Сценарий фольклорной игровой программы "Уникальность казачьего быта"
Оценка 4.9

Сценарий фольклорной игровой программы "Уникальность казачьего быта"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +4
doc
воспитательная работа +1
7 кл—11 кл
18.01.2020
Сценарий фольклорной игровой программы "Уникальность казачьего быта"
Сценарий "Уникальность казачьего быта" имеет активную форму реализации - игровая конкурсная игра, в ходе которой учащиеся среднего -старшего школьного возраста систематизируют имеющиеся знания ко истории, традициям, культуре и быту донских казаков. В системе дополнит ельного образования такое мероприятие является контрольным срезовым (итоговым) при изучении большого раздела программы по краеведению.
Сценарий Уникальность казачьего быта.doc

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г.Сальска

 

 

 

 

 

                                

Фольклорная  игровая  программа

 «УНИКАЛЬНОСТЬ КАЗАЧЬЕГО БЫТА »,

( по истории, традициям и обрядам Донского казачества)

 

 

 

                                                          Разработал: Артюшина Н.Н., методист                                                                  

                                                              туристско- краеведческого  структурного

                            подразделения ДПШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.

 

 

Состав игровой команды: команда краеведов учащихся 7-11-х классов                         ( обучающиеся в краеведческих объединениях и учащиеся занимающиеся краеведением в школе) в количестве 5 человек

 

Форма проведения:  игровая программа.

 

Цель -   Формирование  у обучающихся высокого уровня общей культуры и толерантного сознания на основе нравственных ценностей.

 Создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.

Задачи:    

 - Развивать познавательный интерес, стремление изучать  историю и культуру Дона; показать уникальность и значимость этих знаний  в   духовном  и личностном развитии;

- Расширять кругозор детей, приобщать к жизни, быту и культурным традициям;

- Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, нравственные качества обучающихся  посредством привлечения к активной творческой деятельности;

- Прививать любовь к родному краю; сохранять  бережное и уважительное отношение к историческому наследию своего народа.

 

Оборудование, материал:

- ПК,экран, магнитофон, аудиозаписи;

- слайдовые презентации к этапам игровой программы;

- игровой инвентарь к  разыгрыванию традиций: сабли, фуражки, платок, пуля др.

- набор «пословиц» (в разрезанном виде).

 

 

 

 

                                    

                                 

 

 

 

 

 

Тихим  фоном звучит песня «Степь да степь кругом, путь далек лежит...». Заставочные слайды  ( № 1) 

Ведущий: - Дон, земля донская... Произносишь эти слова,  и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, бескрайние поля с золотыми налитыми колосьями, барханы угля и руды у старых шахт. 75 лет Ростовской области – веха не малая!  А скажешь «Дон – батюшка», образы  казаков встают: Ермака, Платова, Разина да Булавина, и сотни других донцов, прославивших Дон и Россию своими славными деяниями. Сколько почестей воздали казакам, но сколько незаслуженной хулы излилось на  них! Все прошло, века пролетели, как мгновения, но осталась память потомков неугасимая и неистребимая.

На фоне музыки ведущий читает отрывок из стихотворения «ДОН» Анатолия Софронова.

 

Откуда Дон берет начало,

 

Где скрыта вечная струя,

 

Что вниз по руслу величаво

 

Уходит в дальние края?

 

Под невысокою березкой

 

Начало Дон свое берет;

 

Из-под травы земли московской

 

С Ивана-озера течет

 

Века идут… Но не мелеет

 

Донское русло на пути;

 

Все выше ростом, все смелее

 

Казачье воинство в степи.

 

К нему идут Донец и Маныч –

 

Меньшие братья с двух сторон…

 

Мой тихий Дон, ты, Дон Иваныч,

 

И от меня прими поклон.

 

В исполнении вокальной группы юношей  Сальского казачьего кадетского профессионального лицея  звучит  казачья песня

 

Ведущий:  - «Веселы привалы, где казаки запевалы». Любят, поют, создают и хранят песни у нас на  Дону. Жизнь – она нелегкая, всякое в ней бывает. Песня людям помогает жить. Людям без песни нельзя. Песня... она нужна как ключевая вода в нестерпимую жару. И если песня по нраву была, то  «гутарили»  казаки «ЛЮБО!» А вам, друзья эта песня «Люба»?  ( все отвечают, ведущий представляет исполнителей)

Ведущий: - Коль живешь на Дону, должен знать старину. Вот  потому и собрались мы  с вами сегодня  на наш импровизированный игровой  «казачий круг», чтобы  знаниями похвалиться,  традициями поделиться, да  на  наши донские обычаи подивиться.

