Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Цели урока:
1. Деятельностная: структурирование в виде таблиц и схем информации о строение атома.
2. Предметно-дидактическая: повторение, систематизация и обобщение знаний учащихся о строении атома.
Задачи урока:
1. Познавательные: кратко вспомнить историю изучения строения атома; вспомнить понятия "атом", "изотоп", "химический элемент", характеристики электрона и других элементарных частиц, входящих в состав атома, строение электронной оболочки атома и закономерности её заполнения; познакомиться с правилом Клечковского и в соответствии с ним обосновать закономерность заполнения электронной оболочки атомов химических элементов.
2. Развивающие: научиться составлять электронные конфигурации любых химических элементов; уметь научно обосновать закономерность заполнения электронной оболочки атомов химических элементов; развивать логическое мышление, умение анализировать информацию, делать выводы.
3. Воспитательные: укрепить убеждения в сложности строения материи на примере строения атома и бесконечности познания.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знают основные этапы истории изучения строения атома; знают и понимают значение понятий "химический элемент", "изотопы", "электронное облако", атомная орбиталь"; знают орбитальные характеристики электрона; знают закономерности заполнения электронной оболочки атома электронами (принцип Паули, правила Хунда и Клечковского) и исключение из них ("провал электрона"); умеют составлять электронную конфигурацию атома практически любого химического элемента.
2. Метапредметные:
а. познавательные: умеют работать с текстом учебника; анализируют информацию (табл. №4); структурируют информацию в виде таблиц и схем; выявляют и решают проблемы; составляют схему порядка заполнения электронных уровней и подуровней.
б. регулятивные: ставят цель урока; корректируют свои знания о строение атома.
в. коммуникативные: работают в парах; обосновывают свою точку зрения.
3. Личностные: в очередной раз убеждаются в правильности словах Сократа "Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого" (познание бесконечно); убеждены в сложности строения атома; проявляют интерес к умению составлять электронные конфигурации атомов.
Метод обучения: частично-поисковый (эвристический) (по Лернеру и Скаткину).
Средства урока: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник "Химия : 11 класс : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин, М.А. Шаталов; под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой.- М.: Вентана-Граф, 2011".
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Тема урока "Современные представления о строении атома".
Вспомним основные понятия (слайд №1):
1. Что такое атом?
2. Каковы состав и строение атома?
3. Какие сведения о строении атома вы почерпнули на уроках физики и химии?
4. Приведите примеры взаимосвязи между строением атома и свойствами химического элемента?
III. Изучение новой темы.
Постановка цели (слайд №2). Сравните название темы урока и вопросы, на которые мы сейчас ответили и сформулируйте цель урока ("Систематизация и обобщение знаний о строении атома").
Проблема. Первоначальное определение периодического закона звучит так: "Свойства химических элементов, а также свойства и формы их соединений находятся в периодической зависимости от их атомных весов". Нет ли здесь противоречия? И в связи с этим ответьте на вопрос: "Почему важно было понять внутреннюю структуру атома?" (Противоречие в том, что причина периодичности (по Менделееву) - линейное возрастание относительных атомных масс - не соответствовала периодическому изменению свойств химических элементов и соединений ими образуемых. Это понимал и сам Менделеев. О чем говорят его слова "Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются". Поэтому важно было знать строение атома, чтобы понять причину периодичности.) (слайд №3).
Далее ученики, используя учебник, заполняют таблицу (слайд №4):
Таблица №1 (красным цветом выделен текст, отсутствующий в листе ученика:)
Части атома |
Элемен-тарные частицы |
Услов-ный заряд |
Округленная масса, а.е.м |
Ученый-первооткрыватель (год открытия) |
Определяет характеристику атома или явление |
Ядро |
Протон |
+1 |
1 |
Э. Резерфорд (1920) |
Заряд ядра |
Нейтрон |
0 |
1 |
Дж.Чедвик (1932) |
Существование изотопов |
|
Электронная оболоч-ка |
Электрон |
-1 |
1/1837 |
Д. Томсон (1897) |
Валентные (внешнего и предвнешнего уровней) электроны определяют валентность химического элемента |
Именно открытие изотопов в 1906-1907 гг. изменило первоначальное значение понятия "химический элемент" как определенный вид атомов с одинаковой атомной массой как главной характеристикой.
Изотопы – это разновидности атомов одного химического элемента с разным числом нейтронов (слайд №5). А значит и с разной атомной массой при одинаковом заряде ядра. Например, водород существует в виде трех изотопов - 1Н, 2Н, и 3Н.
Современная формулировка понятия "химический элемент" звучит так:
"Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра"(слайд №5).
А теперь вспомним строение электронной оболочки.
1. Как узнать количество электронов в атоме конкретного химического элемента? (по формуле N=Z, слайд №6).
2.
Электроны
в атоме обладают разной энергией. По какому принципу расположены электроны в
атоме? (по принципу энергетической выгоды: "слабые" электроны расположены
ближе к ядру, "сильные" – подальше").
3.
Электроны
с одинаковой энергией образуют электронный уровень (или по-другому электронный
слой), который определяется главным квантовым числом n. Сколько таких
уровней может быть в атоме? (Семь). Как определить количество
энергетических уровней в атоме конкретного химического элемента? (по номеру
периода в периодической системе).
4.
Электроны
движутся вокруг ядра в определенном пространстве. Как называется это
пространство (электронное облако, слайд №6).
