Структура и содержание практической части экзаменационных работ ОГЭ по химии

  • pptx
  • 29.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Структура и содержание практ. части ОГЭ Задание 23-24.pptx

Структура и содержание практической части экзаменационных работ ОГЭ по химии

С 2020 года в КИМ ОГЭ по химии предлагается только одна модель экспериментальной части - задания 23 и 24 - предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.
Они предусматривают комбинированную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания, которые могут относиться к различным содержательным блокам.

Элементы содержания, проверяемые 24 заданием ОГЭ

правила  безопасной работы  в  школьной лаборатории
лабораторная посуда  и  оборудование
разделение смесей и очистка веществ
приготовление растворов
определение  характера среды раствора кислот и щелочей  с  помощью индикаторов
качественные реакции на катионы и анионы

Элементы содержания, проверяемые 24 заданием ОГЭ

получение, собирание и распознавание газообразных веществ
качественные реакции на газообразные вещества  (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений (оксидов, оснований, кислот и солей)

Элементы содержания, проверяемые 24 заданием ОГЭ

химические свойства металлов, неметаллов и их соединений,
взаимосвязь веществ различных классов,
реакции ионного обмена,
окислительно-восстановительные реакции.

Комбинирование проверяемых элементов содержания в этих заданиях осуществляют таким образом, чтобы уже в их условии прослеживалась необходимость:
последовательного выполнения нескольких взаимосвязанных действий,
выявления причинно-следственных связей между элементами содержания,
формулирования ответа в определённой логике и с аргументацией
отдельных положений.

Умения, проверяемые заданием 24

обращаться с  химической  посудой  и лабораторным оборудованием
проводить  опыты, подтверждающие  химические свойства  изученных  классов неорганических веществ
проводить  опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств
неорганических веществ

Умения, проверяемые заданием 24

распознавать опытным путём газообразные  вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
распознавать опытным путём  растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
распознавать опытным путём кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.

Практическое задание обеспечивает проверку наличия у обучающегося опыта использования  различных методов изучения веществ: наблюдения  за  их превращениями  при проведении  несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования   и приборов

Примеры заданий 23-24 (1)

23. Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк, соляная кислота, растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания.
Элементы ответа:
Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства сульфата магния, и указаны признаки их протекания:
1) MgSO4 + BaCl2 = BaSO4 + MgCl2
Признак реакции: выпадение белого осадка
2) MgSO4 + 2NaOH = Mg(OH)2 + Na2SO4
Признак реакции: выпадение белого осадка

24.Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Химический эксперимент выполнен в соответствии с инструкцией к заданию 24:
отбор веществ проведён в соответствии с пунктами 3.1–3.5 инструкции;
смешивание веществ выполнено в соответствии с пунктами 3.6–3.10 инструкции
При существенном нарушении правил техники безопасности, эксперт обязан прекратить выполнение эксперимента обучающимся.

23. Дан раствор сульфата алюминия, а также набор следующих реактивов: растворы аммиака, хлорида магния, гидроксида натрия, нитрата натрия, хлорида бария.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата алюминия, и укажите признаки их протекания
24. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между сульфатом алюминия и выбранными веществами, соблюдайте правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию.

Примеры заданий 23-24 (2)

Содержание верного ответа

Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства сульфата алюминия:
1) Al2(SO4)3 + 3BaCl2 = 3BaSO4 + 2AlCl3
2) Al2(SO4)3 + 6NaOH по кап = 2Al(OH)3 + 3Na2SO4
Указаны признаки протекания реакций:
Для первой реакции – выпадение белого осадка.
Для второй реакции – выпадение белого (студенистого) осадка.
Возможно написание уравнения реакции
с раствором аммиака с указанием
признака этой реакции

Примеры заданий 23-24 (3)

23. Дан раствор гидроксида калия, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II), медь, соляная кислота, растворы сульфата натрия и сульфата алюминия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства гидроксида калия, и укажите признаки их протекания.
24. Проведите химические реакции между гидроксидом калия и выбранными веществами, соблюдайте правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию.
 

Содержание верного ответа

Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства гидроксида калия:
1) 6KOH + Al2(SO4)3 = 3K2SO4 + 2Al(OH)3
2) HCl + KOH = H2O + KCl
Указаны признаки протекания реакций:
для первой реакции – выпадение белого осадка.
для второй реакции – видимые признаки реакции отсутствуют, или при использовании фенолфталеина с раствором щёлочи – обесцвечивание раствора (исчезновение малиновой окраски раствора)

Примеры заданий 23-24 (4)

23. Дан раствор сульфата меди(II), а также набор следующих реактивов: водные растворы гидроксида калия, хлорида калия, нитрата бария, бромида калия и ацетата калия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата меди(II), и укажите признаки их протекания.
24. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между сульфатом меди(II) и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Содержание верного ответа

23. Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства сульфата меди(II):
1) СuSO4 + 2КОН= K2SO4 + Сu(ОН)2
2) СuSO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4 + Сu(NO3)2
Указаны признаки протекания реакций:
для первой реакции – выпадение голубого осадка;
для второй реакции – выпадение белого осадка

Примеры заданий 23-24 (5)

23. Дан раствор сульфата меди(II), а также набор следующих реактивов: медь, оксид фосфора(V) и растворы азотной кислоты, хлорида калия, карбоната натрия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства гидроксида кальция, и укажите признаки их протекания.
24. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между гидроксидом кальция и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Содержание верного ответа

1) 3Са(ОН)2 + Р2О5 = Са3(РО4)2 + 3H2O
Признак реакции: выпадение белого осадка, индикатор фенолфталеин имеет в растворе щелочи малиновую окраску, после реакции раствор обесцветился, среда - нейтральная
2) Са(ОН)2 + Nа2СО3 = СаСО3 + 2 NаОН
Признак реакции: выпадение белого осадка
Возможен другой вариант:
3) Са(ОН)2 + 2НNО3 = Са (NО3)2 + 2H2O
Признак реакции: видимые признаки реакции отсутствуют, или при использовании фенолфталеина с раствором щёлочи – обесцвечивание раствора (исчезновение малиновой окраски раствора)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!