- Итак, «Делу время – потехе час», познакомимся сейчас. Команды будут по очереди  представляться, удивлять нас  поэтическим словом да казачьим фольклором. А оценивать их визитные карточки  будут люди бывалые и уважаемые ( представление членов жюри)  

- Традиция велит слово говорить.

I.                  Визитная карточка объединения( команды) «Приветствие в казачьем стиле» ( до 3-х минут)

Ведущий просит членов жюри  при оценке выступления команд обратить внимание на выразительное,  оригинальное преподнесение материала, использование  в своем выступлении  фольклорного и современного творчества ( песен, попевок, пританцовок, шуток и прибауток). Оценка визитки – 5-ти бальная.        

Ведущий: - История у донского казачества славная, давняя, традиции веками складывались. И нам с вами негоже  про то забывать, чай на Донской земле живем, вольным воздухом дышим. Про то и ведать должны. Не правда ли?

Ведущий раздает  командам сигнальные карточки и объясняет правила игры.

 В викторине команды участвуют парами.

 По правилам  викторины право на ответ имеет та команда, которая первой  заявится на ответ. Полный ответ оценивается в 1 балл. Вторая команда имеет право на дополнение или вторую версию. Полное дополнение также оценивается в 1 балл. Право на ответ имеет только один игрок команды, обсуждают всей командой. Если  ответ не полный, обрывочный, команда получает 0,5 балла.

- Играем по принципу «Кто смел, тот два съел» ( вызывается первая  игровая пара команд)

 

II. Вопросы к викторине «ДОНЦЫ – МОЛОДЦЫ»:

1.     Какие промыслы испокон – веков кормили  донских казаков?

Ответ: - Охота, рыболовство, виноградорство, коневодство, промыслы  и ремесла: лозоплетение, пчеловодство, овощеводство, торговля, в меньшей степени  земледелие и скотоводство.

Ведущий- Казаки той поры вообще были людьми завидного здоровья и долголетия. Основными занятиями их дома были охота и рыболовство, они не знали, как русские крестьяне, тяжести непосильного труда. По большей части они еще были старообрядцами, не курили, воздух и вода были еще кристально чисты. Многие из казаков жили так долго и насыщенно, что никак не могли дождаться естественного ухода, и однажды заявляли, что - хватит, пора и честь знать, ложились в уединенном уголке и, по сути, усилием воли заставляли жизнь покинуть свои тела.  Казакам, как условие их существования, требовалось накапливать, анализировать и усваивать опыт предшествующих поколений. Вся жизнь их была напряженным и никогда не прекращавшимся учением. Сначала казачонок, затем молодой казак внимательно слушал старших, напитываясь их собственным жизненным опытом и опытом их предшественников, сохраненным и донесенным до него в былинах, песнях и преданиях. Кто плохо учился, погибал в первом же бою

( вызывается вторая  игровая пара команд)

2 Что символизируют цвета казачьего флага?

( принимаются все версии, главное, чтобы они были доказательными)


ОТВЕТ: ФЛАГ  ВСЕВЕЛИКОГО  ВОЙСКА  ДОНСКОГО

А/ Флаг  Всевеликого  Войска  Донского  был  утверждён  в  мае  1918  года  на  Кругу  спасения  Дона.  Он  состоял  из  трёх  продольных  полос  равной  ширины:  синего,  желтого  и  красного.  В  постановлении  Круга  по  этому  поводу  было  сказано: « Три  народности  издревле  живут  на  донской  земле  и  составляют  коренных  граждан  Донской  области -  донские  казаки,  калмыки  и  русские  крестьяне.  Национальными  цветами  их  были:  у  донских  казаков  - синий,  у  калмыков  -  жёлтый  и  у  русских -  алый»В  1996  году  решением  Законодательного  собрания  Ростовской  области  к  левой  стороне  флага  были  добавлены  белая  полоса,  составляющая 1/5  часть  ширины  полотнища  и  символюзирующая  единство  Ростовской  области  и  России.

