Тема: В. В. Бианки «Лис и Мышонок».
Класс: 1
УМК «Начальная школа 21 века» (под рук. Н.Ф. Виноградовой)
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создать условия для ознакомления с литературной сказкой «Лис и Мышонок».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить со сказкой В. В. Бианки «Лис и Мышонок»;
- способствовать формированию навыков осознанного, выразительного чтения;
- развивать интерес к литературному творчеству.
Развивающие:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение;
- учить сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся;
- прививать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определяют и называют вид сказки;
- умеют читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
- эмоционально реагируют на события произведения при слушании и чтении.
Метапредметные:
познавательные: анализируют, обобщают информацию, выделяют главное.
регулятивные: определяют и формируют тему, цель, задачи урока, удерживают их на протяжении урока.
коммуникативные: оформляют свои мысли в устную форму, понятную для других; ведут беседу, обсуждают данную информацию.
Личностные: стремятся к получению знаний, проводят оценку и самооценку.
Учебно- методическое обеспечение: учебник литературного чтения, 1 класс, авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, презентация.
I. Организационный момент
Приветствие
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анаит Адамовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Прослушайте небольшое стихотворение, настройте себя на урок, проверьте все ли готовы, у всех ли на столах лежат учебники и тетради. Не забывайте про правила поведения на уроке.
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...
II. Актуализация знаний
- Вы любите читать сказки? ..., а какую ты сказку читал/а недавно?
- Скажите, а зачем люди пишут книги, создают новые произведения? Может, новые книги не нужны, и мы можем обойтись без них?
- Верно, новые книги дают нам возможность познать новое, открыть для себя то, чего мы еще не знаем.
III. Постановка темы, цели и задач урока
- Ребята, а вы хотите сегодня на уроке узнать новое?
- Тогда посмотрите на портреты писателей, вспомните, как их зовут. (1- 3 слайды)
4 слайд
- Вам знаком этот писатель? (нет)
- Это Виталий Валентинович Бианки, сегодня мы познакомимся с его сказкой, а с какой именно вы узнаете, отгадав загадки.
Что за зверь опасный.
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лис)
- Запомните это слово. Перейдем ко второй загадке.
Пи, пи, пи - она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая ... (мышка)
- А как называют маленьких мышей? (мышонок)
- Итак, соедините обе отгадки и подумайте, как же называется сегодняшняя сказка? (Лис и Мышонок)
- Ребята, а какую цель мы поставим перед собой? (познакомиться со сказкой В. В. Бианки «Лис и мышонок)
- Давайте составим план для достижения цели (план = задачи урока).
- Опираясь на тему, найдите лишний пункт в плане. (5 слайд)
1. Узнать биографию писателя
2. Прочитать сказку
3. Отвечать на вопросы по сказке. (6 слайд)
IV. Подготовка к восприятию текста
- Виталий Валентинович Бианки - русский писатель, автор многих произведений для детей. Родился в г. Петербурге в 1894 году. Отец у него был ученый.
Каждое лето семья Бианки уезжала в деревню. Там маленький Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Интерес к лесной жизни сделал его охотником. Первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию.
Отец приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Всю жизнь он много путешествовал.
Когда Бианки с семьей вернулся в Петроград, в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же году вышла первая книжка («Чей нос лучше»).
- А сказку «Лис и мышонок» Бианки написал в 44 года!
V. Первичное восприятие текста
- Откройте учебники на стр 11. Я буду читать, а вы внимательно слушайте.
- О чем повествует нам сказка?
- Какими вы представили себе Лиса и Мышонка?
- Отложите книги, отведите взгляд от экрана, сделаем небольшую разминку. Закройте глаза, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Теперь откройте глаза и повторите то же самое - направо, налево, вверх, вниз. Затем быстро-быстро поморгайте глазами.
VI. Повторное чтение и анализ произведения
- А теперь … прочитает нам сказку.
- Какая это сказка – народная или авторская? Почему?
- Ребята, а все ли слова вам были понятны? (неизвестное слово – отнорочек)
- Давайте узнаем, что же такое отнорочек.
- Рассмотрите иллюстрации на стр 13. Подумайте, где на рисунке находится отнорок и объясните, что это такое.
(Отнорок -запасной выход из норы)
- А что рассказал художник о героях сказки, какими их показал?
- Давайте разберем, какой рисунок относится к какому эпизоду сказки.
- Что мы видим на первом рисунке?
- Что на втором?
- Что изображено на третьем и четвертом рисунках?
- Сыграем в небольшую игру «Диалог». Вы знаете, что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
- Предлагаю выбрать пару для чтения сказки по ролям.
- Роль Лиса будет читать …, а роль Мышонка … .
- А кто-нибудь еще хочет попробовать себя в роли Лиса и Мышонка? Не выкрикиваем, отвечаем по очереди.
- Молодцы, ребята!
- Вы, наверное, устали. Проведем небольшую физкультминутку. Встаньте, выйдите из-за своих рабочих столов, присядьте 3 раза, встаньте на носочки, потянитесь, сожмите и разожмите кулак несколько раз. Садитесь обратно.
- Теперь откройте рабочие тетради на стр 7. Выполните самостоятельно номер 1. Задание называется «Кто какой». Вам нужно выбрать ответ и указать стрелкой, к кому относится слово.
На выполнение 2-3 минуты, а затем проверим.
- Письменно выполните номер 3. Прочитайте и подчеркните имя и отчество писателя Бианки. Кто справится с заданием – поднимает руку.
VII. Итог урока
- Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги:
· С каким автором вы сегодня познакомились?
· Какое его литературное произведение читали?
· О чем оно было?
· Какие выводы вы сделали?
· Выполнили ли мы все пункты плана?
· Вы довольны своей деятельностью на уроке?
VIII. Задание на дом
- Дома по желанию нарисуйте иллюстрацию к прочитанному произведению.
- А я с вами прощаюсь, до новых встреч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.