Структурно-функциональная модель деятельности ДОО как открытой развивающей системы. Дошкольная дидактика: приоритеты и проблемы развития. Современные тенденции развития дошкольного образования.
Оценка 4.9

Структурно-функциональная модель деятельности ДОО как открытой развивающей системы. Дошкольная дидактика: приоритеты и проблемы развития. Современные тенденции развития дошкольного образования.

Оценка 4.9
docx
22.03.2024
Структурно-функциональная модель деятельности ДОО как открытой развивающей системы. Дошкольная дидактика: приоритеты и проблемы развития. Современные тенденции развития дошкольного образования.
самостоятельная работа 1.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная практическая работа

По дисциплине: «Методическое сопровождение психолого-педагогической деятельности»

на тему: «Структурно-функциональная модель деятельности ДОО как открытой развивающей системы. Дошкольная дидактика: приоритеты и проблемы развития. Современные тенденции развития дошкольного образования. Нормативная правовая база, регулирующая деятельность дошкольных образовательных организаций. Основы правовой компетентности педагогов ДОО. Условия для гармоничного развития личности ребенка в процессе воспитания. Семья как социальный институт. Модель деятельности современной дошкольной образовательной организации».

 

 

 

 

 


Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………

3

Структурно-функциональная модель деятельности ДОО как открытой развивающей системы……………………………………………………....

 

4

Дошкольная дидактика: приоритеты и проблемы развития.……….……

7

Современные тенденции развития дошкольного образования.…………..

11

Нормативная правовая база, регулирующая деятельность дошкольных образовательных организаций. ……………………………………………..

 

13

Основы правовой компетентности педагогов ДОО.………………………

23

Условия для гармоничного развития личности ребенка в процессе воспитания………………………………………………………………….….

 

29

Семья как социальный институт….………………………………………….

31

Модель деятельности современной дошкольной образовательной организации……………………………………………….…………………..

 

38

Заключение…………………………………………………………………..

40

Список использованных источников……………………………………….

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

По мнению В.Т. Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние заблуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

 

 

 

 

 

Структурно-функциональная модель деятельности ДОО как открытой развивающей системы.

Пространство развития ДОО:

- кадровое, информационное обеспечение;

- материально-техническая база, ресурсы;

- управляющая система.

Пространство развития родителей:

- включенность семьи в ДОО (степень интегрированности);

- преемственность и единство требований ДОО и семьи;

- взаимоотношение родителей в семье;

- стиль воспитания в семье;

- родительское сообщество.

Пространство развития педагогов:

- система стимулирования и мотивации;

- мастерство и профессионализм;

- сотрудничество, сотворчество;

- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

Пространство развития ребенка:

- предметно-развивающая среда;

- образовательное пространство;

- дополнительное образовательное пространство;

- социальная ситуация развития;

- медико-социо-психо-педагогическое сопровождение;

- детское сообщество.

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу.

На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:

- структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);

-смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;

- эволюции ведущих видов управления в ДОО (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);

- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОО: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.

Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОО, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Многими исследователями развитие ДОО связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОО в режиме развития:

1.  Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

2.  Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

3.  Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

4.  Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОО.

Обновление состояния ДОО связывается с основными аспектами изменения его системных качеств. К ним можно отнести указанные пространства развития, а также уровни их сформированности и согласованности в жизнедеятельности учреждения.

 

 

 

Дошкольная дидактика: приоритеты и проблемы развития.

Дидактические задачи при воспитании детей дошкольного возраста должны, по Коменскому, заключаться в расширении непосредственного опыта ребенка, в обогащении его чисто эмпирическими знаниями о предметах и явлениях природы, в обучении умению различать сходные предметы и явления и правильно их называть.

Коменский считал, что обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в виде бесед родителей с детьми. В этих беседах взрослые объясняют детям явления окружающего мира в понятной для них форме. Он говорит: «В этом деле могут часто с ними заниматься отец, мать или нянька и, показывая то или другое, называть, предлагая им это самое высказывать, отвечая на вопросы». «Их нужно также учить различать время, а именно: что одно есть день, а другое — ночь». Развитие речи детей Коменский также считает задачей родителей.