Б/ Флаг выдержан в традиционных цветах  донских казаков: Золотой означает в поисках славы и богатства. Красный-кровь, пролитую в борьбе за свободу. Синий - таинственый цвет Бога и Крови, готического наследия.

В/ По другой версии синий и жёлтый цвета — это Флаг Украины, а малиновый — это цвет казачества.   Ведь и язык казаков – это симбиоз украинского и русского. 4 мая 1918 года на заседании «Круга спасения Дона» под председательством атамана П. Н. Краснова были рассмотрены Основные законы Всевеликого Войска Донского. В законах оговаривалась и символика Дона:

                     

ст.48. Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области — донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков — синий, васильковый, у калмыков — желтый и у русских — алый. Донской флаг состоит из трех продольных полос равной ширины: синей, желтой и алой.

 

 ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА:

Г/ Флаг Всевеликого Войска Донского
…Донской казачий флаг впервые был поднят над Новочеркасском в мае 1918 г. До этого у донских казаков были лишь войсковые знамена, пожалованные русскими царями. Флаг 1918 г. был символом независимого государства Всевеликое Войско Донское. Всего два года просуществовало оно, дав казакам («Основные законы Всевеликого Войска Донского»), двух атаманов — Краснова и Богаевского и трехцветный национальный флаг, сине-желто-красный. Если флаг Российского государства (под которым сражались белогвардейцы) символизировал единство трех славянских народов: русского, белорусского, украинского, то флаг Дона символизирует единство, проживающих в крае, казаков, калмыков и русских. Синий — казачество. Желтый — калмыки, тоже включенные в казачье сословие. И красный цвет — все иногородние (украинцы, русские, армяне)…

Ведущий: - Любили казаки свои земли, свои реки, хутора и станицы. И куда бы казака ни забросила служба, всегда грустил о своей сторонке, всегда слал ей свой сыновний привет. Ибо таков был уклад жизни казачьей – «свое люби, цени и защищай»

Вызывается  следующая пара игроков.

3. Назовите все столицы Всевеликого войска Донского?

 

1. Раздоры. Раздорский городок (1571 – 1620 гг., 1643 - 1644 г.).

 Раздорский городок являлся столицей донских казаков вплоть до 1620 года.

2. Монастырский городок (1620 – 1637 гг., 1642-1643 гг.).
  Перенос столицы донского казачества из Раздор в Монастырский городок или Нижний Яр (в некоторых актах — просто Нижний) связан, прежде всего, с удалённостью Раздор от Азовского моря и устья Дона. Столичный период Монастырского городка характеризуется активизацией казаками морских походов по Азовскому и Чёрному морям и их борьбы с турецким Азовом. История не сохранила документов, но есть уверенность, в том, что более важной причиной переноса «столицы» была самая заветная мечта казачества – взятие Азова. Долгих семнадцать лет донские казаки испытывали судьбу, находясь буквально под носом у коварного и сильного противника. И все эти годы они шаг за шагом приближались к своей цели…

 Под предводительством походного атамана Михаила Татаринова двинулись 19 апреля 1637 года казаки на  взятие Азова. Осада крепости длилась два месяца и завершилась её взятием. Казаки расположили в крепости свой гарнизон. Началось историческое «Азовское сидение» казаков.   
   Когда же развалины Азова в 1642 г. пришлось снова отдать туркам, главный стан возвратился назад в Монастырский городок. Сюда же перевезли останки всех погибших защитников Азова, по их завету: «да не лежать нашим костям

в басурманской земле». Их погребли в общей братской могиле на берегу Дона.
    Нападение на Азов султан казакам не простил. Через год в 1643 году превосходящим силам турок и татар, несмотря на героическое сопротивление казаков, удалось «сбить с куреней всё Войско», разорив до основания Монастырский и Черкасский городки. Казаки отошли выше по течению реки Дон и укрепились в Раздорском городке.
   Монастырский городок более уже никогда не возобновлялся.

