию навыка правильного  чтения.

Существенным критерием классификации дислексии является несформированность той или иной психической функции, несформированность определенных операций процесса  чтения.

Заповеди, которым я следую при работе с детьми:

  1. Любая деятельность успешна настолько, насколько она несет радость исполнителю. И эту радость не надо скрывать.
  2. Учитель должен быть личностью. А личность всегда неравнодушна. Неравнодушный педагог не способен сломать хрупкий мир доверившегося ему ученика, он помогает и ему стать личностью.
  3. Главная ценность общества – ребенок. Мой педагогический принцип осторожно и бережно помочь юному человеку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою  само ценность.
  4. Урок в  школе – это время знаний, время развития, время общения в атмосфере доверия и психологического комфорта.
  5. Не   навреди! Внимательный выбор стратегии развития и воспитания необходим и «успешным»  и «трудным» детям.

   По моему мнению, трудоёмкость осуществления опыта заключается в том, что работу по устранению дислексии  необходимо проводить регулярно, как на уроках, так и во внеурочное время. Задания необходимо преподносить в игровой форме, чтобы повысить интерес детей к их выполнению и сделать процесс обучения увлекательным для учеников.

 

Список использованной литературы

 

1. Ананьев Б. Г. «Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом»// Известия АПН РСФСР, вып. 70, 1950 г.

2.  Егоров Т. Г. «Психология овладения навыком чтения». М., 1958 г.

3.  Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению». М., «Ось – 89», 1999г.

4.  Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников». – СПб., «Союз», 2002г.Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.  М., 1991.

 


Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушением речи

Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушением речи

При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова

При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова

Зона ближайшего развития — это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной дея­тельности ребенка, т

Зона ближайшего развития — это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной дея­тельности ребенка, т

Главная задача школы – научить учиться и развить общеучебные способности и навыки, такие как усидчивость, произвольность, чтение, счет, письмо, пересказ

Главная задача школы – научить учиться и развить общеучебные способности и навыки, такие как усидчивость, произвольность, чтение, счет, письмо, пересказ

Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи)

Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи)

Поэтому, чтобы не было необратимых последствий, в первую очередь знакомится с детьми, выяснить способности ребенка к звуко - произносительной речи, дефекты речи, уровень учебных знаний…

Поэтому, чтобы не было необратимых последствий, в первую очередь знакомится с детьми, выяснить способности ребенка к звуко - произносительной речи, дефекты речи, уровень учебных знаний…

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2023