Программа такого доступного по своему содержанию обучения составляет органическое звено воспитания детей в этом возрасте. Коменский выделяет возрастные ступени детства как известное мерило детских возможностей, с которыми необходимо считаться в обучении. Он отмечает возможное и практически встречающееся отставание детей в развитии от своих сверстников и дает совет постепенно преодолевать это отставание путем обучения. Коменский определяет дидактические требования к проведению программы раннего обучения в жизнь.

Дидактика – это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования.

Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели обучения дошкольников, представлено содержание, формы, методы, средства обучения, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.

Впервые идея последовательного обучения детей дошкольного возраста была предложена Я.А. Каменским. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребенка и в подготовку к школе. Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказала деятельность Ф. Фребеля. Им предложена своя система обучения, основу которой составила детально – разработанная программа, сочетающая в себе знания и способы деятельности, а также организацию обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.

К.Д. Ушинский видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили значение в настоящее время. В 50-е гг 20в проводятся глубокие экспериментальные исследования по определению содержания, форм, методов, средств обучения под руководством А.П. Усовой. В результате данных исследований в 1953г было введено обязательное систематическое обучение в д/с и основной формой обучения признано занятие. Введение систематического обучения на занятиях потребовало разработки специальных методик:

1.Методика муз. воспитания - Ветлугина.

2.Методика обучения родному языку – Соловьева.

3.Методика развития основных движений – Быкова.

В настоящее время дошкольная дидактика развивается. Проводятся новые исследования по определению содержания, средств обучения, форм, методов. В практику работы начинают внедрятся новые технологии (Технология процесса алгоритмизации математических способностей И.В.Житко;

- Технология физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей Л.Д. Глазыриной;

- Технология обучения грамоте Н.С. Старжинской;

- Технология процесса гуманного отношения к природе А.А. Петрикевич;

- Технология музыкально-творческого развития Л.С.Ходонович;

- Технология решения изобретательских задач и развития творческого воображения.

Дидактические принципы определяют содержание образования, необходимое при выборе методов и форм обучения. Дидактические принципы тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения; знать эти принципы и учитывать их необходимо педагогам.

– принцип связи знаний, умений с жизнью, с практикой;

– принцип научности;

– принцип системности знаний;

– принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений;

– принцип всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений, навыков;

– принцип доступности.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1.Игровые методы и приемы в обучении детей:

-дидактические игры,

-подвижные игры,

-игры-забавы, инсценировки.

Приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками), 

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит»), 

г) сюрпризность, эмоциональность (показ «Птичка и собачка» - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.), 

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки,

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом),

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает), 

з) интригующие обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные тенденции развития дошкольного образования.

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретённых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно – нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Развитие дошкольного образования - одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.
Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования. В его качестве выступают стандарты.

1. «Федеральные государственные требования к «Опубликовано: 5 марта 2010 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №5125 Вступает в силу:16 марта 2010 г.

2. «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Опубликовано:21 ноября 2011 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №5637 Вступает в силу:2 декабря 2011 г.

3. N 273-ФЗ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – документа, не имеющего аналогов в отечественной истории.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

В июне 2013года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативная правовая база, регулирующая деятельность дошкольных образовательных организаций.

С 2009 года введение в действие федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и разработанный в 2013 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентируют дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и дошкольные образовательные организации (ДОО) на организацию образовательного процесса в совершенно новом формате, что вызывает множество вопросов у педагогов об особенностях данной деятельности.

Сегодня педагогам детских садов важно перестроиться. ФГОС ДО предусматривают интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования не только на занятиях, как это было раньше, но и во всех видах детской деятельности. Современный образовательный процесс в детском саду должен быть построен на значимых для развития дошкольников видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой и других.

Следует также отметить, что существенно изменилось представление о способах, видах и формах организации детских видов деятельности. Сегодня основная форма и ведущий вид деятельности – игра, а способ организации детских видов деятельности - совместная (партнерская) деятельность с детьми. Таким образом, смещены акценты в деятельности дошкольных образовательных учреждений с учебной деятельности на совместную образовательную  деятельность,  которая  осуществляется  в  процессе организации различных видов деятельности, а также в ходе режимных моментов. И если раньше совместная деятельность взрослого и детей осуществлялась вне занятий и воспринималась как «довесок» к учебной деятельности, то теперь она становится основной линией работы воспитателя.