 

3. Черкасский городок Старочеркасск (1644-1805 гг.).    В апреле 1644 года атаманом донского казачества стал Павел Фёдоров. Он собрал сильный отряд казаков и «из Раздор за многим кровопролитие и боями пошёл и поставил городок на старом месте, по старине, на Черкасском острове».     Причиной переноса «Главного Войска» из Раздор в Черкасский городок явились те обстоятельства, что Раздоры к тому времени уже не подходили для «стольного» города, во-первых, из-за их удалённости от Азовского моря и, во-вторых, по причине, которую называли сами казаки «…тот остров Раздоры возле реки Дон, а остров обошёл Донец.  Из Черкасска казаки выступали в далёкие походы…

4.  Неоднократно Черкасск подвергался стихийным бедствиям виде наводнений и пожаров. В августе 1744 года Черкасск практически весь сгорел и позже уже не смог полностью восстановиться. В 1805 году, когда столица Войска Донского была пересена в Новочеркасск, Черкасск стал именоваться Старочеркасском.

5. С приходом Советской власти столицей был объявлен г.Ростов-на-Дону (1918 г.), однако казаки не признали его столицей и открыто об этом заявили.

 

4. Кто мог стать казаком и с какого возраста принимали в казаки?

Ответ: Ошибочно полагать, что казаками были только исключительно русские и украинцы – на самом деле это была многонациональная община. Именно это и стало основой будущего казачества. Ведь когда коренные люди смешались с приезжими, то это очень сильно отразилось на формировании культурной и духовной составляющей зарождающегося в тот момент казачества, что и дало такие узнаваемые этнические приметы.

Здесь были люди отовсюду – татары, украинцы, поляки, ну и, конечно же, в основном, выходцы из разных российских городов, в том числе и москвичи, среди которых были даже бояре. Сюда убегали от прошлой жизни, от преследования властей и просто к безграничной свободе. Они сами избирали себе атаманов и каждый имел право голоса. Сами же решали все дела общины, а также споры – никто им не был указом – даже царь. Каждый знал, что если уеден на Дон, то его там примут, и никогда не отдадут в руки властей.

Т.о. казаки – это не национальность, а общность народов, делом, ратным подвигом доказавшие свою принадлежность к казачеству. В казаки принимали по делам, по заслугам.

Принимали в казаки с 16 лет на казачьем кругу.

Ведущий: - Смотришь на настоящего казака и невольно радуешься их гордой осанке, бравому виду, знающих себе цену людей. Как тут не вспомнить сказанное в «Картинах былого Дона»:  - Была у них сила неуемная, веселье в боях и пляске лихой, в песнях звонких и раздольных. Да то и не диво: ведь каждый, кто просился в казаки, проверялся в походах дальних, испытаниях суровых, отсеивался как жито на лопате, и слабое, пустое зерно, словно мякина на ветру, отлетало. А молодцы добрые, надежные, сердцами твердые оседали на Дону.

5. Что собой представляет древний герб Донских казаков?

Ответ: ЕЛЕНЬ ПРОНЗЕН СТРЕЛОЮ - древний герб Донских Казаков.

Войсковой герб Войска Донского есть в голубом щите черный, стилизованный степной «"Елень"(олень) пронзен стрелой» — старый герб до-Петровского Донского казачества. Этот герб изображается на печати Войсковой в круге, надписью кругом: «Всевеликое Войско Донское». Олень,   пронзенный   стрелой  (символ непокоренности).

 Голый казак - прежний символ Всевеликого Войска Донского. По легенде, когда Петр I был на Дону, ему встретился местный воин, который предстал перед императором в чем мать родила. Царь был поражен наглостью «нудиста» и спросил его, куда тот подевал свою одежду?
- Пропил, - признался казак.
- А шашку почему оставил?
- Как же без нее?! Я ж казак!
Такая преданность тронула царя, и он велел увековечить образ казака на гербовой печати Донского войска. Однако в 1918 году образ голого мужика со спиртным в государственной символике посчитали аморальным, и заменили на более романтичный ранний - оленя, пробитого стрелой, но не упавшего.

На заседании Всевеликого  Войска  Донского    в  мае  1918  года  на  Кругу  спасения  Дона. 
ст.49. Восстанавливается старинная печать и герб Донского войска, изображающего оленя, пронзённого стрелою.

 

6. Кто из трех богатырей, изображенных на картине В.Васнецова «Богатыри» был добрым старым казаком? Расскажите о нем.

