Стрессогенные
факторы и способы решения проблем
в предэкзаменационный период
Трудные для ребенка ситуации |
Проблемы |
Методы педагогической защиты, поддержки |
Способы решения проблемы |
|
Прямые |
Превентивные |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Не успевает по предмету: негативное отношение учителя, учеников |
Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье |
Методы поддержки физического развития ребенка; методы поддержки интеллектуальных способностей |
Беседа с учителем. Открытый разговор с классом в отсутствие неуспевающего |
Педагогический консилиум. Беседа с родителями о необходимости консультации у врача. Организация помощи со стороны одноклассников |
Насмешки ребят |
Замедленное психическое развитие |
Методы педагогической защиты от людей; методы поддержки психического здоровья ребенка |
Прекращение насмешек, беседа с учениками |
Обращение к ребятам за помощью. Нравственные беседы. Беседа с родителями. Консультации врачей |
Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издевательства ребят |
Перегрузки по предмету |
Методы педагогической защиты от людей; методы поддержки психического здоровья ребенка; методы поддержки развития самостоятельной личности |
Беседа с учителем об уменьшении нагрузки. Направление к врачу. Прекращение издевательств |
Педагогический консилиум. Консультации у врача. Беседа с родителями. Организация познавательных игр. Тренинг самопознания. Нравственные беседы |
Неадекватное поведение (истерика, буйство, обморок) |
Пограничное психическое состояние |
Метод погашения отрицательных переживаний |
Попытка успокоить ребенка. Срочное отправление ребенка домой с родителями. Вызов врача |
Направление ребенка на консультацию к врачу. Беседа с родителями. Беседы с учителями об отношении к такому ребенку |
Ребенок замкнут, ни с кем не дружит (одиночество) |
Неадекватная самооценка |
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя; методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств |
Эмоциональная поддержка (пожалеть, ободрить, приобнять и т.д.) |
Рефлексивно-терапевтическая беседа психолога. Беседа с родителями. Создание ситуации успеха у ребенка (поручение, роль в празднике) |
Бойкот, издевательства |
Отверженный в классе, «новичок» (старается учиться хорошо, т.к. осознает близость ГИА, поэтому его считают «ботаником») |
Методы педагогической защиты от людей; методы поддержки развития коммуникативных способностей; методы поддержки развития самостоятельной личности |
Общее собрание в классе |
Нравственные беседы, тренинг общения |
Нарушение прав ребенка со стороны педагога |
Правовая незащищенность |
Методы педагогической защиты от людей; методы поддержки психического здоровья ребенка |
Беседа с учителем. Привлечение администрации. Эмоциональная поддержка ребенка |
Педагогический консилиум. Курс граждановедения (или вариации) |
Не ориентируется в ситуациях |
Социальная дезадаптивность |
Методы педагогической защиты от самого себя; методы поддержки развития самостоятельной личности |
Остановка ребенка при нарушениях. Беседа с учеником |
Беседа с родителями. Совместный поиск проблемы ученика и способов ее разрешения |
Прогуливает уроки, сбегает с уроков |
Отсутствие интереса к учению вследствие возникновения проблем в обучении |
Методы педагогической защиты от самого себя; методы поддержки психического здоровья ребенка; методы педагогической поддержки развития способностей |
Беседа с учеником, сопровождение его в классе. Присутствие на уроках классного руководителя, психолога, администрации, родителей |
Наблюдение за ребенком на уроках. Совместное выявление проблемы и поиск ее решения. Подбор интересного для ребенка занятия. Организация помощи со стороны одноклассников, учителей |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.