В качестве альтернативы учебно-дисциплинарному принципу противопоставляются комплексно-тематический и средовый принципы организации образовательной деятельности, при которых построение всего образовательного процесса происходит вокруг тем, близких к окружающей действительности ребёнка и поэтому более интересных для него. В процессе освоения близкой и интересной ребёнку темы должны развиваться, в первую очередь любознательность, активность, эмоциональность, умения планировать, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соблюдать определённые правила и т.д. Программные задачи, а именно задачи формирования умений и навыков по каждой из образовательных областей должны ненавязчиво сопровождать освоение данной темы.

Другими словами: «Мы должны обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались».

Безусловно, выстраивание деятельности в соответствии с новыми требованиями, выдвигаемыми ФГОС ДО, для большинства педагогов задача новая,  требующая  определённых  знаний  и  квалификации,  что  и обуславливает актуальность и необходимость реализации данной целевой программы обучение старших воспитателей-тьюторов по реализации стандарта в образовательный процесс ДОО.

Основные нормативные документы, регламентирующие содержание деятельности ДОО в современных условиях.

Создание  образовательного  пространства  в  ДОО  во  многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих  деятельность  педагога  и  всего  педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.  Нормативно-правовой  акт  -  закон,  кодекс,  постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений.

В Российской Федерации и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права.  Актуальная проблема «незнания» документов и неумения их применять выявляется в собеседовании с педагогами и старшими воспитателями дошкольных образовательных учреждений, которые зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми, как то: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д.

Следует отметить, что существует немало нормативных актов, регулирующих процесс воспитания и обучения. И первым из них является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления  образовательной  деятельности,  определяет  правовое положение участников отношений в сфере образования.

Рассмотрим некоторые основные положения Закона N 273-ФЗ «Об образовании  в  Российской  Федерации»,  касательно  дошкольного образования. Новшеств в законе немало. Прежде всего, меняется сама система образования. Впервые за всю российскую историю детский сад отнесен к уровню общего образования. То есть в современную систему образования авторы закона встроили дошкольное образование. В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. Заканчивается же образование вузом (в былые годы конечным пунктом была аспирантура).

В итоге получается такая цепочка:

дошкольное образование — общее — среднее профессиональное — высшее.

В соответствии с новым Законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням:

Общее образование:

дошкольное образование;

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование;

Профессиональное образование:

среднее профессиональное образование;

высшее образование — бакалавриат;

высшее образование — специалитет, магистратура;

высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Т.е. и для дошкольных организаций разработан и введён в действие с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Статья 11 пункт 3: «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1)  структуре  основных  образовательных  программ  (в  том  числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ».

Вместе с тем в Законе есть чёткие позиции о том, что промежуточной и итоговой аттестации в дошкольных организациях не будет (статья 64). Новый закон четко определяет социальные гарантии педагогам и говорит о том, что затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на оплату труда педагогов.

Следующий документ – это Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным  программам  дошкольного  образования  (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.N 1014)

Данный документ регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Как  должно  быть  организовано  дошкольное  образование? Согласно данного документа, дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таковых (в форме семейного образования). Его содержание определяется образовательной  программой  дошкольного  образования.  Названная программа  самостоятельно  разрабатывается  и  утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются соответствующим  федеральным  государственным  образовательным стандартом.

Образовательная организация  обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Последние могут иметь  общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную  направленность. Кроме того, могут быть организованы (без реализации образовательной программы дошкольного образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет), а также по присмотру и уходу для лиц в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Также могут быть созданы семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.

Организация самостоятельно определяет режим ее работы по 5-дневной или 6-дневной рабочей неделе. Группы могут функционировать в следующем режиме. Полного (12 часов), сокращенного (8-10,5 часов), продленного (13-14 часов) дня. Кратковременного (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам законных представителей возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. Кроме того, приведены особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Типовое  положение  о  дошкольном  образовательном  учреждении, утвержденное в 2011 г., признано утратившим силу. В целом, структуру групп можно представить таблично.

