2
СЦЕНАРИЙ
занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Дата проведения: 25 марта для студентов СПО по теме
«ЕДИНСТВО НАРОДОВ РОССИИ»
Цель занятия: успокоить студентов, дать опору в стрессовой ситуации и подчеркнуть, что Россия — страна многонациональная и задача врага – разобщить русский народ, посеять панику и страх. И сейчас даже неважно, специально или случайно, любые попытки разделить людей по национальному признаку — это и есть работа на врага. Терроризм национальности не имеет. А нам, если мы хотим победить, нужно объединяться и держаться друг за друга.
Формирующиеся ценности: патриотизм, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение.
Основные смыслы: Россия — многонациональная страна, и задача врага — разобщить русский народ, посеять панику и страх. Народ России всегда откликается на угрозу безопасности сплочением — «Своих не бросам!». Россияне решительно противостоят любым попыткам нарушить общественное согласие.
Распространение фейковой информации является продолжением террористических атак, это один из этапов информационной войны и важно уметь ей противостоять. Противодействие фейкам — это доверять только официальной информации, слушать только официальные органы власти (например, МЧС, органы безопасности и т. д.), ни в коем случае не пересылать тревожные сообщения друг другу.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, использование видеофрагментов.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоматериалы.
3
Мотивационно-целевой этап
Педагог: Добрый день! Предлагаю начать нашу встречу с быстрых вопросов и ответов.
1. Существует ли что-то внешнее, что мешает вам эффективно учиться или быть активным участником учебного процесса сегодня?
2. Кто не хотел сегодня идти в колледж?
3. Кто говорил с близкими или друзьями в выходные о произошедшем в пятницу вечером?
4. У кого есть постоянная потребность смотреть новостную ленту сегодня?
5. Кто не может справиться с накопившимся напряжением?
6. Как вы оцениваете свои отношения со сверстниками, преподавателями и семьей? Чувствуете ли вы поддержку и понимание со стороны окружающих?
Педагог по количеству ответов анализирует общее состояние обучающихся.
Педагог: Вы уже знаете, что в России произошла большая беда, трагедия — теракт в концертном зале. К большому сожалению, пострадало большое количество людей. Сейчас оказывается всевозможная помощь каждому пострадавшему, ими занимаются врачи и психологи, чтобы сохранить жизни каждого человека. Главное, что мы можем сейчас сделать, – это не поддаваться панике, оказать поддержку и позаботиться о себе, родных и близких.
Педагог: Терроризм — это угроза или применение силы для причинения физического ущерба группе лиц. Конечно, мы знаем, что терроризм существует во всем мире, пока ни одной стране не удалось искоренить это страшное явление полностью.
Во многих странах, и в нашей в том числе, созданы силовые ведомства, деятельность которых направлена на пресечение готовящихся вооруженных нападений на людей, и многие из таких попыток предотвращаются!
Мы уже говорили о тех людях, кто стоит на страже нашей безопасности. Давайте еще раз вспомним.
Ответы обучающихся
Педагог: Наша страна прикладывает все возможные усилия для того, чтобы обеспечить безопасность людей на объектах транспорта, инфраструктуры, досуговых и развлекательных
4
мероприятиях, усиливает меры безопасности с учетом современных рисков и угроз, проводит учения о том, как действовать в сложной ситуации. Когда-нибудь террористическая угроза будет побеждена, но пока важно сохранять бдительность, помнить о необходимости соблюдать правила безопасного поведения.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выступил с обращением к российскому народу, в котором произнес очень важные слова о том, почему нам так важно сейчас объединиться. Об этом говорят и другие люди.
Посмотрим видеосюжет.
Демонстрация видеоролика
Педагог: У терроризма нет национальности. На это Президент Российской Федерации в своем выступлении обратил особое внимание, и нам с вами важно это понимать для того, чтобы объединить усилия в борьбе с этим общим врагом Основной этап
Педагог: Российское общество отвечает на теракт сплочением — «Своих не бросаем». Люди по всей стране проявляют высочайший уровень единения в ответ на теракт. Как всегда, мы проявляем взаимовыручку: вне зависимости от национальности, возраста, сферы деятельности разные люди помогали друг другу в стенах «Крокуса» и рядом с ним, показывая примеры настоящего героизма и мужества.
– Что вы знаете о таких примерах в нашем регионе/городе, поселке?