Казаки, которые сугубо почитают преподобного Илию Муромца как своего предка

1 января (по новому стилю) всем Православным миром совершается память преподобного Илии Муромца, Печерского, что позволяет наполнить этот выходной и праздничный для всей страны день не менее праздничным христианским смыслом и содержанием. Могучий богатырь, герой древних былин, Илия Муромец закончил свой жизненный путь в стенах Киево-Печерской Лавры, зримо соединив в своей жизни жертвенное служение ближним, Отечеству и Богу.

Славянская гипотеза

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В. М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами. По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот — «разбойник». Также — «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками

Ведущий: - Для казака Дон Иванович-батюшка был хранителем. Ему в прощальной молитве оставлял свою семью казак. Его поминал он в далеких

краях. Не случайно сказано «Тихий Дон». Именно за тишину, за мир и порядок ценится семья. Дон — символ справедливости, мира и семейного счастья.

 В основе  казачьей семьи  всегда лежал «домостроевский уклад», уважение  традиций:

1. Безмерное почитание гостя.

2. Уважительное отношение к старшим является внутренней потребностью любого казака. «Господа старики – первейшие казаки».

3. Уважение к женщине. «Нет такого дружка, как родная матушка».

В основе морально-нравственных устоев казаков находятся 10 заповедей Христа.

Наряду с Господними заповедями в казачьей среде чрезвычайно строго соблюдались обычаи, поверья, традиции, связанные с повседневной жизнью. Их несоблюдение осуждалось всеми жителями станицы, хутора, поселка.

 III. Разыгрывание  обрядовых традиций

 ( с помощью предложенных атрибутов)

Ведущий предлагает разыгрывать традиции по очереди  двум командам. Кто сможет показать интереснее и более полнее. Очередность устанавливается по жребию ( тянут из мешочка фишки красного и синего цвета).

 

1        Рождение мальчика в семье. Какие подарки дарили гости? ( выбрать из предложенных, назвать не достающие)

Ответ: Рождение мальчика у казаков, так же как и у русских, считалось большим счастьем, так как каждый мужчина получал еще при рождении надел земли, так называемый «пай». Однако в материалах есть указание на то, что мальчику делались особые подарки «на зубок»: «Дед с бабкай идуть, тетка там, абизательна нисуть какой-та падарак. Или авечку дорють, или худобу какую-та там, чи телка. «Это тибе внучик! Это тибе на твае щастя!» Типерь жы ни носят. А раньшы ище кастюмы дарили. Саблю дарили гадов в семь-восимь. Сабля та ж ни маленькая, она ж па зимле будит» [3]. На девочек это все не распространялось.

Приносили в подарок: Стрелу,    патрон,    пулю,    ружье    и развешивали все это на стене.

2        Казачья мудрость гласит «Сумел родить – сумей на коня посадить». Какая традиция и ритуал лежат в основе этой народной мудрости?

Ответ: -Сажали ребенка на коня с раннего возраста, что можно расценивать как элемент мужской инициальной обрядности: «Кагда сидеть он можыт, посодють иво на каня, да придерживають, чтоб ни упал». Но начиная с двух лет его регулярно сажали на коня. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла), то это всегда примечали: «Сразу видна, что он будит наезьник хороший, сразу видна, что он будит настоящий салдат! . Таким образом, посажение на коня является способом определить дальнейшую судьбу и качества казака-воина.

-Назовите основную цель воспитания у казаков детей, особенно мальчиков.

Ответ: Сделать из казачонка воина, способного встать на защиту родного Дона и матушки-России.

Ведущий: - Свадебный обряд в духовной культуре донского казачества занимает, пожалуй, центральное положение как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий, состояний, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов, действующих лиц и словаря.