Следующий документ – это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Впервые  в  российской  истории  в  соответствии  с  требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан и введён в действие с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Министерством образования и науки Российской Федерации была создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В состав рабочей группы вошли представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций. Возглавлял рабочую группу директор Федерального института развития образования, академик РАО А. Асмолов. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Вот как характеризует основные идеологические аспекты нового стандарта руководитель группы разработчиков  ФГОС  ДО,  директор  ФГАУ «Федеральный институт  развития образования»  Асмолов  Александр Григорьевич:  «Смысл  стандарта  дошкольного  образования  как социокультурной нормы разнообразия – развиваться, развиваться и ещё раз развиваться. Именно в этом главная идея стандарта…. Второй момент – это методология развития как культурно-историческая методология понимания детства, идущая от Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина А.В. Запорожца, В.В.Давыдова. И, наконец, третье - технология развития дошкольного детства как технология особого развивающего взаимодействия между взрослыми и детьми. И в этой технологии развивающего взаимодействия ребёнок вовсе не объект, которого должен манипулятивно поднимать взрослый, ребёнок всегда имеет право на самостояние. Идеология развития исходит из признания самоценности детства в координатах культуры достоинства, а не культуры полезности. Ключевой закон развития культуры достоинства – быть многим, а не обладать многим. А это значит, что самоценность детства – это не только подготовка к будущей жизни, а также и сама жизнь. И на этот этап крайне опасно надевать школьные формы жизни». Ключевая формула развития дошкольного образования - детство ради детства. Именно эта формула акцентирует самостоятельный статус детства. Мотив детства в самой деятельности развития ребёнка, в самом процессе развития, а не в результате. И нет ничего более страшного, чем измерять ребёнка оцениванием его результатов. И поэтому мы говорим о том, что в культуре достоинства идеологии развития ребёнка ценят, а не оценивают. Это же относится и к воспитателю. Вас, воспитатели, в нашей культуре должны ценить, а не оценивать. И нет ничего более опаснее, чем преобладание идеи контроля за нами над идеей развития. Отсюда ключевые риски детства – это риски сведения жизнь детства к обучению, к программам обучающим и нацеленным на результат, а не к программам развивающим. Счёт, чтение, письмо – это побочные продукты деятельности, через которые ребёнок входит в мир жизни взрослых. Риск сведения социализации в детском возрасте к обучению – самый большой риск. Наша задача – приобщение к миру общения с другими людьми и детьми.

При  планировании  и  составлении  расписания непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать следующее:

- общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю;

-  продолжительность  периодов  непрерывной  непосредственно образовательной деятельности;

- количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;

- распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину).

Вот соответствующие выдержки из СанПиН 2.4.1.3049-13

Пункт 11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Пункт 11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Пункт 11.9: Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать  10  мин.  Допускается  осуществлять  образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

Пункт  11.10.  Продолжительность  непрерывной  непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

Все  эти  и  другие  положения  новых  санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, касающиеся организации непосредственно образовательной деятельности, должны учитываться при составлении как расписаний образовательной деятельности, так и режима дня каждой возрастной группы.

Таким  образом,  в  современном  дошкольном  учреждении образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности, он растянут в режиме всего дня. Именно поэтому "Режим дня" является главным документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность  воспитанников.  В  режимах  должно  найти  отражение "проживание" детьми разнообразных тем в разных видах детской деятельности, поэтому режимов должно быть много на разные случаи (например, плохой погоды, тематического дня и др.).

Устав ДОО —  это  правовой  документ,  своеобразная  конституция образовательного  учреждения.  Он  определяет  особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. С Уставом должны быть ознакомлены все работники дошкольного учреждения и родители (законные представители) воспитанников ДОО. По требованиям современного законодательства Устав размещается на официальном сайте учреждения и с ним можно ознакомиться в свободном доступе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы правовой компетентности педагогов ДОО.

Основные международные документы по защите прав детей:

1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.

2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.

3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году.

«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

¾               на имя,

¾               гражданство,

¾               любовь,

¾               понимание,

¾               материальное обеспечение,

¾               социальную защиту,

¾               возможность получать образование,

¾               развиваться физически,

¾               нравственно,

¾               духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа — «Конвенции о правах ребенка».

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

¾               воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;

¾               воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

¾               подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения Конвенции.

Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

¾               право на охрану здоровья,

¾               право на образование,

¾               право участвовать в играх,

¾               право на сохранение своей индивидуальности,

¾               право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

Конституция РФ (согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства);

Семейный кодекс РФ;

Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»;

Закон «Об образовании».

В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях.

Основным нормативным документом в ДОО является УСТАВ ДОО.
       В Уставе ДОО представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Учреждение обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребёнка,  и действующим законодательством Российской Федерации.

 Воспитанники  Учреждения имеют право на:

-охрану жизни и здоровья;

-защиту от применения методов физического и психического насилия;

-уважение их человеческого достоинства;

-удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

-условия воспитания и образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

-развитие их творческих способностей и интересов;

-получение  необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

-предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий;

-получение общедоступного  бесплатного дошкольного  образования.
     Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.

Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно, на наш взгляд, иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть три основные потребности:
- в движении;
- в общении;
- в познании.
        Развивающая среда в группе должна эти потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным  условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель общения.

В контексте обсуждаемой сегодня проблемы — можно констатировать, что решать данную проблему возможно только при соблюдении основных принципов построения развивающей среды. Назовём эти принципы:

- принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение);

- уважение к мнению ребёнка;

- принцип функциональности;

- принцип опережающего характера содержания образования;

- принцип динамичности и статичности.
      Научно доказано, что именно специальным образом организованная среда способствует утверждению чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства. Она является стимулятором развития потенциальных возможностей ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Мнение воспитателя об уюте, удобстве, комфорте далеко не всегда совпадает с представлением об этом детей. Проведенные исследования показывают, что, если мнения детей учитываются при создании среды, дети чувствуют себя в группе спокойнее, уютнее, считают группу вторым домом, созданным и ими тоже.

Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. Ребёнок должен сознавать свои права и уметь ими пользоваться, задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты.

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.

Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны: осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций.

Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним.

В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов.

 Проводить профилактические мероприятия по предотвращению жестокого обращения с детьми.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).

Обучая других, учись и сам.  Каждый человек в современном мире, а тем более педагог должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями  сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для гармоничного развития личности ребенка в процессе воспитания.

Развитие личности есть сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в человеке. Развитие – это процесс изменения организма и психики человека в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности. Личностное развитие продолжается всю жизнь, хотя его направление, интенсивность и качество могут изменяться.

Можно выделить внешние и внутренние факторы развития личности. Влияние среды, воспитание и обучение относятся к внешним факторам развития. Природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к факторам внутренним. Развитие личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

В качестве основы, средства, условия личностного развития выступает обучение. Личность, усвоившая определенную систему знаний, умений, навыков, становится уже другой. Обучение должно идти впереди личностного развития для того, чтобы иметь развивающий эффект.

Если обучение предназначено для овладения человеком определенными знаниями, умениями, навыками, то воспитание имеет иную специфику, а именно: оно предназначено для формирования у личности социальных и духовных отношений.

Основные методы воспитания: а) убеждение, б) пример, в) одобрение, г) упражнение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением и др.

Средства воспитания: а) беседы, б) собрания, в) экскурсии, г) учебные занятия, д) предметные кружки, е) конкурсы, олимпиады, ж) кинодемонстрации и др.

Социальная среда – это окружающий человека социальный мир, включающий в себя условия развития, существования и деятельности людей. Человек не только зависит от социальной среды. Но своими активными действиями видоизменяет ее, а вместе с тем и развивает самого себя. Поэтому обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья как социальный институт.

Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреж­дение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы органи­зации совместной деятельности людей.

С точки же зрения структурной организации, семья представляет собой малую социальную группу.

При рассмотрении семьи как социального института основное значение имеют вопросы возникновения семьи, ис­торически меняющиеся формы семьи и брака, роли в семье, жизненный цикл семьи, а также основные функции семьи.

Как наиболее важные события в жизни человека и общества же­нитьба, рождение и смерть постепенно приобретали сакральный смысл, породили множество ритуалов, стали регулироваться тради­цией, церковным освящением и гражданским кодексом, т. к. семья это не просто союз (объединение) людей, их духовно-нравственные отношения, но это еще и сложные родственные и хозяйственно-экономические отношения между людьми, между ближними и даль­ними родственниками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руко­водствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции пред­ставляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой одни упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

Как и любой организм семья зарождается, развивается и распада­ется, исторически меняются формы семьи и брака. В своем истори­ческом развитии семья и брак прошли множество стадий своего формирования и преобразования. От коллективных неупорядочен­ных брачных отношений, при которых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, через парный брак, утвер­ждение патриархата на стадии разложения первобытного строя - к моногамии при зарождении частной собственности и государства.

