Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Оценка 5
Особые потребности +1
docx
администрации
1 кл—6 кл
28.04.2018
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Работа над авторской программой начинается с детального знакомства с содержанием родственных программ других авторов, выделения в них достоинств и недостатков. Составление программы предполагает осознание её концепции, главных идей и логики программы, опирающейся как на личный опыт автора, на его педагогический стаж, индивидуальные особенности и условия работы, так и на запросы и потребности родителей и детей, характер взаимоотношений педагога и его воспитанников и др.
Авторская концепция должна быть краткой, реалистичной, оригинальной.
Логика любой программы предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах, методов (путей, способов) решения этих задач, прогнозируемого результата и критерия оценки этого результата.
Требования к авторским программам
Программы должны строиться на принципах личностно-ориентированного образования.
Программы должны предусматривать различные формы организации активной творческой деятельности детей и подростков:
авторская прогр..docx
4. Структура и содержание авторской программы педагога
Работа над авторской программой начинается с детального знакомства с
содержанием родственных программ других авторов, выделения в них достоинств и
недостатков. Составление программы предполагает осознание её концепции, главных идей
и логики программы, опирающейся как на личный опыт автора, на его педагогический
стаж, индивидуальные особенности и условия работы, так и на запросы и потребности
родителей и детей, характер взаимоотношений педагога и его воспитанников и др.
Авторская концепция должна быть краткой, реалистичной, оригинальной.
Логика любой программы предполагает наличие цели,
конкретизируемой в
задачах, методов (путей, способов) решения этих задач, прогнозируемого результата и
критерия оценки этого результата.
Требования к авторским программам
Программы должны строиться на принципах личностноориентированного
образования.
Программы должны предусматривать различные формы организации активной
творческой деятельности детей и подростков:
занятие как специально организованная форма обучения;
нерегламентированные виды деятельности;
конкурсы, соревнования, конференции, выставки, олимпиады и другие формы
свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в
интересующей их отрасли практической деятельности.
В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и
совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учётом специфических
особенностей различных видов деятельности для детей разного возраста.
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального
подхода к обучающемуся, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и
физиологические особенности.
Программы должны включать описание организации развивающей среды с
указанием перечней применяемых материалов и оборудования.
Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты
его от переутомления и дезадаптации.
4.1. Примерная структура и характеристика основных блоков авторской
программы
Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно
методического материала в виде иерархической системы. Элементы
авторской
программы
Титульный лист
Пояснительная
записка
Учебно
тематический план
Содержательная
часть
Информационное
обеспечение
Возможное
приложение
Структурные элементы авторской программы
Содержание элементов
Таблица 1
наименование образовательного учреждения;
сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
название элективного курса;
класс, на который рассчитана программа;
ФИО, должность автора (авторов) программы;
название города, населенного пункта;
год разработки программы.
кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид
(гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
концепция (основная идея) программы;
обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
указание на место и роль курса в обучении;
цели, задачи;
сроки реализации программы;
основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры
программы;
методы, формы обучения и режим занятий;
предполагаемые результаты;
система оценки достижений учащихся;
инструментарий для оценивания результатов.
перечень тем или разделов, последовательность их изучения;
количество часов на изучение каждой темы;
вид занятий;
деление на виды деятельности и формы, включая занятие, которое позволит
провести рейтинг учащихся по итогам авторского курса;
образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны учащимися на
занятиях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, конспект,
макет, схема, стихи, тезисы, эксперимент и др.).
перечень тем и их реферативное описание;
содержание теоретической и практической частей;
дифференцирование учебного материала.
(содержание должно быть направлено на: создание условий для развития личности;
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям).
литература, использованная при подготовке программы;
литература, рекомендованная для учащихся;
образовательные диски.
основные понятия курса;
списки тем рефератов;
темы проектов;
темы курсовых и творческих работ;
примеры работ и т.п.;
методические рекомендации. Первый блок программы
Первый блок программы содержит пояснительную записку и концепцию.
Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект – самостоятельная часть
текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые
словесные обороты речи).
Таблица 2
Состав аспектов содержания первого блока
Аспекты содержания
первого блока
1
1. Актуальность разработки курса
Причины введения учебной
предмета,
(курса,
2.
дисциплины
факультатива)
Особенности программного
3.
материала
4. Роль и место дисциплины (курса,
предмета, факультатива)
5. Адресат
Маркеры
2
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с ...,
связанными с ...
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов
образования ... относятся ...
В связи с ... большое значение приобрела проблема ...
Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ...
Огромную важность в непрерывном образовании личности
приобретают вопросы ...
Необходимость введения ... обусловлена несоответствием
действующих ... и требований ...
Причины введения ... заключаются в существующих
противоречиях образовательного процесса таких, как ...
Необходимо отметить, что существующий учебный
процесс характеризуется рассогласованием между
необходимостью ... и недостаточной ...
Введение ..., как вариативной части учебного плана ОУ,
обусловлено тем, что ...
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...
Особенность изучаемого курса состоит в ...
Программа ... ориентирована на применение широкого
комплекса ...
Отличительными чертами данной программы являются ...
Особый акцент в программе сделан на использование ...,
что является очевидным признаком соответствия
современным требованиям к организации учебного процесса.
Предлагаемая программа является ... Она построена на
основе ...
Нами переработаны авторские материалы ... (8),
являющиеся основанием данной учебной программы.
Базой данного курса являются программы ...
Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный
план ...
Особое место данного курса обусловлено ... в структуре
учебного плана ОУ.
Изучение данного курса тесно связано с такими
дисциплинами, как ...
Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее
изученные дисциплины, как ...
Программа адресована ..., а также может быть частично
использована в ... классах.
Курс рекомендован учащимся ... 6. Соответствие Государственному
образовательному стандарту
7. Требования к знаниям и умениям
обучающихся
8. Целевая установка
9. Структура программы
Программа рассчитана на обучение ...
Данная программа построена в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта по ...
Учебная программа разработана на основе учебного плана
специализации ... для классов с углубленными изучением ...
В связи с отсутствием соответствующего Государственного
образовательного стандарта по ..., мы опираемся на ...
В результате прохождения программного материала
обучающийся имеет представление о:
1. .......................................;
2. .......................................;
3. .......................................;
знает:
4. .......................................;
5. .......................................;
умеет:
6. .......................................;
7. .......................................;
8. ......................................;
владеет:
9. ......................................;
10. ....................................;
В результате изучения курса обучающийся должен знать
основные понятия ..., этапы развития ..., принципы
организации ...; понимать вопросы ...; уметь использовать ...,
применять способы
...,
пользоваться ..., владеть культурой ...
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего
курса является ... (содействие формированию ..., создание
условий для ..., ознакомление с ..., формирование целостного
представления...).
Данный курс преследует цель ...
Данная программа имеет цель ...
В ходе ее достижения решаются задачи:
1. формировать систему ...;
2. совершенствовать умения ...;
3. развивать творческий подход к ...;
4. создать основу для понимания ... (скоординировать ...,
определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить
понимание ...).
Достижение поставленной цели связывается с решением
следующих задач: ...
Основные задачи программы заключаются в следующем: ...
Графическая форма представления курса в виде
взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с
логикой поставленных задач.
В структуре изучаемой программы выделяются
следующие основные разделы:
1. «..........»;
2. «..........»;
3. «..........».
В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы,
проблемы): ...
Программа ... включает следующие разделы: ...
проводить
...,
решать
..., 10. Формы организации учебного
процесса
Взаимосвязь
11.
(аудиторной)
работы обучаемых
коллективной
и самостоятельной
12. Итоговый контроль
13. Объем и сроки изучения
занятий,
практических
Программа предусматривает проведение традиционных
уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий,
лабораторных,
семинаров,
обобщающих уроков, диспутов и др.).
Особое место в овладении данным курсом отводится
самостоятельной работе по ...
