Групповое логопедическое занятие по теме: «Звук [р]. Буква Р”
Этап: автоматизация звука в словах.
Цель: Закрепление произношения звука [р] в словах, состоящих из 2-3 слогов со стечением согласных.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слышать звук среди других и определять его
место в слове
- закрепление связи звука и буквы
Коррекционно-развивающие:
-развитие слуховой и зрительной памяти, слухового и зрительного восприятия
- расширение и уточнение лексики по теме «Овощи»
- развитие мелкой моторики
- развитие связной речи
Воспитательные:
- воспитание мотивационно - потребностной сферы учащихся
Оборудование: зеркала, профиль артикуляции звука [р], предметные картинки, табличка с буквой, слоговая таблица, разрезная азбука, звуковая линейка.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Речевка: Мы спокойны всегда
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо
Чисто, чётко говорим
Потому что не спешим
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
II. Виды работ на занятии.
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Психогимнастика.
Раз, два, три в животных и птиц превращаемся мы. Ребята, изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит (р-р-р). Молодцы! А теперь изобразите, как мурлычет ласковая кошечка (мур-р-р). Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и кричит тоненьким голосом (кар-р-р)
3. Сообщение темы и цели занятия.
Вы наверно догадались, какой звук мы будем учиться поизносить (звук [р]). Правильно. Сегодня на занятии мы продолжим учиться произносить звук р. А для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
4. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика выполняется с опорой на картинки-образы «Качели» - рот открыт, губы в улыбке; широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, а затем к нижним.
«Чищу зубы» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот.
«Лошадка» - щёлкать кончиком языка по твёрдому нёбу.
«Индюк» - водить языком по верхней губе из стороны в сторону. Сначала медленно, затем быстро, добавить голос.
«Вкусное варенье» - кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыт.
5. Уточнение правильной артикуляции звука [р].
Вывешивается профиль артикуляции звука [р]. Повторение артикуляции звука:
кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка. Средняя часть языка – спинка опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
6. Изолированное произношение звука. (Устанавливается взаимосвязь артикуляции, слуха, движения)
Ребята кончик языка сейчас
Поработает у нас.
Приготовились к полёту,
К запуску моторов
( руки согнуты у груди)
Глубоко воздух вдыхаем,
С силой ветер выдыхаем…
Кончик языка тотчас
Завибрировал у нас р-р-р
Произнесение звука [р] хором и индивидуально.
7. Работа по теме.
Фонетическая разминка.
Проговаривание чистоговорки с показом действий.
Оры-оры-оры, собираем помидоры
Ур-ур-ур, кормим кур
Ор-ор-ор, подметаем двор
Работа по развитию фонематического слуха.
А) Игра «Умеешь ли ты слышать?»
Ребята, какой звук вы должны услышать в слове, которое я буду произносить? ( звук [р] ). Что вы должны сделать, если в слове вы услышите звук [р] ? ( поднять флажок)
Слова: шар, бусы, рот, петух, рак, ухо, парта, мак, комар.
Б) Игра «Доскажи словечко»
Кто придумает конец, тот и будет молодец.
· В реке большая драка
Поссорились два…(рака)
· Я сегодня утром рано
Умывался из под…(крана)
· Слон шагает по дороге
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост,
У слона огромный…(рост)
Работа по развитию целостного зрительного восприятия.
А) Игра «Угадай-ка »
На доску прикрепляются предметные картинки (помидор, огурец, картошка, морковь, репа), которые дети называют за учителем: « Это помидор» и так далее. Как назвать предметы, иозображённые на картинках одним словом?
(овощи)
Какие ещё вы знаете овощи? Где растут овощи? (на грядках, в огороде). Для чего выращивают овощи? (их едят) Что можно приготовить, сварить из овощей? (салат, сок, суп, пюре)
Детям предлагается ещё раз посмотреть на картинки и закрыть глаза, а в это время логопед переворачивает одну картинку. Дети вспоминают, что изображено на картинке.
Физкультминутка. (с выполнением соответствующих движений)
Раз, два, три, четыре
Руки выше, ноги шире
Влево, вправо поворот,
Наклоны назад,
Наклоны вперёд.
Работа по развитию навыков звукового анализа.
Загадывание загадок, определение в слове - отгадке место звука в слове: начало, середина, конец (работа со звуковыми линейками)
· Круглый бок, жёлтый бок-
Сидит в грядке колобок
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)
· На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный? (огурец)
· Как на нашей грядке вырос синьор,
Круглый да красный, зовут…(помидор)
Работа по закреплению связи между звуком и буквой.
Выставляется буква Р. Звук [р] посмотри- вот это твоя буква.
Букву Р писать несложно
Справа к палке осторожно,
Подрисуем мы кружок,
И получится флажок.
Детям предлагается изобразить букву Р с помощью пальчиков, а затем найти в разрезной азбуке.
Работа со слоговой таблицей.
Образование слогов с буквой р, чёткое их произнесение и чтение по слоговой таблице ( хором и индивидуально)
Работа по формированию фонематического анализа и синтеза.
На доску прикрепляется картинка, на ней изображён хор. Учащимся даётся значение слова хор (хор - это группа певцов).
А теперь ребята давайте поработаем со словом хор. Назовите первый, второй, третий звук этого слова. ([х], [о], [р] ). После этого дети составляют это слово из букв разрезной азбуки. Затем им предлагается заменить букву х на букву с. Какое слово получилось? (сор); букву о на букву ы, прочитать получившееся слов. (сыр)
Игра «Буквы рассыпались»
К доске прикрепляются буквы:
Р, О, С
О, Х, Р
Р, Ы, С
Детям даётся задание составить из этих букв слова и прочитать их.
Развитие связной речи.
Составление предложения со словом хор. (У нас хор.) Работа с предложением.
-Из скольких слов состоит предложение? (из 3 слов)
-Назовите первое слово? (у)
-Назовите второе слово? (нас)
-Назовите третье слово? (хор)
- Назовите слово в предложении с изучаемым звуком? (хор)
Составление условно-графической схемы предложения.
8. Итог занятия.
Ребята, какой звук учились сегодня произносить? (звук [р])
Как произносится звук р ? ( дети повторяют артикуляцию звук [р])
Какие слова запомнили с этим звуком? (репа, огурец, помидор, хор, сор и др.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.