3.     Как совершался обряд женитьбы по казачьим традициям? Где это происходило? ( разыграть, можно показать варианты)

Ответ: - 5 веков назад свадьбу на Дону играли совсем иначе. Этот обряд «рыцарского» периода истории донского казачества (XVI-XVII вв.) описан едва ли не каждым историком или краеведом: «... Жених и невеста, согласившиеся вступить в супружество, являлись вместе на местную площадь во время народного собрания (т.е. на казачий Круг. – Б.П.). Здесь, помолившись Богу и кланяясь на все стороны, жених называл свою невесту по имени и говорил ей: "Будь ты мне жена", и невеста же, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, говорила ему: "А ты будь мне мужем". После этого брачившиеся целовали друг друга и принимали от собрания поздравления с вступлением в законный брак, затем торжество оканчивалось пиршеством». Здесь, в этой редуцированной свадьбе XVI—XVII вв., уже заложены существеннейшие черты донского свадебного обряда.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: - Конечно, в то время церквей на Дону практически не было, а батюшка избирался самими казаками на Кругу из своих же собратьев на определенный срок, после которого он, так сказать, возвращался в строй. Но следует, видимо, согласиться с тем, что благословение брака Кругом было выше Божьего благословения. Дело дошло до того, что в своё время грозный атаман Степан Разин выгнал с Дона попов и велел играть свадьбы «у вербовых дерев», т.е. вернул донскую свадьбу едва ли не к языческой («умыкание невесты у воды») традиции. Религиозное своеволие донских казаков оказалось настолько устойчивым, что главным «ангелом-хранителем» свадебной церемонии даже в конце XVIII – начале XIX в. на Дону считался находящийся перед или подле жениха ведун (сбережатый), которого «дружко» обязан был приискать.

- С установлением церковной составляющей свадебного обряда (икона в храбром поезде, венчание-благословение молодых иконой при встрече в доме жениха) ведун стушевался и постепенно трансформировался в свадебного колдуна. Но обычай оберегания жениха и невесты не только не утратился, но приобрёл самые разнообразные формы: и одевание рыбачьей сети под платье невесты (сейчас этого уже нет), и уголки крестиком на венчальном наряде невесты, и пшено в сапоге жениха, и мак вместе с зерном и хмелем во время обсыпания молодых, и т.д. В этом же ряду и белый платок, за который держатся новобрачные при входе в дом.

Общеупотребительное клише «Я из родительской воли не выходу» касается в равной степени как жениха, так и невесты, причём последняя обладает относительной свободой выбора и даже правом вето на предполагаемую кандидатуру в мужья. Если окинуть взглядом весь обряд, то всё предсвадебье и начало дня свадьбы вплоть до венчания сосредоточено на половине невесты, которая, будучи засватанной, определяет весь ход подготовки к бракосочетанию, отводя жениху пассивную роль: посетить вечеринку у невесты, забрать приданое (постель), терпеливо ждать результатов переговоров дружка со свашкой у закрытых ворот, терпеть капризы продавцов места рядом с невестой в эпизоде сидения на посаде и т.д. И лишь после венца инициатива постепенно переходит к молодому супругу, хотя сама молодуха вплоть до финального эпизода остается в центре внимания участников обряда. Косвенно, но весьма выразительно самостоятельность невесты подтверждает следующий фрагмент рассказа донской казачки о предназначении приданого:

«Вазьмёть он йиё вот такую-ты вот, ф платтицы, он: "Та мне большы нихто ни нужын, мы нажывём сабе!" А раньшы этава нет. Восимь падушык, пярину хорошую, две ватных адиялы, читыри прастины – полностью справить. А сундук – сорок рубашек накладуть туда, вот, надявать на телу. Эта фсё чистачки. А раньше ис сваво сундука год целый пользуисси. А тады ни шматочка в этам дваре ня купять, ни метра. И ни абижаица. Гот прайдёть, тада ани купять ей на зависку, на фартук купять, а ана тада пакланица в ноги, што купили ей на фартук». Ирония последней фразы – в том же ключе относительной свободы казачки в семейной жизни, что и знаменитая донская кладка, включающая «крытую шелковым или шерстяным матерьем шубу, овчинную нагольную шубу, два платья ситцевых (или одно шерстяное), два платка, колпак и башмаки – новые»; её родители невесты выговаривают... от родителей жениха к браку». Эту свободу поведения в предбрачный период и после венца казачка должна была завоевать, доказать полным сосредоточением на семье, муже, детях и доме после свадьбы, самоотверженной жертвенностью во благо рода, занятием того места в казачьем обиходе, которое она сама с печальной иронией обозначает присловьем «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик», Добавляя к нему шутливо-объективное «казак же в доме для красоты». Путь к свободе был очень долог, потому что почти 5 веков назад свадьбу на Дону играли совсем иначе.