При изучении курса для обучаемых предусмотрены
большие возможности для самостоятельной работы ...
Освоение курса предполагает, помимо посещения
коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение
внеурочных (домашних) заданий по ...
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают
урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах...,
занимаются индивидуально ...
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с
помощью итогового теста, который включает ... вопросов
(заданий) по основным проблемам курса.
Курс завершается зачетом (экзаменом,
тестом,
контрольной работой) в ... четверти (полугодии). При этом к
зачету обучающийся должен представить
...,
продемонстрировать ..., провести ..., показать ...
Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к
следующему: ...
Изучение курса завершается контрольным тестом,
который включает ...
Обязательным условием допуска ученика к зачету
(экзамену и др.) является выполнения ... и представление ...
Программа ... общим объемом ... часов изучается в
течение ... четверти (полугодия).
Курс рассчитан на ... часа лекционнопрактических
занятий в ... классе.
Пояснительная записка предшествует изложению основного содержания работы. Ее
функция – обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным
способом, аргументировать новый подход, выводящий из проблемной ситуации, показать
его преимущества и результативность. Основные вопросы, на которые автор отвечает в
этой части, таковы: «Почему сделана эта работа?», «Что она дает?».
Основными структурными элементами текста пояснительной записки являются:
раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в
установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов,
форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по
сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.
Отвечая, важно выделить причину (группу причин), по которой автор решил создать
свою педагогическую разработку и объяснить направленность своих действий: на
разрешение каких конкретных противоречий, проблем, затруднений в практике она
нацелена.
Предлагается следующая группировка требований к пояснительной записке в
четыре части: аналитическую, конструктивную, технологическую и информационную. Аналитическая часть предполагает анализ программ, предшествующих авторской,
их достоинств и недостатков, обоснование актуальности авторской программы (для
конкретного региона, учреждения, ребёнка), её новизны и основных отличий, преимуществ
от других аналогичных или смежных по профилю деятельности.
Если программа адаптированная, модифицированная, необходимо обосновать те
изменения, которые автор вносит.
Конструктивная часть включает основные ведущие идеи программы: научные (по
предмету занятий); общепедагогические; социальные и др., т.е. концептуальные положения,
объясняющие (раскрывающие) научную и методическую позиции автора; обоснование цели
на все годы действия программы (ради чего создаётся объединение по интересам), а также
цели по годам (как возможный вариант); прогнозируемый результат и критерии его замера,
т.е. формулировка цели и что будет достигнуто в результате.
Здесь необходимо иметь в виду взаимосвязь результатов и цели, в основе этой
взаимосвязи лежит деятельность педагога, обеспечивающая адекватность прогнозируемых
и реально получаемых результатов путём выявления противоречий, обусловливающих
расхождение целей и результатов, и их устранения.
Здесь же должно быть обоснование отбора содержания, адекватного цели
программы.
Технологическая часть раскрывает методическую оснащённость программы –
пути, средства, методы достижения цели. Также необходимо отразить виды
образовательной деятельности обучающихся, формы (кружок, клуб, секция, научное
общество), методы сотрудничества, развивающего общения, взаимодействия педагога и
учащихся, практикумы, семинары, конференции и т.д.
В информационную часть входят сведения о сроках реализации программы,
характеристика возрастной группы, на которую она рассчитана, о знаниях, умениях,
навыках, необходимых для начального этапа.
Второй блок программы
Следующей и основной структурной частью программы – констатирующей
(содержательной), является текст программы, в котором отражаются с наибольшей
полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета. В основу этой
части программы положены теоретические аспекты отбора и конструирования содержания
конкретного предмета.
При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета,
необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно
показать: как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач,
зафиксированных в пояснительной записке к программе.
Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает
иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не
только знания, но и умения, и этапы творческой деятельности, и нормы воспитанности
отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.
Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через
структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и
последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для
данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т.д., где ведущим компонентом
содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы
составляют соответствующим образом структурированные знания,
пронизанные
мировоззренческими идеями.
Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует
введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах, практических работах, экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства
обучения должны быть распределены по темам, увязаны с конкретным материалом.
Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на
обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы
выполняет несколько функций:
1. определяет собственно содержание учебного материала
2. определяет объем содержания разделов
3. определяет минимальный обязательный уровень усвоения указанного содержания.
Данный раздел программы дает представление о последовательности изучения
учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе
форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы,
экскурсии, самостоятельная работа и др.). Учебно-тематический план
Наименование
разделов и тем
Количество часов
всего
лекции
практика
Формы
контроля
Образовательн
ый продукт
Таблица 3
Раздел 1.
___________
1.1. ______________
1.2. ______________
1.3. Резервное время
Итого по разделу:
Раздел 2.
___________
2.1. ______________
2.2. ______________
Итого по разделу:
...............................
...............................
Всего
...................
...................
Количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от
особенностей учебного материала и возраста учащихся.
Например:
Наименование
разделов и тем Количество часов
Всего
Уроки
Экскурсии
1
2
3
4
Лабора
торные
занятия
5
Самостоя
тельная
работа
6
Формы
контроля
7
………………
……… ………
………..
…………
…………
………..
Третий блок программы
Содержание программы тесно связано с учебнотематическим планом. В
содержании тема, лишь обозначенная в учебнотематическом плане, раскрывается
достаточно полно с указанием всех основных вопросов, прежде всего, в теоретической
части. Такого же полного раскрытия требует и практическая часть, причём необходимо
указать названия практических работ и формы их проведения. Содержание бесед можно
привести в виде тезисов. Если по теме планируется экскурсия, желательно указать, где она
проводится и по возможности её содержание.
Необходимо продумать темы рефератов, докладов, проектов и других форм
самостоятельной работы (в том числе исследовательской) для сообщений на общем
занятии с целью их защиты или обсуждения.
В каждом разделе программы, по каждой теме определяются ожидаемые
диагностируемые результаты обучения (образования), достижения, которые могут быть
сформулированы в виде возможных эталонов заданий для выполнения и контроля. Намечаются варианты оценки обученности (исходной, текущей, итоговой), варианты
изучения изменений личностных качеств обучающихся, варианты коррекции усвоения и
развития.
Основные требования, предъявляемые к третьему блоку программы:
1. Содержание определяется задачами программы.
2. Содержание структурировано, выделены разделы, темы, подтемы.
3. Строгое соответствие текста содержания программы учебнотематическому плану.
4. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца.
5. Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые
словосочетания (слова).
6. Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих
многозначное толкование.
Текст программ должен быть:
точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающим двоякого
толкования;
ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво;
кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.
Исходя из принципов системного подхода, можно предложить делать ссылки на
задачи учебной программы при написании текста содержания.
Таблица 4
Содержание учебной программы
Раздел 1 _____________________
Тема 1. ______________________
________. ____________. ________
Тема 2. __________ и т.д.
Ссылки на задачи:
Четвертый блок
Программа должна не только раскрывать содержание учебного предмета, но и
регулировать процесс обучения и его результаты. К нормативной части программы
относится время, выделяемое на изучение отдельных тем, и, выделенные в специальную
рубрику, «Требования к знаниям, умениям и навыкам»
Под требованиями к знаниям, умениям и навыкам (ЗУНАМ) понимается описание
планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что и как должны усвоить
школьники, в каких видах деятельности должны проявить те или иные знания, умения и
навыки, какими качествами должны обладать ученики. Иначе, требования являются
конкретизацией целей образования, которые могут задаваться на разных уровнях и
представлять собой описание планируемых результатов обучения, воспитания и развития.
При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития
необходимо опираться на:
детализированное описание учебного предмета, раскрывающее как, какими путями, в
каких объектах содержания конкретизируются цели обучения;
деятельностный подход к обучению, согласно которому любые его результаты
проявляются в соответствующей деятельности учащихся;
личностный подход, требующий учета реальных учебных возможностей учащихся,
возрастных особенностей и уровни развития, обученности и воспитанности.
