С 2020 года в КИМ ОГЭ по химии предлагается только одна модель экспериментальной части - задания 23 и 24 - предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.
Они предусматривают комбинированную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания, которые могут относиться к различным содержательным блокам.
Элементы содержания, проверяемые 24 заданием ОГЭ
правила безопасной работы в школьной лаборатории
лабораторная посуда и оборудование
разделение смесей и очистка веществ
приготовление растворов
определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов
качественные реакции на катионы и анионы
Элементы содержания, проверяемые 24 заданием ОГЭ
получение, собирание и распознавание газообразных веществ
качественные реакции на газообразные вещества (кислород,водород, углекислый газ, аммиак)
способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений (оксидов, оснований, кислот и солей)
Элементы содержания, проверяемые 24 заданием ОГЭ
химические свойства металлов, неметаллов и их соединений,
взаимосвязь веществ различных классов,
реакции ионного обмена,
окислительно-восстановительные реакции.
Комбинирование проверяемых элементов содержания в этих заданиях осуществляют таким образом, чтобы уже в их условии прослеживалась необходимость:
последовательного выполнения нескольких взаимосвязанных действий,
выявления причинно-следственных связей между элементами содержания,
формулирования ответа в определённой логике и с аргументацией
отдельных положений.
Умения, проверяемые заданием 24
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием
проводить опыты, подтверждающие химическиесвойства изученных классов неорганических веществ
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств
неорганических веществ
Умения, проверяемые заданием 24
распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
распознавать опытным путём растворы кислот и щелочей поизменению окраски индикатора;
распознавать опытным путём кислоты, щелочи и соли поналичию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.
Практическое задание обеспечивает проверку наличия у обучающегося опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов
Примеры заданий 23-24 (1)
23. Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк, соляная кислота, растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания.
Элементы ответа:
Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства сульфата магния, и указаны признаки их протекания:
1) MgSO4 + BaCl2 = BaSO4 + MgCl2
Признак реакции: выпадение белого осадка
2) MgSO4 + 2NaOH = Mg(OH)2 + Na2SO4
Признак реакции: выпадение белого осадка
24.Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Химический эксперимент выполнен в соответствии с инструкцией к заданию 24:
отбор веществ проведён в соответствии с пунктами 3.1–3.5 инструкции;
смешивание веществ выполнено в соответствии с пунктами 3.6–3.10 инструкции
При существенном нарушении правил техники безопасности, эксперт обязан прекратить выполнение эксперимента обучающимся.
23. Дан раствор сульфата алюминия, а также набор следующих реактивов: растворы аммиака, хлорида магния, гидроксида натрия, нитрата натрия, хлорида бария.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата алюминия, и укажите признаки их протекания
24. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между сульфатом алюминия и выбранными веществами, соблюдайте правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию.
Примеры заданий 23-24 (2)
Содержание верного ответа
Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства сульфата алюминия:
1) Al2(SO4)3 + 3BaCl2 = 3BaSO4 + 2AlCl3
2) Al2(SO4)3 + 6NaOH по кап = 2Al(OH)3 + 3Na2SO4
Указаны признаки протекания реакций:
Для первой реакции – выпадение белого осадка.
Для второй реакции – выпадение белого (студенистого) осадка.
Возможно написание уравнения реакции
с раствором аммиака с указанием
признака этой реакции
Примеры заданий 23-24 (3)
23. Дан раствор гидроксида калия, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II), медь, соляная кислота, растворы сульфата натрия и сульфата алюминия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства гидроксида калия, и укажите признаки их протекания.
24. Проведите химические реакции между гидроксидом калия и выбранными веществами, соблюдайте правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию.
Содержание верного ответа
Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства гидроксида калия:
1) 6KOH + Al2(SO4)3 = 3K2SO4 + 2Al(OH)3
2) HCl + KOH = H2O + KCl
Указаны признаки протекания реакций:
для первой реакции – выпадение белого осадка.
для второй реакции – видимые признаки реакции отсутствуют, или при использовании фенолфталеина с раствором щёлочи – обесцвечивание раствора (исчезновение малиновой окраски раствора)
Примеры заданий 23-24 (4)
23. Дан раствор сульфата меди(II), а также набор следующих реактивов: водные растворы гидроксида калия, хлорида калия, нитрата бария, бромида калия и ацетата калия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата меди(II), и укажите признаки их протекания.
24. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между сульфатом меди(II) и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.
Содержание верного ответа
23. Составлены уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства сульфата меди(II):
1) СuSO4 + 2КОН= K2SO4 + Сu(ОН)2
2) СuSO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4 + Сu(NO3)2
Указаны признаки протекания реакций:
для первой реакции – выпадение голубого осадка;
для второй реакции – выпадение белого осадка
Примеры заданий 23-24 (5)
23. Дан раствор сульфата меди(II), а также набор следующих реактивов: медь, оксид фосфора(V) и растворы азотной кислоты, хлорида калия, карбоната натрия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства гидроксида кальция, и укажите признаки их протекания.
24. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между гидроксидом кальция и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.
Содержание верного ответа
1) 3Са(ОН)2 + Р2О5 = Са3(РО4)2 + 3H2O
Признак реакции: выпадение белого осадка, индикатор фенолфталеин имеет в растворе щелочи малиновую окраску, после реакции раствор обесцветился, среда - нейтральная
2) Са(ОН)2 + Nа2СО3 = СаСО3 + 2 NаОН
Признак реакции: выпадение белого осадка
Возможен другой вариант:
3) Са(ОН)2 + 2НNО3 = Са (NО3)2 + 2H2O
Признак реакции: видимые признаки реакции отсутствуют, или при использовании фенолфталеина с раствором щёлочи – обесцвечивание раствора (исчезновение малиновой окраски раствора)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.