Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка
Оценка 4.7

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Оценка 4.7
Лекции +1
doc
администрации
Взрослым
05.02.2017
Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся. В статье рассматриваются характерные черты одарённых детей, приводятся примеры приёмов работы с одарёнными детьми на уроках русского языка из личного опыта.
Стратегия работы с одарёнными детьми.doc
Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд …возвышается до творчества» Максим Горький Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное   общеобразовательное   учреждение   —   важнейший   общественный институт воспитания подрастающего поколения. Что   сегодня   как   правило,   а   не   как   исключение   мотивирует   деятельность ученика? Стремление   получить   высокую   оценку.   Но   «оценочный   авторитет»   ложен   в своей основе и плохой союзник учителя  русского языка и литературы, потому что не даёт объективного критерия понимания творческих возможностей и способностей обучающегося, не позволяет всех без исключения учащихся включить в одинаково интересный, личностный процесс постижения искусства. Вместо   оценочного   мотива   нужен   другой:   мотив,   основанный   на   радости творчества, радости открытия, сопереживания и сопричастности одновременно. Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта,   самореализации   и   самопознанию   способных   и   явно   одарённых   детей. Сегодня,   когда   отмечается   резкое   возрастание   спроса   на   людей,   обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости. В   Евангелии   есть   замечательная   притча   о   талантах,   где   говорится   об   их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его   число.   Эта господином.   Таланты   были   даны   каждому   и   каждому   разное замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.  Артур Шопенгауэр  писал, что «каждый   ребенок   отчасти   гений,   а   каждый   гений   отчасти   ребенок».  Одаренный человек может сделать очень многое, поэтому образование одаренного ребенка, его развитие очень важно. Успешность выполнения той или иной деятельности зависит от знаний, от способностей. Сам по себе одаренный человек может внести   большой вклад в своей области.  Это как бы полезное ископаемое, самородок.  Все, конечно, зависит   от   знаний.  Знание  –   это   не   способность.  Способность  –   это   фактор   для знаний. Способности зависят от желания. Уровень способности разный. Способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где­то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает.      Поэтому факторами,   влияющими   на   развитие   одарённости,   считаются  наследственность (природные задатки),  социальная среда и  психологические механизмы саморазвития личности Ясно,   что   не   каждый   станет   великим,   но   каждый   имеет   возможность развиваться. Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного  филологического образования, считаются одними из важнейших, так как  способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей  учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации  личности.       Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать?  Прежде всего, знать, что  характерными чертами  одаренного человека является  склонность к задачам дивергентного типа, познавательная потребность,  высокая  концентрация  внимания,  оригинальность, гибкость продуктивность мышления,  способность к прогнозированию и самооценке, лёгкость ассоциирования, специфические особенности и склонности, отличная память, большой словарный  запас. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, они   больше читают, чем смотрят телевизор Одно   из   важнейших   качеств   истинного   творца   –   способность   удивляться   и видеть   проблемы   в   противоречии,   особенно   там,   где   другим   все   представляется ясным   и   понятным.   Сверхчувствительность   к   проблемам   является   качеством самостоятельно мыслящего человека. Для   одаренного   человека   решение   задачи   не   является   завершением   работы.   Это   Настоящий   эрудит   должен   постоянно   испытывать начало   новой   работы.   информационный и эмоциональный голод. А утолить его может только постоянная работа над собой, чтение, раздумья. Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не  один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным  (предполагающим единственно верный ответ). Для них характерна оригинальность  мышления ­ способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается  в характере самостоятельных работ. Например,  при изучении раздела « Лексика и  фразеология» можно  предложить обучающимся дать толкование слова    «насобáчиться» что­нибудь», слово возникло на базе фразеологизма собаку съесть — «являться    («научиться ловко что­нибудь делать, приобрести навык исполнять  знатоком чего­либо, иметь богатый опыт в чем­либо) или объединить следующие  слова в группы, учитывая их возможную лексическую многозначность,  указав   специфику каждой из групп  (Александрийка, венгерка, волынка, кабардинка,  китайка, кубанка, молдаванеска, оттоманка, сербиянка, шотландка, антоновка,  бестужевка, мичуринка, стахановка, тимофеевка, толстовка). Они обладают  гибкостью мышления – способностью быстро и легко находить новые стратегии решения. При изучении раздела « Морфология» можно предложить следующее задание: представьте, что слово  какаду  — это глагол в форме 1 лица единственного   числа,   проспрягайте   этот   глагол   и   укажите   его   инфинитив   и спряжение.   