Для описания учебной деятельности результатов обучения в программах используются
традиционные термины: знать, уметь. Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся
по своим функциям:
основные понятия и термины;
факты, законы науки;
теории, идеи;
знания о способах деятельности;
методологические знания;
оценочные знания;
рефлексивные знания.
Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования, они
должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке
школьников. При этом важнейшие виды учебной деятельности при определении
требований к умениям школьников могут быть сведены к следующим:
специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые
формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета;
умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся
общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и
организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты
учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т.п.);
интеллектуальные умения, представляющие собой ядро учебной деятельности, в которых
проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ,
синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогия и т.п.);
для полноценной характеристики требований к ЗУНАМ существенно указание на
качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой
учебной деятельностью.
Пятый блок программы
Список литературы
В рабочей учебной программе должны быть представлены два списка литературы:
список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации
учебного процесса, и список литературы для обучающихся, который включает учебники,
учебные пособия, справочники, энциклопедии и другие источники информации по
предмету.
Списки строятся по алфавитному ряду. Записи рекомендуется располагать
следующим образом:
если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий;
при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых и т.д.;
указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен – 336 с.;
если рассматриваем несколько страниц – С. 3038.
Например:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1977. 223
с.
2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный
процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. Новосибирск: Издво НГТУ, 1999.
83 с.
3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Г. Москаленко. – М.:
Политиздат, 1979. – 295 с.
4. Статьи из журналов и газет.
Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. – 2000. – №4. – С.
3033. Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам
программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по
изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.
При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются
выходные данные издания, при использовании Интернетресурсов – полное указание
электронного адреса.
(понятийный аппарат)
Глоссарий (понятий аппарат) представляет в программе упорядоченный в
алфавитном порядке список основных понятий с определениями, который характеризует
содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное
представление о курсе в целом.
Контрольные материалы
Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебнотематическом плане,
необходимо подробно описать в виде реферативных, творческих и проектных работ, эссе и
т.д. (см. Приложения).
Также итоговые формы контроля могут быть представлены контрольными (зачетными,
экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.
4.3. Экспертиза авторской программы
Экспертиза – исследование специалистом (экспертом) вопросов, решение которых
требует специальных познаний.
Как следует из определения, экспертиза, прежде всего, является исследованием. В
данном случае исследуется авторская программа с целью определения ее качества. Для
проведения экспертизы авторской программы как учебного проекта можно использовать
различные методы.
Методы и формы экспертизы учебных проектов:
1. Групповая дискуссия (метод фокусгрупп): групповое фокусированное интервью,
которое проходит в форме групповой дискуссии.
2. Дискуссия без лидера: недирективная дискуссия в форме беседы в круговом интерьере.
3. Имитационная игра: в игровой условной форме воспроизводятся (моделируются)
конкретные (реальные или воображаемые) процессы, а участникам игры предлагается
выполнение игровых функций (ролей).
4. Герменевтический метод: понимание и интерпретация субъективных смыслов текста.
5. Контентанализ: количественнокачественный метод изучения содержания проекта,
использующий готовые системы категорий.
6. Эксперимент, тесты, опросы.
Качество учебной программы
Качество – философская категория, выражающая существенную определенность
объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным, а также объективная и
всеобщая характеристика объекта, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.
Качество учебной программы определяется наличием компонентов программы и
их характеристикой, которая должна соответствовать современным требованиям науки,
методики обучения и воспитания, передовым тенденциям педагогической практики (см.
табл. 7).
Требования к качеству учебной программы
1. Соответствие принципам развития системы образования.
2. Обеспечение реализации функций учебной программы.
3. Соответствие задаче повышения качества общего образования.
