«Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста.
Задачи:
Связная речь: Учить пересказывать текс без помощи воспитателя. Упражнять в составлении простых предложений с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
словарный запас слов: медвежья, бурый цвет, за шиворот, знойный, окунать, шлепок. Активизировать в речи детей слова: медведь, медведица, медвежья, бурый, за шиворот, знойный, окунать, шлепок.
Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В.В. Бианки.
А о ком эта история вы сейчас узнаете, отгадав загадку:
Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет, в рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьёв, отгадайте, кто таков?
- Ребята, как вы думаете, кто же это?
- Назовите медвежью семью? (медведь, медведица, медвежата.)
-Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставить картину.)
Педагог предлагает детям отправиться в путь. - А помогут нам в этом язычки.
Купим билеты. Берем картинки на столе. Игра «Мой, моя, мое»
1. Организационный момент.
Дети проходят, садятся на стулья в полукруг.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал Виталий Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться (охотник).
Вот я его и встретила по пути в детский сад, и он, узнав о нашем походе в лес, попросил передать письмо своим знакомым. А кому мы узнаем, отгадав загадку.
Косолапый и большой,
Спит в берлоги он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Логопед: Догадались, что это за зверь?
Ответы детей: Медведь.
Логопед: Предлагаю отправиться в путь, а помогут нам в этом пальчики.
Нас позвали в мишки в гости (ладони на щеках, качаем головой)
И пошли мы по дорожки (пальцы одной руки «шагают» по ладони другой)
Топ, топ (хлопки ладонями по воздуху)
Прыг, прыг (кулачки стучать по воздуху)
Видим дерево высокое (пальцы в разные стороны)
Видим озеро глубокое (волнообразные движения кистями рук)
Топ, топ (хлопки ладонями по воздуху)
Прыг, прыг (кулачки стучать по воздуху)
В гости к мишкам мы пришли (показать кистями рук треугольник «крышу»)
Логопед: Но письмо не одному медведю, а всей его семье. (показ картины с изображением семье медведей) Семья чья изображена? Какая семья, если она медведя? (медвежья) Значит, мы правильно пришли и письмо доставили по адресу.
Логопед: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?
Ответы детей: Потому что они ведают (знают, где есть мёд. (Мед – вед)
2. Чтение рассказа.
Логопед: Ребята, я вам предлагаю послушать рассказ писателя Виталий Бианки (портрет)
«Купание медвежат»
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Логопед: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Логопед показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
А что означает слово «бурая»? (Серовато-коричневый. (о цвете шерсти).
Бурый медведь.
Логопед: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке) .
Логопед: И что медведица сделала? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.) А что значит «за шиворот»? (за шиворот - за ворот, за воротник.) Логопед: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.) А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому?
(погружать, опускать)
Логопед: А какая по характеру медведица (медведица заботливая, добрая, любящая).
Логопед: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере? (медведица большая, огромная, здоровенная, большущая).).
Логопед: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).
Логопед: Что сделала мама-медведица медвежонку? (Медведица догнала и надавала медвежонку шлепков).А что значит слово «шлепок»? (шлепок - удар плашмя (чем-нибудь мягким, шлепнула легонько, не больно, любя)
Логопед: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, о каком времени года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день? (знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).
Логопед: Какие остались медвежата после купания? (Медвежата остались довольны, веселые, чистые, радостные.)
Логопед: Я вижу, что вы устали, давайте немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка:
Вышел из лесу медведь, (шагает в перевалку на месте)
Стал он в стороны смотреть. (повороты в сторону)
В право, в лево повернулся. (соответствующие движения)
Вверх взглянул и в низ присел, (посмотреть вверх, присесть)
Землянику увидал, быстро в рот его собрал. (собирает в рот).
Повторное чтение рассказа.
Логопед: Ребята, я знаю, что вы прослушали рассказ писателя. Как его зовут? (Виталий Бианки) А как называется рассказ «Купание медвежат». Я предлагаю вам еще раз внимательно его прослушать, а затем пересказать при помощи схем.
Логопед во время чтения выставляет графические схемы.
Виталий Бианки
Купание медвежат.
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)
Логопед: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали.
Логопед: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать вдвоем. Сначала надо рассказать о том, как кто шел берегом леса, затем как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.
А потом? (Как убежал медвежонок в лес)
А потом? (Как купали второго медвежонка.) .
И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? (вызывает 2 детей к мольберту, повторно рассказ по цепочке.)
3. Итог занятия:
Логопед: Как называется рассказ рассказом вы сегодня познакомились(«Купание медвежат»)Кто его написал? (Виталий Бианки)
Логопед: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (бурая, за шиворот, окунала, знойный и т. д.) Какого цвета шкурам медведя? За что брала медведица медвежонка, когда купала? Что она делала с ним? Какой был день?
Логопед: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?
Ответы детей:…
Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, сделали доброе дело, доставили письмо и за это медведи подарили нам игру. Давайте вернемся в группу и поиграем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.