Основными этапами исторического развития семьи и брака явля­ются:

– первобытная орда (господство промискуитета - неупорядо­ченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники);

– групповая семья (первобытно-общинный строй, ограничение половых связей между близкими родственниками, в частности меж­ду родителями и детьми);

– пуналуальная семья (матриархат, групповой брак, но с за­претом брачных связей между братьями и сестрами);

– парная семья (при сохранении матриархата и коллективного брака выделяется один мужчина в качестве главного мужа, вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи, происходит разделение труда, зарождение ремесел и частной собственности);

– патриархальная семья (лидирующее положение в семье за­нимает мужчина, с сохранением пережитков коллективного брака в виде многоженства, от мужчины начинает вестись родословная, женщина попадает в полную зависимость от мужчины, становится, в сущности, рабыней, домашней служанкой и орудием деторождения. Новое положение мужчины в семье и обществе закрепляется религией;

- моногамная семья (парный брак, который сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака, от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви).

Типология семьи. В зависимости от традиций вступления в брак, от состава се­мьи, наличия или отсутствия одного из супругов, выполнения се­мейных функций и ряда других параметров определяется типология брака, семьи и родства. В зависимости от формы брака вы­деляются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья пре­дусматривает существование брачной пары — мужа и жены, поли­гамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей (полигиния и полиандрия). В зависимости от структуры родственные связей выделяют­ся простой, нуклеарный (родители и дети), или сложный, расширенный тип семьи (включает прародителей). По стилю управления семьи подразделяются на авторитарную и демократичную.

Так же семьи различаются:

— по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (от 3-х и более детей);

— по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

— по географическому признаку: сельская и городская семья;

— по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.

— Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:

— аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

— супружеская семья. По словам социолога Голода С. И., в последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т. е. личностными взаимоотношениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи военных, моряков и т. д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего муж) проживает отдельно от семьи по различным мотивам.

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возможным вступление в брак в студенческие годы; 27% — предпочитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% — уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около 80%).

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутрисемейные ссоры, является ответственным за поведение членов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья — это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриархальная семья (80%). Но уже в 1960—1970 гг. патриархальных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных — уже более 50% и семей переходного типа — 40%1. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов: высокая занятость женщины в народном хозяйстве, стипендия или заработки детей служат экономической базой независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной — удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем обществе стал преобладающим, в его становлении много трудностей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосылкой и условием демократических преобразований в обществе, воспитания и развития личности нового типа, обладающей развитым чувством собственного достоинства, самостоятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества.

Роли в семье. В семье, как и в обществе в целом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи, - муж, жена; отец, мать; ро­дители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т.д. От того, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологический климат семьи, ее гармоничное существование и функционирование.

Отношения между членами семьи регулируются традицией, ; нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также инди­видуальными особенностями характера, воспитанностью и культу­рой каждого члена семьи.

Традиционно роль хозяина в семье, начиная с зарождения патри­архата, принадлежала (да и сейчас во многих семьях принадлежит) мужчине, который является основным добытчиком средств сущест­вования, родоначальником и основным стержнем семьи. Женщина вела хозяйство, рожала и воспитывала детей. В настоящее время в индустриально развитых странах происходит изменение характера лидерства в семье: женщины работают и получают зарплату (за справедливостью которой строго следят различные феминистские движения и специалисты по гендеру), престарелые родители обеспе­чены пенсией, взрослеющие дети стремятся к ранним заработкам и частичной финансовой независимости от родителей. Все это, разу­меется, снижает доминирующую роль мужчины в семье, хотя старые традиции продолжают действовать, определяя менталитет членов семьи.

Жизненный цикл семьи. ЖЦС – закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования. Ввел этот термин в оборот американский демограф Пол Глик.

Какое бы количество стадий не выделяли ученые в своих теориях, всегда можно выделить пять основных стадий в процессе существования семьи.

