Урок в 5 классе Клетка — наименьшая единица строения. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. и жизнедеятельности организмов.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель учебной деятельности:
1. Обучающая: изучить строение клетки.
2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, использовать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки из органоидов;
– дать понятие о том, что живые клетки обладают свойствами живого: дышат,
питаются, растут, размножаются.
– учить анализировать, создавать образ и понятия.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Предметные:
- знать строение клетки;
- различать клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать своё мнение, интересоваться чужим;
- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой
Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, лук - репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности
Притча. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: « Скажет живая- я её в кулаке сожму, скажет мёртвая- выпущу. Мудрец подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
В ваших руках, ребята, возможность открыть новые горизонты знания. Ведь ученье- свет, а не ученье- тьма.
IIАктуализация изученного материала.
1.Выберите правильные утверждения
Варианты ответов:
1. Мембрана и ядро есть только у клеток растений.
2. Для клетки характерны все признаки живого.
3. Наука о клетке называется цитология.
4. Многоклеточный организм состоит из разных клеток.
5. Наука о клетке называется физиология.
6. Все живые организмы состоят из клеток.
Подчеркните правильный ответ.
Мужская половая клетка называется:
лейкопластом
сперматозоидом
яйцеклеткой
хлоропластом
Подчеркните правильный ответ.
Женская половая клетка называется:
лейкопластом
сперматозоидом
яйцеклеткой
хлоропластом
Единица всего живого нн Земле:
вид
человек
клетка
2..Разгадывание кроссворда (групповая работа)
«Устройство увеличительного прибора».
1.Если в ту трубу смотреть,
Можно много разглядеть:
Что не видно просто глазом,
Нам труба покажет сразу.
Глаз один закрой! И вот —
Все «убольшит»...
2.Глазки деда слабоваты,
Плохо видят в книжке буквы,
Значит, срочно ему нужно
Взять очки или же
3.Лучик света направляет,
Препарат им освещает
4.Он в движение приводит,
Столик или тубус водит…
5.Есть хрустальные глазки –
Как волшебники в сказке:
Сгонят вмиг туман и дымку
И увидят невидимку.
6.Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив
Соединяет это вместе всё…
III. Открытие нового знания
Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.
Давайте вспомним признаки живых организмов (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, способны к обмену веществ и энергии)
Хорошо, а мы можем отнести эти признаки к клетке? (можем)
Почему? (клетка часть живого организма, значит для нее характерны признаки живого организма)
И осуществляется все процессы с помощью особых органов, которые называются органеллы
Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов.
Каждая клетка имеет три главные части:
· 1.оболочку,
· 2. цитоплазму
· 3. ядро
Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: вакуоли, пластиды, митохондрии и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах.
Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки
· Заполни таблицу (пользуясь текстом учебника )стр 19-21.
· Пример заполнения таблицы.
Название органоида |
Описание |
Функции |
Цитоплазма |
Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находится ядро, органоиды и включения. |
Объединяет все органоиды клетки, в ней протекают все процессы обмена веществ. |
Плазматическая мембрана |
Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов, на внешней стороне имеется клеточная оболочка, состоящая из целлюлозы. |
Защита клетки от внешнего, придание клетки определенной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней средой, в контактировании клеток друг с другом. |
Ядро |
Окружено ядерной оболочкой, пронизанной порами, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосом. |
Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ. |
После выполнения работы 2-3 человека зачитывают результат работы.
Физкультминутка (1 мин)
Вновь у
нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова
устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Разминаем руки, плечи
Чтоб сидеть нам было легче
Хоть
зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
IV.Закрепление.
1.Среди предложенных царств организмов выбрать одноклеточные и многоклеточные ( слайд презентация).
2.На доске по очереди записывают признаки живых организмов.
3.Выбрать верные утверждения среди предложенных.
Учитель: Ребята! Мы сегодня изучили новую тему. Я очень довольна вашей работой на уроке. Оценки за урок.
Наш урок я хочу закончить стихотворением.
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
V.Рефлексия
Ребята изображают эмоции на смайлике, который вместе с тетрадями вкладывают в свои тетради
VI.Домашнее задание
Дома выучите функции всех органоидов растительной клетки.
Изготовите объемную модель клетки из пластилина или аппликацию
Спасибо за урок! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.