Ответы обучающихся
Педагог: Как вы увидели в ролике, что помощью в районе ЧП занимались волонтеры, просто люди, которые оказались рядом.
Бесплатно работали ночью таксисты.
- А какую еще помощь можно оказать тем, кто был ранен или пострадал от ожогов?
Ответы обучающихся
Педагог: Речь идет о сдаче крови. Россияне устремились на пункты сдачи крови для раненых — очереди в несколько рядов стоят с самой ночи, медики разворачивают дополнительные донорские пункты. Более 3 тысяч доноров пришли в центры крови Подмосковья в субботу, сообщил Минздрав региона. За
5
день в отделениях заготовлена почти тонна крови и ее компонентов.
Вот еще пример: был отменен матч между сборной России и Парагвая, дата которого была определена уже давно.
Игроки и тренеры сборной России сдали кровь в Москве для пострадавших во время теракта в «Крокус Сити Холле». Но люди готовы не только сдать кровь.
– Как еще можно выразить свою поддержку пострадавшим?
– Что бы вы предложили?
Ответы обучающихся
Педагог: Ни один регион не остался безучастным — стихийные мемориалы возникли по всей стране. С поддержкой в средствах массовой информации, в социальных сетях выступают губернаторы, депутаты, общественные деятели, простые граждане. Они осуждают теракт, желают друг другу быть сильными, сплотиться вокруг страны и решительно противостоять любым попыткам нарушить общественное согласие. Это делают люди самых разных национальностей, понимая, что единство — наше сильнейшее оружие против любых угроз.
Все национально-культурные объединения России скорбят вместе со всей страной: «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», Международная черкесская ассоциация,
Ассамблея народов Евразии, Гильдия межэтнической
журналистики, Союз корейцев России. Слова поддержки семьям невинных погибших в ходе бесчеловечного преступления выражают Федеральные национально-культурные автономии: татар, башкир, марийцев, белорусов, греков, казахов, азербайджанцев, лезгин, поляков, грузин, курдов, евреев, молдаван, российских немцев.
Народное горе разделяют многие региональные отделения Ассамблеи народов России.
–Какие примеры настоящего героизма и солидарности вы знаете?
–Каким способом патриотизм и гражданская ответственность проявляются в ситуациях кризиса и беды для общества в целом?
6
–Каким образом социальные сети, Интернет и мобильные технологии способствуют объединению людей в моменты беды и необходимости помощи?
Ответы обучающихся
Педагог: Сразу после того, как в средствах массовой информации появились первые сообщения о трагедии, все сочувствующие нам люди из других стран в буквальном смысле объединились в поддержке семьям погибших и пострадавших в подмосковном Красногорске.
Ведь многие страны тоже сталкивались с терактами и понимают, какая это большая трагедия. Поэтому огромное количество официальных лиц и просто граждан других государств, безусловно, осудили теракт и выразили поддержку российскому народу.
Сразу прислали слова соболезнования Китай, Палестина, Сирия, Ирак, ОАЭ, Турция, Египет, Саудовская Аравия, Пакистан, Иран, Ливия, Катар, Тунис, Куба, Сербия, Венесуэла, Узбекистан, Белоруссия, Киргизия, Азербайджан, Иордания, Лига арабских государств, Таджикистан, ЦАР, Бахрейн,
Эквадор...
– Какие страны в большинстве сразу высказали осуждение терроризму?
Ответы обучающихся
Педагог обобщает ответы обучающихся и говорит о том, что в большинстве своем мусульманские страны выразили свое неприятие терроризма!
Еще раз подчеркну слова нашего Президента: у терроризма нет особенной, специфической национальности! Это наднациональная угроза, террористы могут существовать в любой стране.
Педагог: Террористы пытались сбежать, но профессионализм и слаженная работа наших силовиков не позволили им уйти. Исполнители теракта и причастные к нему лица были задержаны.
Педагог: Но, конечно, признаваться в организации теракта не будет ни одна страна. Поэтому с первых же секунд началось раскачивание ситуации: пошли вбросы, фейки, сообщения и звонки о возможных терактах на других территориях.
– Всей ли информации в сети Интернет можно верить?
Почему?
7
– Какие проверенные новостные источники для получения достоверной информации вы знаете?
– Как проверить факты перед тем, как считать их достоверными?