Аргументируйте   свой   ответ.   (КАКАСТЬ.  Глагол   изменяется   по   1 спряжению:  какаду,   какадёшь,   какадёт,   какадём,   какадёте,   какадут.  Модель: глаголы типа пасть — паду, класть — кладу, красть — краду 1 спряжения, у них чередования нет. Отсюда инфинитив КАКАСТЬ). Продуктивность   мышления,   обилие   идей   –   необходимая   предпосылка творчества.  В разделе «Синтаксис и пунктуация»     можно предложить следующую задачу:     высказывание     «Три   плюс   пять   равно   восемь  похоже   на   высказывание Таня+Вася=любовь,   но   отличается   от   высказывания  Сумма   трёх   и   пяти   равна восьми. Высказывание  Три плюс пять равняется восьми похоже и на Сумма трёх и  пяти   равна   восьми,   и   на  Три   плюс   пять   равно   восемь,   но   отличается   от Таня+Вася=любовь.  Установите   черты   сходства   и   различия   этих   четырёх высказываний». Легкость   ассоциирования   у   таких   детей   выражена   наиболее   явно   в   умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь   к   решению   проблемы,   используя   различную,   в   том   числе   и   кажущуюся посторонней,   информацию.   Здесь   могут   помочь     интеллектуальные   разминки, которые  применяются для приведения обучаемых в активное "стартовое" состояние путем   актуализации   знаний,   обмена   мнениями   и   выработки   общей   позиции. (Расшифруйте следующие имена из советской эпохи Юрга – Юрий Гагарин, Гертруд – герой труда,  Арлен­ армия Ленина, Демир – даёшь мировую революцию, Зарес – за республику   советов   ,   Валтерперженка­   Валентина   Терешкова   первая   женщина­ космонавт,   Бухарин) Для   одарённых   детей   характерна   высокая   концентрация   внимания,   которая   Лентробух –   Ленин,   Троцкий     , выражается в высокой степени погруженности в задачу и в возможности успешной настройки,   даже   при   наличии   помех,   на   восприятие   информации,   относящейся   к выбранной   цели.   Отсюда   вытекает   склонность   к   сложным   и   нестандартным заданиям.   (Пример:     «Почему   в   мультфильме    «Песня   старого   извозчика"   слово метро употребляется в мужском роде?"  Ответ: это  слово раньше было  мужского рода,   в   30­е   годы   выходила   газета   «Советский   метро».   И   в   газетных   статьях, посвященных  открытию  первой   очереди  метрополитена  в 30­е годы,  можно  было прочитать: «Метро очень удобен для пассажиров».  Слово метро произошло от слова мужского рода «метрополитен». Было мужского рода, стало  среднего. Вспомним также песню Вертинского про лилового негра: «В пролеты улиц вас умчал авто». «Авто» – было мужского рода, от «автомобиль», стало среднего. Все слова, которые имеют подобный фонетический облик, втягиваются в парадигму среднего рода. И получается, что слово «кофе» раздирают две тенденции: первая – мы помним про мужской род и его охраняем, вторая – все существующие в языке законы втягивают его в парадигму среднего   рода. Именно поэтому средний род слова кофе – это не какая­то безграмотность, это действие законов языка. Лингвист все это видит, и он отмечает в словаре, что слово «кофе» на данном этапе может употребляться как существительное и мужского, и среднего рода). Основными     формами     работы   по     обучению   одаренных   детей   в   условиях общеобразовательной   школы   являются   использование   в   практике   элементов     индивидуальный   подход   на   уроках,   дифференцированного   обучения; разноуровневые   задания,   активные   формы   обучении;   дополнительные   занятия   с   участие   в   олимпиадах,   конкурсах, одарёнными   детьми   по   предмету;   интеллектуальных   играх   различного   уровня;   исследовательская  деятельность обучающихся; создание детских портфолио.   проектная     и   научно   – Одарённые дети – это «белые вороны», которым  не нужно доказывать своё  преимущество. Вот что об этом повествуется в притче, которую можно предложить   на уроках развития речи.  «Самая красивая птица – белая ворона, потому что она  исключение. Можно увидеть стаю лебедей, семью павлинов, компанию страусов. Но  никто никогда не видел стаю белых ворон. Да этого и не может быть. Тогда все  потеряет смысл.         Белой вороной нельзя стать по желанию. Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. Конечно, любая ворона может вываляться в муке,  выпачкаться в мелу, выкраситься белилами. Многие обыкновенные вороны так и  делают. Но они не белые – они ряженые. А белую ворону можно очернить, но сделать ее черной невозможно. Она белая ворона! Она самая прекрасная птица, потому что  ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна в любой стае. Поэтому, как  правило, становится объектом всяческих охотничьих нападок. Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По  ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают. – За исключительность? – Нет, за чувство ответственности. Быть исключением из общего правила – это очень, очень ответственно. И белые вороны это понимают»         Каждый  современный учитель должен  соответствовать требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными   детьми. Это высокий профессионализм, желание   работать   нестандартно,   знание   психологии   одаренных   учащихся, увлеченность   своим   делом,   любознательность, интеллектуальность,   эрудированность, психологическая совместимость (учитель ­   поисковая   активность, друг и авторитет), желание идти с учеником в одну ногу.

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Стратегия работа с одарёнными детьми на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017