4.     Покажите развод по-казачьи. А могла разведенная казачка выйти замуж вновь?

Ответ: - патронажная роль мужа-казака, берущего под свою защиту новобрачную. Наглядным доказательством этой роли служит укрытие полою одежды женщины, переходящей от одного мужа к другому: «Прикрытие полою казаки почитали очень важным символом: оно значило снять с отказанной жены бесчестье развода». Трогательно патронажную роль казака-мужа подчеркивает его фуражка в красном углу вдовьего дома: и после смерти казак заботится о той, с которой получил благословение общины.

5.     Какие виды наказания недобрых казаков существовали  в разные времена? ( покажите атрибуты)

Ответ: битье розгами, плетью, «в куль да в воду» ( в 16-17 веке), выгоняли из казаков.

Ведущий ( берет в руки фуражку): - Как и все другие части казачьей одежды, казачья шапка — предмет особого сакрального мистического смысла. И пусть этот смысл для большинства казаков был потерян давным-давно — ритуал соблюдался и соблюдается до наших дней!

 

За курганом пики блещут, пыль клубится, кони ржут,

 

И повсюду слышно стало, что донцы домой идут.

 

Они к Дону подходили, Сразу кивера долой!

 

Они Дону говорили: «Здравствуй, наш отец родной».

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Это не просто художественный образ. Это зарисовка с натуры. Во многих книгах, статьях встречается сцена — со станции казаки в пешем или конном строю или поодиночке, возвращаясь в родные места,

идут не домой, а прежде всего к Дону, к Хопру, к Донцу… Здесь, на берегу, казаки срывали с голов фуражки и бросали их в волны реки. Затем, умывшись, а то и искупавшись, напившись родной водицы, насухо утирались свежим полотенцем и доставали из тороков или заплечного «сидора» новенькую фуражечку и только тогда шли домой.

 

6.     Показать, как атаман отбирал казаков а дальний поход? ( использование атрибутов)

Ответ: СЕРЬГИ (у  мужчин) -  означали  его  роль  и  место  в  роду.  Так,  единственный  сын  у  матери  носил  одну  серьгу  в  левом  ухе.  Последний  в  роду,  где  нет,  кроме  него,  наследников  по  мужской  линии,  серьгу  в  правом  ухе.  Две  серьги в обоих ушах - единственный  ребёнок  у  родителей.  Кроме  символического,  сакрального  значения  языческого  древнего  оберега,  играли  и  утилитарную  роль.  Командир  при  равнении  налево  и  направо  видел,  кого  следует  в  бою  поберечь.
Вторая версия: Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

IY.  «В пословице не зря слово молвится»

Условие: каждой команде предлагается по одной разрезанной на части казачьей пословице, которую они должны собрать и объяснить ее смысл.

Ведущий  предлагает сравнить  ответ команд с эталоном на экране.

Слайды «ПОСЛОВИЦЫ» (с фото) №__

Жюри оценивает это задание в  2 балла ( правильно собрать – 1 балл; суметь  объяснить – 1 балл)

 ( собрать пословицу  из отдельных частей воедино и объяснить ее смысл)

ПОСЛОВИЦЫ:

1.     Кому Дон тих, а кому – лих ( своим на Дону хорошо, врагам – туго)

2.     Кони  в лугах, что жемчуг в шелках ( красивы и ценны)

3.     Казак молодой, а сноровка старая. ( казак пользуется опытом старших, усваивает опыт поколений)

4.     Пироги на кустах терна не растут ( чтобы что-то в жизни  иметь, надо трудиться)

5.     И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. ( о военной выправке, об умении воевать...)

6.     Донская земля дармоедов не кормит. ( о трудолюбии, только трудом будешь сыт)

7.     Коня гладь не рукой, а овсом с мукой. ( хороший корм – лучшая ласка)

- 13 -

8.     Казан проверяют по звону, а казака по слову.

9.     Где тревоги, туда казаку и дороги. (казак по первому зову встает на защиту своей земли, семьи...)

10. Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору. ( казак всегда стремится к славе, быть достойным, лучшим, не ищет легких путей)

11. Без атамана казак сирота. ( атаман казаку как отец родной)

 

Ведущий:  - Нынешнее казачество славно лишь тем, что петь и плясать умеет не хуже своих дедов. И не зря говорено « Казак – донец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец!»

Выступление танцевальной группы Сальского казачьего лицея.

Y.    «Казачий перепляс» ( мастер – класс)

Мастер – класс ведет _____________________________________________

Эх, топни нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьет,

Али эти подошьет.

Данный конкурс проводится при  условии, если  возникает спорная ситуация с 2-мя командами, претендующими на призовое место (в форме перетанцовки «кто лучше и правильнее» по образцу танцора) либо проводится как МАСТЕР – КЛАСС для всех желающих ребят в зале, пока подводятся итоги.

Ведущий:  - «Казаки сыграли большую роль в становлении и укреплении российской государственности и всегда отважно защищали Родину. Для современной России очень важно, чтобы казачьи общины активно развивались, сохраняли свою историческую и культурную самобытность, воспитывали молодёжь в духе патриотизма и любви к Отчизне»

Подведение итогов: жюри подводит итоги суммируя баллы команд после выполнения заданий на каждой станции. Победителями становятся команды,  набравшие наибольшее количество баллов.

- Слово предоставляется председателю жюри ___________________________________________________________________

Награждение:  команды, занявшие 1-3 места в игре-путешествии награждаются  почетными грамотами.

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Состав игровой команды: команда краеведов учащихся 7-11-х классов ( обучающиеся в краеведческих объединениях и учащиеся занимающиеся краеведением в школе) в количестве 5 человек

Состав игровой команды: команда краеведов учащихся 7-11-х классов ( обучающиеся в краеведческих объединениях и учащиеся занимающиеся краеведением в школе) в количестве 5 человек

Тихим фоном звучит песня «Степь да степь кругом, путь далек лежит

Тихим фоном звучит песня «Степь да степь кругом, путь далек лежит

Меньшие братья с двух сторон…

Меньшие братья с двух сторон…

По правилам викторины право на ответ имеет та команда, которая первой заявится на ответ

По правилам викторины право на ответ имеет та команда, которая первой заявится на ответ

Донской области - донские казаки, калмыки и русские крестьяне

Донской области - донские казаки, калмыки и русские крестьяне

Ведущий: - Любили казаки свои земли, свои реки, хутора и станицы

Ведущий: - Любили казаки свои земли, свои реки, хутора и станицы

Раздор за многим кровопролитие и боями пошёл и поставил городок на старом месте, по старине, на

Раздор за многим кровопролитие и боями пошёл и поставил городок на старом месте, по старине, на

Да то и не диво: ведь каждый, кто просился в казаки, проверялся в походах дальних, испытаниях суровых, отсеивался как жито на лопате, и слабое, пустое…

Да то и не диво: ведь каждый, кто просился в казаки, проверялся в походах дальних, испытаниях суровых, отсеивался как жито на лопате, и слабое, пустое…

Славянская гипотеза По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян

Славянская гипотеза По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян

Рождение мальчика в семье. Какие подарки дарили гости? ( выбрать из предложенных, назвать не достающие)

Рождение мальчика в семье. Какие подарки дарили гости? ( выбрать из предложенных, назвать не достающие)

Круг. – Б.П.). Здесь, помолившись

Круг. – Б.П.). Здесь, помолившись

И лишь после венца инициатива постепенно переходит к молодому супругу, хотя сама молодуха вплоть до финального эпизода остается в центре внимания участников обряда

И лишь после венца инициатива постепенно переходит к молодому супругу, хотя сама молодуха вплоть до финального эпизода остается в центре внимания участников обряда

Ведущий ( берет в руки фуражку ): -

Ведущий ( берет в руки фуражку ): -

Слайды «ПОСЛОВИЦЫ» (с фото) №__

Слайды «ПОСЛОВИЦЫ» (с фото) №__

России очень важно, чтобы казачьи общины активно развивались, сохраняли свою историческую и культурную самобытность, воспитывали молодёжь в духе патриотизма и любви к

России очень важно, чтобы казачьи общины активно развивались, сохраняли свою историческую и культурную самобытность, воспитывали молодёжь в духе патриотизма и любви к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020