Таблица 7 Компоненты
программы
Концепция
Содержание
Методический
аппарат
Критерии оценки качества авторской программы
Критерии оценки
Соответствие закону «Об образовании» и принципам развития системы
образования: гуманизации, гуманитаризации, модернизации, дифференциации,
вариативности;
соответствие стандартам образования. Базисному учебному плану (или другим
директивным документам);
новизна, отличие от существующих, значимость
ориентация на базовые компоненты содержания образования учебного предмета;
обоснованность отбора учебного материала с учетом взаимосвязей с
содержанием других предметов;
научная корректность содержания; соблюдение общепринятой терминологии и
символики;
учет возрастных особенностей учащихся при отборе и изложении учебного
материала;
оптимальность объема содержания;
реализация принципов дидактики (систематичность, доступность, наглядность,
логичность и последовательность изложения материала);
оценка воспитательного и культурологического компонентов программы;
язык изложения: ясность, точность и лаконичность, четкость формулировок;
иллюстративный материал: объем, научная достоверность изображения объектов,
схем и т.п. Содержательная, эстетическая и психологическая значимость
иллюстраций;
практическая направленность учебного материала
Методическая целесообразность выбора структуры и способа изложения
учебного материала; системы развития научных понятий, основных положений и
теорий;
сбалансированность теоретического и практического материала;
посильность учебного материала для учащихся, учет их психолого
педагогических особенностей, соответствие учебного материала предшествующей
подготовке и уровню развития учащихся;
систематичность, логичность и последовательность изложения материала,
соблюдение преемственности, уровневая и профильная дифференциация;
обеспечение возможности реализации новых педагогических технологий
направленность учебного материала на развитие творческих способностей
учащихся, навыков самообразования, интереса учащихся к предмету и
выбранному профилю, практическому применению знаний и навыков;
межпредметные связи;
методическая целесообразность использования иллюстративного, справочного
материала, и других составляющих методического аппарата;
способствует формированию общеучебных умений и навыков: обобщение,
анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование,
выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, осознание,
рефлексия
Рецензирование
Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и
отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных
учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение
авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения
или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы.
Рецензирование научными или методическими учреждениями,
специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы.
Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый
учебный курс носит интегрированный характер.
Содержание рецензии на учебную программу
Рецензия составляется рецензентом (экспертом) на основе анализа всех
компонентов рецензируемой программы. При ее написании может быть использована
свободная форма изложения текста, при опоре на общие критерии оценки.
В обязательном порядке рецензия содержит следующие части:
1. Введение, в котором указывается название рецензируемого материала, автор, адресность,
цель и вид экспертизы (предварительная, первичная, повторная).
2. Основная часть, содержащая всесторонний анализ учебной программы в соответствии с
общими критериями оценки, учетом их вида и назначения для использования в
образовательном процессе. Отмечается достоверность материала программы, соответствие
концепции, целей и содержания, а также указываются фактические ошибки, если они есть.
3. Заключительная часть включает аргументируемые вывод, замечания и предложения по
усовершенствованию программного материала. Возможные выводы:
рекомендовать к использованию в образовательном процессе;
не рекомендовать к использованию в учебном процессе;
материалы программы требуют доработки по замечаниям и предложениям рецензента и
последующей экспертизы.
Рецензия в обязательном порядке подписывается рецензентом, указывается его
должность, место работы, ученая степень, звание, его подпись расшифровывается,
указывается дата написания рецензии. Подпись рецензента заверяется печатью по месту
основной работы рецензента.
Апробация
Включению авторской программы в образовательный процесс школы должно
предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации
могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации
оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего
использования. Апробацию авторской программы желательно проводить с сентября по
март, поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда планируемый в ней результат
не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции уровня обученности
учащихся.
Утверждение
Утверждение программ осуществляется после получения положительных
экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная
программа утверждается руководителем образовательного учреждения и закрепляется
приказом по образовательному учреждению. Если рецензии содержат замечания или при
апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения
замечаний.
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Структура и содержание авторской программы педагога. В помощь учителю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.