Вступление в брак;

Рождение первого ребенка или начало деторождения;

Рождение последнего ребенка или завершение деторождения;

Уход детей из семьи, стадия пустого гнезда;

Прекращение существования семьи в связи со смертью одного из супругов.

Функции социологии семьи. Семья как социальны институт выполняет определенные функции, которые ее отличают ее от других институтов и закреплены за ней обществом.

Функции семьи можно разделить на специфические – обусловленные сущностью семьи, ее отличиями от других социальных институтов и неспецифические функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции:

- рождение (репродуктивная);

- содержание детей (экзистенциональная функция);

- воспитание детей (функция социализации).

Эти функции осуществляются при личной мотивации личности к семейному образу жизни без всякого принуждения и давления.

Неспецифические функции:

- накопление и передача собственности

­­­- организация производства и потребления

- организация отдыха и досуга

- забота о здоровье и благополучии членов семьи

-создание микроклимата способствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого члена семьи.

Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходя­щую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций На разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично или даже исчезают вовсе.

 

 

 

 

Модель деятельности современной дошкольной образовательной организации

1. Учебная модель. В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого – учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие – методику и приобретает вид  “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя – логопеды. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

 Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принимая во внимание вышеперечисленные позиции, можно предположить, что отсутствие утвержденных примерных программ дошкольного образования едва ли является объективной причиной проблемной реализации ФГОС ДО. Основной трудностью является скорее то, что неуверенность, страх или нежелание превышают интерес попробовать свои силы в качестве разработчиков собственной уникальной образовательной программы.

Для того чтобы новым взглядом оценить привычные формы взаимодействия с воспитанниками, попытаться найти реальные механизмы осуществления личностно-ориентированного, деятельностного и индивидуального подходов, педагогам необходимо выстроить в сознании некую систему образовательной деятельности. «Что, почему, для чего и как я буду делать с детьми?» - отвечая на эти, казалось бы, простые, но одновременно очень сложные вопросы, представители философской и педагогической мысли на разных этапах развития науки и практики сформировали немалое количество образовательных моделей.

Исторический обзор показал, что различные модели образования обусловлены многообразием философских направлений. В. Я. Пилиповский выделял три основные парадигмальные модели в масштабе мирового образовательного процесса: традиционалистская, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая). Позже возникает понятие неинституциональной модели образования.

Образовательная модель - это образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения [1].

Список использованных источников

 

 

1.                  Аннушкин, Ю. В.  Дидактика : учебное пособие для вузов / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06433-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493817 (дата обращения: 15.11.2022).

2.                  Болотина, Л. Р.  Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06925-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491477 (дата обращения: 15.11.2022).

3.                  Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 111 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09051-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498958 (дата обращения: 15.11.2022).

4.                  Ежкова, Н. С.  Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 183 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10152-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491077 (дата обращения: 15.11.2022)

5.                  Ежкова, Н. С.  Теоретические основы дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 183 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02488-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491226 (дата обращения: 15.11.2022).

6.                  Комарова, Т. С.  Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08234-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491414 (дата обращения: 15.11.2022).

7.                  Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498837 (дата обращения: 15.11.2022).

8.                  Микляева, Н. В.  Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03348-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498829 (дата обращения: 15.11.2022).

9.                  Микляева, Н. В.  Теоретические основы дошкольного образования : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 496 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02131-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498861 (дата обращения: 15.11.2022).

10.             Тихомирова, О. В.  Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 155 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06127-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491353 (дата обращения: 15.11.2022).

11.             Управление дошкольным образованием : учебник и практикум для вузов / Н. А. Виноградова [и др.] ; под редакцией Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 530 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12764-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498836 (дата обращения: 15.11.2022).

12.             Хуторской, А. В.  Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14199-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492002 (дата обращения: 15.11.2022).