Вопрос (слайд №7). Тождественны ли понятия "электронное
облако" и "атомная орбиталь?". Обратитесь к тексту
параграфа.
Заполните таблицу №2, используя рисунок
презентации (слайд №8):
Таблица №2.
Название орбитали или энергетического подуровня (орбитальное квантовое число l ) |
Форма (схематично нарисовать) |
Количество возможных положений в пространстве (магнитное квантовое число m) |
Максимальное количество электронов на подуровне (согласно формуле 2m) |
s-орбиталь (s-подуровень) |
1 |
2 |
|
p-орбиталь (p-подуровень) |
3 |
6 |
|
d-орбиталь (d-подуровень) |
5 |
10 |
|
f-орбиталь (f-подуровень) |
7 |
14 |
5. Последняя характеристика электрона – спин – отражает его вращение вокруг собственной оси, которое может быть по часовой и против часовой стрелки. Важно, что на любой орбитали не может больше 2-х электронов, причем с противоположными спинами.
↑↓ |
Все орбитальные характеристики электрона можно отразить в следующей таблице (слайд №9):
Таблица №3.
Квантовое число |
Символ |
Возможные значения |
Главное (энергия и размер орбиталей) |
n |
1,2,3,4,5,6,7 |
Орбитальное (форма орбиталей) |
l |
0 (s),1(p),2(d),3(f) |
Магнитное (положение орбиталей в пространстве) |
m |
x, y, z … |
Спиновое (вращение вокруг оси) |
ms |
P,Q |
Проблема. Как распределены электроны по уровням и подуровням у атома брома Br? Записать электронную конфигурацию.
Решение. При записи электронной конфигурации пользуются 3-мя правилами:
1.
Принцип Паули: "В атоме нет
двух абсолютно одинаковых атомов. Хотя бы одной их четырех характеристик своего
состояния они отличаются друг от друга: либо энергией, либо формой электронного
облака, либо положением его в пространстве, либо спиновым вращением". Или
гораздо проще: "На одной орбитали не может быть более 2-х электронов".
↑ |
и |
↑↓ |
но не |
↑↓↑ |
2. Правило Хунда: "В пределах
подуровня (s, p, d и f) электроны
сначала заполняют по одному свободные орбитали и лишь после этого образуют
пары".
|
np5 |
||
1. |
↑ |
↑ |
↑ |
|
|
|
|
2. |
↑↓ |
↑ |
↑ |
|
|
|
|
3. |
↑↓ |
↑↓ |
↑ |
3.
Правило
Клечковского: "Заполнение
электронами орбиталей в атоме происходит в порядке возрастания суммы главного и орбитального квантовых
чисел n + l. При одинаковой сумме раньше заполняется орбиталь
с меньшим значением n".
Заполните таблицу:
Таблица №4 (слайд №10):
Расположение уровней и подуровней (от ядра) |
1s |
2s |
2p |
3s |
3p |
3d |
4s |
4p |
4d |
4f |
5s |
5p |
5d |
5f |
6s |
6p |
6d |
6f |
7s |
7p |
7d |
7f |
n |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
l |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
n+l |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
7 |
5 |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
9 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.
Запишите
порядок заполнения электронных орбиталей в атоме согласно заполненной таблицы и
правилу Клечковского:
1s → 2s → 2p → 3s → 3p → 4s → 3d → 4p → 5s → 4d → 5p → 6s → 4f → 5d → 6p → 7s
→ 5f → 6d → 7p → 6f → 7d → 7f.
5. Алгоритм написания электронной конфигурации атома (слайд №11).
1) Написать порядок расположения электронных уровней и подуровней в атоме с учетом положения химического элемента в периодической системе ("количество электронных слоев = номер периода"), отсекая "лишние" слои:
1s | 2s 2p | 3s 3p 3d | 4s 4p 4d 4f | 5s 5p 5d 5f | 6s 6p 6d 6f | 7s 7p 7d 7f. Например, для атома брома этот порядок выглядеть так:
+35 Br 1s | 2s 2p | 3s 3p 3d | 4s 4p 4d 4f, всего 4 слоя, т.к.
бром находится в 4-м периоде.
2)
Согласно
выведенной вами схеме и учитывая максимальное количество электронов на
подуровне, заполняем электронами уровни и подуровни, не забывая подсчитывать
общее количество электронов:
+35 Br 1s2 | 2s2 2p6 | 3s2 3p6 3d10 | 4s2 4p5 4d0 4f0, или
+35 Br 1s2 | 2s2 2p6 | 3s2 3p6 3d10 | 4s2 4p5.
3) Записываем графическое представление электронной конфигурации:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4f |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4d |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4p |
↑↓ |
↑↓ |
↑ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4s |
↑↓ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3d |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
|
|
|
|
|
|
|
|
3p |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3s |
↑↓ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2p |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2s |
↑↓ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1s |
↑↓ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Или "плоская" запись:
|
1s2 |
2s2 |
2p6 |
3s2 |
3p6 |
3d10 |
4s2 |
4p5 |
|||||||||||||||
+35 Br |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑↓ |
↑ |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
4d0 |
4f0 |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
IV. Закрепление.
Проблема. Напишите электронную конфигурацию атомов Cr, Mo, Cu, Ag, Au.
А теперь сверим ваши записи с авторитетными источниками информации. Далее учитель открывает следующие веб-страницы и показывает на экране проектора истинные конфигурации этих элементов, подводя учеников к эффекту "провала" электрона:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.