Педагог: Доверие к новостным источникам играет очень большую роль в современном информационном обществе. В наше время, когда информация легко распространяется через интернет и социальные сети, становится особенно важно уметь отличать правдивые новости от лживых. В первую очередь, при поиске достоверной информации стоит обращаться к проверенным новостным источникам — это новости на федеральных телеканалах и подтвержденные их телеграмканалы, это проверенные источники СМИ (например, «первый канал», «Россия – 1», «Россия – 24», «РИА-новости», «ИНТЕРФАКС», «ТАСС»). Именно через недостоверные или непроверенные источники противники России пытаются дестабилизировать внутреннюю ситуацию в стране.
Поэтому просим вас воздержаться от распространения непроверенной информации, которой сейчас много в сети Интернет, среди своих родных, близких и знакомых. А также воздержаться от участия в мероприятиях и встречах с большим количеством людей.
Если кто-то придерживается иной точки зрения, пытается втянуть вас в разговор — не спорьте, оставайтесь при своем мнении, берегите силы. Они будут нужны для помощи себе и окружающим. Будьте внимательны друг к другу, если заметили, что человеку плохо, окажите ему помощь или позовите взрослых. Взаимопомощь и взаимоподдержка сейчас важны как никогда.
Заключительный этап
Педагог: Сейчас очень важно, чтобы вы были внимательными по отношению к тому, что происходит вокруг вас, понастоящему бдительными, чтобы не случилась подобная трагедия.
Если осмотреться, вокруг происходит намного больше хорошего, чем плохого — врачи каждый день спасали и продолжают спасать здоровье и жизнь, пожарные и спасатели помогают выбраться из мест, где страшно, многие люди помогают тем, кто нуждается в защите и заботе, — детям, пожилым людям, животным, ищут тех, кто потерялся и не может сам вернуться домой.
8
Если вам плохо, вы можете поделиться с родителями, со мной или психологом своими переживаниями. В этой ситуации вы не одни.
Чтобы помочь вам лучше справляться с возникшим напряжением и настроиться на учебные занятия, я предлагаю выполнить сейчас несколько простых упражнений, которые в дальнейшем могут помочь вам преодолеть негативные эмоции, например тревогу, злость и панику.
Педагог может показать несколько упражнений, направленных на саморегуляцию при наличии стрессовых переживаний и негативных эмоций, и выполнить упражнения вместе с обучающимися.
Примеры упражнений на усмотрение педагога
Упражнение «Квадратное дыхание»
Сядьте удобно: одну руку положите на живот, другую на колено, плечи и голова опущены, глаза закрыты.
Сделайте глубокий вдох через нос на счет 1, 2, 3, 4 (растяните свой вдох на 4 секунды).
Пауза/задержите дыхание на 1, 2, 3, 4 (пауза на 4 секунды); длинный выдох через рот на 1, 2, 3, 4 (растяните свой выдох на 4 секунды).
Снова пауза/задержите дыхание на 1, 2, 3, 4 (пауза на 4 секунды).
Повторить 4–6 раз весь цикл.
Упражнение «Брюшное дыхание»
Приложить ладони к животу и начать медленно вдыхать и выдыхать, считая до 10.
9
Сконцентрироваться на дыхании: глубокий вдох, а затем выдох в 2 раза длиннее вдоха (при этом важно не думать о том, что вызывает негативные эмоции);
Несколько раз быстро втянуть воздух носом, после чего сделать продолжительный выдох ртом.
Упражнение «Бабочка»
Голову держим прямо и неподвижно, руку кладем на противоположное плечо или предплечье (левую ладонь на правое, правую на левое). По очереди необходимо хлопать себя по плечам (правое/левое). (Можно добавить движения глазами. Если по левому плечу хлопает правая рука, то глаза при неподвижной голове смотрят влево, если по правому плечу – левая рука, то глаза смотрят вправо). При этом важно говорить себе: «Я сильный, я смогу», «Я справлюсь».
Педагог: Надеюсь, что теперь вы не только понимаете, какие чувства могут возникать при переживании подобной ситуации, но и знаете психологические техники, которые можете применять самостоятельно, чтобы совладать с ними.
Педагог: Очень важно в трудных ситуациях оказывать любую поддержку, проявлять уровень единения.
Чтобы поддержать пострадавших в теракте и их близких, предлагаю сделать белый крокус и приколоть к одежде (видеоинструкция в методических материалах).
Демонстрация видеоинструкции
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.