 

13.             Скачано с www.znanio.ru

Самостоятельная практическая работа

Самостоятельная практическая работа

Содержание Введение……………………………………………………………………… 3

Содержание Введение……………………………………………………………………… 3

Введение Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью…

Введение Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью…

Структурно-функциональная модель деятельности

Структурно-функциональная модель деятельности

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности

Режим функционирования – процесс жизнедеятельности

Режим функционирования – процесс жизнедеятельности

Дошкольная дидактика: приоритеты и проблемы развития

Дошкольная дидактика: приоритеты и проблемы развития

Впервые идея последовательного обучения детей дошкольного возраста была предложена

Впервые идея последовательного обучения детей дошкольного возраста была предложена

Петрикевич; - Технология музыкально-творческого развития

Петрикевич; - Технология музыкально-творческого развития

Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает

Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает

Современные тенденции развития дошкольного образования

Современные тенденции развития дошкольного образования

С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального…

С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального…

Нормативная правовая база, регулирующая деятельность дошкольных образовательных организаций

Нормативная правовая база, регулирующая деятельность дошкольных образовательных организаций

В качестве альтернативы учебно-дисциплинарному принципу противопоставляются комплексно-тематический и средовый принципы организации образовательной деятельности, при которых построение всего образовательного процесса происходит вокруг тем, близких к окружающей…

В качестве альтернативы учебно-дисциплинарному принципу противопоставляются комплексно-тематический и средовый принципы организации образовательной деятельности, при которых построение всего образовательного процесса происходит вокруг тем, близких к окружающей…

В Российской Федерации и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права

В Российской Федерации и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права

В прежние времена считалось, что образование начинается со школы

В прежние времена считалось, что образование начинается со школы

Вместе с тем в Законе есть чёткие позиции о том, что промежуточной и итоговой аттестации в дошкольных организациях не будет (статья 64)

Вместе с тем в Законе есть чёткие позиции о том, что промежуточной и итоговой аттестации в дошкольных организациях не будет (статья 64)

Кроме того, могут быть организованы (без реализации образовательной программы дошкольного образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от…

Кроме того, могут быть организованы (без реализации образовательной программы дошкольного образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от…

Возглавлял рабочую группу директор

Возглавлял рабочую группу директор

Мотив детства в самой деятельности развития ребёнка, в самом процессе развития, а не в результате

Мотив детства в самой деятельности развития ребёнка, в самом процессе развития, а не в результате

Пункт 11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом…

Пункт 11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом…

ДОО. По требованиям современного законодательства

ДОО. По требованиям современного законодательства

Основы правовой компетентности педагогов

Основы правовой компетентности педагогов

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т

Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т

Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином

Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей

Условия для гармоничного развития личности ребенка в процессе воспитания

Условия для гармоничного развития личности ребенка в процессе воспитания

Человек не только зависит от социальной среды

Человек не только зависит от социальной среды

Семья как социальный институт.

Семья как социальный институт.

От коллективных неупорядочен­ных брачных отношений, при которых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, через парный брак, утвер­ждение патриархата на стадии разложения первобытного строя…

От коллективных неупорядочен­ных брачных отношений, при которых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, через парный брак, утвер­ждение патриархата на стадии разложения первобытного строя…

В зависимости от формы брака вы­деляются моногамная и полигамная семьи

В зависимости от формы брака вы­деляются моногамная и полигамная семьи

Это в основном семьи военных, моряков и т

Это в основном семьи военных, моряков и т

К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в

К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в

Отношения между членами семьи регулируются традицией, ; нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также инди­видуальными особенностями характера, воспитанностью и культу­рой каждого члена семьи

Отношения между членами семьи регулируются традицией, ; нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также инди­видуальными особенностями характера, воспитанностью и культу­рой каждого члена семьи

Функции семьи можно разделить на специфические – обусловленные сущностью семьи, ее отличиями от других социальных институтов и неспецифические функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной…

Функции семьи можно разделить на специфические – обусловленные сущностью семьи, ее отличиями от других социальных институтов и неспецифические функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной…

Модель деятельности современной дошкольной образовательной организации 1

Модель деятельности современной дошкольной образовательной организации 1

Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду

Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду

Заключение Принимая во внимание вышеперечисленные позиции, можно предположить, что отсутствие утвержденных примерных программ дошкольного образования едва ли является объективной причиной проблемной реализации

Заключение Принимая во внимание вышеперечисленные позиции, можно предположить, что отсутствие утвержденных примерных программ дошкольного образования едва ли является объективной причиной проблемной реализации

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Образовательная платформа Юрайт [сайт]

Образовательная платформа Юрайт [сайт]

О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб

О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024